§ 9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОГО ИСКУССТВА 1760-1790 гг.

Классицизм как главное художественное направление 1760— 1790-х гг. затронул все виды искусства, но в каждом из них он проявился по-разному. Например, в живописи, особенно сильно его влияние ощущается в исторических картинах (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов), а в других жанрах почти не заметно. Но ярче всего классицизм проявился в скульптуре и архитектуре[1]. Для зодчих классицизма ориентиром служили постройки Древней Греции, Древнего Рима и книги Витрувия[2]. Родоначальником же классицизма в архитектуре является итальянский зодчий XVI в. Андреа Палладио, чья вилла Ротонда с портиками и круглым центральным залом стала образцом для мастеров XVIII в., а его работа «Четыре книги об архитектуре» превратилась в пособие для зодчих-классицистов[3].

Для развития архитектуры этого времени большое значение имел процесс урбанизации страны. Екатерина II была обеспокоена отсутствием прироста числа горожан: в послепетровское время число городских жителей составляло менее 3% всего податного населения, за период ее правления оно увеличилось лишь до 3%. Императрица справедливо считала, что именно «средний род людей», как говорили тогда, является основой для распространения просвещения и экономического развития. Но крепостное право тормозило рост ремесленного производства, поскольку дворяне и зажиточные крестьяне предпочитали использовать труд крепостного. Кроме того, постоянное увеличение оброка приводило к тому, что и крепостной не имел возможности покупать товары, произведенные городским мастером.

Художественные направления в русской архитектуре 1730-1820 гг

Рис. 7. Художественные направления в русской архитектуре 1730-1820 гг.

Но несмотря на все трудности, к 1775 г. в России насчитывается 50 губернских и около 600 уездных и небольших провинциальных городов. Особенно заметен рост новых городов на юге страны, поскольку за Россией остаются Крым, Бессарабия (в результате русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791), в Сибири и на Урале.

В Петербурге была создана «Комиссия о каменном строении Санкт- Петербурга и Москвы» (1762), которую возглавил И.И. Бецкой. В ее

1

Периодизация классицизма (архитектура)

Рис. 8. Периодизация классицизма (архитектура)1

задачи входило разработать планы реконструкции российских городов в соответствии с канонами классицизма: регулярность, симметричность, широкие улицы и правильные по форме площади. Вслед за этим был принят указ «О сделании всем городам, их улицам и строениям специальных планов, по каждой губернии особо» (1763)[4] [5]. Результатом этой работы стало сплошное межевание земель, были составлены «Исторические и топографические описания» городов, а участие в ней принимали не только архитекторы, землемеры, но и местная интеллигенция (священники, учителя, чиновники). Город начинает рассматриваться как единое архитектурное пространство. После ряда административных реформ, в результате которых расширяются права местных властей, появилась необходимость в возведении новых общественных зданий (суды, казначейства, присутственные места, дворянские и купеческие собрания[6], театры[7], библиотеки), которые необходимо было «вписать» в исторически сложившуюся застройку. С этой задачей архитекторы, производившие реконструкцию, справились блестяще, что позволило городам сохранить свой неповторимый облик[8]. Самые масштабные градостроительные работы проводились в Петербурге и Москве. В столице главная задача состояла в обустройстве набережных Невы, и за этот массив работы отвечал Ж,-Б. Валлен-Деламот[9], но практическое осуществление плана французского архитектора было возложено на Ю.М. Фельтена, потратившего на его реализацию почти 25 лет.

5

В 1770-е гг. началась реконструкция Москвы, благодаря которой на месте полуразрушенного Белого города было заложено Бульварное кольцо, а в местах его пересечения с главными улицами планировалось обустроить большие площади. Перестройке должен был подвергнуться и Кремль (1767—1773), где планировалось сохранить лишь его очертания, главные соборы (Успенский, Архангельский, Благовещенский), Грановитую палату, часть стены со Спасской башней и колокольню Ивана Великого. Все остальные постройки предшествующего времени, по мнению В.И. Баженова[10], ставшего во главе этой реконструкции, следовало снести. Планировалось, что из Кремля будут выходить три луча, совпадающие с направлением дорог на Ярославль, Владимир, Кострому. Центром Кремля должна была стать Овальная площадь (именно от нее отходили лучи), которая, как предполагалось, станет местом народных собраний (подобие римского форума). Главное место в обновленном Кремле отводилось Большому дворцу (1773). Но строительные работы были остановлены (1775), поскольку в результате реконструкции просел грунт, что стало угрожать соборам Кремля (южную стену, которую успели разобрать, было приказано восстановить).

Строительство крупных общественных зданий санкционирует Сенат, Синод контролирует возведение церковных сооружений. Но окончательное решение о строительстве принимает император. Постепенно была выработана система отбора и проверки предлагаемых проектов, которая состояла из трех элементов:

• проведение конкурсов (чаще всего «заказных», т.е. приглашались

конкретные архитекторы)[11];

  • • создание экспертных комиссий (в них входили лучшие специалисты);
  • • общественное обсуждение проектов.
Заказчики строительства (1750-1800 гг.)

Рис. 9. Заказчики строительства (1750-1800 гг.)

Русские архитекторы-классицисты получали образование либо в школах прежнего типа (например, в команде Ухтомского первые навыки получил В. Баженов, крупную архитектурную школу создал в Москве и М. Казаков), либо в стенах Академии художеств (в 1760 г. была возобновлена традиция пенсионерства). Любопытно, но иностранные архитекторы, приехавшие в Россию, у себя на родине ничего или почти ничего не возвели. Но Россия, ставшая для них второй родиной, позволила раскрыть их творческие способности.

Иначе обстояли дела в изобразительном искусстве. Среди иностранных живописцев, приехавших в Россию, не было мастеров, которые превосходили бы талантом отечественных художников (Ф. Ро- котова, Д. Левицкого, В. Боровиковского и др.). Однако оплата труда европейских специалистов была всегда выше: И.И. Шувалов, будучи президентом Академии, получал годовое жалованье в 1000 рублей, преподаватели Академии Головачевский и Саблуков — по 178 руб., а приехавший ненадолго Лагрене — 2350 руб. Самый известный художник 1780-х гг. Д. Левицкий за портрет Екатерины II получил 2000 руб., а австрийский живописец И.-Б. Лампи старший — 12 тыс. рублей. В этот период в России работало немало иностранных мастеров[12], но все-таки лучшие образцы живописи второй половины XVIII в. принадлежат кисти русских художников.

Если в литературе, публицистике и архитектуре идеи эпохи Просвещения и каноны классицизма можно было отразить очевидно и ярко, то в изобразительном искусстве, тяготеющем к индивидуальному, их удалось воплотить лишь в исторической картине, которая в иерархии живописных жанров занимала первое место (она называлась еще живопись «большого исторического рода», а к «историческому домашнему роду» относилась бытовая живопись). Наибольший вклад в развитие данного направления внесли А.П. Лосенко[13] и Г.И. Угрюмов[14], творческая биография которых была тесно связана с Академий художеств.

Архитектурные школы (1750-1800 гг.)

Рис. 10. Архитектурные школы (1750-1800 гг.)

Русская историческая живопись эпохи Просвещения

Рис. 11. Русская историческая живопись эпохи Просвещения

Однако не в исторической картине, а в портрете русское искусство второй половины XVIII в. достигло наибольших успехов (Ф. Рокотов[15], Д. Левицкий[16], В. Боровиковский[17]).

Вторым в иерархии жанров классицистического изобразительного искусства был «исторический домашний род» (бытовой жанр), но Академия художеств не занималась его развитием. Иногда родоначальником этого жанра в русском искусстве называют И вана Фирсова, театрального декоратора, кисти которого принадлежит «Юный живописец» (или «В мастерской юного живописца», вторая половина 1760-х гг., ГТГ). Но большая часть исследователей склоняются к мнению, что данная работа выполнена под сильным влиянием французского художника О. Фрагонара. Характерными чертами бытового жанра были стремление к бытописательству, изображению обыденной жизни.

Портретная живопись второй половины XVIII в

Рис. 12. Портретная живопись второй половины XVIII в.

Родоначальники бытового жанра в русском искусстве

Рис. 13. Родоначальники бытового жанра в русском искусстве

Начиная с 1770-х гг. приобретает популярность и пейзажный жанр.

Пейзажный жанр в русском искусстве 1770-1800 гг

Рис. 14. Пейзажный жанр в русском искусстве 1770-1800 гг.

Если в предшествовавший период русская скульптура не дала ни одного имени, то во второй половине XVIII в. она представлена плеядой блестящих мастеров (М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев и др.). В развитии русской пластики этого времени можно проследить несколько этапов.

Развитие скульптуры второй половины XVIII — начала XIX в

Рис. 15. Развитие скульптуры второй половины XVIII — начала XIX в.

Хотя русская скульптура и развивалась в русле классицизма отечественные мастера, в отличие от своих западных коллег, иначе относились к Античности: она никогда не была для русских скульпторов единственным ориентиром и источником вдохновения. Для их работ не характерна рассудочность французских классицистов, они внимательны к натуре, их персонажи эмоциональны, что свидетельствует о влиянии барокко.

Однако самая обсуждаемая работа того времени — Памятник Петру I («Медный всадник») (1765—1782) — была создана французским мастером Э.М. Фальконе (1716—1791)'. Монумент создавался на про- [18]

В. Жанры русской скульптуры второй половины XVIII — начала XIX в

Рис. 1В. Жанры русской скульптуры второй половины XVIII — начала XIX в.

тяжении более 15 лет, и все это время интерес к нему не ослабевал.

Это было связано с несколькими обстоятельствами:

  • • ни один из предшествующих скульптурных проектов не мог сравниться по значимости с работой Фальконе1;
  • • «Медный всадник» является первым памятником, предназначенным для всеобщего обозрения и установленным в городе;
  • • первый монумент светского содержания;
  • • обсуждение памятника подогревала пресса[19] [20], которая сообщала, как сотни людей наблюдали за доставкой «Гром-камня»[21] из Лахты (окрестности Петербурга) в столицу, шел спор о месте для установки скульптуры, а вскоре «Санкт-Петербургские ведомости» напечатали объявление о свободном доступе в течение двух недель в мастерскую Фальконе, где была выставлена модель монумента (май 1770). Большей части публики, посетившей мастерскую, памятник понравился, а на остальных Екатерина II (она пришла одной из первых) советовала скульптору не обращать внимания. Образованная часть общества начала сочинять надписи к монументу (например, ГР. Державин в 1776 г. написал два варианта)Г Открытие памятника состоялось 7 августа 1782 г., но к этому моменту Фальконе уже покинул Россию[22] [23]. После отъезда французского мастера официальным руководителем работ по установке монумента был назначен Ю. Фельтен, помогавший до этого Фальконе. На заключительном этапе к проекту был подключен и Ф. Гордеев.

Подводя итог обзору художественной культуры второй половины XVIII в., следует отметить, что во всех ее направлениях были достигнуты впечатляющие результаты. В Академии художеств только возник скульптурный класс, но уже первые его выпускники прославили свою alma mater. Между этими мастерами много общего: и недворянское происхождение, и академическая выучка, и пенсионерство, и заслуженный успех, и круг тем, над которыми они работали (темы борьбы, покоя, античная тематика), и постепенная смена барочных черт классицистическими. При этом каждого из мастеров отличает свой неповторимый почерк.

Блестящую плеяду имен дало и изобразительное искусство, где мастера прошли те же этапы становления, что и скульпторы (учеба в Академии, пенсионерская поездка, преподавание). Необходимо сказать о таком феномене русской живописи этого периода, как провинциальный портрет, представленный и известными специалистам фамилиями (С.С. Щукин, П.С. Дрождин, Л.С. Миропольский), и художниками, чьи имена история не сохранила. Поскольку в это время все большую популярность набирает коллекционирование, то одним из его направлений выступает собирание картин. Если столичные сановники могли себе позволить покупать работы лучших европейских и русских мастеров, то провинциальные дворяне должны были довольствоваться картинами местных (часто крепостных) художников[24], чья живопись соединяет черты иконописи и парсуны (в этих работах четко просматривается деление на «личное» и «доличное»). Но эти работы доносят до нас авторское понимание изобразительного искусства и индивидуальность художника, а их авторы составили славу «художественного примитива».

§ 10. ОСОБЕННОСТИ БЫТА И НРАВОВ 1730-1790-х гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

рисо-Глебское Ярославской губ.), Куракины (Надеждино Саратовской губ.), Черевины (Нероново Костромской губ.). Совсем недавно предметом изучения стали работы Григория Островского (писал портреты костромских дворян, в частности Черевиных), Ильи Шляхтенкова, И. Шустова.

  • [1] Особенность проявления классицизма в архитектуре заключается в отсутствии деления жанров на «низкие» и «высокие», что характерно для литературы и живописи. Поэтому вне зависимости от практического назначенияздания (дворец, склад, павильон и пр.) при его возведении можно былоиспользовать ордерную систему и портики, придавать сооружению формуротонды.
  • [2] В этот период в России появляется книга искусствоведа И. Винкельмана«История искусства древности» (1764), печатают сообщения об обнаруженииПомпеи и офорты Пиранези с видами древнеримской архитектуры.
  • [3] Родоначальниками русского классицизма в архитектуре выступают А. Квасов, В. Баженов, А. Кокоринов.
  • [4] Данная периодизация достаточно условна.
  • [5] Более 400 российских городов получили в конце XVIII — начале XIX в.новые генеральные планы. Кроме того, городская среда начинает зонироваться (административно-торговый центр, престижные районы — «бедные» окраины, парки, набережные), на окраины города переносятся бойни,кузницы, кладбища. В Петербурге было запрещено возводить дома выше10 саженей (21,3 м) — высота Зимнего дворца, что способствовало единообразию застройки, поскольку предписывалась и однотипная стилистикав оформлении фасадов.
  • [6] В 1769 г. был издан указ, предписывающий всем купцам размещать принадлежащие им лавки на первом этаже собственного дома. Таким образом,появился новый тип частного дома с зонированием по вертикали: первыйэтаж — магазин, второй этаж — жилое помещение. Этот указ был связанс уплотнением застройки в центральной части города. Если позволяла площадь, то отдельные помещения купцы сдавали в аренду, что привело к рождению «доходных домов» (М. Казаков, дом купца П. Хрящева на Ильинке,Москва, 1780-е гг.).
  • [7] Одним из самых вместительных театров Европы был Большой театр (Петербург) на 3000 человек, построенный А. Ринальди (1775—1783). Некоторыетеатры встраивались в здание дворца (театр в Таврическом дворце, во дворцеЮсуповых на Мойке).
  • [8] Экспериментальной площадкой для отработки поставленных задач сталаТверь, первой пережившая реконструкцию (1763, план А. Квасова, застройкацентра — П. Никитин и М. Казаков). Позже перестройка затронет Кострому,Новгород, Владимир, Ярославль, Калугу, Вологду и другие города. Большаясвобода в организации городского пространства дозволялась в новых городах, например в Одессе, Николаеве, Севастополе, Полтаве, Екатеринославеи др. После издания «Положения о городах» (1785) начинает формироватьсяинститут губернских архитекторов, в задачи которых входило следить заисполнением присланного из столицы плана застройки.
  • [9] Ж.-Б. М. Валлен-Деламот (1729—1800) прибыл в Россию по приглашениюИ.И. Шувалова (1759). Зодчий был почетным членом Болонской и Флорентийской академий. Вместе с Кокориновым он приступает к строительствуздания Академии художеств (1764). Стоит отметить, что Деламот дваждыуезжал на длительный срок в этот период, поэтому работы до своей смертивозглавлял Кокоринов( 1726—1772). В 1775 г. Деламот окончательно покинул Россию, поэтому строительство возглавил Ю. Фельтен. Вернувшисьв родной Ангулем, Деламот получал жалованье из петербургской Академиихудожеств, поскольку выполнял роль ее резидента — присматривал за академическими пенсионерами.
  • [10] В. И. Баженова (1737/38—1799) часто называют архитектором «несчастливойсудьбы», поскольку фактически ни один из его проектов не был реализован(редкое исключение — дом П.Е. Пашкова в Москве, 1784-1786). Работы в Кремле и Царицыне, где он сооружал дворцово-парковый ансамбль(1775—1785), были остановлены императрицей, проект Михайловскогозамка в Петербурге (1792) получил В. Бренна. И хотя архитектор вольнообращался с древнерусским наследием в Кремле, необходимо отметить, чтоего идеи представляют новый комплексный подход к решению масштабныхградостроительных задач.
  • [11] Одним из первых был проведен конкурс на составление генерального планастолицы (1763). Еще объявлялись конкурсы на проект застройки Дворцовойплощади (1779), Казанского собора в Петербурге (1800).
  • [12] В России работали французские художники Ж.-Л. Де Вельи, Ж.-Л. Вуаль,А. Рослин (швед по национальности, но долго проживший во Франции),М.-Э.-Л. Виже-Лебрен, Ж.-Л. Монье, итальянцы С. Торелли,Ф. Фонтебас-со, С. Тончи, немцы Ф.-Х. Баризьен, Г. Кюгельген, австрийцы И.-Б. Лампиотец и сын.
  • [13] Антон Павлович Лосенко, родившись на Украине, в возрасте 7 лет былотправлен в столицу в придворную певческую капеллу. Позже, когда у негоначалась ломка голоса, он попадает в ученики к И. П. Аргунову (1753), а потом поступает в Академию художеств (1758) и, блестяще ее окончив, получает возможность отправиться в пенсионерскую поездку в Париж (в конце1760-х гг. будет еще одна командировка в Париж и Италию). Слава приходит после работы «Владимир и Рогнеда», которая экспонировалась наакадемической выставке (1770). Кстати, для образа Владимира художникупозировал исполнявший роль князя актер И.А. Дмитриевский. Его карьерабыла удачной, его не обходили в званиях (он стал даже директором Академии художеств). Лосенко написал первое учебное пособие «Изъяснениекраткой пропорции человека... для пользы юношества, упражняющегосяв рисовании», которое стало настольной книгой нескольких поколенийхудожников.
  • [14] Большая часть жизни Григория Ивановича Угрюмова (родом из Ярославля)была связана с Академией художеств, куда он попал мальчиком: сначалаВоспитательное училище при Академии, позже — Академия художеств, гдеон учился, а по возвращении из пенсионерской поездки в Рим начал преподавать (более 20 лет). Он пользовался всеобщим уважением и прославилсяне только как мастер исторической картины, но и внес вклад в развитиепортретного жанра, создав образы ярославских купцов и предвосхитив реалистические образы XIX в.
  • [15] О жизни Федора Степановича Рокотова информации немного: москвич, судяпо всему, крепостной князей Репниных (получил вольную в 1760 г.). Знаковым в его биографии становится знакомство с И.И. Шуваловым, которыйспособствовал, как куратор Московского университета и директор Академиихудожеств, принятию Рокотова в Академию. Становится академиком (1765),после чего возвращается в Москву. К сожалению, имя художника в XIX в.было забыто. Лишь после знаменитой «Таврической выставки» (1905) о немстали упоминать в искусствоведческой литературе, но как о подражателе.Только во второй половине XX в. творчество Рокотова было оценено подостоинству.
  • [16] Украинец по национальности, родился в семье священника и гравера, который тесно общался с преподавателями Киевской духовной академии.Учился сначала у отца и Антропова, позже — в Академии художеств (окончилв 1764 г.). В течение 17 лет руководил портретным классом (1771 — 1787). Ушелв отставку из-за конфликта с Бецким, который сменил на посту президента Академии И.И. Шувалова. Особой известностью пользуются портреты(тип парадного портрета) воспитанниц Смольного института — «смолянок»(1772—1776), серия из 7 портретов, предназначавшихся для Большого дворцав Петергофе (Портрет Е.И. Молчановой, 1776, ГРМ; Портрет Е.И. Нелидовой, 1773, ГРМ; Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущевой, 1773, ГРМи др.). Был хорошо знаком с Новиковым, входил в масонскую ложу.
  • [17] В.Л. Боровиковский родился в Миргороде в семье военных, получившейдворянский титул, где многие занимались еще и иконописью. Судьбоноснойоказалась его встреча с Н. Львовым, входившим в группу сопровождавших Екатерину II дворян, во время ее поездки в Крым (Боровиковский,получивший первые уроки у отца, выполнил два панно для зала путевогодворца императрицы). Львов настоял на переезде живописца в столицу (Боровиковский прожил в доме Львова 8 лет). В этот период он познакомилсяс членами кружка Державина-Львова, в том числе и с Левицким (началбрать у него уроки, но в Академию не поступал), композитором Фоминым,поэтами Хвостовым и Капнистом. Познакомился Боровиковский с Новиковым и статс-секретарем Академии художеств Лабзиным, через которыхстал членом масонской ложи. Как отмечали его друзья, художник тосковалпо родине, жил уединенно (семьи не было), играл на гуслях.
  • [18] Приезд Фальконе в Россию (1766) произошел благодаря его тесной дружбес Дидро, который порекомендовал скульптора Д.А. Голицыну и через негополучил заказ на памятник. Первый эскиз был выполнен мастером ещев Париже (1765), а уже через пять лет Фальконе создал модель в натуральнуювеличину (1770). О ходе работ Фальконе сообщал Дидро в письмах в Париж.В работе над головой Петра I скульптору помогала его ученица и невестаМари Анн Коло. Для Фальконе, как мастера классицизма, чрезвычайноважным было изучение натуры. Поэтому в его мастерскую приводили орловского рысака, которого заставляли на специальном помосте вставать надыбы.
  • [19] До «Медного всадника» ни один проект не был реализован: Триумфальныйстолб, посвященный успехам в Северной войне, работы Растрелли (коннаястатуя Петра I и памятник Анне Иоанновне).
  • [20] Практика общественного обсуждения крупных градостроительных илииных культурных проектов была широко распространена во время правления Екатерины II (например, перестройка Московского Кремля, закладкастоличных храмов).
  • [21] Даже после обработки камень весит около 275 тонн.
  • [22] Надпись на памятнике очень лаконична и принадлежит императрице: «Петру Первому Екатерина Вторая».
  • [23] Фальконе покинул Россию (1778), поскольку больше не мог терпеть постоянные жалобы на него императрице чиновников и сановников. Последнейкаплей оказалось возмущение А.Д. Ланского (фаворит Екатерины II), связанное с уменьшением скульптором длины постамента памятника.
  • [24] Так, коллекционированием в своих имениях занимались Тишинины (селоТихвино-Никольское Ярославской губ.), Мусины-Пушкины (Иловна и Бо-
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >