Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История религий мира

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Брахманический период развития индуизма

Второй исторический период индуизма связан с особым положением брахманов в древнеиндийском обществе и получил название брахма- нического, или классического, или эпического (с VIII в. до н.э. и все I тысячелетие). В четырех варнах (брахманы — жрецы, кшатрии — воины, вайшьи — земледельцы и ремесленники, шудры — неполноправные и рабы) брахманы занимали господствующее положение. Они служили богам и совершали религиозные обряды, были советниками царей, были грамотны и обладали знаниями. «Есть два вида богов,те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богамжертвенные дары, а человеческим богамученым-брахманамнаграду» [4, с. 98]. Сами же брахманы должны были отвечать определенным требованиям: они должны были соблюдать строгий аскетизм, блистать ученостью. Имущество брахманов считалось неприкосновенным, нельзя было противоречить брахману или сомневаться в верности его слов. Авторитет брахманов был непререкаем, они были советниками царей, были учителями и наставниками для молодежи.

Брахманы-жрецы действительно были самыми учеными людьми того времени. Они комментировали Веды, много занимались философией, размышляли о сущности мира и человека, о смысле жизни и смерти. Особенно много времени для теоретическо-философских размышлений отводили аскеты — отшельники. Им и принадлежат ныне известные всему миру философские тексты под названием Упанишады, на базе идей которых, сформулированных позднее, сложились различные философские школы, и ныне популярные в Индии.

Верховная власть жреческого класса брахманов становится очевидной благодаря двум их необычным задачам: брахманы, сами не являясь богами, поддерживают звучание вечного священного высказывания, или брахмана, при помощи произнесения мантр, которые в своей совокупности составляют веду, т.е. священное знание. И второе: брахманы, не являясь богами, охраняют существование мира путем жертвоприношений.

Авторитет брахмана, чей личный престиж всегда опосредован принадлежностью к наивысшим — брахманским — кастам, в Индии беспрекословен. Права его огромны: в старой Индии считалось нормальным право брахмана просто убить того неприкасаемого, который посмел «осквернить» его своим грубым прикосновением. Авторитет этот проявлялся во многом, но прежде всего — в исключительном праве брахманов приносить жертвы богам в храмах.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>