ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЖУРНАЛИСТАМИ С РАЗНЫХ ПЛАТФОРМ

«Под конвергенцией в широком смысле понимается (возрастающее) сотрудничество и совместная работа между прежде различными

СМИ и отделами современной медиакомпании»1. С организационной точки зрения конвергенцией действительно можно назвать совместную деятельность между различными редакциями или отделами. «Журналисты, которые активно вовлечены в конвергентные процессы, действительно сообщают интервьюерам, что думают, что инновации в конечном итоге приносят выгоду им и их компании. Ключ к этому — журналистское чувство единой организации: вовлеченные в новые процессы новостные работники не сопротивляются изменениям, кроме тех случаев, когда эти изменения навязываются им силой»2.

Важное качество современных журналистов — способность не только самим уметь работать в новой измененной среде, но главное — уметь работать в команде, совместно производя контент, взаимодействуя с разными отделами (табл. 3.4). Хотя журналисты работали в команде и в прошлом, но теперь каждый может продумывать конкретные специальные проекты — мультимедийная среда предполагает структурное сотрудничество. Как отмечает Антон Глебов, с 2007 по 2010 г. директор интернет-проекта www.sovsport.ru, «конвергенция — это взаимодействие различных СМИ, входящих в один холдинг, по совместному созданию контента и его распространению на разных медиаплатформах»3.

Таблица 3.4

Формы взаимодействия по обмену контентом и информационными _ресурсами_

Форма взаимодействия

Примеры

Взаимодействие между журналистами печатной и интернет-платформы: опыт российских

изданий

1. Журналисты газеты пишут материалы специально для сайта и, в свою очередь, могут брать любую информацию, опубликованную на сайте, и размещать в газете с указанием на то, что материал появился в интернет-версии

В «АиФ» отдел бизнеса поставляет большое количество материалов, написанных специально для сайта — для раздела «Деньги». Некоторые материалы, изначально разработанные сотрудниками интернет- отдела, попадают в газету.

В «Московском комсомольце» газетные журналисты начали работать в дежурных бригадах по вечерам. В 18.00 подписывается номер, и раньше газетчики уходили домой. Сейчас есть дежурные бригады по разделам: «Общество», «Политика», «Происшествия». Для каждого раздела — по журналисту. Есть дежурный «газетный» редактор, который координирует их работу. Бригада отрабатывает тот материал, который уже не успевает в газету, но актуален, есть в топах новостных ресурсов

  • 1 Dewze M. Op. cit. P. 140.
  • 2 Ibid. P.148.
  • 3 Баранова Е.Л. Конвергентная журналистика... С. 222.

Форма взаимодействия

Примеры

2. Интернет-отдел приглашает журналистов газеты поучаствовать в интернет-конференции

В редакцию приходит гость и отвечает на вопросы читателей, журналистов газеты, все это снимается на видео. Журналисты газеты также приглашаются, когда проходит интервью в студии: журналист и гость обсуждают какое-то событие

3. Газетная редакция помогает интернет- отделу найти ньюсмейкеров, развивать дополнительные проекты

Газетная редакция может помочь найти ньюсмейкеров, которые отвечают на вопросы читателей по какой-то теме, — ответы публикуются на сайте. В свою очередь, сотрудники интернет-версии могут находить темы, которые потом освещаются в газете. Например, на форуме, организованном на сайте «Новой газеты», читатели предложили несколько значимых тем, которые были освещены в печатной версии. Это были материалы, после которых в некоторые регионы пришла прокурорская проверка

4. Тесная совместная работа во время горячих событий

Когда была война в Южной Осетии, в «Независимой газете» все работали на интернет-версию — события происходили с огромной скоростью, и в Интернете материалы обновлялись через полтора часа. Сотрудники интернет-отдела работали вместе с сотрудниками отдела СНГ, отдела международной политики

5. Кросс-промоушн 1) ссылки на материалы в онлайн- или печатной версии

Например, в «Новой газете» постоянно даются ссылки на материалы сайта, на сайте — на материалы в газете. В газете «Труд» дают кросс-ссылку на полную версию интервью, статьи или репортажа, которые доступны на сайте, тем самым стараясь предоставить читателю возможность получить информацию по заинтересовавшей его теме максимально широко из одного источника — «Труда»

2) краткий обзор газетных материалов в новостных видео- и аудиопередачах на сайте

В «Вечерней Москве» новостной контент на сетевом ТВ — это анонсы материалов газетных выпусков.

Подкаст на сайте газеты «Ведомости» — это анонс свежего номера газеты

Взаимодействие между журналистами с разных медиаплатформ: опыт испанских изданий

1. Использование материалов, созданных другими СМИ родственной медиакомпании

В редакциях испанских изданий («Па Вердад» (La Verdad), «Эль Пайс» и др. сегодня имеют возможность использовать материалы, созданные СМИ родственной медиакомпании. «Па Вердад» (регион Мурсия) входит в «Групо Восенто» — один из крупнейших концернов Испании. Изначально в него входили региональные газеты, но с 2001 г. произошло расширение — в «Групо Восенто» вошли аудиовизуальные и онлайн-СМИ. Сегодня компания владеет печатными СМИ, рядом теле- и радиоканалов в различных регионах, занимается производством кинофильмов и телепрограмм. Система управления контентом, которая была введена в 2006 г., позволяет различным СМИ, входящим в «Восенто», включая региональные представительства медиахолдинга, использовать материалы, которые созданы в других редакциях. «Групо Приса» — одна из крупнейших медиагрупп Испании — тоже осуществляет обмен контентом между входящими в нее СМИ. «Присаком» (Prisacom) управляет сайтами газет, радио и ТВ. Все сайты снабжены единой системой обмена контентом, позволяющей легко перепечатывать материалы. Газета «Эль Пайс» извлекает из этого большую пользу: она добавляет к своим статьям на сайте видео- и аудиоматериалы, сделанные телеканалом «Куатро» (Cuatro) или радиостанцией «Кадена Сер» (Cadena Ser)

Форма взаимодействия

Примеры

2. Совместное создание контента

Одна из популярных утренних программ «Эль Мон» (EI Мбл) на радио «РАК1» (RAC1) С«Групо Сегре»! включает различные мнения (обычно подготовленные журналистами печатных изданий, входящих в эту же группу). После передачи они доступны на сайте как в аудио-, так и в текстовом формате. Журналисты «Па Вердад» выступают в качестве экспертов, комментируя новости на ТВ или на радио.Журналисты барселонских газет «Па Вангардиа» (La Vanguardia), «Эль Мундо Депортиво» (El Mundo Deportivo) дают свою оценку одному из событий дня в ночном выпуске новостей на канале «8ТВ» (8TV), который, как и эти издания, входит в «Групо Годо» (Grupo Godd)

3. Кросс-промоушн

В бесплатной газете «А-дэ-эн» (ADN) даются анонсы материалов, которые будут представлены на ее сайте. Во время теле- и радионовостей могут даваться ссылки на печатную версию. Такое взаимодействие есть между СМИ, входящими в «Групо Сегре» (Grupo Segre), — компания, изначально владеющая печатными СМИ, начиная с 1990-х гг. стала развивать собственные вещательные ресурсы: запустила «Радио Сегре» (Radio Serge) и другие радиостанции, создала ТВ-канал

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 86-87; 114, 115.

Наиболее интересные примеры взаимодействия между журналистами с разных платформ

1. Взаимодействие между газетной и интернет-редеакцией: опыт Пресс-холдинг Сингапура (SPN).

Пресс-холдинг Сингапура (SPN) является одним из главных игроков на медиарынке Сингапура. SPH имеет монополию над печатной индустрией. Он издает 17 газет на четырех языках и более 100 журналов1. У всех изданий есть интернет-версии. Редакции всех газет находятся в одном здании, созданном в 2002 г. Главное издание холдинга — широкополосная «Стрейтс тайме».

Для SPH конвергенция осуществилась в интеграции интернет- сайта «Стомп» (Stomp — Straits Times Online Mobile Print — интернет-, мобильная и печатная версии «Стрейтс тайме») с печатной версией «Стрейтс тайме», ее интернет — «СТ интеректив»(5Т Interactive) и мобильной версиями, а также в интеграции с другими изданиями компании.

Как отмечает Феликс Сох (Felix Soh), заместитель редактора цифровых медиа Пресс-холдинга Сингапура, «такая интеграция — новая форма конвергенции»[1] [2].

В августе 2008 г. «Стрейтс тайме» запустила ТВ-сервис — «СТ Рэй- зорТВ» (ST RazorTV). С понедельника по пятницу в прямом эфире идут местные новостные и развлекательные передачи, которые снимаются в студии Пресс-холдинга. Зрители могут позвонить во время программы или послать SMS. Редактор ST RazorTV, Эжен Леон (Eugene Leow) отмечает: «В отличие от обычного телевидения, мы не рассказываем новости, мы просто разговариваем с людьми о насугцих вопросах»1. В программе часто используются темы, освещаемые на «Стомпе»[3] [4].

2. Создание собственного радиоресурса ИД «КоммерсантЪ». Интервью автора с Алексеем Воробьевым (с 2012 по 2013 г.главный редактор «КоммерсантЪ FM»). 22. 08. 2012.

Осенью 2009 г. медиахолдинг «КоммерсантЪ» запустил собственное информационное радио «КоммерсантЪ FM», вещающее на частоте 93,6 МГц.

  • -Алексей, расскажите, как возникла идея создания собственного вещательного ресурса, с чего все начиналось?
  • - Цельлюбого СМИ — качество и объем аудитории. Цель любого бизнеса — получить максимум прибыли. С этой точки зрения задачи холдинга «КоммерсантЪ» совершенно очевидны: мы пытаемся привлечь качественную аудиторию для извлечения прибыли. Это разные СМИ, объединенные под одним зонтиком; они предполагают различные способы донесения информации: газета — ежедневной; журналы — еженедельной; радио — ежесекундной. У диверсифицированного холдинга общие показатели доходности выше, поэтому и было решено создать радио как новый канал связи.
  • - Радиоредакция и редакция печатных изданий находятся в разных районах Москвы. Обычно при создании вещательных ресурсов на базе газеты редакции печатных и вещательных СМИ находятся в одном здании, что способствует взаимодействию по созданию контента для разных платформ. Есть ли взаимодействие между журналистами печатных СМИ и радиоредакции или каждая живет по своим законам?
  • - Не вижу никакой взаимосвязи между местом нахождения редакций и их взаимодействием. Мы же живем не в середине двадцатого века.

Современныетехнологии позволяют находиться в онлайн-режиме не только со всеми районами города, но и со всем миром — это видеоконференции, возможность в любой момент времени видеть верстку любого из СМИ, обмен мгновенными сообщениями внутри всего холдинга. Да, радио «КоммерсантЪ» — это отдельная редакция, живущая по своим законам жанра, и это отдельная технологическая платформа. Но это не что-то окруженное вакуумом. Теперь следующее соображение: зачастую представление о радио, входящем в холдинг, где есть печатные издания, выглядит так: есть газета, а есть радиорубка этой газеты. Это нетак! Не хотел бы я оказаться на месте главного редактора в такой ситуации; газетный текст нельзя зачитать в эфире, это совсем другая история! Информация на радио — это информация из различных ресурсов: информационных агентств, социальных сетей, печатных СМИ, наших собственных источников. Да, производственные процессы радио и газеты слабо пересекаются, но информационные почти всегда: мы используем все интеллектуальные ресурсы издательского дома. Они знают, что делаем мы, мы — что делают они, но упаковка любой информации — штука глубоко специальная для каждого СМИ.

  • - Как организован производственный процесс на радио, когда проходят планерки?
  • - Планерки проходят несколько раз в день. Первая — в 8 утра, мы смотрим срез всего информационного поля: что напечатали газеты, какие новости есть, какие предстоят. По бригадам распределяются темы, которые предполагается развивать после 12 часов. День поделен на сеты: с 6 до 12, с 12 до 17, с 17 до 2. Следующая летучка проходит в 13 ч. Утренняя бригада завершает рабочий день, передает темы, рассказывает об акцентах, которые были расставлены, дневной бригаде. На вечерней летучке мы думаем, как темы развивать, какие ожидаются новые темы. В 17 ч. начинает готовиться бригада подготовки утреннего прайм-тайма. Журналисты просматриваюттемы дня, связываются с редакцией газеты. Понятно, о чем будет завтрашний номер. В 8 вечера летучка проходит преимущественно с газетчиками, которые понимают, что они сделали главным, какая тема будет раскрыта. В 8 вечера бригада начинает примерно работать по ключевым темам, которые завтра появятся в газете. Последняя сверка с газетой в 23 часа, даются рекомендации бригаде, которая начнет работу в 5 утра.
  • - Сколько человек работают сегодня в радиоредакции?
  • - У нас около 150 сотрудников, из них 80 журналистов, которые занимаются подготовкой новостей. У нас немного дикторов, я всегда был за то, чтоб их было как можно меньше, так как специфика информационной радиостанции базируется на понимании диктором того, о чем он говорит, это не просто чтение текста. Например, дикторы с «Бизнес FM» часто не понимают, о чем говорят, слушатель это чувствует, он им не верит. Незнание предмета ведет к тому, что дикторы неправильно делают интонационные акценты. В итоге у слушателя теряется доверие. Пусть лучше у человека будут небольшие дефекты речи.
  • - Радио «КоммерсантЪ» — новостное. Будет ли в дальнейшем меняться формат вещания, может, планируете делать какие-то передачи?
  • - Формат радио — news flow. Когда бы слушатель ни подключился на частоту 93.6, он гарантированно получит новости. На нашем рынке таких радиостанций больше нет. Включи в любое время и узнай, что происходит. На других информационных станциях новости умещаются за час, через час идет то же самое. У нас новости идут 1 час 20 минут. То есть, если слушатель включит радио в 12, а потом в час, он не попадет на одни и те же новости.

Формат вещания утром, днем и вечером никак не отличается. Наше радио слушают около 111 минут в день. Пользователи включают его несколько раз в день. Наша цель — стать первым новостным радио в стране. Наша аудитория — активные, деловые люди, у них нет времени на то, чтоб слушать часовые дискуссионные программы. Правда, есть задумки о том, чтоб расширить вечерний формат. Например, более широко обсуждать темы дня. Но я не сторонник того, чтоб размывать форматы, уходить в жанр news &talk, в котором работают «Вести», «Радио КП», «Эхо Москвы», «Радио Сити». У нас другая аудитория.

  • - С какими основными сложностями вы сталкивались при создании радио?
  • - Определенные сложности были связаны со взятием новых сотрудников. Долго не могли выбрать, приглашать опытных журналистов, которые составили бы костяк радиостанции, или набрать выпускников и студентов вузов и научить их новейшим технологиям. Мы набрали выпускников. Посвящение их в журналисты заняло какой-то период. Мы сделали правильный выбор, у них до сих пор горят глаза, ведь вчерашние выпускники приложили руку к созданию новой радиостанции.

Некоторые сложности также были связаны с тем, что схема работы, написанная на бумаге, требует доработки на практике, на это нужно время.

  • - Сколько в среднем ушло на создание радиостанции, каких издержек удалось избежать?
  • - Сколько точно, сказать не могу, но сравнительно немного. Мы изучали опыт зарубежных коллег, прежде всего опыт немецких и канадских радиостанций. И поняли, что многие технологические узлы у них решены проще, чем на наших станциях, они обходятся меньшими средствами. Технологии удешевляют процесс. То, что у нас делают два человека — ведущий и продюсер эфира, на других российских радиостанциях — как минимум четыре. У нас нет звукорежиссера. Постоянного, приписанного к информационной бригаде, продюсера эфира. Нет специального человека, который расставляет все по эфирной сетке. Шеф-редактор сам видит, куда и что поставить. Ведущие и продюсер эфира целиком выступают за последовательный выход в эфир тех или иных новостей. Отслеживают, что готово, что нет. Но и нагрузка на каждого из редакторов у нас в полтора-два раза больше, чем на редакторов других информационных служб.

В день на радио «КоммерсантЪ» появляется около 70-80 развернутых сюжетов. На каждого из редакторов ложится по три — пять информационных материалов. Работают они не четыре часа, как принято на других радиостанциях, а восемь.

  • - Сейчас уже можно говорить о какой-то отдаче, насколько хорошо растет аудитория радиостанции?
  • - За два с половиной года аудитория радио значительно выросла. Сейчас в день нас слушают около 300 000 человек. Очень хорошо продается реклама.
  • - Планируете развивать интерактивные возможности на радио?
  • -Я не хотел бы, чтобы в эфире у нас звучали голоса слушателей. Наша аудитория — богатые, успешные люди, им нет дела до того, что говорит какой-нибудь Иван Иванович. Мы общаемся со своей аудиторией в соцсетях — в «Фейсбуке» и, в меньшей степени, «Вконтакте» и через «Твиттер». Там на дискуссионной площадке люди могут поделиться собственным мнением по заявленной нами теме.
  • - Наверняка при создании радио проводились какие-то исследования. Можете рассказать о них поподробнее?
  • - Конечно, мы проводили исследования. Их целью было понять, насколько успешным может быть этот проект, какую аудиторию можем привлечь. Каким должен быть контент, в каком виде должны подаваться новости. Если будут звучать статьи или ленты информационных агентств, это неинтересно — все и так есть в Интернете. Новости для нашей аудитории — развлечение. Мы даем информацию для людей, которые любят слушать новости. Это значит пытаться актуализировать себя в пространстве: все ли так в твоем мире, в котором ты привык жить. Мы занимались именно упаковкой новостей.

Среди читателей газеты исследования проводились, но читателей газеты в Москве — 75 тыс., аудитория радио уже 350 тыс. Поэтому сейчас она уже не играет для нас большой роли. Изначально мы полагались на нее.

Исследования для нас проводила австралийская компания BPR, она специализируется на позиционировании радиостанций в различных регионах мира. Сотрудники компании проводили комплексное исследование пожеланий и запросов удовлетворенной и неудовлетворенной аудитории: что они хотят; кто слушает новости; какой у них уровень достатка, образования. Нужна ли им информация о недвижимости, спорте, культуре, трафике, политике и т.д.

Мы привлекали для исследований также немецкую компанию BCI, все известные радиостанции Европы видоизменялись под ее воздействием. Сотрудники BCI давали рекомендации относительно того, как должна звучать станция, какудерживать аудиторию, как поднять вечерние и утренние пики.

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 2014-2018.

3. Создание вещательных ресурсов на базе газетной редакции; взаимодействие между журналистами с разных медиаплатформ: опыт ИД «Комсомольская правда»

В ИД «Комсомольская правда» входят печатные СМИ (газеты «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», «Телепрограмма», ряд локальных региональных газет); интернет-порталы (KP.RU — лидер по посещаемости среди сайтов категории «СМИ и Новости», KP-AVTO.RU — информационный автомобильный портал, Sovsport.ru — один из крупнейших спортивных интернет-порталов, Eg.ru — электронная версия «Экспресс-газеты»); радио и спутниковое телевидение (проект был заморожен осенью 2014 г.).

Опыт ИД «Комсомольская правда» в деле освоения новых технологий, пожалуй, самый успешный среди всех российских изданий. Журналисты «Комсомольской правды» дома еще в 2009 г. беседовали с экспертами и в прямом эфире на радио, потом делали материал для интернет-версии и газеты. Корреспонденты «Советского спорта» готовили для радио спортивные новости, выходили в эфир с места события, комментировали футбольные матчи на радио, вели авторские передачи.

Журналисты ИД «КП» создают контент не только для печатных, онлайновых продуктов и радио, но и для собственного ТВ-канала (проект был заморожен осенью 2014 г.).

Интервью автора с Андреем Дятловым, первым заместителем главного редактора, ИД «КП». 23.08.2012.

  • - В 2009 г. ИД «Комсомольская правда» запустил собственное радио. Сначала вещание распространялось на Московский регион, городТверь, сейчас радио «КП» можно слушать уже в 12 регионах. В 2011 г. издательский дом запустил спутниковый телеканал «КП-ТВ». Расскажите, как возникла идея создания собственных вещательных ресурсов, с чего все начиналось?
  • - Бумажные носители потихоньку умирают. В наше время любое СМИ может выжить только, когда имеет несколько медиаплатформ. Самые большие средства рекламы сейчас перебазируются в ТВ, на втором месте Интернет. Идея ТВ возникла как возможность выйти на новую аудиторию и новых рекламодателей, это вопрос бизнеса.
  • 12 городов вещания радио — это 20% территории страны. Радио «КП» покрывает территорию до Урала, будем бороться за получение частоты для вещания в Иркутске. Популярность радио «КП» растет: например, в Екатеринбурге мы обошли «Эхо Москвы». В отношении работы с аудиторией у нас резко повысилось количество звонков в эфир из разных регионов, где теперь есть радио «КП».

Люди привыкли слушать радио, смотреть ТВ, поэтому надо использовать эти площадки.

Философия очень простая. Есть одна редакция, в которой работают журналисты, распространяя информацию сразу на несколько платформ. Один сюжет можно разместить на сайте, радио и ТВ.

Радио интересно тем, что позволяет оперативнее интернет-ресурса разворачивать те или иные темы.

  • - Какие ресурсы необходимы для создания радио на базе газетной редакции?
  • - Можно начинать с интернет-вещания (радио «КП» изначально было сетевым) — это дешевле. Но интернет-вещание ограничено сайтом, на который надо заходить. Если идти в города, надо понимать, что необходимо вкладывать средства в лицензирование и оборудование, но по сравнению с ТВ это небольшие деньги.

Сейчас у нас есть две радиостудии — одна большая, другая маленькая. И две телевизионные студии.

  • - Какие новые сотрудники будут необходимы для создания радиоресурса на базе газетной редакции?
  • - В радиослужбе сейчас работают 20 человек. Мы взяли в штат шесть линейных ведущих. Они ведут утренние, дневные и вечерние эфиры. Линейный ведущий — это некий «шампур», на который нанизываются комментарии, эксперты, слушатели. В эти эфиры приходят корреспонденты наших изданий, которые комментируют новостные поводы, а также приглашенные эксперты.

У нас есть звукорежиссеры, которые принимаютзвонки, выстраивают их в линейку. Специальная программа позволяет одновременно принимать 30 звонков. Звукорежиссеры по очереди выводят их в эфир. Они спрашивают у человека, что он хочет сказать, чтоб понять — звонит слушатель по делу или просто дурачится.

В радиослужбе также работают гостевые редакторы, которые приглашают гостей на эфир, люди, составляющие сетку вещания. У нас есть музыкальный редактор и редактор, который готовит записанные передачи к эфиру (вырезают какие-то моменты), люди, которые сидят за пультом вещания.

- Как сейчас организован формат вещания?

- Радио создавалось как разговорное и останется разговорным. Мы планируем сокращение формата вещания. Часовые программы будут редкостью. Дело в том, что каждые 15 минут аудитория радио меняется. Кто-то вышел, кто-то переключился. Наша задача —добиться того, чтобы в эти 15 минут слушатель получал какую-то законченную информацию. Поэтому мы меняем формат. В течение дня у нас было 3-4 часовых эфира, сейчас они отодвигаются на вечер и ночь, а днем и утром, особенно утром, продолжительность передачи составляет 12-15 минут.

Есть темы оперативные, есть неоперативные. Оперативные новости накапливаются в течение дня, на их освещение направлены утренние и вечерние эфиры. Утренний эфир — «Точка отсчета» — для людей, которые едут на работу. С вечера журналисты телерадиослужбы отбирают темы ушедшего дня. Темы могут меняться. Например, с вечера мы наметили какие-то базовые вопросы, но утром может что-то произойти — и темы меняются.

Вечернее вещание — «Картина дня». Мы специально подбираем информацию, которая была в течение дня. Начинается программа в 18часов. К16.00 сотрудники телерадиослужбы уже точно знают, о чем пойдет речь, и за два часа обзванивают газетных журналистов, говорят, что ждут их с определенной темой.

Неоперативные темы мы стараемся планировать за неделю. Это темы, которые не устаревают за несколько дней, например что делать с участницами группы Pussy Riot. Наша задача найти хороших экспертов, озадачить журналистов и сделать подготовленную часовую программу. Это разговор с приглашением экспертов, когда мы точно знаем, что и как будем обсуждать.

  • - После радиоэфира аудиозапись можно послушать на сайте, на сайте доступны стенограммы, кто занимается их подготовкой?
  • - Сотрудники стенбюро расшифровывают тексты, потом мой заместитель их просматривает. Мы все выросли из газетных журналистов и понимаем разницу между печатным и аудиотекстом. Текст, который читаешь глазами и слушаешь, воспринимается по-разному. После прямого эфира мы можем убрать те куски, которые не очень интересны. Мы не выставляем на сайт текстовые варианты эфиров, которые кажутся неинтересными для восприятия читателями.

Такая организация рабочего процесса существует и в региональных бюро. Там тоже вывешиваются программы в расшифрованном виде. Некоторые местные эфиры, например о ремонте дорог в Челябинске, выводятся на федеральный уровень.

На сайте «КП» мы будем делать дочерний сайт по радио и ТВ, на котором будут доступны подкасты передач и их текстовые версии.

  • - Сейчас практически все газетныежурнаписты задействованы на радио?
  • - Примерно 30% журналистов издательского дома задействованы на радио. 10-15 человек имеют свои программы и обходятся без линейных ведущих.
  • - Проводились ли какие-то тренинги для журналистов?
  • - Нет, если есть какие-то вопросы кжурналистам, участвующим в эфире, я или мои сотрудники можем дать советы. Если в эфире будет умный собеседник, владеющий информацией, то картавит он или нет, не так важно. Например, Отара Кушанашвили трудно слушать, он очень эмоционален, иногда проглатывает слова. Но он несет харизму. У Пархоменко плохо с дикцией, но у него очень интересные мысли. Главное — уметь держать аудиторию. А как журналист говорит — это не так важно.

Не все люди хорошо звучат в эфире, человек может заикаться, картавить, голос может просто раздражать. Сегодня нужно отходить от отношения к эфиру, которое характерно для советского времени, — радио тогда было на уровне мировой литературы. Люди так не разговаривают. Разговор между ведущими и слушателями сегодня проходит на равном уровне.

  • - Что дало ИД «КП» создание собственного радио?
  • - Собственное радио — это новая аудитория, возможность оперативного реагирования, новая платформа для распространения контента и новый контент, который может использовать любое СМИ издательского дома; журналисты часто делают материалы на основе расшифровок.

Ну и, конечно, радио — это обратная связь с читателями. Когда мы размещаем расшифровку радиоэфира на сайте КП, то видим количество заходов, какие мнения высказывают пользователи. От каких-то тем можем отказаться, если они не пользуются популярностью.

За полчаса бывает 50-20 звонков в эфир. Есть бесплатный телефон по России, на который приходят звонки от слушателей. Люди часто помогают по-новому повернуть тему.

Кроме звонков в эфир, еще есть SMS-сообщения, SMS-голосования, в соцсетях также размещаются анонсы эфиров.

Модерации у нас нет, за исключением тех случаев, когда люди неадекватны, ругаются матом.

  • -ТВ «Комсомольская правда» изначально было сетевым. Почему ушли от формата сетевого вещания?
  • - Формат сетевого ТВ не может принести большую выгоду. Потенциальная аудитория спутникового канала сейчас поднялась до 10,5 млн домохозяйств (домохозяйство — отдельная квартира, где принимается сигнал НТВ+ или Триколор ТВ). Спутниковое ТВ — перспективнее, чем сетевое, оно предполагает гораздо больший охват аудитории.
  • - Я слышала, что Сунгоркин положил на ТВ миллион долларов. Это правда?
  • - Миллион долларов — цена, близкая к истине. Сам производственный процесс на ТВ очень затратный. Это не просто сидетьу микрофона или делать газету, когда каждый знает, что заметку нужно написать к конкретному сроку. Телевидение — это очень бол ьшое число сотрудников технического уровня, которые занимаются созданием картинки, созданием сигнала. У нас люди очень многофункциональные. Например, в Останкино, если ведется передача, работают оператор, ассистент оператора, человек, который ставит свет, отдельный сотрудник, который ставит звук. Есть люди, которые встречают гостей и приводят в студию. У нас структура гораздо проще, но все равно затраты большие.

Средства, вложенные в телевидение, «отбиваются» очень долго.

  • - Сколько сотрудников работают сейчас на ТВ, не считая газетных журналистов?
  • - Около 60 человек. Это монтажеры, режиссер, художник. В телерадиослужбе работают два редактора и пять профессиональных дикторов. Они сами выбирают новости (преимущественно с сайта) и переписывают их для ТВ.

При создании собственного радио требуется гораздо меньше сотрудников, чем при создании ТВ. Если есть толковый радиоинженер и редактор, то этого вполне достаточно, во всяком случае на начальном этапе. При создании радио не надо ни света, ни картинки, ни хорошей студии, ни работы с гостями (как одеты, как говорят, куда посадить, как правильно снять). У нас есть гримерная; очень заметно, когда человек без грима. Например, если он потеет, начинает светиться.

  • - Какие основные форматы вещания есть на ТВ?
  • - Есть разговорный эфир, когда в студию приходят гости. Вещание одновременно идет и на радио. Второй формат — некие межпрограммки, которые нам присылают журналисты региональных бюро, и материалы с других ресурсов — это короткие сюжеты на разные темы. Они могут быть с комментариями или без. Третий формат — ток-шоу. Мы делаем также документальные фильмы. Например, сейчас готовится серия о пленных генералах. Журналисты снимают фильмы и репортажи в командировках. Когда была война в Осетии, спецкоры «Комсомольской правды» Александр Коц и Дмитрий Стешин делали сюжеты, Дарья Асламова ездила на Ближний Восток, Галина Сапожникова делала репортажи из Германии. Помимо газетных текстов, они собирают материалы для передачи или фильма. Иногда с журналистами едет оператор. Но, как правило, журналисты снимают сами. Когда приезжают из командировки, они работают с монтажером и режиссером, делают сюжет или фильм.

На «КП ТВ» есть контент, который мы покупаем у провайдеров (художественные и документальные фильмы). Иногда дешевле что-то купить, чем производить самостоятельно.

  • - Проводились ли какие-то тренинги для газетных журналистов, которые сейчас задействованы на ТВ?
  • - На начальном этапе тренинги — бесполезная вещь. Журналисты учатся на своих ошибках. Тренинг нужен, чтобы что-то улучшить профессионалу. За несколько лет журналисты привыкли к тому, что должны обслуживать радио, ТВ и газету.
  • - Сколько сейчас журналистов задействованы на ТВ?
  • - На ТВ задействованы около 20-30 газетных журналистов. У Д. Стешина, А. Коца, Н. Никулина и других есть свои передачи.
  • - А в региональных бюро также есть свои видеослужбы?
  • - Практически во всех региональных бюро есть съемочная аппаратура, монтажеры есть не везде.
  • -Какая модель организации рабочего процесса сейчас есть в ИД «КП»: проходят ли совместные планерки, объединяющие все издания, интернет- и вещательные ресурсы или в этом нет необходимости: у каждого издания свои планерки? Наверняка есть совместные планерки телерадиослужбы с интернет-службой и другими редакциями. Как часто они проходят? Как организована работа журналистов с разных платформ, когда что-то случается?
  • - В ИД «КП» есть лица, отвечающие за так называемцю синэргию — конвергенцию всех направлений деятельности холдинга. Они (а это представители печатной версии, интернет-отдела и радио-ТВ) ежедневно участвуют в утренней (11.00) и вечерней (17.00) планерках. На утренней Интернет докладывает о картине посещения сайта, топовых материалах, количестве откликов и т.п.

Журналистам поручается вести диалог с читателями, «провоцируя» их на развитие диалога. Технология себя оправдывает. Наиболее интересные отклики систематизируются и ставятся в печатную версию на следующий день в рубрике «Читательский форум».

Кроме того, все журналисты, выезжающие на задания, обязаны делать фото и, по возможности, видео по теме их материалов, которые немедленно выставляются на сайт. Приветствуются также видеосюжеты для ТВ «КП» (для этого в помощь журналистам в случае необходимости придаются профессиональные операторы).

На вечерней планерке Интернет информирует о наиболее интересных сюжетах, вызвавших отклики в Сети. Если нужно, они раскручиваются в бумажной версии в качестве полноценных заметок и идут в московский выпуск «КП» с продолжением на сайте.

Радио и телевидение отчитываются о своих делах и ставят задачи на ближайшие часы (сутки). Большинство пишущих журналистов и редакторов постоянно участвуют в общих программах ТВ и радио «КП» (текущие комментарии, регулярные тематические передачи), а также ведут индивидуальные проекты.

У радио и ТВ (совместно с Интернетом) проходяттакже свои планерки. Но там больше разбираются конкретные программы и задачи.

  • - Сейчас очень модно говорить о конвергентных ньюзрумах с супердеском посередине. В ИД «КП» спокойно обходятся без всяких конвергентных редакций. Понятно, что объединить всех в одном физическом пространстве в масштабах ИД невозможно; нет ли разговоров о переезде, скажем, в собственный «Новостной центр», как «Медиа Дженерал Инк.» (на базе газетной редакции объединяет кабельное ТВ, онлайн-ресурсы), который позволил бы лучше организовать рабочий процесс или в этом нет необходимости?
  • -Такая идея серьезно обсуждалась в «КП» примерно полтора года назад (правда, не с супердеском посередине, а с застекленными кабинетами для руководства по периметру). В итоге она была отвергнута по двум причинам. Основная: нынешнее помещение ИД не приспособлено для подобной организации офисного пространства, а уезжать в другое место (в огромное производственно-складское помещение в районе Савеловского вокзала, где сейчас уже размещаются «Известия» Life Group и «Вечерняя Москва») холдинг не будет ввиду финансовых и оргфакторов. Хотя такая возможность рассматривалась еще в прошлом году. Кроме того, наши исследования показали, что, находясь в нашем сегодняшнем офисе (он занимает на правах аренды с 3-го по 6-й этажи бывшей швейной фабрики «Вымпел», на днях будет дополнительно взято в аренду еще целое крыло здания), холдинг вполне работоспособен, сочетая выполнение задач по выпуску бумажной версии газеты, функционирование сайта и круглосуточное телерадиовещание. Проехать на лифте два-три этажа (из газетного отдела в студию, например, — не проблема).
  • - Как планируется развитие издательского дома дальше? Может, ИД «КП» станет информационным агентством?
  • - В информационное агентство мы, скорее всего, не превратимся: очень сильная конкуренция, на них ориентирована вся журналистика. Мы двигаемся в сторону мультимедиа. Через 10-15 лет газеты, возможно, не будет. Тиражи падают, люди переходят на другие средства получения информации.

  • [1] Media Ownership in Singapore. Режим доступа: http://cps2 OlO.wordpress.com/2010/09/13/media-in-singapore/. Загл. с экрана.
  • [2] Quinn S. Asia’s Media Innovators. Singapore: Konrad-Adenauer-Stiftung, 2008,P.30.
  • [3] ST Razor TV: Here’s a fun new way to get the news Aug 05, 2008 (ST). Режимдоступа: http://sph.listedcompany.com/news.html/id/148 572. Загл. с экрана.
  • [4] Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 107—108.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >