ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Экономическая культура — это совокупность знаний, умений, представлений, опирающихся на определенные ценности, стереотипы, установки, которые влияют на поведение людей в социально-экономических отношениях. Исходя из этого определения экономическая культура представляет собой систему, включающую два базовых элемента — экономическое сознание и экономическое поведение. Экономическое сознание и экономическое поведение российского предпринимательства обусловлены спецификой сложившихся в российском обществе формальных и неформальных социальных институтов, которые, в свою очередь, детерминированы как культурно-цивилизационными особенностями России, так и реалиями современного этапа развития российского общества. Экономическая культура предпринимательства формируется в ходе длительного исторического развития общества.

В качестве ключевых факторов, оказавших существенное влияние на становление экономической культуры российских предпринимателей и ее специфику, можно выделить следующие: природно-географический, геополитический и конфессиональный.

К природно-географическим особенностям развития России относятся: малая плотность населения на больших пространствах и жизнь в условиях сложных, часто меняющихся природных процессов. Это, с одной стороны, не вело к острой борьбе за территорию, ресурсы, но, с другой стороны, повышало необходимость мобилизации в определенных ситуациях, что привело к формированию наиболее эффективной организации социально-экономической жизни в непростых климатических и географических условиях — общине.

Природно-географические условия существенно усложняли предпринимательскую деятельность, значительно повышая ее риски, но в то же время стимулировали такие черты, как активность, инициативность, выносливость.

Геополитический фактор — совокупность политических, экономических и культурных связей, обусловленных географическим местонахождением России. Особенностью русской культуры являются именно столкновение и взаимодействие двух потоков мировой истории — Востока и Запада. Это определило двойственный характер экономической культуры российского предпринимательства, вобравшей в себя черты как Востока, так и Запада.

С одной стороны, предпринимательской деятельности россиян присущи элементы рыночного экономического мышления, имманентно характерные западной культуре: прагматизм, предприимчивость, адаптивность, рискованность. С другой стороны, на экономическую культуру российского предпринимательства оказывает сильное влияние этатистско-патерналистская модель государственности, характерная для цивилизаций Востока. В основе этатистско-патерналистской модели государственного устройства лежат представления о том, что государство, являясь «творцом» всех общественных отношений, должно опекать общество, а человек должен испытывать перед государством священный трепет.

Доминирование этатистско-патерналистской модели государственности оказало существенное влияние на преобладание в России институтов общественной, а не частной собственности, что привело к формированию модели раздаточной экономики, в которой владение собственностью в значительной степени определялось государством. Такие отношения между государством и экономическими агентами вели к незащищенности собственников и произволу со стороны государства. Масштаб государственного вмешательства оказал существенное влияние на культуру российских предпринимателей, которая складывалась в условиях государственного протекционизма, тотального контроля и отсутствия гарантии прав частной собственности. Экономическая культура российского предпринимательства формировалась в контексте доминирующего положения государства в экономическом секторе и поэтому была зависима от тех правил, которые устанавливались государством, а не свободным рынком, как на Западе.

Таким образом, геополитический фактор в становлении российской культуры определил амбивалентный характер экономической культуры российского предпринимательства. Считается, что именно сочетание европейского и азиатского начал делают

Россию глубоко противоречивой, парадоксальной страной, она оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского, или индивидуалистского, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского, или коллективистского, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. Это привело к тому, что экономическая культура предпринимательской деятельности синтезировала в себе элементы рыночного экономического мышления (прагматизм, предприимчивость, адаптивность, рискованность), имманентно присущие западной культуре, и элементы, характерные для культуры Востока — коллективизм, иерархичность, зависимость от государства, пренебрежение нормами права.

Существенное влияние на экономическую культуру российского предпринимательства оказало и православие, которое проповедовало негативное отношение к богатству и стяжательству. Православная этика ориентирует человека не на материальную выгоду, не на практический интерес, а именно на нравственное (духовное) содержание его деятельности. Конфессиональные нормы православия легитимировали существование бедности в обществе. Успех и материальные блага человека отделялись от его собственной хозяйственной активности и ответственности. Подобная специфика мировосприятия обусловливает смысловое наполнение таких ценностей, как успех, труд, богатство. Так, если для западного типа культуры характерно отношение к успеху как результату собственных усилий, то в русской ментальности успех есть результат везения, что находит отражение в русском народном творчестве, например в сказках героем порой оказывается бездеятельный, но добрый и удачливый персонаж.

Несмотря на это, примером наличия в русской культуре модернизированного конфессионального сознания, ориентирующего на хозяйственную активность, выступает старообрядческий вариант православия. По свидетельствам историков, изучавших жизнь раскольников XVII—XIX вв., уровень их благосостояния был значительно выше, чем у остальной массы населения, отдававшей предпочтение официальному церковному учению. Староверы были весьма успешны в сферах сельского хозяйства, коммерции и промышленности. Причины такой экономической эффективности старообрядческих общин исследователи усматривают в длительном противостоянии староверов государству, которое и сформировало у них особую самостоятельность, инициативность, стремление к большей свободе от государства. В отличие от остальных русских промышленников, старообрядцы не привыкли рассчитывать на помощь государства, а, напротив, действовали самостоятельно.

Таким образом, если православие с его ценностными ориентирами, о которых говорилось выше, не способствовало развитию предпринимательской активности, то роль западного протестантизма в российском обществе отчасти выполняло старообрядчество, хотя его влияние было намного меньше.

В целом можно констатировать, что российская экономическая культура есть результат культурно-цивилизационного своеобразия институциональной системы России, формирование которой обусловлено особенностями природно-географических условий, геополитического и религиозного факторов. Совокупность этих факторов определяет противоречивый характер экономической культуры российского общества, поскольку социальные институты, задающие «правила игры» в экономической сфере одновременно включают в себя как восточные (коллективизм, иерархичность, зависимость от государства, пренебрежение нормами права), так и западные (прагматизм, предприимчивость, адаптивность, рискованность) институциональные модели. Смешение этих институциональных моделей в историческом развитии России обусловливает амбивалентный характер экономической культуры российского предпринимательства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >