Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ВВЕДЕНИЕ

Религия — часть духовного опыта, который имеет практически каждый мыслящий и думающий человек. В свое время Апостол Павел сказал, что: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. ..» (Послание к евреям 11:1). Существует понятие духовного опыта, который часто подсказывает людям, что в мире есть некие, запредельные силы, которые могут оказывать влияние на человеческие мысли и чувства. У большинства людей подобного духовного опыта нет. Они считают, что мир возникает сам по себе, без учёта духовного опыта самих людей, без какого-либо внешнего вмешательства. Очень часто люди начинают искать духовные опоры, которые не связаны с верой в Бытие Бога, и ищут их в раскрепощении человеческого сознания, в творчестве, в нравственном совершенствовании, в различного рода политических концепциях (националистических, коммунистических, демократических). В результате возникло большое количество новых религиозно-философских учений и сект, которые предлагают свои способы решения духовных проблем. Курс «История религий» важен в том смысле, что может рассказать об основных мировых религиях и новых религиозных течениях, опираясь на результаты научных исследований в области истории, археологии, культурологии, истории философии, истории искусства. Именно поэтому данный курс является вспомогательной исторической дисциплиной. Однако знание основ своей веры должно также вырабатывать уважительное отношение к культуре и вере своих соседей. Молодежная среда часто бывает восприимчива к шовинистическим и околорелигиозным идеям, поэтому курс «История религий» необходим прежде всего для того чтобы студенты могли разбираться в различных околорелигиозных течениях, которые умело используют как патриотическую, так и шовинистическую идеологию. Помимо этого, история религий, как отрасль исторической науки, изучает типы и формы религиозных верований, историю возникновения и становления различных религиозных групп и культов. Изучение религии неизбежно приводит исследователя к рассмотрению вопросов историко-философского характера, которые обращают внимание исследователей на мировоззренческие проблемы развития человека, общества, государства. Поэтому мы можем говорить, что курс «История религий» призван рассматривать и эти вопросы. Термин «история религий» может употребляться в двух категориях: для обозначения процессов развития религии, которые протекают во времени, и для названия дисциплины, которые эти процессы изучает. Учебник «История религий» является учебником по курсу «История мировых религий» для бакалавров по специализации «Теория и история искусств» — 073900 и написан в соответствии с учебной программой данного курса. Учебник соответствует требованиям с Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения и может быть использован при подготовке студентов гуманитарных вузов и факультетов, обучающихся по направлениям: 522400 — Религиоведение. Степень (квалификация) — магистр религиоведения, 521800 — Искусствоведение (история искусства). Степень (квалификация) — бакалавр искусствоведения. Учебник «История религий» соответствует общекультурным компетенциям, регламентируемым ФГОС ВПО. В соответствии с этими компетенциями студенты и выпускники должны владеть культурой мышления, способностью к восприятию информации, т.е. способностью осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, иметь собственные и толерантно воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные взгляды, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур (ОК-1); способностью осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роль и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ (ОК-2); способностью иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3); способностью к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способностью к диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике, обладание критическим мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения, анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента (ОК-4); способностью логически верно, аргументированно и ясно строить литературную и деловую устную, письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5); способностью осознать и внутренне принять (усвоить) духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу, способностью использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-6); способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами данных в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7); способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, понимания необходимости ведения здорового образа жизни (ОК-8); способностью самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);способностью осознать и внутренне принять основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира (ОК-Ю); способностью при необходимости применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК—11); способностью к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции, способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний (ОК-12); способностью осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ, способностью осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, сформированными религиями (ОК-13); способностью осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-14); способностью к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (с обучающимися на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе) (ОК-15); способностью находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-16). Структура учебника состоит из 7 разделов и 35 глав. Учебник может помочь методическому обеспечению преподавания курсов религиоведения, философии, культурологии, спецкурсов по различным гуманитарным дисциплинам.

Автор посвящает свой труд своим преподавателям: доктору исторических и географических наук Льву Николаевичу Гумилёву (1912-1992), доктору исторических наук Александру Лазаревичу Станиславскому (1939-1990), кандидату исторических наук Александру Соломоновичу Гроссману (1927-2008), доктору исторических наук Виктору Александровичу Муравьеву (1941-2009), кандидату исторических наук, профессору кафедры древних языков истфака МГУ Андрею Чеславовичу Козаржевс- кому (1918-1995), доктору философских наук Милораду Божовичу Савичу (1918), кандидату философских наук Сергею Михайловичу Половинкину (1935), доктору исторических наук, академику РАО Сигурду Оттовичу Шмидту (1922-2013) и доктору технических наук Татьяне Георгиевне Маклаковой (1925-2011), чьи идеи и мысли в том числе повлияли на методическое обеспечение данного учебника.

Автор стремился к систематизации представленных в современной литературе философских, религиозных концепций развития общества, а также к систематизации сущностных и структурных сведений об истории религии, ее роли в жизни общества и государства, ее влиянии на развитие человека и его сознания. В завершении каждого раздела в учебнике приведены контрольные вопросы. В конце учебника представлены вопросы к промежуточной аттестации и зачёту, примерные темы рефератов, а также терминологический словарь.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>