АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЛИМИТА НА ЛЕГИОНЕРОВ В МИРОВОМ ФУТБОЛЕ
История вопроса
Современная история вопроса ограничения трудовой деятельности иностранных граждан в футболе начинается с так называемого дела Босмана - разбирательства Королевской футбольной ассоциации Бельгии и футболиста клуба «Стандард» (Льеж) Жан-Марка Босмана. В 1995 г. Европейский суд постановил, что существующие в футболе правила относительно свободы переходов футболистов в другие команды и ограничения в трудовых возможностях иностранцев напрямую противоречат статье 39 Римского договора. Согласно данному решению все футбольные лиги, находящиеся на территории ЕС и под юрисдикцией УЕФА, не имели права устанавливать какие-либо ограничения подобного рода, которые бы ущемляли права граждан стран ЕС[1].
На тот момент большинство лиг накладывали ограничения на число иностранных игроков в заявке команд. К тому же в УЕФА действовало правило, которое запрещало командам, участвующим в розыгрышах турниров Кубка чемпионов, Кубка кубков и Кубка УЕФА, заявлять более трех иностранных игроков на игру. В итоге после вердикта суда по делу Босмана все эти ограничения были сняты. В УЕФА не стали внедрять иного механизма по ограничению составов команд в зависимости от гражданства игроков, при этом было создано правило «доморощенных игроков». Однако некоторые высшие футбольные лиги, находящиеся на территории ЕС, ввели правило, при котором в заявке команд на игровой сезон не может находиться более определенного числа футболистов, не имеющих гражданства ЕС.
Дальнейшее развитие вопрос лимита на легионеров в футболе получил после предложений ФИФА, которые получили название «правило 6 + 5». Дискуссия по этому проекту велась с 1999 г., однако лишь в 2008 г. официально было озвучено стремление ФИФА видеть в стартовом составе не менее 6 игроков, имеющих право быть вызванными в национальную сборную страны, которую представляет клуб. При этом ограничивать число легионеров, которых можно было заявлять на сезон, или замены в составах команд во время игр не планировалось. Другими словами, команда могла завершать игру, имея 8 легионеров на поле. Данная мера давала тренерам возможность руководствоваться во время игры спортивными характеристиками игроков, а не их паспортом[2]. Однако это предложение не получило достаточной поддержки футбольной общественности, а также столкнулось с юридическими проблемами на территории Европы, поскольку напрямую нарушало все ту же статью 39 Римского договора, а также вердикт Европейского суда по делу Босмана. В итоге в 2010 г. в ФИФА отказались от развития данного проекта.