Концепты Рассудок, Разум, Ум и Мудрость в поле русского сознания

В статье представлено описание русских концептов Рассудок, Разум, Ум и Мудрость. Изложение ведётся методом конструирования концептуального поля сознания, обоснованным автором на базе концептологии. Суть метода: в результате последовательного снятия несущественных для предикатов элементов текста выявляется исходный денотат, представляющий одновременно предметное значение и объём понятия, а в самом тексте оты- скиваются десигнаты, совмещающие в себе словесное значение и содержание понятия. В последовательном соединении денотатов и десигнатов строятся законченные понятия об- щего смысла, выражающего концепт в его целом. На основе денотатов строятся семантические константы (постоянные), которые выражают всю сумму потенциальной «причинности», представленную ещё в теории «четырёх причин» Аристотеля: основание, условие, причина, цель. Соотношение выявленных признаков выражает двуединство мысли и дела - соответственно Разум - Рассудок и Ум - Мудрость. Мудрость - высшая форма Ума, постигающая сущности. Ум и Мудрость вбирают в себя Рассудок и Разум как действующие силы мышления. Представлено прочтение текстов в дискурсивной проекции - как подтексты высказываний авторов, подсознательно оперировавших скрытыми за словами концептами русского сознания.

Ключевые слова: концептуальное поле сознания, Ум, Разум, Рассудок, Мудрость, денотат, десигнат, семантическая константа

Vladimir V. Kolesov,

Doctor of Philology, Professor, Saint Petersburg State University (11 Universitetskaya nab., Saint Petersburg, 198504, Russia),

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

The Concepts of Mind (Um), Reason (Rassudok), Intellect (Razum) and Wisdom (Mudrosf) in the Conceptual Field of Russian Conscience

The article describes the Russian concepts of ‘Rassudok’(Reason), ‘Um’(Mind), ‘Razum’ (Intellect) and ‘Mudrost”(Wisdom). They are presented by the reconstruction of the conceptual field of conscience, founded by the author on the basis of conceptology. The essence of this method is as follows: by successive removal of the elements of the text that are non-essential for the predicate, the source denotatum is revealed, which represents both the substantive meaning and the scope of the concept, and in the text designate are found that combine the verbal meaning and the contents of the concept. The consecutive connection of denotata and designate builds completed concepts of the general meaning that expresses the concept as a whole. Semantic constants are built on the basis of the denotata that express the full amount of the potential "causality" that was presented as early as in the theory of "four causes" of Aristotle: the base, the condition, the cause, the purpose. The correlation between the expressed attributes reveals the duality of thought and action - ‘Intellect-Reason’ and ‘Mind-Wisdom’ respectively. ‘Wisdom’ is the highest form of ‘Mind’ that comprehends essences. ‘Mind’ and ‘Wisdom’ absorb ‘Reason’ and 'Intellect' as operating powers of thought. The article presents readings of the texts in discursive projection - as subtexts of the statements by authors that subconsciously operated with concepts of the Russian conscience that are hidden behind the words.

Keywords: conceptual field of conscience, Mind, Intelligence, Reason, Wisdom, denotatum, designatum, semantic constant

Начнём с некоторых общих понятий концептологии -учения о концептах.

Лингвистический концепт и логическое понятие представляют собой одну и ту же содержательную единицу сознания (conceptus),

но разной интенсивности. Это вызывается синкретизмом ?роявлений когнитивистики, но по той же причине переводчики часто смешивают термины концепт и понятие, работая с иностранным текстом. Аналитизм научно-

© В. В. Колесов, 2016

75

го метода требует разложения целого на составные части, и тогда понятие предстаёт только одной частью концепта. В процессе познания концепт расширяется за счёт прибавления новых форм - реально он всего лишь понимание.

Определяя понятие как идею через её противоположности к вещи и к знаку, выходим на синергийную связь трёх (в составах семантического треугольника), представляющую собой замкнутую неизменную систему, которая изучается на синхронном уровне. Чтобы придать этой системе движение, необходимо добавить ещё один компонент, и тогда на плоскости образуется концептуальный квадрат, согласно постулату С. Н. Булгакова: «Четверица та же троица, только в движении». Это структура с четырьмя составами - конструктивными образом, понятием, символом и ментальным «зерном первосмысла» - концептумом (сопсер^т - ‘зерно’). Теперь понятие окончательно сузило своё содержание до своего современного реального состава. Это зона действий диахронической лингвистики, включившей в изучение константу времени (ср. хронотоп). По суждениям некоторых философов, такая константа отражает цельность и законченность объекта.

Перед нами не игра словами, а реальная картина взаимных отношений в относительной связи концепта и понятия. Всё зависит от точки зрения, от перспективы исследования, от его конкретной цели. В частности, большое значение имеет категория причинности, восходящая к теории «четырёх причин» Аристотеля. Это зависимость условия, причины и цели от своего основания («Во всем есть своё основание» гласит Закон достаточного основания Г. Лейбница). Причинность направляет действие понятий и «частных» причин. Как и всякая помысленная категория, Причинность может представать метонимически в различных формах, выраженных разными словами, ср. развёртку «четырёх причин» в виде семантической константы (смысловой постоянной последовательности членов Причинности):

Сведём разноимённость признаков Причинности в сводную таблицу:

Все три горизонтально связанные имени обозначают ментально одно и то же - с позиции синтезирующего «зерна» концептума как основания, но взятое в разной проекции тернарного состава причинности. Здесь Причинность 1 отражает реальные отношения в их онтологии (это события) - как таковые совместно это единство Следствия; Причинность 2 выражает логические связи в их гносеологии (это факты), т. е. собственно Причинность; 3 - указывает лингвистические отношения в их герменевтическом статусе (это язык) - в проявлении содержательных форм концепта. Аналитически представленные соотношения определяются установками различных познавательных подходов, а именно «состояние - условие - образ» находятся в центре внимания реалистов с их установкой на сознание, «действие - причина - понятие» интересуют прежде всего номиналистов, нацеленных на познание, а «результат - цель - символ» являются предметом преимущественно концептуалистов, которые захвачены идеей знания.

Основываясь на этих положениях, представим описание концептов, заявленных в заглавии статьи. При этом будем строго выделять основание (отвечает на вопрос ЧТО?), условие (отвечает на вопрос КАК?), причину (отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?) и цель (отвечает на вопрос ЗАЧЕМ?). Руководствуясь этими вопросами, мы и будем выделять из контекстных предикатов составы Причинности как совокупности основания, условия, причины и цели. В конечном счёте, составы Причинности позволят нам строить семантические константы, вскрывающие неявный концептуальный смысл привлечённых к анализу текстов.

РАЗУМ И РАССУДОК

Понятия разума служат для понимания, понятия рассудка для суждения.

Иммануил Кант

Разум - практическое приложение ума и рассудка, духовно подразумевающее целесообразность, полезность, смысл и внутренние связи вещей, что определяется навыком (наука) и искусом (умение). Утилитарное приме- нение разума («здравый смысл») предполагает результат созерцаемый (ведать как видеть) и осязаемый (понять как схватить), оценкой которого служит ясность и чистота мысли. Высший Разум (греч. сю_) лежит вне мирской разумности и воспринять его во всей полноте невозможно.

Общеславянское в церковнославянской форме от раз- 'часть' (восходит к корню со значением 'удаР ). и Ум 'сознание, чувство' (рус. форма рдзум) - следовательно, «действие (удар) ума»; др. рус. 'способность познавать и мыслить', 'знание, познание', 'представление (понятие)’,‘умонастроение’,‘смысл (слова)’, ‘содержание (текста)’,‘причина, основание’, ‘довод, соображение’,‘принцип, закон’,‘путь, способ' (все 1073), 'мысль, дух' (1096), 'понимание, разумение', 'мнение, точка зрения', ‘помышление, стремление’,‘суть, сущность’, ‘предмет обсуждения’,‘признак, примета’(все XI в.), 'воля, желание' (XII в.), 'указание, знак' (1261). Широкий разброс значений в XI-XII веках указывает на необработанность свежего концепта, концептум которого связан с греческим влиянием. Ооврбмбнноб диалектное выражение быть в разуме 'находиться в нормальном психическом состоянии, понимать' близко к исходному значению концепта.

В «Словаре эпитетов» концепт Разум не представлен, как и концепт Рассудок. Это потому, что определение при соответствующих словах, как выражающих абсолютные концепты сознания, крайне редки; в наших материалах:

Разум - бедный, быстрый, глупый, твёрдый - признаки глубинные; разум беспристрастный, спокойный, человеческий - интенсивные.

Предикаты выявляем из контекстов:

Нет, не будем клеветать разума человеческо- го - неистощимого в соображениях понятий (Пу?кин). ? Разум на? не из одного того составлен, что он сам открыл или выдумал, но из всего того, что он знает (Чаада- ев). - Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями (Гоголь). - Разум человека есть начало живое и цельное; его деятельность в отношении к науке заключается в понимании (Хомяков). - Человеческий разум наделён способностью к абстракции, которая позволяет ему, после того, как он медленно обошёл и по отдельности иссле- довзл... множество ?рвдметов,соединить их в одной и той же мысли (Бакунин). - Разум или смысл есть не что иное, как взаимоотношение всего в едином." Где есть мера, предел, норма, там есть тем самым и разум, и идея (Вл. Соловьев). - Истинная причина есть разум... Самый разум должен пробуждать в нас совесть (С. Трубецкой). -И,главное, разум никогда не замечает,что его подкупили (? естов). - Логическое слово разума соответствует внешнему, механическому единстве мира (С. Булгаков). -Разум есть в конечном счёте не что иное, как отчётливое, ясное, непротиворечивое описание или констати- рование содержания нашего опыта ... Разум, в смысле простой способности теоретического знания, конечно, не может нас спасти (С. Франк).

В разум верят метафизики." Разум может познавать бытие, потому что бытие ему сообразно, заключает в себя разум (Бердяев). - Разум раскрывается в теоретической деятельности человека и отражается в жизни... Повсюду и неизменно в понимании начало деятельное исходит от разума, начало пассивное даётся природой... Разум есть как бы мир, выраженный в символах, -мир есть как бы разум, выраженный в вещах, и только ?оэтому возможно познание мира разумом, возможно понимание, возникающее о мире в разуме (Розанов). - Разум является живой и бессмертной сущностью человека, силой созерцания и любви... Разум и сердце становятся единым целым; сердце зрит, и зрение его разумно; разум всемогущ, он верит и молится (И. Ильин). - Ибо разум, сам себя развивающий, сам собою и ограничивается (И. Киреевский). - Сам разум останавливается там, где кончается область очевидного и познаваемого (Лопатин). - Деятельность разума образная и образующая, он хочет видеть истину (Бурлака). -Пожалуй, бесспорно, что англичане понимают разум как здравый смысл, французы - как остроумие, русские - как раздумчивую неторопливость осмысления... (Бондарев). - Как и чувство, разум не даёт удов- летворения, не может находиться в статичном и самодостаточном состоянии, и одновременно он, подобно вере, безмерен.... То, что сказано, то разумно (Галковский). -Критерием истинности суждения является разум (Л. Гумилев). - Разум есть способность синтетическая [в отличие от аналитического рассудка], он есть способность усмотрения высших основных принципов бытия и мышления... Стихия разума - в созерцании идей... Разум истинен, но не мочен." У современного «человека с улицы», у человека массы в наше время особенно развит рассудок при почти полном отсутствии способности разума (Левицкий). - Разум - это своевольное движение (Пришвин). - Человеческий разум не является форму- лой энергии,а производит действия, как будто ей отвечающие (В. Вернадский). - То, что мы называем разу- мом - то есть способность ассоциировать, предвидеть, обобщать, - присуще любому мозгу любого крупного млекопитающего (Невзоров // Изв. 2010. № 61).

Ср. суждения западных мыслителей, которые на эту тему высказываются щедро: Отличительнейшая черта разума - его недоверие к себе (? аскаль). - Разум есть способность идей (Кант)• — Разум — это высшее соединение сознания и самосознания, т. е. знания о предмете и знания о себе... Борьба разума состоит в том, чтобы преодолеть то, что фиксировано рассудком (Гегель). - Слово разум есть понятие Нового времени. Оно подразумевает как способность человека, так и устроенность вещей... В традиционной логике разум означает способность делать заключения, то бсть способность получения знания из чистых понятий без помощи нового опыта... Разум существует лишь в конкретно-исторических формах (Гада- мер). - Разум отнюдь не дар, которым владеют, но взятое на себя обязательство... Для меня разум в подлинном и строгом смысле слова есть всякое действие ума, посредством которого мы устанавливаем связь с реальностью и встречаемся с трансцендентным. Всё остальное - только ум, нехитрая домашняя игра без последствий (Ортега-и-Гассет). - Разумом мы называем всеведущую открытость, которая в каждом акте рассудка есть нечто большее, чем рассудок. Разум даёт нам представление об истинном, пользуясь для этого формами рассудочного мышления. •. Разум есть движущая сила, которая до- водит рассудок до той границы, где он терпит поражение (Ясперс). - Разум есть внятие того, что есть, и это одновременно всегда означает, и что может быть, и что должно быть (Хайдеггер). - Разум существует только в виде сознания (Коллингвуд). - Разум же - это высшая цель, ?рбсл?дующая объединение различных типов мы?пения и деятельности (Рикёр). — Разум — это не творческая, а скорее гармонизирующая, контролирующая сила... Разум нацелен на то, чтобы исправить односторонность, а не уничтожить сам инстинкт (Рассел)• — Разум, то есть способность мыслить абстрактно, проявляется только у homo sapiens и представляет собой результат развития способности мышления... Разум есть частный и специ- ализированный тип мышления (Вальверде). ? Разум имеет третье измерение - глубину, благодаря которой он проникает в суть вещей и процессов (Фромм).

Дополнительный материал дают термины, производные от концепта:

Разу/иенае- Старославянское в значении ^онима- ние’ ? калька с греч. /6/7"ог ‘мышление’; др. рус. ‘понимание, познание’ (1073), ‘суждение’ (1144), ‘мышление, размышление’ (XII в.), ‘акт мышления’ и ‘смысл, идея’ (XV в.). Разумение представлено как крайнее, полное, совершенное, в современном представлении это 'точка зрения,.

Предикатные признаки немногочисленны и все обозначают понимание:

Опричники руководствуются не уставом, а своим крайним разумением (Пушкин). - Пустое конципирова- ние - иллюзия абстракции; конципирование всегда и разумение, т. е. оно не только фиксирование логической точки, но и сознание её текучей, динамической полноты... Акт понимания или разумения, акт восприятия и утверждения смысла в концепте выступает как бы заключённым в оболочку концепции, формально-логического установления (Setzung) (Шпет). - Его (Петра I) разумение подобно его стране: потаённо обильностью, но дико лесной и звериной очевидностью (А. Платонов).

Разумность - Новое русское (начало XIX в.) от разумный ,рассудительный,, определение только одно, но характерное: мирская. В современном понимании ‘толковость’.

Предикатные признаки столь же редки, и на их основании также невозможно построить семантическую константу - признак недавнего слож ? ния конц ? птз:

Разумность - знание, инстинкт того, что важно, о чём боль?е всего думать, и что не важно (Л Толстой). ? Разумность не есть необходимость, она только условие возможности (Хомяков). — Всё это различие степе- ней разумности в мире от булыжника до «божествен- ного» Платона не есть что-нибудь бессмысленное или противное идее (Вл. Соловьев). - Разумность порядка в максимальной мере благоприятствует существованию идеальных, высших начал человеческого бытия в условиях, вытекающих из несовершенного состояния мира (С. Франк). - Киреевский не придавал решительного значения природным или врождённым свойствам народа. Ценность русской истории и русского народного склада определялись для него этим высшим «началом» православной истины - цельности и разумности (Флоровский).

Ср.: Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум (Гегель). - Разумность означает теперь нахождение верных средств для достижения поставленной цели, причём вопрос о разумности самой этой цели не ставится (Гадамер).

Таким образом, предел понимания концептов подтверждают основные признаки денотата (объёма понятия = предметного значе- ния), выявленные из рассмотрения концепта Разум.

  • 1. ЧТО? Созеруанбуе ибей, взаимоотношение всего в едином, безмерность и синтетичность, сам собою и ограничивается,?ервое воплощение ума, живая сущность человека, начало живое и цельное.
  • 2. КАК? Преходящая ступень сознания, простая способность тборотического знания, постижение только очевидного, останавливается там, где кончается очевидное, раздумчивая неторопливость размышления, высиюе проявление мыслительной способности и воли, способность обобщать, способность к абстракциям.
  • 3•?ОЧЕМУ? Деятельное качество, истинная причинность, гармонизирующая, контролирующая сила, движущая сила, действующая сила, образная деятельность, описание опыта, из него исходит своевольное дви- жение, двигатель,?робуждает совесть.
  • 4. ЗАЧЕМ? Понимание, познаёт абсолютное и бесконечное, способность познавать бытие, способность самостоятельно мыслить в направлении к собственной цели, смысл, мера и предел, высшая способность в победе над страстями, мир, выражаемый в символах, творчески порождает существенное, предстаёт в синтезе, высшая цель.

Возможные семантические константы -

Читается: Разум - это представление всего в едином способностью теоретического знания постигать истинную причинность в познании абсолютного и бесконеч- ного. Философское толкование конечных результатов научного мышления.

Читается: Разум - это живое и цельное начало раздумчиво неторопливого мышления, гармонизирующей и контролирующей силой (сознания) способное познавать бы- mtve. Психологическое толкование «от субъекта», также в своём конечном варианте.

Обобщённая семантическая константа строится по опорным элементам выявленных объёмов:

Читается: Разум - это созерцание идей как преходящая ступень сознания и деятельное начало в понимании высшей цели. Как и все предыдущие определения, и это также выражает предельность представлений о Разуме как интеллектуальной силе человеческого сознания.

Сравним представленные определения с западным пониманием Разума:

  • 1. Основание - способность идей, всеведущая открытость, обладает глубиной третьего измерения.
  • 2. Условие - взятое на себя обязательство, соединение сознания и самосознания, существует только в сознании, специализированный тип мышления.
  • 3. Причина - способность делать заключения, движущая сила, гармонизирующая и контролирующая сила.
  • 4. Цель - связь с реальностью и трансцендентным, высшая цель объединения мышления и деятельности, соединение того, что может быть, с тем, что должно быть,?одразумевает как способности человека, так и устроенность вещей.

Возможные семантические константы:

Читается: Разум - это способность идей соединять сознание и самосознание ради движущей силы связ(ывания) реального с трансцендентным, т. е. вещи с идеей. Философское толкование абстрактного типа.

Читается: Разум - это всеведущая открытость взятых на себя обязательств делать заключения ради соединения мыш

ления с деятельностью. Оба определения рациональны, но различаются как объективное 1 и субъективное 2. Поразительно единодушны все высказывания относительно цели - все они толкуют о необходимости связывать «вещи» действительности с «идеями»

МЫ ? Л6НИЯ.

Рассудок - практически полезная способность ума-разума к осмыслению мира в чётких оценках - суждениях. Является рациональным составом (суд) в категориях здравого смысла (разум), когда доводы целесообразности и полезности превосходят действия чувства. Отталкиваясь от исходного суждения, рассудочный человек рассматри- взбт положбниб в логической последовательности, ос|юрмляя рассуждения в слове (умо- заключение). Именно рассудок обосновывает правду отдельного человека и определяет справедливость общественных законов. Бывает, что суждения, казавшиеся неоспоримыми, с развитием разума теряют смысл, пере- ходят в разряд предрассудков и вызывают смех. Для русского человека рассудок - важнейшее свойство разума, рассудительность - качество умного человека («Глупый осудит, а умный рассудит»).

Новое русское (1771) от раз- ‘часть (удар),и суд - ‘договор’,можно перевести как ‘действие суждения*. Десигнатные признаки ограничены, все входят в разряд глубинных: голый, здравый, полный, твёрдый, трезвый, и интенсивных: объективный, человеческий.

Предикаты: Рассудок есть способность по преимуществу аналитическая, из данных посылок выстра- ивающая следующие отсюда с логической необходимостью выводы... Стихия рассудка - в построении сети силлогизмов. Рассудок по своей природе утилитарен. Для рассудка не существует ни добра ни зла, но лишь - польза или вред." Прогресс рассудка сопутствуется регрессом интуитивно-эмоциональной сферы (Левицкий).

Человек, не повинующийся законам рассудка и привыкший следовать внушениям страстей, часто заблуждается (Пушкин). - Деятельность творческая - воля; отражательная восприимчивость - вера; окончательное сознание - рассудок (Хомяков). - Рассудок заключает в себе две особливые способности, необходимо нужные для каждого художника, - остроумие и проницательность... Остроумие находит сходства, проницательность видит различия (Мерзляков). - Антиномичность ? от дробности самого бытия, - включая сюда и рассудок как часть бытия (Флоренский). - Современная человеческая мысль утратила свою первозданно-глубинную почву... она ухватилась за чувственный опыт... поэтому мысль стала абстрактной и мёртвой, это уже не разум, а голый рассудок (И. Ильин). - Материализм основан на господстве отвлечённых функций человеческого рассудка, продукты которого проецируются вовне и в таком абстрактном виде абсолютизируются (Лосев). - Рассудок -это рациональная составляющая познавательной деятельности, синоним разума, интеллекта, мышления, ума. Иногда рассудок понимается как «здравый смысл» - способность мыслить всякого «нормального» (т. е. обычного) человека в отличие от научных, философских или художественных форм мышления... Рассудок либо питает разум, который в самом себе содержательно пуст, либо разум диалектически снимает рассудочность, инте- грируя её содержание в качестве абстрактного момента (Бурлака).

Славянский ум сводится к рассудку (Галковский).- Все чёткие, как в математике, термины. Итак, главное в рассудке — соотношение, способность правильно держать... Раз рассудок - инструментарий, то с ним должно правильно обращаться и не делать работу стамески фуганком (Гачев). - Нет веры к вымыслам чудесным, Рассудок всё опустошил (Тютчев).

Ср. суждения западных авторов: Способность мыс- лить и бсть рассудсж... Способность представления о всеобщем есть рассудок (Кант). - Сознание этого пред- мета есть рассубсж... Мы?ление, порождающее лить конечные определения и движущееся в них, называется рассудком...Рассуцок есть способность мысленно определять вообще и фиксировать в мысленных определе- ниях. Его содержание как объективного рассудка составляют категории — мысленные определения бытия, об- разующие внутреннее единство многообразия (Гегель). -Научные понятия - вы согласитесь - являются продуктом рассудка, а не разума; они скорее произвольны, чем необходимы, подчиняются не философскому интересу, а практическим нуждам (Кроче).

На основании выявленных предикатов определим состав признаков, характерных для объёма понятий-денотатов:

  • 1. ЧТО? Высшая познавательная способность /иь/ш- ления, его рациональная составляющая, важнейшее свойство разума, особая способность ума, часть бытия.
  • 2. КАК? Окончательное сознанс/е, каким мышление подавляет интуитивно-эмоциональную сферу, инструментарий мышления, прост, аналитичность, мёртвая мысль.
  • 3. ПОЧЕМУ? Целесообразность и полезность нравственного чувства, утилитарен в режиме пользы, двумерен, способность правильно держать.
  • 4. ЗАЧЕМ? Выводы суждешя, мышление в суждениях здравого смысла, достигает конечных определений в виде категорий, построение сети силлогизмов, отвлечённые функции, всё опустошает.

Денотаты на основе высказываний западных мыслителей:

  • 1. Основание - способность мыслить, способность представления о всеобщем, способность определять общее.
  • 2. Условие - мысленные определения бытия, осмотрительное сознание, прост, сдержан, осмотрителен и проницателен.
  • 3. Причина - порождает конечные определения, подчинение практическим нуждам, предполагает существенное.
  • 4. Цель - предполагает существенное, осознание этого предмета.

Новые производные концепты пополнят данную характеристику относительно нашего времени.

Рассудочность - Новая русская калька (XIX в.) от рассудочный (1864). Признак единственный: односторонняя.

Предикаты: Основанием всего движения была односторонняя рассудочность и раздвоенность просветительского начала и совершенно соответствующая им раздвоенность общественной стихии (Хомяков). - Отвлечённое или рассудочное познание состоит в разложении непосредственного, конкретного воззрения на его

чувственные и логические элементы (Вл. Соловьев)• — Рассудочное есть в то же время необъяснимое... Рассудочность - она же закон тождества отвлечённого мышле- ния (Флоренский). - И разве рассудочность исчерпывает, вообще, человеческую природу: а, очевидно, она одна может быть придана окончательной формуле самим её творцом, разумом? (Розанов).

Рассуждение - мыслительный процесс размышления в суждениях, подводящий к определённому заключению. Др. рус. (XII в.) в конкретном значении 'обсуждение, распоз- нание' - калька с греч. S/dTcp/CT/f 'разделение, различение, разбор' при старосл. расужание 'рассудительность’,тожекалькасгреч.6сж"- oig 'образ мыслей'; др. рус. 'способность оценивать' и 'тщательное исследование' (XI в.), 'различение, умение разбираться в чём-л•’ (1073), ‘решение, заключение, определение’ (1076), ‘толкование, объяснение’(1668), ср. в рус. форме рассужение в тех же значениях, а также 'суждение' (XIII в.), 'разговоры, пересуды'(1551).

Постоянные признаки только глубинные (важное, ложное, сухое) и интенсивные: блестящее, логическое, отвлечённое, политическое, последовательное, следующее, сло- весное, универсальное, философское.

Предикаты: Движение человеческого ума не что иное, как ?оследоватбльное рассуждение. Достигнув ко- немного предела этого универсального рассуждения, человеческий разум достигнет полной своей мощи. Гегель (Чаадаев). - Против ложного рассуждения есть противоядие в самом рассуждении (И. Киреевский). - Существует слово - второй подъём сознательной жизни над теку- щей наличностью, над ттаута psi.... и только замысел - и цепь замыслов - логического рассуждения в некоторой степени спасает сознание от этого словесного безнзча- лия им дурной бесконечности (Вл. Соловьев). - Сухие, отвлечённые рассуждения едва ли доступны молодым людям, получившим воспитание в заведении искусственных минеральных вод (Салтыков-Щедрин). Ср.: Рассуждать -значит общаться с самим собой посредством словесных значений (Шпенглер).

Теперь можно построить схемы семантических констант по русским источникам:

Читается: Рассудок - это рациональная составляющая мышления, которая подавляет интуитивно-эмоциональную сферу сознания и ради достижения конкретной пользы порождает суждения здравого смысла. Практическое приложение Рассудка.

Читается: Рассудок - это высшая познавательная способность мышления, в окончательном сознании способная держать в целях достижения конечных определений в виде категорий. Философское определение Рассудка как формы познания.

Западное представление о Рассудке:

Читается: Рассудок - это способность мыслить посредством осмотрительного сознания с подчинением практическим нуждам ради осознания именно этого предме- та. Рационально-?рактическоб определение.

Читается: Рассудок - это способность представлений о всеобщем в мысленном представлении о бытии, предпочитающая существенное ради порождения конечных определений. Философское определение, в западной ментальности заменяющее определение Разума.

Соединяя все эти высказывания, представим схему семантической константы, полностью учитывающей все связи и отношения на категориальном уровне:

Читается: Рассудок - это высшая познавательная способность мышления, в окон

чательном сознании в целях целесообразно- сти пользы выстраивающая суждения здравого смысла.

В текстах часто сопоставляются Рассудок и Разум на фоне Ума. Все они подтверждают справедливость каждого из приведён- ных определений.

Ср.: У западных европейцев накопление разума завершено, и они ближе к возможному пределу развития, у них разум из отвлечённой силы вследствие накопления сделался силой действующей, idee force - рассудка (Меньшиков). - Для русского человека свойственно разделять ум и разум, соединяя в понимании разума высшее проявление мыслительной способности и воли человека (Концепты). - Рассудок познаёт то, что относительное, земное, разум - абсолютное, божественное, бесконечное... Рассудок, оцениваемый как «сухой», абстрактный, аналитический, якобы односторонне доминирующий в Европе, противопоставляется свойственному России цельному «разуму», воспринимаемому как общинный, глубокий, интуитивный, синтезирующий... Первоначально гносеологическая оппозиция рассудка и разума приобретает для русских этический, духовный, общественный, ре- лигиозный и историософский смысл (Идеи в России).

Ум без рассудка делается для нас опасным даром; рассудок же без ума никогда не дойдёт далеко в плодотворной деятельности, а равно ум и рассудок окажутся совершенно ненужными и бесполезными, если мы не будем применять их к делу... Ум поверхностен, капризен и своеволен, рассудок прост, сдержан и осмотрителен. Ум учит весёлому и приятному, рассудок - солидному и хорошему (Вейсс; под Умом понимается Разум). - Сущность рассудка - критика, сущность разума - творчество. Разум порождает существенное, рассудок его предполагает (? пенглер; точное отражение русской ментально- сти, для которой рассудок - «вещь», а разум - «идея»).

Сведём различия между этими концептами:

Разум

Рассудок

Познаёт абсолютное и бесконечное.

Познаёт относительное и конкретное.

Существует в трёхмерном измерении.

Существует в двухмерном измерении.

Синтетическая особенность мышления.

Аналитическая особенность мышления.

Разум преодолевает рассудок.

Рассудок снимается разумом.

При общности условий (сознание), Разум и Рассудок различаются в основаниях (глубинное созерцание идей - поверхностное мышление) и в конечных мелях действия (широко познание и конкретно суждение). В целом, Разум соотносится с Духом, тогда как Рассудок сближается с Душой - оба концепта идеальные. В противопоставлении Рассудка Разуму проявляется присущее русскому сознанию мировосприятие реализма, удваивающего действительный мир миром идеаль- ным, равновеликим ему и диктующим выбор предпочтений. Но в результате нашего анализа мы путём последовательных содержательных редукций дошли до уровня «пустых понятий»; возникает необходимость усилить их содержательно, актуализируя в виде образных понятий. В данном случае число их ограничено из-за не разработанности десигнатов: твёрдое сознание, человеческая осо- бенность, здравое сознание, трезвое сознание, объективная целесообразность и т. д. Именно подобными понятиями мы и создаём сеть сиюминутных представлений, познавая мир в его многообразии.

УМ И МУДРОСТЬ

Умный человек - это человек в целом... только тогда его разум становится мудростью.

Иван Ильин

Ум - смысл и самоб вещество мы?лбния и сознания человека в одухотворенном хотении (воля) со-знавать (вместе и внутри) и по-знавать (самому и вне). Подчиняясь логике практической полезности, оборачивается разумом (лат. ratio] «ум без разума - беда»); в единении с душой (духовность) и сердцем (любовь) постигает мудрость (разум душевный), опирается как на непосредственную наблюдательность (опыт), так и на умозрение (интуиция). Если ловкость ума-умения оборачивается хитростью и догадкой, то сила ума-разума зиждется на понятливости и внимательности, а непреходящая значимость ума-мудрости становится высшей формой проявления ума.

Общеславянское слово в значении ‘ум (проявление смысла)’ (ср. явиться); в др. рус. 'совокупность духовных сил (душа)', 'образ мыслей', 'разумение, понимание' (1047), 'способность мыслить и познавать’ (1057), 'мысль', 'промысел' (XI в.), 'причина, основание' (1144), 'рассудок' (1327), 'знание, умение', 'предначертание' (XIV в.).

В «Словаре эпитетов» выделено 222 определения при слове ум убирая синонимы и авторские эпитеты, получим следую- щий набор десигнатных признаков:

71/шчнь/е - гибкий, живой,зрелый, тонкий, точный, трезвый.

Глубинные - боевой, бойкий, большой, быстрый, великий, высокий, глубокий, жадный, здравый, зоркий, острый, светлый, смелый, тяжкий, цепкий, чужой.

Интенсивные-аналитический, блестящий, вдумчи- вый,восприимчивый, всеобъемлющий, въедливый, громадный, задний, изобретательный, изощрённый, критический, могучий, незаурядный, огромный, основательный, поразительный, практический, природный, проникновенный, пытливый, разносторонний, разящий, рассудитель- ный,русский,свободный, энергичный,ядовитый и т. д.

Длительные - нет.

Специально для «русского ума» отмечены следующие признаки: безличный, изобретательный, иронический, истинный, острый, чистый - весьма выразитель- ные по составу.

Предикаты выделим на основе следующих текстов:

Затрудняется смутный мой ум, слабый разум имея, не может нужных слов изложить по порядку (Кирилл Туровский, 1160-е гг.) — Ум не есть высшая в нас способ- ность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам всё то, что у нас уже есть. Он сам не движется вперед, покуда не двигнутся в нас другие способности, от которых он умнеет. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний..., ум идёт вперёд, когда идут в?ерёд все нравственные силы в человеке, и стоит без движенья и даже идёт назад, когда не возвы?аются нравственные силы (Гоголь). - Острый ум есть глаз гения; воображение и чувство - его крылья... ум как господствующая способность ду ? и благодетелен (Мерзляков). — Ум наш так составлен, что понятия у нзс ню истекают необходимым образом одно из другого, а возникают поодиночке, внезапно и почти не оставляя по себе следа... Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум (Чаадаев). - Развивать свой ум, значит именно менять и разнообразить свою точку зрения, питаться чужим, претворяя лишь его неузнаваемо по-своему (К. Леонтьев). - Ум, как говорили древние, есть правительственная или владычественная часть души (Юркевич). -Ум есть сущее как субъект представления и носитель истины, а вследствие этого также субъект воли, блага и чувства красоты. (Вл. Соловьев).

Настоящий ум начинается со скромности, то есть с некоторого плача о себе и своих силах, о своём бессилии; и, пропорционально этому, с внимания к окружающему, с желания учиться из окружающего... Ум по преимуществу раскрывается в практической деятельности человека - в способности умело вести дела личные и в умении устраивать дела общественные... Ум - это творчество в разуме (Розанов). - Ибо ум в конце концов укоренён и центрирован в сердце, так как личность имеет единый сокровенный центр (Вы ? еславцев). — Сильно талантливый человек и не может быть очень умным, потому что при уме должна быть злость и холод, а талант греет (Пришвин). - Ум можно определить как способность выносить суждение о единичном ? акте с высоты усвоенной тобою общей культуры... Ум не роскошь, а гигиена.это — умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с ? актами и со- бытиями реальной жизни, объективной реальности, и главное - самостоятельно эти знания добывать, пополнять (Ильенков). - Ум - чистая открытость, свобода вбирающей пустоты... Ум - то в человеке, что способно к экстазу, восторженному безумию (Бибихин).

Стародумовское: «Ум, коли он только ум, - сущая безделица» - находит отклик, кажется, во всяком русском... Стремление нравственное, сознание религиозное, деятельность не головою только, но и всеми органа- ми духа... и представляется нам жизнью до дна серьёзною, всецело достойною (Флоренский). - Но, чувство презрев, он доверил уму, ВдалсЯ в суете изысканий... И сердце природы закрылось ему, И нет на земле прорицаний (Баратынский).

Мьюниб лингвистов: В понимании ума русское сознание представляет способность человека думать и понимать нечто представляемое, подобно органу, при помощи которого осуществляются мыслительные операции. «Ум» и «разум» - самостоятельные концепты, на что указывают особенности их выражения в русском языковом сознании (Концепты).

Ср.: западное представление об уме Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму - основательность и медлительность (Монтень). - Наш ум, как и положено, напоминает качающийся маятник, всё остальное равнозначно тупости (Ортега-и-Гассет). - Ум очень нередко идёт вразрез с требованиями рассудка. Способный к увлечению, он иной раз видит только одну сторону предмета, забывая другие... Ум без рассудка делается для нас опасным даром; рассудок же без ума никогда не дойдёт далеко в плодотворной деятельности, а равно ум и рассудок окажутся совершенно ненужными и бесполезными, если мы не будем применять их к делу... Ум ставит целью приятное, рассудок - полезное. Ум поверхностен, капризен и своеволен, рассудок прост, сдержан и осмотрителен.. Ум учит весёлому и приятному, рассудок - солидному и хорошему (Вейсс). - Ум - это не способность абстрактного мышления, а способность человека постигать вещи в качестве реальностей и потому изменять их (Вальверде).

Пополним мзтбриэл СПбЦИЗЛЬНО для понятия «русский ум»:

Русский ум связан с душой (Гиренок). - Русский ум есть ум безличный по преимуществу (Чаадаев). - Этот ум, умеющий найти законную середину всякой вещи... есть наш истинно русский ум... Стало быть, полное беспристрастие возможно только в русском уме, и всесторонность ума может быть доступна одному только рус- скому (Гоголь). - Русский ум есть ум преимущественно практический... А между тем в русском уме есть жилка шутливости (П. Вяземский). - Всю русскую историю и всю нашу культуру, и всё наше теперешнее сознание создал наш, русский, ум (Шелгунов). - Ум наш требует фактов, доказательств; фраза нас не отуманит, а в самом блестящем и стройном создании фантазии мы подметим слабость основания и произвольность выводов... Здравый смысл и значительная доля юмора и скептицизма составляют, мне кажется, самое заметное свойство чисто русского ума (Писарев). - Русский ум не исходит из мысли, как ум германский, а из самой жизни приходит к мысли, как к орудию жизни (Бердяев). — Русский ум экзистенциален до гротеска, до сумасшествия (Горичева). -(Его) суждения давали повод думать, что французское проникновение в суть вещей соединялось у него со спокойным русским умом (Ладинский). - Есть западный ум, а есть русский. Понимаете? Америка от своей скудости ума шарит по странам, тянет к себе специалистов, разживается чужим умом... Русский ум, пересаженный на чужую почву, поливаемый материальным интересом, быстро выдыхается (Крупин). - Русский ум - изобретательный ум (Чехов). - Он здраво мыслит о земле, В мистической купаясь мгле (Вяч. Иванов. Русский ум).

По мнению лингвиста, специально изучавшего вопрос, «в русском сознании ум понимается как нечто измеряемое. Это в равной степени справедливо и для культуры элитарной, и для культуры народной. Однако характер измеряемости ума в каждой из культур различается. Элитарную культуру не интересует “простой” ум, воспринимаемый как норма и потому никак не маркируемый, -она ^измеряет" ум необычайный... необыкновенный» (Фархутдинова).

Раннее свидетельство иностранца: «У русских энергичный разящий ум. Их не заботят ни красота, ни изяще- ство слога, они тотчас берут быка за рога» (Казанова).

На основании предикатных признаков

ВЫД?ЛЯ?М ПрИЗНЗКИ Д6Н0ТЗТНЫ6:

  • 1. Сознание, представляет способность думать и понимать, господствующая способность души, правительственная часть души, врождённое чутьё, экзистенциален до сумасшествия.
  • 2. Содержит разум, воплощается в разуме, зависит от чувств, которыми и направляется, воображение и чувства - крылья ума, способен к увлечению, противореча рассудку, центрирован в сердце, поверхностен,

капризен и своеволен; русский ум связан с душой, основательная медлительность, изобретателен, скептичен, безличен, беспристрастен.

  • 3. Способность сравнивать, творчество в разуме, носитель истины, чистая открытость, свобода пустоты, качающийся маятник, исходит из жизни к мысли, здраво мыслит о земном, раскрывается в деятельности, приводит в порядок всё.
  • 4. Способность не к абстрактному мышлению, а к постижению реальности, умение соотносить знания с фактами, требует фактов, способность выносить суждения о фактах с высоты культуры.

Некоторые семантические константы:

Читается: Ум - это способность думать и понимать, воплощаемая в разуме ради творчества и умения соотносить знания с фактами. Рациональное определение.

Читается: Ум - это господствующая способность души, зависимая от чувства, чистая открытость к постижению реально- саш. Психологический оттенок действия Ума.

Читается: Ум экзистенциален до сумасшествия, способен к увлечению вопреки рассудку и раскрывается в деятельности суждений с высот культуры. Философское определение.

Чтобы определить авторство каждого из членов приведённых толкований, достаточно просмотреть список предикатов - результат впечатляет. Необходимо только помнить, что большинство высказываний относятся к прошлому, и оттенки выражений могут быть устаревшими.

В результате семантическую константу в самом общем виде можно представить следующим образом:

Читается: Ум - это проявление сознания в разумности мышления как способность творить в разуме ради постижения реальности.

Соотношение десигнатных и денотат- ных признаков строится обычным порядком, соединением десигнатных признаков с выявленными денотатами; в результате получаем сеть возможных номинаций типа живое постижение реальности, зрелое умение соотносить знания с фактами, глубокая и острая способность сравнивать факты, трезвое постижение реальности, блестящая изобретательность, незаурядная способность, и т. д. при отсутствии соединений с признаком основания, поскольку он постоянен в действии и выражает концептум.

Особого развития удостоилось образное понятие «задний ум» - природный ум бывалого человека, по наитию способного решить любую проблему, по меткому замечанию, «ум окончательных выводов» природного свойства; в современном употреблении - о непредусмотрительном, поздно спохватывающемся человеке; диалектное - 'упущение'. От збравого смь/сла отличается не рациональной, а скорее чувственной формой реакции на события. В древнерусском представлении господствовала «обратная перспектива»: передний -это прежний ("общий корень) - «на преднее возвратимся» - вернемся к прежнему; таким образом, задний — впереди, рядом с субъектом, это буквально последний в ряду, а, значит, и свежий в силе («стань к лесу передом, ко мне задом». Это последнее по времени, последующее действие, следующее событие (1288 г.). В книжных текстах до XIX века сочетание не отмечается, теперь же оно переосмыслено в связи с изменившейся перспективой взгляда («прямая перспектива»), понимается как «задним числом», после самого события. От здравого смысла отличается не рациональной, а скорее чувственной формой реакции на события.

Предикаты В текстах: (Крылов) - это наша крепкая русская голова, тот самый ум, ...которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум... Вследствие этого заднего ума, или ума окончательных выводов, которыми преимущественно наделён перед другими русский человек, наши пословицы значительнее пословиц всех других народов (Гоголь). - Знали, что начальство в этих случаях всегда крепко задним умом (Достоевский). -Поймём однажды, что... (мы) задним умом крепки от пространственное™ (Л. Леонов). - Житейские неровности и случайности приучили его (русского) боль-

ше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед.", он стал более осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчёт искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. (Ключевский). - Русский на- род, как и всякий народ, задним умом крепок (?ульгин). -Задний ум - медлительный и недоверчивый при виде нового, пользующийся готовыми образцами, противопоставляется «переднему» уму как высшей познавательной способности, помогающей изобретать и внедрять изобретения (С. Максимов). - Итак: Задний ум (природа) - общий ум (человек) - свой ум (Сам-человек). ...Мое остроумие в заднем уме, и оттого я вне общества, и оттого я писатель. Могу только среди своих (Пришвин). - Вылезем из ямы, подкормимся, а потом и опять можно за перестройку браться..., но уже укрепив человека задним умом (Кара-Мурза). -Задний ум не что иное, как итог, который рус- ский человек подводит в результате самоанализа. Русские люди аналитичны в повседневной жизни, они всегда ана- лизируют себя и своё поведение, ищут причины промахов и неудач, а когда находят их, то осознают их как задний ум, как понятое задним числом (Фархутдинова). - Куда ни побеги — ты изменник. Не отсюда ли — в мис|эологию во- шедший «задний ум» русских, лукавый расчёт на «авось» и звериная осмотрительность при невозможности что-ли- бо реально предусмотреть?.. Наш ум - задний ум. Это не тупость, это дурь. Это скомороший, кенотический («зрак раба») спрятать ум поглубже, оставить в запасе до страшного часа (Аннинский).

Таким образом, русский ум особенный. В. И. Даль говорит о нём, как о заднем уме. Русский человек «задним умом богат». Можно подумать, что задний ум всегда отстаёт от уже совершённого дела или испытанного чувства -осмысляет «задним числом» событие. Однако этнографы XIX века показали, что в русском представлении задний ум объясняется скудостью специальных знаний, недостатком достоверной информации и даже отсутствием разделения труда. Современное о нём представление «как итог, который русский человек подводит в результате самоанализа», делает упор на рефлексию «самоедства» и привязано к узко интеллигентскому пониманию дела... Задний ум у самого Даля скорее соответствует общему смыслу слова задний - то, что следует потом, а не сзади (задним умом догадлив - только после природных ощущений и чувства). Тут приводят и слова Лермонтова: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» - с запозданием развившимся? Пространственное задний заменено временным поздний. Для Михаила Пришвина несомненно следование: задний ум - природа, общий ум - человеческий, свой ум - сам человек. Апелляция к природе не столь уж и плоха в критический момент, когда только природа и спасает.

Мудрость - целокупность ума-разума и веры, личной совестью сплавленная в надличностное знание, присущее достойному пожилому человеку. Несёт в себе глубинное понимание мира, воплощённое в абсолютных величинах (понятие - символ) и выраженное в слове (притча, загадка, пословица). В отличие от разума, мудрость опирается не на практическое умение (наука), а на совесть («разум душевный»).

Общеславянское слово от мудръ из индоевропейского корня в том числе со значением 'живой, бодрый, плодовитый’; в др. рус. ‘ум, разум (благоразумие)’(1076), ‘учёность’(XII в.), ‘мудрёность (трудность)’(1274),Хитрость, лукавство’ (XIII в.), ‘произведение искусства’ (1618), 'приспособление, изобретение1 (1655).

У этого концепта полностью отсутствуют типичные признаки, в «Словаре эпитетов» указано только 37 определений, в наших текстах их ещё 20:

Глубинные: высокая, глубокая, суровая, яркая, ясная.

Интенсивные: безграничная, бездонная, божья, житейская, земная, змеиная, мистическая, народная, неизъяснимая, неистощимая, неиссякаемая, неисчерпаемая, сверхъестественная, сверхчеловеческая, таинственная, целительная,чудесная.

Длительные: вековая, древняя.

Предикаты:?од мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа... Мудрость как добродетель есть способность наилучшим образом достигать наилучших целей, или уменье целесообразнейшего приложения своих умственных сил к предметам наиболее до- стойным (Вл. Соловьев). - Мудрость есть начало и конец нравственной, т. е. истинной деятельности человека... справедливость и всякая добродетель есть мудрость (С. Трубецкой). - Слово aocpia хотя и переводится как мудрость или премудрость, но однако вовсе не означа- бт простого пассивного вое?риятия данности, вовсе Н6 означает нашего: разум, знание, наука и т. п. В нём содержится вполне определённое указание на творчество (Флоренский). - Во всех вещах мира есть измерение глубины. И в этой глубине есть потаённая дверь к мудрости и блаженству... Умный - это умный человек в целом: у него также умное сердце, умная воля, умная фантазия... только тогда его разум становится мудростью (И. Ильин). -Мудрость состоит в знании времени, когда следует указать людям, что согласно со временем года нужно рамы в окна вставлять или раскапывать завалинку... Мудрость человека состоит в искусстве пользоваться одной маленькой паузой жизни. Мудростью... называется та необходимая последовательность, с которой проводится в жизнь та или иная идея (Пришвин).

Людям простым, неучёным, рабам и нищим это внутреннее знание, мудрость, столь же доступно, как и людям властным, богатым и с высоким научным образованием... и составляет то, что называется «чистым сердцем» и «простым сердцем» и что справедливо почита- ется условием мудрости (П. Астафьев)• — Ибо мудрость есть не что иное, как совершенно живое, сущностное, бытие - знание, нравственно-делание, прекрас- но-творчество, светло-исповедание, или же, суммируя, жизнь в предмете, жизнь в С у щ е м . Мудрый мудростью живёт, всецело поставлен в бытии, в добре, в красе, в светлости, в каждом из них и во всех них (Яковенко). — Философия требует также мудрости, которая не даётся одним знанием (Левицкий). - Совершившийся факт - это есть мудрость (Салтыков-Щедрин).

По мнению лингвистов: В архаической традиции мудрость нередко понималась как некий дар (равно духовный и сугубо материальный), с помощью которого до- стигается ?роцветание, успех, удзча, независимо от того, идет ли речь об обретении высших духовных ценностей или богатства, скота, потомства (к сексуальному аспекту см.: слав. ‘тестикулы’)(Топоров). - Мудрость градуальна: её недостаток есть глупость, её избыток... однозначно оценивается отрицательно (Карасик).

Ср. суждения западных мыслителей: Мудрость, кажется, есть не что иное, как знание счастья (Лейбниц). -Было бы слишком требовать от людей мудроош как идеи законосообразно полного практического применения разума (Кант). - Мудрость - нечто холодное, и с этой точки зрения глупое (Витгенштейн).

Типы денотатных признаков:

  • 1. Сущностное бытие, дар духовный и материальный, умозрение целостности бытия, внутренняя цельность духа, глубинное понимание мира.
  • 2. Внутреннее знание, полнота знания, сознание добра и зла, неизменно радостное восприятие жизни, знание счастья.
  • 3. Творческая сила, ясное сознание закона, измерение глубины, искусство использовать момент, опора на совесть.
  • 4. Последовательность проведения идеи, совершившийся факт, нравственное делание, прекрасное творчество, всякая добродетель направлена на практические цели.

Общая семантическая константа концепта Мудрость, противопоставленная реальной действительности:

Читается: Мудрость - это сущностное бытие внутреннего знания как творческая сила ради нравственного делания. Частные константы укладываются в это общее определение.

Из определений западных авторов следует, что Мудрость для них - это холодное применение практического разума сродни удаче (счастье), и вообще глупость. Чёткое отличие от русского представления Мудрости как высшей цельности духа и глубинного понимания мира. В русском материале примеры образных понятий: вековое сущностное бытие, древняя цельность духа, безграничное внутреннее знание, мистическое сознание добра и зла, глубинная творческая сила и т. п. с возможными синонимическими вариантами.

Объективность представленных соотношений (так же и во всех остальных примерах разбора концептов - легко проверить) определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Всегда состояние условий создаёт действие причин, а верное внутреннее основание приводит к определённому результату цели. Примеры на общих константах: Мудрость - внутреннее знание как творческая сила (условие - причина) и сущностное бытие ради нравственного делания (основание - цель); Ум - разумность ума и творчество в разуме (условие - причина) и проявление сознания ради деятельности в реальности (основание -цель) и т. д.

Второе. Подбор денотатов также не является случайным. Обычно оказывается, что авторство принадлежит представителям определённого круга лиц, близких по идейным воззрениям или определённого времени действия, а то и просто одному и тому же мыслителю. Примеры в порядке предъявления: П. Астафьев — ?• Флоренский; Яковен- ко - Яковенко в первой константе; Писарев - Розанов; Шелгунов - Розанов во второй.

В заключение соотнесём семантические константы всех четырёх конце?тов в их русской версии:

Соотношение выявленных признаков отображает двуединство мысли и дела - соответственно верхний и нижний ряды. Мудрость предстаёт как высшая степень Ума (в целом, те же признаки), постигающая то, что Уму недоступно (сущности, а не вещи). Одновременно Ум и Мудрость вбирают в себя Разум и Рассудок как действующие силы мышления, основанного на сознании.

Перетекание объёмных предикатов создаёт ускользающую перспективу взаимных соотношений всех четырёх концептов. Соотношение концептов поддается пропорции

Ум/Мудрость : Разум/Рассудок = Логос : Рацио.

Соотношение концептов в границах концептуального квадрата также вполне опреде- лённо:

где R - референт, D - денотат, S - сигнификат (десигнат).

Ум как ?ерводвигатель признавался большинством с|эилосос|эов со времен Аристотеля, Разум как образное отражение Ума представлен в известной схеме Дионисия Ареопагита, Рассудок как рациональная сила сознания также хорошо известен, а символ Мудрости всегда поражал воображение людей. Вся парадигма коцептов данного ряда заполнена.

Важно, что все концепты различаются по десигнатным признакам: только Ум несёт признаки типичные (статус древности) и осознаётся как символ, Мудрость несёт признаки глубинные и длительные (статус ранней вторичности), Разум ещё имеет глубинные, а Рассудок ограничен интенсивными, поздними по образованию (самый новый концепт, едва ли не калька). Понятно, что во временной перспективе взаимные связи четырёх концептов могут изменяться, сохраняя неизменными только коренные концептумы. Здесь представлено прочтение текстов своего исторического момента. Более того, здесь вскрыты подтексты высказываний авторов, подсознательно оперировавших скрытыми за словами первосмыслами национального сознания, данного в концептах. Вполне вероятно, авторы текстов и не осознавали смысла концептов, которые не находились в светлом поле их сознания, но в этом сознании ?рисут- ствовали на ?одсознательном уровне. Мы заглянули в ? одтекст их ментальных действий, выражающих этот уровень.

Библиографическое описание статьи

Колесов В. В. Концепты Рассудок, Разум, Ум и Мудрость в поле русского сознания // Гуманитарный вектор. Сер. Филология. Востоковедение. 2016. Т. 11, № 3. С. 75-86. DOI: 10.21209/2307-1834-2016-11-3-75-86.

Reference to article

Kolesov V. V. The Concepts of Mind (Ум), Reason (Рассудок), Intellect (Разум) и Wisdom (Мудрость) in the Conceptual Field Consciense // Humanitarian Vector. Series Philology, Oriental Studies. 2016. Vol. 11, No 3. P. 75-86.

DOI: 10.21209/2307-1834-2016-11 -3-75-86.

УДК 81 ББК4251

Нуржамал Жумагазиевна Чонмурунова,

аспирант,

Кыргызский национальный университет имени Ж. Балаасагына (720033, Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Жибек-Жолу, 394),

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >