ТРОПЫ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Тропы и синтаксические фигуры

Таблица 5.1

Термин

Определение

Примеры

Тропы

Аллегория

(иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ

В баснях аллегорическое воплощение: лиса — хитрости, заяц — трусости, волк — злобы и жадности, осел — глупости

Гипербола

(преувеличение)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия

В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето {В. Маяковский)

Ирония (скрытая насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Я. Крылов)

Литота

Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов)

Метафора. Разновидность — развернутая метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение

В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

На болотах клюквы россыпи Догорают в пепле инея (Я. Колычев).

Пример развернутой метафоры — стихотворение М. Лермонтова «Чаша жизни»

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого)

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг (Л/. Лермонтов)

Термин

Определение

Примеры

Олицетворение

Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных

Луна хохотала, как клоун (С. Есенин)

Перифраз

(перифраза)

Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета

Вместо Санкт-Петербурга — северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п.

Развернутое

сравнение

Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза «как»)

Ходить по-утиному; сидеть по- турецки; бежит как на пожар

Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг {В. Солоухин)

Синтаксические фигуры

Анафора

(единона-

чатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф

Например, в стихотворении М. Лермонтова «Благодарность» шесть строк начинаются с предлога «за»

Антитеза

(противопоставление)

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А. Пушкин)

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин)

Градация

Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости

Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу (И. Эренбург). Пришел, увидел, победил

Инверсия

Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари (С. Есенин)

Термин

Определение

Примеры

Много-

союзие

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы (А. Пушкин)

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений

Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами (М Цветаева)

Парцелляция

Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения

Боюсь гостиниц. Может, потому,

что чувствую, что в номере когда-то

остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата (Е. Винокуров)

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, не требующее ответа

Есть ли смысл обманывать себя?

Риторическое обращение

Синтаксическая конструкция эмоциональноэкспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия (Ф. Тютчев)

Умолчание

Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя

С тобой летят, летят часы, Язык безмолвствует... одни мечты и

грезы... (Д. Давыдов)

Эллипсис

Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося

Богаты мы, едва {вышли} из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом (М. Лермонтов)

Эпифора

(концовка)

Повторение слов или выражений в конце смежных предложений

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Задания и упражнения

5.1. Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое- где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, — музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.

Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

  • 5.2. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание, оцените их традиционность:
  • 1) зловещая дума;
  • 2) звезда печальная;
  • 3) на обнаженной ветке;
  • 4) роковой огонь сражений;
  • 5) надежда сладостная;
  • 6) безумное волненье;
  • 7) в ясной лазури;
  • 8) по бархатным лугам;
  • 9) судьба жестокая;
  • 10) тщетный шум пиров;
  • 11) счастливый край.
  • 5.3. Составьте текст, используя эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы на тему: «Радость, которую дарит природа» (приблизительно 100 слов).
  • 5.4. Прочитайте предлагаемые словосочетания, определите средства художественной выразительности (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение):
  • 1) ледяные иглы;
  • 2) пронизывающий ветер;
  • 3) природе жутко;
  • 4) цепь событий;
  • 5) запахло зимой;
  • 6) разгорелось лицо;
  • 7) все сплошь утопало в холодной вечерней мгле;
  • 8) лютая бедность;
  • 9) что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку (сравнение);
  • 10) зловещая мысль.
  • 5.5. Подберите к данным словам эпитеты:
  • 1) война _;
  • 2) природа _;
  • 3) дружба _;
  • 4) любовь _;
  • 5) чувство _.
  • 5.6. Прочитайте текст. Найдите в тексте сравнения. Определите способ их выражения.

По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, пробежали перекати- поле, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье, и Егорушка видел, как два перекати-поля столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как в поединке.

У самой дороги вспорхнул стрепет. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно испуганный облаком пыли, понесся в сторону и долго еще было видно его мелькание.

А вот, встревоженный вихрем, не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы. От этого его перья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид.

Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, спокойно носились над травой или же как ни в чем не бывало, ни на что не обращая внимания, равнодушно долбили своими толстыми клювами черную землю.

За холмами, совершенно как выстрел, прогрохотал гром, подуло свежестью. Хорошо, если бы брызнул дождь! Но невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала ветер и воздух, уложила пыль, и опять, как будто ничего не было, наступила тишина. Облако спряталось как можно дальше к краю неба, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл, и одни только встревоженные чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу.

А. Чехов. Степь

5.7. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

Поле

Вспененные

Корабль

Легкий

Проход

Клубившийся

Ветер

Спокойный

Туман

Свободный

Ночь

Ледяной

Песня

Гордый

Волны

Тревожный

5.8. Определите средства выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Благодарность».

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя?

За месть врагов и клевету друзей,

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.

5.9. Найдите метафоры в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». Выпишите их. Напишите сочинение на тему: «Роль метафоры как средства выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит Увы! он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

5.10. Найдите средства выразительности в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Осень» и «Родина». Выпишите их. Напишите сочинение на тему: «Русская природа в произведениях М.Ю. Лермонтова».

Осень

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою Уж не любит меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит.

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Ноя люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

5.11. Найдите средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Выпишите их. Напишите сочинение на тему: «Проблема смысла человеческой жизни в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Три пальмы”».

Три пальмы (Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.

5.12. Найдите средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Чаша жизни». Выпишите их. Напишите сочинение на тему: «Проблема смысла человеческой жизни в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Молитва”».

Молитва

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Чаша жизни

Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами,

Златые омочив края Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз Завязка упадает,

И все, что обольщало нас,

С завязкой исчезает;

Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша,

Что в ней напиток был — мечта,

И что она — не наша!

5.13. Найдите средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) в тексте. Выпишите их.

Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где- то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.

М. Булгаков

5.14. Заполните таблицу примерами из стихотворения М. Лермонтова «Нищий».

Эпитет

Градация

Перифраз

Нищий

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою. Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >