ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС В ТЕМАХ РАЗЛИЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕМЫ-ПОНЯТИЯ В ВОПРОС

Темы для итогового сочинения, как уже было сказано, обладают доступной для понимания четкой постановкой проблемы. Однако проблема очевидна чаще всего в теме-вопросе. В темах-суждениях и темах-понятиях есть опасность неверно выделить проблему. В этом случае перед началом работы над сочинением необходимо определиться с основным вопросом, на который необходимо будет ответить. Как это сделать? Школьникам необходимо научиться преобразовывать тему-понятие или тему-суждение в вопрос, ответом на который станет формулировка темы. Этот вопрос станет ведущим в работе: с него надо начинать рассуждение, ответом на него сочинение закончится.

Тема-суждение может быть преобразована в вопрос с помощью синтаксического анализа. Например, тема «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев) представляет собою сложноподчиненное предложение, придаточная часть которого («кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе») присоединяется к указательному слову «тот» и отвечает на вопрос «Кто?». Проведенный анализ позволяет сформулировать главный вопрос рассматриваемой темы: «Кто достигает счастья?»

Но таких формулировок очень мало. Чтобы определить главную проблему, необходимо сосредоточиться на ключевых словах темы- суждения. «Ключевыми словами в формулировках значительного числа тем могут быть литературоведческие термины, философские понятия, нравственные категории»1. Например, тема «Искусство стремится непременно к добру...» (Н.В. Гоголь) содержит ключевое слово нравственной категории — «добро». Это понятие в теме связывается с другим понятием — «искусство». Вопрос предложенной темы: «В чем предназначение искусства?»

Темы-понятия опираются на одно или два ключевых слова. Например, широкая тема «Природа и человек в современной отечественной прозе» может быть преобразована в такой же широкий

Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: учеб, пособие. Иркутск, 2001. С. 10.

вопрос: «Как в современной отечественной прозе изображаются взаимоотношения природы и человека?» Или основной вопрос может быть конкретизирован: «Какие проблемы взаимоотношений природы и человека поднимает современная отечественная проза?»

Задания и упражнения

2.4. Продолжите таблицу понятиями, которые могут стать ключе выми словами темы.

Литературоведческие

термины

Философские понятия

Нравственные

категории

Композиция.

Тип.

Сюжет

Бог.

Смысл жизни. Воля

Добро.

Ненависть.

Любовь

  • 2.5. Прочитайте предложенные темы и сформулируйте проблемный вопрос по каждой из них.
  • 1. Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
  • 2. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.
  • 3. Сила женского характера в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница».
  • 4. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
  • 5. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.
  • 6. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
  • 7. «“Василий Теркин” А.Т. Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А. Бунин).
  • 8. «Анна Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Мандельштам).
  • 9. Тема гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
  • 10. Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».
  • 11. Любовь в жизни одного из героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)
  • 12. Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)
  • 13. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По одному из следующих романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
  • 14. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
  • 2.6. Прочитайте текст. Выполните задания.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, трудноо- ценимая. Я убежден, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

Д. Гранин [1] [2] [3]

  • 4. Выберите из составленных тем ту, которая вам ближе. Дайте письменное обоснование своего выбора.
  • 2.7. Прочитайте темы сочинений. Какие из формулировок показались вам неудачными и почему? Как можно исправить отмеченные вами темы? Запишите исправленный вариант в форме вопроса и в форме суждения.
  • 1. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
  • 2. Евгений Базаров у И.С. Тургенева.
  • 3. Любовь в прозе.
  • 4. Лирический герой поэзии С.А. Есенина.
  • 5. Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
  • 6. Тема любви в лирике С.А. Есенина.
  • 7. Образ любимой женщины в творчестве С.А. Есенина.
  • 8. Литературная сказка-быль А.П. Платонова.
  • 9. Мир природы в лирике С.А. Есенина.
  • 10. Котлован в повести А.П. Платонова.
  • 11. Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина.
  • 12. «Белеет парус одинокий...» в творчестве М.Ю. Лермонтова.
  • 13. «Гой ты, Русь, моя родная...» (По лирике С.А. Есенина.)
  • 14. Творчество М.И. Цветаевой.
  • 15. «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.К. Осоргин).

  • [1] Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
  • [2] Определите тему и основную мысль текста. Какая проблеманаходится в центре внимания автора? Сформулируйте ее в виде вопроса.
  • [3] Составьте на основе ключевых слов возможные темы сочинений разного типа.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >