Формирование системы индикативного планирования на современном этапе и ее роль в реализации промышленной политики

Оценка экономического роста и роль промышленного производства в системе индикативного планирования в среднесрочной перспективе

Выбор методов и механизмов реализации индикативного планирования зависит как от сложившихся условий, имеющихся экономических ресурсов, так и от стратегических целей экономического развития. Рассмотрим проблему формирования системы индикативного планирования с позиции существующих экономических условий, ресурсов и целей развития.

С точки зрения формирования системы индикативного планирования на среднесрочную перспективу следует обратить внимание на текущие факторы экономического роста. Одной из основных экономических проблем в нашей стране является затяжной кризис, имеющий как внешние конъюнктурные, так и внутренние системные причины.

Экономика России встраивается в мировые производственные цепочки на стадии поставки сырья, то есть на мировом рынке российские производители представлены в подавляющем большинстве добывающими предприятиями. Это дает в конечном итоге очень низкую составляющую величины добавленной стоимости в итоговой цене товара и в результате — низкий процент в мировом ВВП. Развитые страны встраиваются в производственные цепочки на высокотехнологических стадиях, снимая «сливки» с формирования доходов. Таким образом, место в мировой производственной цепочке отражает конкурентоспособность страны на мировом рынке и является целевым ориентиром экономического развития при осуществлении экономического индикативного планирования.

При оценке и прогнозе экономического роста в расчетах принято выделять сезонную, конъюнктурную и трендовую составляющие. Упрощая ситуацию, отметим, что экономический рост базируется:

  • • во-первых, на конъюнктурных факторах, например, таких как цены на нефть, а в лаговой зависимости от них и цены на газ;
  • • во-вторых, на базовых факторах, то есть на факторах, непосредственно влияющих на реальную экономику, например, таких как инвестиции в реальный сектор.

В связи с тем что экономика Российской Федерации не относится к лидирующим и производит около 2,5% мирового ВВП (для сравнения — США около 18%), то оказывать даже косвенное воздействие на мировую экономику, в частности, на динамику конъюнктурных факторов не представляется возможным (у мирового экономического лидера это получается, в отличие от нашей страны).

Учитывая конъюнктурные и базовые факторы экономического роста, российские ученые строят экономические модели, на основе которых формируются прогнозы и выводятся индикаторы экономического роста и развития. В настоящее время основные показатели, которые могут лечь в основу системы плановых индикаторов, рассчитываются на основе генетических прогнозов. Построением прогнозных моделей занимаются научно-исследовательские коллективы, в частности ИНП РАН, ЦЭМИ РАН, ИЭ РАН.

В подавляющем большинстве моделей используются классические факторы при построении прогнозов макроэкономических показателей. В частности, в аппарате производственных функций основными факторами выступают труд и капитал (инвестиции в основные фонды), выраженные в денежных единицах. В России, в эпоху либерализации экономики и перестройки ее на рыночные рельсы, пострадали оба фактора, но следует заметить, что реформируемая социальная система советского государства оставила хорошую базу для формирования человеческого потенциала. На данный момент еще можно говорить о возможностях подготовки высококвалифицированных научных специалистов, используя внутренние ресурсы, привлекая для этого российские университеты, в том числе базовые экономические вузы.

Одним из основных факторов большинства моделей при оценке величины валового выпуска отрасли, валовой добавленной стоимости, в итоге валового внутреннего продукта является величина инвестиций в основной капитал. Эта величина сильно влияет на результирующие макроэкономические показатели моделей RIM, CGE, описывающих экономику России, является одной из составляющих в производственных функциях типа

где Kt — основной капитал; Lt — численность занятого населения; At поправочный коэффициент, отражающий совокупное влияние прочих факторов.

При расчетах с использованием аппарата производственных функций величины эластичности по капиталу составляют 0,25—0,40, при условии, что под капиталом мы понимаем имеющиеся производственные мощности, которые, по сути, представляют собой накопленные инвестиции. По инвестициям, используемым в текущий период, показатель эластичности будет меньше, и он колеблется в размере 0,18—0,20. По инновационным инвестициям эластичность достигает величины в 0,3 (0,22—0,3). Такие инвестиции, по некоторым оценкам, дают до 50% прироста ВВП.

На величину инвестиций в основной капитал влияют такие факторы, как инвестиционный цикл, ставка кредита, величина инфляции, цены на нефть и др. Следует отметить, что последний фактор имеет высокое значение для оценки инвестиций в странах — экспортерах нефти. В товарной структуре экспорта минеральное сырье достигает 90%, а основную долю в минеральном сырье, в свою очередь, занимает сырая нефть, таким образом, поступление доходов тесно коррелирует с ценой нефти, которая является существенным фактором формирования доходов и влияет на величину и структуру расходов в экономике. При высокой цене на нефть экспортные доходы высоки и за счет этого формируется «жирок» в показателе ВВП, что позволяет наращивать не только потребление, но и сбережения, и затем осуществлять инвестиции. Следует отметить, что за последние десятилетия в российской экономике сформировались показатели предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению в размере 0,6 и 0,4 соответственно. Таким образом, при увеличении валового располагаемого дохода увеличивается и величина сбережений, что в конечном счете сказывается на величине инвестиций в основной капитал. При существующей структуре экономики цена на нефть будет одним из основных факторов сценарных условий для построения прогнозных моделей и формирования индикативных показателей развития экономики.

Инвестиционный процесс тесно связан с национальной банковской системой. В 2007 г. мировая экономика вошла в экономический кризис, а с 2009 г. началась инвестиционная пауза, что сказалось и на российской экономике, так как стали уменьшаться инвестиционные кредиты. Весь период становления и развития банковской системы ее участники слабо ориентировались на внутренние источники кредитования, так как привлечение денежных ресурсов на внутреннем рынке влекло существенно большие издержки, чем на внешнем рынке. Западные кредиты в среднем стоили российским банкам 4—5%, и этот процент был более конкурентным, чем процент на внутреннем рынке. Поэтому банковская система, являющаяся основным посредником инвестиционного процесса, работала преимущественно в режиме простых торговых сделок — дешево купить на внешнем рынке, дорого продать на внутреннем рынке. Но в 2014 г. в связи с введением санкций ситуация в банковском секторе изменилась, доступность дешевых кредитов упала. Это с лаговым эффектом скажется на величине инвестиций в основной капитал, так как сокращающееся предложение кредитов поднимает без того высокую цену кредита и в итоге сократит спрос на кредиты, что скажется на экономической активности, валовом выпуске и других макроэкономических показателях. Таким образом, инвестиции в основной капитал тесно связаны с инвестиционным кредитом, который в большой степени оказался под влиянием экономических решений группы западных стран. Для минимизации рисков следует учесть условия доступности инвестиционных кредитов в системе показателей индикативного планирования.

Следует отметить, что есть серьезные проблемы в инвестиционном комплексе, которые не могут быть решены саморегуляцией рынка и требуют государственного участия, в том числе через создаваемую систему индикативного планирования. Отечественные предприятия характеризуются высоким уровнем производственных затрат, связанных с природно-климатическими условиями и географическим положением нашей страны, с повышенной материалоемкостью и энергоемкостью используемых технологий. Отсутствие в 90-е гг. XX в. государственного регулирования экономики привело к свободному переливанию капиталов между отраслями с ориентиром на уровень доходности. В результате росли производство и экспорт продукции добывающей промышленности, в частности нефтегазовых ресурсов, и наблюдались сокращение производства и деградация производственного аппарата в обрабатывающей промышленности. Отсутствие инвестирования в отрасль машиностроения равносильно процессу деиндустриализации. Это означает исчезновение высокотехнологичных производств, доминирование сборочных производств изделий из полуфабрикатов, отсутствие технически сложных производств. В России есть опыт планирования инвестиционной деятельности, направленный на формирование новых отраслей, соответствующих технологическому укладу, технико-технологическому уровню развития того времени. В период индустриализации в 30-е гг. XX в. рыночные факторы перемещения ресурсов между высоко- и низкорентабельными отраслями были учтены и создана система административного перераспределения природной, прежде всего нефтяной, ренты от предприятий добывающего комплекса к предприятиям обрабатывающей промышленности. То есть за счет ренты осуществлялось финансирование капитальных вложений в высокозатратной обрабатывающей промышленности. Это позволило к 50-м гг. XX в. выйти на уровень экономической самообеспеченности и самодостаточности страны в тех исторических условиях развития. В рамках рыночной системы данный опыт может быть полезен при формировании системы индикативного планирования, но при условии использования рыночных механизмов перераспределения. Следует также отметить, что индустриализации отечественной экономики в 30-е гг. XX в. в определенной степени способствовал мировой экономический кризис. СССР закупил существующие на тот момент технологии и станки по очень низким ценам. Это можно проследить по планам развития 1932-1933 гг. и отчетам об их исполнении, где показатели экспорта оборудования существенно превышают плановые. Это позволило оснастить основными фондами намного больше предприятий, чем планировалось, что в итоге привело к существенному приросту создаваемого общественного продукта. В настоящее время повторить опыт индустриализации будет намного сложнее, так как многие инновационные товары производственного назначения не могут быть приобретены российскими компаниями. Точные станки пятого поколения, которые обеспечивают производство вооружений, космических и летательных аппаратов, судов и другой наукоемкой и стратегически важной продукции, попадают под ограничения Вассерна- арского соглашения. Россия принимает участие в Вассенаарском соглашении по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий двойного применения) с 1994 г. В соответствии с ним каждое государство само определяет, что из подобных товаров и технологий оно готово продавать и кому. Фактически — эта форма КОКОМ — международной организации, созданной странами Запада в 1949 г., просуществовавшей до 1994 г., для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны. В эпоху холодной войны КОКОМ составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны восточного блока, а также устанавливал ограничения по использованию товаров и технологий, разрешенных для поставки в виде исключения. Комитет разработал стратегию «контролируемого технологического отставания». В перестроечную и постперестроечную эпохи подход КОКОМ к экспорту товаров в страны СНГ и Восточной Европы смягчился.

Следует отметить, что даже при таких условиях внешней торговли более 50% российского импорта составляют машины и оборудование. Усугубляя положение страны с догоняющим развитием, страна с каждым годом все больше зависит от зарубежных технологий, а также товаров потребительского рынка. Например, доля импортной продукции (по видам) в промежуточном потреблении по наиболее зависимым отраслям достигает показателей 30% и более: машиностроение (30,5%), производство транспортных средств и оборудования (33%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (28,5%). Высокие показатели доли импортной продукции (по видам) в промежуточном потреблении в отраслях, производящих товары потребительского спроса: производство резиновых и пластмассовых изделий (34%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (33,7%). Таким образом, самыми импортоемкими являются отрасли производства машин и оборудования (0,5), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (0,45), производство транспортных средств и оборудования (0,32). Эти показатели указывают на то, что процесс импортозамещения, объявленный Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в 2014 г., одной из целей экономического развития очень сложно достижим, особенно в условиях рыночной саморегуляции. Агентству стратегических инициатив поручено разработать программу, поддерживающую несырьевые компании, ориентированные на производство импортозамещающей продукции. Представленные статистические расчетные показатели и заявленные цели очень точно указывают, на то что страна идет по догоняющему пути развития. В связи с глубокой импортозависимо- стью в некоторых отраслях должны быть рассчитаны экономические индикаторы, отражающие реальные возможности выхода из столь глубокой зависимости на среднесрочный период с перспективой оценки на 7—8 лет.

Одним из источников экономического роста можно признать снижение ресурсоемкости производства. Развитые страны прошли этот процесс в 80-е гг. XX в., что было связано, прежде всего, с ростом цен на сырьевые ресурсы, в частности на нефть. Рост цен способствовал увеличению вложений в разработку и внедрение ресурсоемких технологий. В результате энергоемкость в США и в Европе уменьшилась в 3 раза. В нашей стране этот показатель не изменился, так как не было рыночного механизма, стимулирующего данную разработку, а плановая система к тому времени «закостенела».

Таким образом, помимо фактора инвестиций в основной капитал, на расчетную величину выпуска влияют факторы совокупной производительности, факторы догоняющего роста, отражающие зависимость величины выпуска от заимствованных технологий, ресурсо- емкость производства. Каждый из этих показателей может лечь в основу формирования системы индикаторов и использоваться в государственном экономическом планировании.

При нормальной загрузке производственных мощностей наращивание выпуска происходит за счет увеличения инвестиций, НТП, трудовых ресурсов, а также факторов совокупной производительности, факторов догоняющего роста, отражающих зависимость величины выпуска от заимствованных технологий, ресурсоемкость производства. Эти показатели могут стать основными при формировании экономического блока показателей индикативного планирования. Расчет генетического и целевого прогнозов позволит сформировать основные плановые индикаторы, характеризующие развитие отраслей, регионов и экономики страны в целом, отраженные в соответственных стратегиях и государственных программах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >