Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow Литературное редактирование текстов средств массовой информации

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Работа редактора с повествовательным текстом

Начинать анализ целесообразно с определения вида повествования, оценки обоснованности его выбора темой, спецификой фактического материала, жанром и назначением текста или его фрагмента. Далее выделяются и оцениваются узлы повествования, проверяется их последовательность, т.е. хронология.

Виды хронологии:

  • • прямая, когда изложение событий в тексте соответствует их реальной последовательности;
  • • смешанная, когда в прямой хронологии появляются отступления — возвраты назад, опережение событий, такие вставки обычно включаются в текст репликами типа: забегая вперед, вспомним и т.п.;
  • • обратная, когда события излагаются от конца к началу (в текстах СМИ практически не встречается).

Прямая хронология — самая распространенная и не нуждается в обосновании, поскольку отражает реальный ход событий и представляет собой нулевой структурный уровень текста (см. гл. 5). Отступления в смешанной должны быть мотивированы, поэтому требуют особого внимания редактора. Элементы смешанной хронологии встречаются в новостных материалах во вступлении. Обратная хронология для текстов СМИ не характерна.

Требования к узлам повествования:

  • • называть существенный для темы фрагмент действительности с необходимой степенью детализации;
  • • быть мотивированным предыдущим узлом и мотивировать следующий;
  • • в контексте адекватно отражать смысловые связи, не искажая реального события;
  • • быть адекватно, точно сформулированным.

В текстах с линейной структурой, к которым относится и повествование, все это приобретает первостепенное значение. Неправильный выбор узлов, неточное словоупотребление, сбои в динамике повествования, сбивчивое, непродуманное изложение снижают качество текста, оставляют ощущение наспех написанного, литературно не обработанного материала.

Основные недостатки узлов повествования:

  • • лишние узлы повествования, когда названы несущественные подробности / допущены неоправданные повторы: это меняет динамику повествования, делает его неряшливым, уводит от темы;
  • • излишняя / недостаточная / хаотичная детализация узлов повествования из-за непроработанности фактического материала;
  • • пропущенные узлы повествования, в результате чего создаются ложные смысловые связи / возникают смысловые лакуны;
  • • неряшливое, неточное словоупотребление.

Особенности работы редактора с текстом сообщения

Сообщение редактируется принципиально так же, как и повествование. Редактор следит за правильным выбором узлов, их детализацией, динамикой изложения, его логической строгостью. Но перед ним стоит задача максимально кратко и емко изложить главное в со-

1

бытии. Обычно сообщение состоит из ответов на вопросы: «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «как?» произошло или произойдет, кто в нем участвует или стал жертвой обстоятельств. Эта формула не менялась со времен римского оратора Квинтилиана, впервые ее предложившего.

Первая, ударная фраза сообщения может отвечать на любой из вопросов «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «как?». Выбор его должен отражать характер события, стилистика — тип издания и предпочтения аудитории.

Например, с ответа на вопрос «как?» можно начать сообщение о каком-либо захватывающем или трагическом событии: Счет 3:1финал первого матча мужской Лиги чемпионов по волейболу. «МГТУ- Лужники» обыграли итальянский «Сислей» — сильнейшую команду Европы. С ответа на вопрос «кто?» — сообщение о событиях, участниками которых были хорошо известные и интересные аудитории люди: Президент подписал указ об усилении борьбы с легализацией теневых доходов. Устанавливается обязательный финансовый контроль за всеми значительными или сомнительными финансовыми операциями юридических и физических лиц. Ответ на вопрос «что?» в начале сообщения подчеркивает важность события безотносительно его участников и характера протекания: Борьба с терроризмом будет главным приоритетом в течение шестимесячного председательства Испании в Евросоюзе.

Перевернутая пирамида — самая распространенная структура сообщения. За первой, ударной, фразой смысловые компоненты следуют по убыванию степени важности.

Такое построение сообщения позволяет сокращать текста с конца до нужного объема, не прибегая к другим приемам редактирования.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>