ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Эпоха Просвещения на Западе началась с издания во Франции знаменитой «Энциклопедии», над которой трудились Вольтер, Д. Дидро, Д’Аламбер, Гельвеций и др. Под «просвещением» они понимали не столько распространение знаний и приобщение к ним, сколько комплекс идей, связанный с секуляризацией мысли и направленный против феодально-абсолютистского общества. У французских властей наибольшее неприятие вызывали статьи просветителей именно на политические и религиозные темы, что приводило к неоднократным запретам на публикацию «Энциклопедии». Идеи о свободе, равенстве и братстве подготовили революции и в Америке (появление США, 1775— 1783), и во Франции (1789-1793)1. Главное отличие бытования

Идеи Просвещения прошли несколько этапов развития: 1) рубеж 1740— 1750 гг. — идея «просвещенного» абсолютизма (Вольтер), которая в России поддерживалась М.В. Ломоносовым, А.П. Сумароковым, И.И. Шуваловым; 2) вторая половина XVIII в. — в этот период все чаще звучит критика абсолютистского государства и выдвигаются две идеи: теория естественного права (Дидро, Руссо, Гельвеций, Гольбах, Д’Аламбер). У каждого человека, вне зависимости от его сословной принадлежности, идей просветителей в России заключалось в том, что если на Западе эти теории захватили широкие массы, стали выражением мыслей представителей третьего сословия, то в России они занимали лишь часть дворянства, а также художественную и научную интеллигенцию, именно она занималась переводом отдельных статей из «Энциклопедии» (например, публицист и историк Болтин поставил перед собой цель сделать полный ее перевод, но успел дойти лишь до буквы К, М.М. Херасков собрал кружок (1767) из 19 человек для работы над ее переводом). Посол России во Франции князь Д.А. Голицын дружил с Дидро, был хорошо знаком с Гельвецием1. Но все-таки русских, увлеченных идеями Просвещения, было несравнимо меньше, чем европейцев. Другими словами, если на Западе эти идеи распространялись по горизонтали, то в России — по вертикали (сверху вниз, затрагивая лишь верхушку общества). Однако, несмотря на немногочисленность последователей идей Просвещения в России, не следует думать, что для этого течения была характерна монолитность, напротив, в нем можно выделить три направления.

1. Волътерианство.

Интерес к Вольтеру, как уже отмечалось, возник еще в 1750-е гг. Его активно переводили в России (причем даже в провинции)2, с ним

есть право на свободу, выбор вероисповедания и свободу слова. В абсолютистском государстве у гражданина большая часть перечисленных прав отсутствует;

  • теория общественного договора (Ж.-Ж. Руссо). По мнению философа, человек, находясь в «естественном» состоянии, исходил из своих желаний и устремлений. Но при этом возникали неудобства, когда желания одного человека пересекались с интересами других людей, что приводило к конфликтам. Вследствие этого люди решили отказаться отсвоего «естественного» состояния и создать гражданское общество, добровольно поступившись частью своих прав. Гарантом исполнения законов и спокойствия в государстве стал монарх, заключивший договор с гражданами. В случае если правитель нарушит закон или посягнет на права своих подданных, то народ имеет право расторгнуть с ним договор и наказать монарха. Таким образом, данная теория обосновывала возможность свержения неугодного правителя. Если в эпоху Петра I теория государственного устройства ставила монарха выше любых гражданских договоров (другими словами, члены общества отказывались от большей части своих прав, но самодержец, сохранявший права, взамен этого гарантировал им защиту), то во второй половине XVIII в. европейские философы начали рассматривать правителя как участника договора.
  • 1 Сын Д.А. Голицына откажется от светской жизни, примет католичество и уедет в Америку, где будет распространять идеи просветителей.
  • 2 Начиная с 1740-х гг. и до начала XIX в. сочинения Вольтера переводились на русский язык 140 раз.

состояли в переписке сначала И. И. Шувалов, позже Екатерина II[1]. Это течение дало толчок к формированию:

  • умеренного вольтерианства, для которого были характерны ирония, скептицизм, борьба с суевериями, преклонение перед разумом (Ломоносов, Сумароков, Фонвизин и др.);
  • нигилизма, поскольку антиютирикальная направленность некоторых сочинений Вольтера внушала его русским адептам мысль о том, что осмеянию следует подвергнуть все, чему до этого в России поклонялись, начиная от Бога и заканчивая русскими традициями. Именно это направление даст толчок к появлению пятиметров и щеголей екатерининского времени, презирающих все родное;
  • радикализма, на который влиял не только Вольтер, но и Бейль, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Представители этого направления (самая известная фигура А.Н. Радищев) не признавали никаких авторитетов, они были склонны к крайностям. «В силу этого резкого разрыва с историей, в силу экстремизма, — в русских умах начинает расцветать склонность к мечтательности»[2], а следовательно, к утопии[3].
  • 2. Поиск национальной идеологии.

Петр I и его деятельность выступают заключительным этапом процесса секуляризации русской культуры. Ко времени его правления относится рождение той части общества, для которой интерес представляли светские, мирские дела, а идея религиозного мессианизма (Русь как средоточие и хранительница истинного православия) заменяется идеалом Великой России. Можно говорить о том, что данное направление дало новый тип русского интеллигента, получившего хорошее образование, стремящегося не только следить за всеми общественно-политическими и культурными событиями в Западной Европе, но и критически оценивать происходящее (М. В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.Д. Кантемир, В. Н. Татищев). Именно в рамках этого течения шло формирование национальной идеологии, которая основывалась не на религиозной почве, а на внецерковном мышлении. Нов качестве обоснования новой идеологии представители данного направления обращались к разным источникам:

теория естественного права.

Для представителей этого течения (Н.Н. Поповский, Я.П. Козельский, И.А. Крылов и др.) чрезвычайно важным является постулат о том, что человеческая личность не зависит ни от церкви, ни от государства. Например, в «Разговоре о пользе наук и училищ» Татищев отстаивает мысль о том, что человеческое желание быть благополучным проистекает от Бога, человек должен радоваться жизни. В русской литературе Татищев, пожалуй, был первым, кто заговорил об утилитаризме, который должен основываться на «разумном эгоизме». Исторические сочинения, которые были созданы в этот период Татищевым, Щербатовым, Ломоносовым, Болтиным, также «вдохновлялись национальным самосознанием, искавшим для себя обоснования вне прежней церковной идеологии»[4];

просветительство (приведшее к рождению русского гуманизма

XVIII в.).

Центральной проблемой русского гуманизма начиная с этого времени станет социальная жизнь и внесословная ценность личности. Н.И. Новиков писал о том, что каждый должен стремиться быть разумным и добродетельным, разум человеку дан для служения государству, а богатство — для помощи бедным. Говоря о равенстве всех людей, Новиков обращается не к теории естественного права, а к положению христианства о том, что «нет ни эллина, ни иудея, ни богатых, ни бедных». Именно представители этого течения, и Новиков в их числе, писали о допустимости европейских заимствований, но при условии сохранения русских традиций и верности родной культуре. Постепенно под влиянием утопической теории «создания новой породы людей» в этой среде начинает вызревать идея о превосходстве морали, нравственности над разумом, что привело к изменению подхода к системе образования и воспитанию, поскольку главной целью русских гуманистов стало «развитие изящнейшего сердца». В данном случае можно усматривать воздействие взглядов Ж.-Ж. Руссо и английских моралистов того времени, но все же в этом зарождающемся феномене превалирования морали над разумом нельзя не увидеть и характерную черту для русской культуры предшествующих периодов — «склонность к примату морали» (В. В. Зеньковский).

2

3. Русское масонство.

Русских масонов (Н.И. Новикова, М.М, Хераскова, В. И. Майкова, И.В. Лопухина, Н.М. Карамзина, Н.Н. Трубецкого, И.Г. Шварца и др.) называли также мартинистами, поскольку в их среде популярностью пользовалась книга французского писателя-мистика Сен-Мартена «О заблуждениях и истине», представляющая собой смесь мистики и вольнодумства. Представители этого течения считали, что пороки современного общества возникли в результате греховности человечества, поэтому единственным средством борьбы с ними является религиозно-нравственное совершенствование, поэтому русское масонство сыграло важную роль в развитии творческого начала русских просветителей. Это было связано с особенностями масонства:

  • • в XVIII в. довольно широкое распространение получают атеистические течения, но не все просветители являлись их адептами, поэтому некоторые из них обращались к масонству, которое было способно удовлетворить их религиозное чувство (и позволяло уйти, в частности, от вольтерианства);
  • • идеализм и идея служения человечеству, присущие масонству, были близки и просветителям, при этом учение «вольных каменщиков» представляло собой особый вид религиозности — внецерковный, свободный от всякого церковного авторитета;
  • • в противовес одностороннему интеллектуализму масонство предлагало нравственный идеал, без которого просвещение, по мысли Н.И. Новикова, «несет в себе отраву».

Таким образом, идеи эпохи Просвещения на русской почве в силу социально-политической ситуации (в частности, сохранение абсолютизма, крепостного права) могли быть реализованы не столь широко, как это произошло в Европе. Но, тем не менее, они дали толчок к развитию многих явлений русской культуры, которых она до этого либо не знала, либо они находились в зачаточном состоянии. Например, к концу XVIII в. в дворянском доме появляется женская библиотека, что свидетельствует, с одной стороны, о росте грамотности среди дворянок, ас другой — об изменении их положения. Дворянка, продолжая оставаться хозяйкой дома, матерью и женой, развивается, совершенствуется духовно. В этот же период распространение получает и коллекционирование: собирали табакерки, монеты, старинное оружие, скульптуру, трости, трубки. Например, П.А. Демидов, известный заводчик, увлекался ботаникой, поэтому собирал чучела птиц, минералы и морские раковины. Многие состоятельные вельможи скупали за рубежом коллекции картин, которым отводили в своих дворцах целые залы. Этому увлечению с особой страстностью отдавалась и Екатерина II, купив сразу несколько известных в Европе картинных коллекций и положив тем самым начало собранию Эрмитажа[5]. Но шире всего идеи просветительства в России реализовывались в системе образования.

Основные идеи и направления эпохи Просвещения в России

Рис. 5. Основные идеи и направления эпохи Просвещения в России

§ 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II

§ 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛАССИЦИЗМА И СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ 1730-1790 гг.

§ 8. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1750-1790 гг

.

  • [1] После Великой Французской революции Екатерина II повелела изъять извсех книжных магазинов сочинения Вольтера, а бюст философа, находящийся во дворце, был «сослан» в подвал.
  • [2] Зеньковский В.В. История русской философии. С. 87.
  • [3] В. В. Зеньковский отмечает, что дух утопизма в России во второй половинеXVIII в. выступает как заменитель религиозной мысли, которая в этот периодпереживала упадок. Следует отметить, что в 1760—1790 гг. возникает множество утопических сочинений: переводы «Утопии» Т. Мора (произведениеназывалось «Картина возможно лучшего правления, или Утопия», 1789)и сказки о Троглодитах («Персидские письма» Монтескье) в журнале Новикова «Утренний свет»; М.М. Щербатов написал «Путешествие в Офирскуюземлю», где он излагает свое видение государственного устройства России,утопическая сказка содержится и в «Путешествии из Петербурга в Москву»А.Н. Радищева.
  • [4] Зеньковский В. В. История русской философии. С. 91.
  • [5] Еще одной страстью богатых вельмож были породистые лошади, которыхони приобретали либо в Англии, либо на Арабском Востоке. Некоторыедворяне основывали конные заводы, где занимались селекцией и выводилиновые породы. Особенно в этом преуспел Алексей Орлов, браг ГригорияОрлова (фаворита Екатерины II), который открыл под Воронежем конезавод, где появился знаменитый орловский рысак.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >