Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Гуманитарный вектор

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Урбанскетчинг как сфера трансформации художественных практик

Феномен урбанскетчинга рассматривается в статье как современная трансформирующаяся арт-практи- ка, имеющая индивидуальную и коллективную формы. В своей коллективной форме урбанскетчинг тяготеет к перформативности, что предполагает приобретение традиционно неисполнительскими видами искусства статуса исполнительских. Интерес к изображению городской среды восходит к художникам-импрессиони- стам (вторая половина XIX - начало XX в.), на полотнах которых запечатлена повседневная жизнь горожан, своеобразие их облика, быта и развлечений. Определяющими факторами наблюдаемого ныне расцвета урбанскетчинга являются процессы урбанизации, информатизации, рационализации современного общества, а также развитие цифровой фотографии, коммуникативных технологий и социальных сетей. Быстрые зарисовки жизни города в сообществе единомышленников, часто под руководством опытного художника, нацелены на фиксацию смыслов, образов и коллизий социокультурного пространства города, расширению его демократизма, полифункциональности и свободы. Синтез изобразительного искусства с иными культурными феноменами (образованием, спортом, туризмом и др.) способствует обогащению культурного досуга, развитию культурных индустрий и экономики впечатлений. Интернет-сообщества урбанскетчинга, ориентированные на массовую аудиторию, осуществляют динамичное производство эстетических артефактов, выступают источником мультикультурной информации.

Ключевые слова: урбанскетчинг, арт-практика, перформативность, изобразительное искусство

132

Англицизм «скетч» (от англ, sketch - «эскиз») сегодня широко распространён в художественной среде. Он не может быть однозначно переведён на русский язык вследствие своего полисемантизма: у художников это и набросок будущей картины, и зарисовка, и завершённая графическая работа. У дизайнеров скетч - это представление идей на бумаге, визуализация идей для последующей реализации, например, в рекламе. Существуют также театральные и эстрадные скетчи, выходящие за рамки нашей темы.

Художественный скетч - это результат техники быстрого рисования, востребованный в разных сферах современной культуры. К скетчам относятся не только напряжённые штудии студентов арт-вузов, но и зарисовки с судебных заседаний; приблизительные изображения разыскиваемых лиц, созданные художниками со слов свидетелей; виртуозные портреты туристов на пешеходных улицах.

Профессиональными художниками скетчи создаются для непосредственного заработка, поддержания творческой формы, фиксации и разработки идей для будущих работ. Любители изобразительного искусства практикуют скетчи ради развлечения, саморазвития, совместного досуга и иных целей. Тематика современных художественных скетчей разнообразна: кулинарные, ботанические, трэвел-скетчи (впечатления от путешествий) и другие. Одним из наиболее популярных направлений быстрого рисования является урбанскетчинг - городские зарисовки.

Интерес к изображению городской среды восходит к художникам-импрессионистам (вторая половина XIX - начало XX в.), на полотнах которых запечатлена повседневная жизнь горожан, своеобразие их облика, быта и развлечений. Научные открытия и технические новшества (например, изобретение тюбиков с красками) способствовали трансформации технологий академической живописи с её тёмными мастерскими и реалистически гладкими портретами и натюрмортами. Импрессионисты открыли возможность живописи на пленэре (от фр. еп plein air - «на открытом воздухе»), в царстве чистых красок, света, теней и рефлексов. Свежие впечатления художников крупными мазками ложились на холст, сохраняя быстротечные состояния световоздушной среды и радостные мгновения городской жизни. Выполненные на пленэре этюды импрессионистов впервые стали расцениваться как полноценные картины. Многие находки данного стиля в той или иной

© Иванова Ю. В., 2017

мере присутствуют и в современном урбан- скетчинге.

Урбанскетчинг - это популярный ныне вид культурного досуга, использующий и создающий многообразные возможности в социокультурном пространстве города. Рисовать можно самостоятельно: целенаправленно выходя на городской пленэр или параллельно с иными делами, например, ожидая посадку в самолёт или заказанный ужин в кафе. Для индивидуального урбанскетчин- га не требуется быть профессиональным художником, множество любителей изобразительного искусства занимаются им ради собственного удовольствия, не ставя перед собой сверхзадач. В этом случае рисование выполняет рекреационные или психотерапевтические функции. Скетчбук (блокнот для зарисовок), карандаш, перьевая ручка или фломастеры - это минимальный походный комплект, способный в любой момент принести радость творчества его обладателю.

Тенденцией последних лет стала своеобразная институциализация урбанскетчин- га - превращение его в форму организованного массового досуга, когда любители рисования собираются группами и сочетают непосредственно рисование с прогулками по городу, посещением кафе и обсуждением результатов. Кульминацией события становится импровизированная выставка-просмотр работ на улице и коллективное фото участников с их картинками. Вечером эти картинки гордо демонстрируются авторами в социальных сетях, получая похвалу (лайки) друзей. С культурологической точки зрения коллективное рисование несёт более широкий функционал, чем индивидуальное - тут можно усмотреть адаптивные, социализирующие, познавательные, знаковые, эмоциональные, компенсаторные и консолидирующие компоненты. Как правило, подготовкой и проведением таких встреч занимаются профессиональные художники или специальные организации, которые заранее продумывают маршрут прогулки, присматривают выигрышные виды для рисования и при необходимости разрабатывают программу обучения участников. Людям нравится учиться, особенно если полученные знания наглядны и прагматичны. Обучение через всю жизнь - лозунг современного динамичного общества.

С художественной точки зрения нельзя сказать, что урбанскетчинг придуман в XXI веке, поскольку он во многом наследует правила архитектурного рисунка и других жанров изобразительного искусства. Но урбанскетчинг знаменует трансформацию привычных художественных практик, тяготея к перфор- мативности и синтетичности современного искусства: рисование, которое традиционно было одиночным занятием, объединяется здесь с элементами других сфер культуры: театра, праздника, школы, психологического тренинга, отчасти спорта (прогулки на свежем воздухе).

Урбанскетчинг - не только художественная мода, наряду с дзэнтанглом, дудлингом (медитативное рисование узоров) и книжками-раскрасками для взрослых. Определяющим является то, что уже 10 лет это массовое движение. В 2007 году испано-американский журналист и художник из Сиэттла Габриэль Кампанарио (Gabriel Campanario, Gabi) создал группу на сайте Flickr, посвящённую ур- банскетчингу [22]. Сейчас в этой группе около 10000 участников и почти 230000 рисунков. В одноимённой группе в Facebook около 54000 участников [19]. Даже на официальном канале организации на Youtube [21] за неполный год его существования зафиксировано 1638 подписчиков и 60311 просмотров (данные на начало 2017 г.). С 2009 года действует некоммерческая организация Urban Sketchers (USk) [20], координирующая данное движение.

Миссия движения - «повышение художественной, нарративной (storytelling) и образовательной ценности рисования с натуры (on-location drawing), продвижение его практик и объединение людей всего мира, рисующих там, где они живут и путешествуют» [17].

Правила и задачи урбанскетчинга сформулированы в его Манифесте и переведены участниками движения на 20 языков мира, включая русский:

«1. Мы рисуем на месте, в помещении или на улице, изображая то, что мы видим, путём непосредственного наблюдения.

  • 2. Наши рисунки рассказывают о нашем окружении, о местах, где мы живём и путешествуем.
  • 3. Наши рисунки - это изображения времени и места.
  • 4. Мы передаём сцены, которые мы наблюдаем, честно и правдиво.
  • 5. Мы используем любые художественные средства и уважаем наши индивидуальные стили.
  • 6. Мы поддерживаем друг друга и рисуем вместе.
  • 7. Мы показываем наши рисунки в интернете.
  • 8. Мы изображаем наш мир, рисунок за рисунком» [16].

Нарушение этих правил (публикация в группах простых портретов, натюрмортов, не фиксирующих городскую среду и не рассказывающих историю) сопровождается деликатными замечаниями модераторов ресурса: «Это не урбанскетчинг».

Особенность движения урбанскетчеров, как и всего современного искусства, - повышенная событийность. В группе на Фликре каждую неделю предлагается общая тема для рисования (например, грузовики или места богослужения). На Фэйсбуке заранее анонсируются предстоящие встречи и события, чем-то напоминающие флэшмобы. Так, в Барселоне (Испания) систематически, примерно раз в квартал, проводятся скетч-мара- фоны (BCNsketchcrawl) [11]. В них участвуют десятки человек. В январе 2017 года запланирована 54-я встреча и ею интересуются более 200 человек. В программе - рисование на нескольких локациях Барселоны с 10-30 до 16 часов, с 16 до 17-30 - обед в кафе и фотографирование. Это типичная для коллективного урбанскетчинга программа, и подобные встречи проводятся по всему миру, в том числе, в Сингапуре, Гонконге, Таиланде, Канаде. На сайте организации говорится о 180 официальных региональных отделениях, включая 10 групп в Испании и Бразилии, 14 в Англии и 39 в США [14].

Ежегодно проводятся всемирные симпозиумы урбанскетчеров. В июле 2017 года в Чикаго, США, будет проводиться Восьмой симпозиум - The 8th International Urban Sketchers Symposium [18]. В его программе - торжественный приём, лекции, мастер-классы, демонстрации, закрытые вечеринки, организованные скетч-прогулки (sketchwalks) и другие культурно-просветительные мероприятия (socialactivities). Полный доступ ко всем мероприятиям симпозиума (workshopspass) обойдётся участнику в $475, не считая оплаты дороги и проживания, участие в основной программе (basic pass) - $160. Мероприятие анонсируется задолго до его проведения, ранняя регистрация даёт 14 %-ную скидку. О значимости события свидетельствует активная поддержка десятка солидных спонсоров, среди которых производители материалов для рисования Watercolors, Cretacolor, Leuchtturm1917, Невская палитра.

На симпозиумах работают инструкторы - опытные художники. У каждого из них свой стиль рисования и тематические предпочтения (архитектура, водоёмы, кафе, люди в городе; акварель, перьевая ручка, маркеры). Материал об инструкторах доступен на сайте организации [15] и на Ютьюбе. Рассказ о художнике сопровождается демонстрацией его работ и фотографий его мастер-классов. Перелистывание перед видеокамерой заполненного рисунками скетчбука стал отдельным, обучающим и вдохновляющим жанром видео на Ютьюбе. Многие художники имеют свои каналы на этом ресурсе, популяризирующие их творчество и помогающие зарабатывать различными способами.

Как видим, несмотря на некоммерческий характер организации и призывы к волонтёрской деятельности [23], коммерческая составляющая движения также присутствует. Это и реклама новых материалов, и оплата работы инструктора, и развитие скетч-туризма, и открытие платных курсов и школ рисования, работающих в городах или интернете, и публикация красочных учебников и многое другое, что позволяет говорить о формировании мировой субкультуры урбанскетчинга и его институциализации.

Популярность урбанскетчинга обусловлена рядом современных социокультурных процессов и явлений, среди которых, на наш взгляд, наиболее важны урбанизация, увеличение количества свободного времени, обострение проблемы поиска идентичности, развитие интернета и расширение глобальной коммуникации, развитие цифровой фотографии, трансформация современного искусства в сторону перформативности. Рассмотрим влияние этих факторов подробнее.

Урбанизация - это рост городских поселений и распространение городского образа жизни. Город становится центром культурной жизни, обеспечивая коммуникации между людьми и быстрое распространение новых идей и практик. В городе формируется особое социокультурное пространство, полное возможностей, опасностей и коллизий. Город - место, где концентрируются и обостряются социальные и социоприродные противоречия. Интенсивный труд и преобладание общественных, а не общинных отношений (Ф. Тённис) способствуют возникновению потребности в отдыхе, в самовыражении, в поиске возможностей для творческой самоидентификации. Относительно высокий уровень жизни в городе и централизованное решение бытовых проблем по сравнению с деревней (водопровод, бытовая техника, пищевые полуфабрикаты) увеличивает свободное время и открывает возможности для культурного досуга. Большое население города позволяет найти единомышленников и среду для реализации творческого потенциала. Социокультурное пространство города глубоко семантизировано, наполнено смыслом, связано с культурными концептами, включено в социальные иерархии, нормы и распределение власти. Город - индивидуальная и коллективная мозаика знаковых мест и культурных топографий. Поэтому он полон герменевтически перспективных сюжетов для любого вида искусства.

Развитие интернета открывает широчайший доступ к мировой культуре, обеспечивает быстрое распространение идей. В соответствии с теорией «длинных хвостов», при огромном количестве потребителей (как в интернете) любой, даже малопопулярный товар находит спрос [1]. Следовательно, интернет способствует формированию творческих ниш, позволяет учиться любому искусству и показывать свои достижения большой аудитории. Очень важны предоставляемые интернетом возможности для консолидации сообществ. Даже простая маркировка публикации хэштэгом (например, #urbansketching) позволяет повысить посещаемость ресурса. Хэштеги, которые используются Твиттером с 2007 года, а позже и другими социальными сетями, могут быть расценены как способ выявления квазигрупп по интересам [13]. Социальные сети позволяют находить друзей в далёких регионах, осуществлять общие проекты, получать необходимую поддержку.

Другим фактором развития урбанскет- чинга является развитие цифровой фотографии, которое упростило и удешевило для рядового фотолюбителя процесс получения снимков. Теперь не нужно экономить каждый кадр (если не нравится, можно стереть и снять заново), тратить время на проявку плёнки и фотопечать, компьютер (или даже смартфон) исправляет ошибки. Армия фотолюбителей превысила миллиард людей, объём фотопродукции неисчислим. Фотография стала повседневным явлением, утратила эзотерический привкус, заняла прочное место в современной культуре. Любая современная фототехника, даже недорогая, позволяет легко получать яркие и резкие снимки. Обратной стороной этой достаточно позитивной тенденции является своеобразная «инфляция» фотопродукции. Фотографий стало слишком много, они слишком стандартны, перестают быть индивидуальным достижением, привлекать внимание.

Популяризация рисования - это ответ на «фотоинфляцию». Если тысяча туристов сфотографируют Эйфелеву башню, их фотографии будут почти одинаковы. Если же они нарисуют её, двух одинаковых картинок не найдётся. Каждый рисунок несёт в себе отпечаток личности художника, его мировоззрения, даёт эмоциональную и нарративную оценку изображаемого. Даже неумелый рисунок обычно получает в социальной сети больше лайков, чем фотография того же автора. Лента картинок в группе Фэйсбука «Урбан скетчерс» - это многоголосие сюжетов и культур всего мира, тихое отражение повседневности и отголоски значимых событий, пальмы и снег, сонные улочки провинциальных городов, интерьеры кафе, марши протеста, рок-концерты и шедевры мировой архитектуры. По правилам сообщества автор должен указать место, где была создана картинка. Вот первые 10 локаций в сообществе на момент написания статьи: Кловердейл, США; Венеция, Италия; Блэкберн, Англия; Хайдарабад, Индия; Париж, Франция; Сингапур; Канагава, Япония; Шпиц, Швейцария; Бриджтаун, Барбадос; Чита, Россия. Разные континенты, разные времена года, разные ландшафты и культуры складываются в один день из жизни планеты. Развитие умений видеть красоту вокруг себя и делиться ею с другими - интернациональная миссия искусства. Проникновение современных художественных практик в публичные пространства меняет представления о статусе искусства и художника. Современные арт-практики разрушают ведущие потребительские установки мегаполиса, обогащают массовую культуру, формируют духовные запросы и повышают креативность граждан.

Один из приёмов урбанскетчинга - поиск и запечатление причудливого скайлай- на, границы между крышами города и небом, представляется весьма символичным и архетипичным, как фиксация взаимодействия природы и общества, неба и земли, профанного и сакрального. Урбанскетчинг, отражающий социокультурное пространство города, переполнен смыслами. Чашка кофе и газета на столике кафе, чахлое деревце в каменных джунглях города, поток машин и серые волны смога над ними, шрифтовая какофония лозунгов демонстрации, световые контрасты рок-концерта и неистовство толпы зрителей, - всё это понятные каждому из нас символы современной культуры и её противоречий.

Постклассика снимает оппозицию высокого и низкого, массового и элитарного. Урбанскетчинг доступен всем, он может быть демократичным и элитарным. Стоимость экипировки скетчера варьируется в широких пределах - от самого дешёвого альбома и карандаша до экстремально дорогих фирменных скетчбуков или специальной бумаги и маркеров Копик (Сор/с), полный набор которых насчитывает 368 цветов и стоит более 160 000 р. в ценах 2017 года [12].

В России продвижением урбанскетчин- га сейчас занимается известный художник Анна Эгида. Её онлайн-курсы и вебинары собирают рекордное количество участников. Анна Эгида учит рациональному рисованию: умению видеть в городском пейзаже главные структуры, «несущие конструкции» рисунка, минимумом средств передавать массы городских объектов, их взаимоотношения, распределение на листе. Живая линия, цветовой ритм и гармония, чередование тёмного и светлого, тёплого и холодного - всё это при умелом использовании помогает запечатлеть характер города, вложить в рисунок свои эмоции и впечатления. «Я провожу исследование города, которое позволяет выявлять его характерные детали, даёт представление о духе города... Когда я рисую на улице, у меня есть своя тема исследования, как у научного сотрудника», - говорит А. Эгида [2].

Летом 2016 года в художественной он- лайн-школе «Калачёва-скул» [5] Анна Эгида провела бесплатный онлайн-курс экстремального городского скетчинга, состоявший из 10 видеоуроков. Курс экстремального скетчинга стал беспрецедентным событием Рунета и породил несколько мемов [8]. Курс вызвал неожиданный товарный дефицит в канцелярских магазинах страны, поскольку участникам предлагалось обзавестись скетч- буками, линерами (тонкими маркерами) и брашпенами (фломастер-кисть, позволяющий проводить линии разной толщины).

Условие для записи на курс экстрим-скет- чинга было задано в традициях сетевого маркетинга: каждому участнику нужно было пригласить трёх друзей. Это условие и авторитет Анны Эгиды определили масштаб события: «На курс записалось 155000 участников; участие во всех уроках приняли 48000 человек; регулярно публиковали работы примерно 12000 художников разного уровня подготовки; свои работы в Инстаграм с тегом #летнийэкс- трим опубликовали более 22000 пользователей; в курсе приняли участие жители более 70 стран - ученики из Японии, Коста-Рики, Австралии, ЮАР, Франции, Таиланда и многих других стран» [8]. В рамках курса проводился творческий конкурс, главным призом которого была поездка в Париж.

Анна Эгида одной из первых в нашей стране начала развивать скетч-туризм, проводить занятия по урбанскетчингу в самых романтических городах мира: Таллине, Барселоне, Вене, Праге и других. Аналогичные занятия проводит немецкий художник российского происхождения Натали Ратковски [10]. Проект Артбукмания предлагает 5 арт-пу- тешествий в разные регионы мира с той же тематикой [9]. Этот список далеко не полон. Скетч-туризм - пример гибридизации современной культуры, синтеза разных сфер культуры и искусства, ответ на запросы экономики впечатлений и возможная сфера развития культурных индустрий.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что урбанскетчинг - это современная трансформирующаяся арт-практика, в своей коллективной форме тяготеющая к перфор- мативности, что предполагает приобретение традиционно неисполнительскими видами искусства статуса исполнительских. Определяющими факторами наблюдаемого ныне расцвета урбанскетчинга являются процессы урбанизации, информатизации, рационализации современного общества, а также развитие цифровой фотографии, коммуникативных технологий и социальных сетей. Быстрые зарисовки жизни города в сообществе единомышленников, часто под руководством опытного художника, нацелены на фиксацию смыслов, образов и коллизий социокультурного пространства города, расширению его демократизма, полифункциональности и свободы. Синтез изобразительного искусства с иными культурными феноменами (образованием, спортом, туризмом) способствует обогащению культурного досуга, развитию культурных индустрий и экономики впечатлений. Интернет-сообщества урбанскетчеров, ориентированные на массовую аудиторию, осуществляют динамичное производство эстетических артефактов, выступают источником мульти культур ной информации.

Список литературы

  • 1. Андерсон К. Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 304 с.
  • 2. Баландин С. Анна Egida: «Я не хочу работать с навязанной историей, я хочу сама её рассказывать» [Электронный ресурс] // 2015. 8 сент.
  • 3. Ефимова А. В. Современные художественные практики в пространстве города как средство актуализации коллективной культурной памяти [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studydoc.ru/ doc/ 2578201/sovremennye-hudozhestvennye-praktiki-v-prostranstve-goroda (дата обращения 23.01.2017).
  • 4. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь [Электронный ресурс] // Логос. 2002. № 3-4. Режим доступа: http://www.magazines.russ.rU/logos/2002/3/ (дата обращения 23.01.2017).
  • 5. Курсы рисования для взрослых в студиях Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. kalachevaschool.ru/ (дата обращения: 23.01.2017).
  • 6. Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ., отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой; послесл. В. А. Подороги. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.
  • 7. Немченко Л. Современные художественные практики: перекодирование публичных пространств [Электронный ресурс] // Топографии популярной культуры. Режим доступа: https://www.public.wikireading. ru/162687 (дата обращения: 23.01.2017).

Источники

  • 8. Подготовка к путешествию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kalachevaschool.ru/ blog/236400 (дата обращения: 23.01.2017).
  • 9. Расписание арт-путешествий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artbook-mania.com/ raspisanie-art-puteshestvij/ (дата обращения: 23.01.2017).
  • 10. Ратковски Н. По следам мастер-класса в Амстердаме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.conjure.livejournal.com/1309451.html; Ратковски Н. Итоги моего мастер-класса в немецком Кёнигсвинтер в замке Драхенбург [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conjure.livejournal.com/1298871.html (дата обращения: 23.01.2017).
  • 11. Barcelonasketchcraw [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/barcelonas- ketchcrawl/ (дата обращения: 23.01.2017).
  • 12. Copies. The markers, created for creative people [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. copics.ru/catalog/marker-sketch (дата обращения: 23.01.2017).
  • 13. Hashtags - Empowering Communication and Marketing [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.sitepoint.com/community/t/hashtags-empowering-communication-and-marketing/196981 (дата обращения:
  • 23.01.2017) .
  • 14. List of Official Regional Chapters [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers. org/p/list-of-chapters.html (дата обращения: 23.01.2017).
  • 15. Meet the Symposium Instructors: Khoo Cheang Jin, Malaysia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.org/2015/05/meet-symposium-instructors-khoo-cheang.html (дата обращения:
  • 23.01.2017) .
  • 16. Our Manifesto [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.Org/p/our-manifesto. html (дата обращения: 23.01.2017).
  • 17. Ourmission [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.Org/p/our-mission.html (дата обращения: 23.01.2017).
  • 18. The 8th International Urban Sketchers Symposium [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. eventbrite.eom/e/8th-urban-sketchers-symposium-chicago-2017-registration-29379980312 (дата обращения:
  • 23.01.2017) .
  • 19. Urban Sketchers (Group). Группа в Фэйсбуке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.face- book.com/groups/urbansketchers/ (дата обращения: 23.01.2017).
  • 20. Urban Sketchers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.urbansketchers.org/ (дата обращения: 23.01.2017).
  • 21. Urban sketchers, the official Youtube channel of the Urban Sketchers organization [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCAKqvBoCajSJFnnmEo2tO-w (дата обращения:
  • 23.01.2017) .
  • 22. Urban Sketchers. Группа на Фликре [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.flickr.com/ groups/urbansketches/ (дата обращения: 23.01.2017).
  • 23. Volunteer [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.org/p/volunteer-opportuni- ties-urban-sketchers.html (дата обращения: 23.01.2017).

Статья поступила в редакцию 23.01.2017; принята к публикации 28.02.2017

Библиографическое описание статьи

Иванова Ю. В. Урбанскетчинг как сфера трансформации художественных практик // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3. С. 132-139. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-3-132-139.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>