Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ «КОНВЕРГЕНЦИЯ СМИ»

Подход 1. Рич Гордон: пять определений понятия «конвергенция», описывающих различные процессы на разных организационных уровнях медиакомпании[1] [2].

Рич Гордон исходит из того, что медиаорганизация имеет иерархическую структуру, во главе которой — корпорация-учредитель, собственник, владеющий контрольным пакетом акций. В каждой компании есть своя организационная структура, своя организация рабочего процесса, свои приемы. Основа иерархической структуры — люди, создающие контент. Гордон отмечает, что в 2002 г. словом «конвергенция» можно было охарактеризовать различные процессы, осуществляющиеся на разных уровнях медиаорганизации. Поэтому можно выделить как минимум пять различных определений понятия «конвергенция», описывающих различные процессы на разных уровнях медиакомпании.

1. Конвергенция собственности (Convergence: Ownership).

Процесс конвергенции понимается как процесс концентрации собственности, медиасобственности в руках одного владельца или группы лиц. Среди примеров конвергенции собственности — компании «Виаком» (Viacom), «Эй-оу-эл/Тайм Уорнер» (AOL/Time Warner), «Трибьюн компани» (Tribune Company) и др.

Американские авторы употребляют термины «конвергенция собственности», «интеграция собственности», «концентрация собственности» как абсолютно синонимичные. Тем не менее у понятий «интеграция собственности», «концентрация собственности» есть свои устоявшиеся определения (табл. 1.1).

Таблица 11

Отличайте конвергенцию от интеграции

Когда конвергенцию называют интеграцией?

Но:

Объединение собственности.

Процесс конвергенции как процесс концентрации собственности, медиасобственности в руках одного владельца или группы лиц

1) При объединении ранее различных СМИ в процессе конвергенции под единым брендом ключевым фактором является совместное производство контента. В результате интеграции СМИ могут быть объединены под единым брендом (входить в один холдинг), но не производить совместно контент, и следовательно, интеграция не приведет к конвергенции

Объединение структур.

Объединение газетной и интернет- редакции или объединение трех и более платформ (газета, интернет- сайт, вещательный ресур(ы))

2) Конвергенция — процесс, тогда как интеграция — возможный результат этого процесса

Объединение усилий.

Взаимодействие между различными СМИ, у которых нет общего владельца. Примером такого взаимодействия может быть кросс-промоушн

3) В этих случаях наряду с термином «интеграция» может использоваться понятие «сотрудничество» («cooperation»)

Интеграция (от. лат. integration — объединение в единое целое, взаимопроникновение) СМИ — процесс в современной медиаиндустрии, приводящий к объединению различных СМИ и, возможно, звеньев производственной цепочки. Такое объединение может происходить в различных формах

Сотрудничество:

V кросс-промоушн

У участников чаще всего нет общего владельца, каждое СМИ продвигает другие, например, посредством обмена рекламными площадями или за счет ссылок на материалы других СМИ

2) ограниченная интеграция содержания

Ведущий экономических новостей на ТВ может еженедельно готовить рубрику для газеты, а экономический обозреватель газеты — участвовать в специализированных экономических передачах

Сотрудничество:

3) совместные онлайновые проекты

Партнеры могут сотрудничать, обмениваясь содержанием

Покупка медиакомпанией других СМИ и возможного их объединения со звеньями производственной цепочки:

V горизонтальная интеграция СМИ

Приобретение газетной компанией других изданий (чаще конкурирующих). Характерно также и для теле-и радиостудий

2) диагональная интеграция СМИ

Приобретение газетной компанией вещательных ресурсов

3) вертикальная интеграция СМИ

Объединение всех звеньев производственной цепочки

Слияние в рамках процесса конвергенции:

1) различных СМИ

Диагональная интеграция СМИ: объединение различных СМИ (чаще на базе печатного СМИ); налаживание тесного взаимодействия между ними с учетом совместной деятельности по производству контента на базе мультимедийной редакции

2) различных СМИ и звеньев производственной цепочки

Диагональная интеграция СМИ + вертикальная интеграция СМИ: производственное и организационное объединение служб, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта — контента на базе мультимедийной редакции: объединение редакций газеты с ее онлайновой версией и всевозможными приложениями; теле- и (или) радиостудией; цифровыми архивами; фотослужбой; отделами продаж и кроссмедийного размещения рекламы

Баранова Е. А. Конвергентная журналистика... С. 58-59.

2. Тактическая конвергенция (Convergence: Tactics).

Под тактической конвергенцией понимается сотрудничество между вещательным ресурсом и газетой, осуществляемое в большинстве случаев при разных владельцах. Цель такого сотрудничества — стимулирование сбыта. Партнеры понимают, что совместные акции способствуют тому, чтобы читатели газет смотрели ТВ, а зрители телеканала читали газету.

Другая сторона тактической конвергенции — попытка предложить рекламодателям новые возможности размещения рекламы — размещения рекламы на разных медиаплатформах.

3. Структурная конвергенция (Convergence: Structure).

Конвергенция собственности и тактическая конвергенция совсем не обязательно подразумевают значительные изменения в организационной структуре или изменения в организации работы журналистов. Структурная конвергенция как раз связана с такими изменениями. Например, в «Чикаго Трибьюн» (Chicago Tribune) журналисты кабельного канала «Си-Эл-Тв» (CLTV) работают вместе с журналистами из газеты.

То, что Гордон называет «структурной конвергенцией», — важная особенность, одна из характерных черт процесса конвергенции в журналистике. Во многих редакциях сегодня происходят изменения в организации работы журналистов и редакторов. Это связано с тем, что журналистам, которые готовят материалы для разных медиаплатформ (табл. 1.2.), удобнее вместе работать над производством контента, находясь в непосредственной близости друг от друга — в мультимедийной редакции.

Таблица 1.2

Новые медиаплатформы: как их использовать?

Медиаплатформа

Основные функции

Интернет-платформа (интернет-версия газеты)

Основная платформа для привлечения новых читателей и рекламодателей, связующее звено кроссмедийной рекламы. Получение информации о читательской аудитории, пожеланиях читателей относительно содержания материалов

Интернет-платформа (интернет-версия газеты)

Распространение как оперативной новостной информации, так и материалов газетного номера, возможность выложить более полные версии статей.

Основная платформа для распространения мультимедийного контента

Мобильная платформа (версия издания для мобильного телефона)

Оперативное знакомство читателя с материалами газеты в удобном для него месте, в удобное время.

Получение информации о читательской аудитории.

Привлечение новых читателей и рекламодателей.

Получение дополнительной прибыли за счет платной подписки. Наиболее распространенные примеры использования.

Доставка последних новостей.

Доставка окончательных результатов матчей или изменений результатов спортивных соревнований по ходу игры.

Доставка информации об изменении курсов валют, котировок акций.

Доступ ко всем материалам сайта с последними обновлениями или возможность выборочно получать на мобильный телефон только определенные материалы сайта.

Услуга «персонализированный контент» (местные новости, результаты локальных соревнований, сводки погоды для конкретного региона).

Объявления о развлекательных мероприятиях (концертах, фильмах И Т.Д.).

Доставка информации рекламного характера

PDA-платформа (версия издания для карманного персонального компьютера (Personal Digital Assistant или КПК))

Дополнительная платформа для распространения печатной версии издания. Информация не обновляется по мере развития событий

Медиаплатформа

Основные функции

Е-рарег-платформа (версия издания для электронной бумаги (е-рарег)) Kindle-платформа (программно-аппаратная платформа для чтения электронных книг)

Дополнительные платформы для распространения печатной версии издания. Информация не обновляется по мере развития событий.

Дополнительные платформы для распространения обновляемой информации сайта.

Получение дополнительной прибыли за счет платной подписки

iPad-, iPhone-платформы [и другие портативные устройства на базе Android]

Дополнительные платформы для распространения печатной версии издания, включая архивные материалы.

Дополнительные платформы для распространения мультимедийного контента.

Возможность рассказать о событиях в нестандартной форме (например, с использованием интерактивных графиков). Получение информации о читательской аудитории, пожеланиях читателей относительно содержания материалов.

Новые возможности для привлечения читателей (в том числе молодежной аудитории) и рекламодателей.

Новая модель для монетизации газетного контента через платные приложения в магазинах Apple Store, Itunes Store

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 17-18.

4. Конвергенция способов сбора информации (Convergence: Information Gathering).

Гордон отмечает, что если сегодня мы не можем себе представить, как можно взять на работу журналиста, не умеющего пользоваться компьютером, то лет через пять будет немыслимо взять на работу человека, не умеющего собирать информацию для мультимедийного контента: писать текст, снимать видеоматериалы, делать фотографии и т.д. И хотя пока не во всех редакциях от журналистов требуют, чтоб они готовили материалы для каждой возможной медиаплатформы, многих уже просят собирать информацию в мультимедийных форматах — форматах, используемых для хранения текстовых, видео- и аудиоматериалов, фотографий, графики, а также для воспроизведения аудио- и видеоматериалов, передачи видеоматериалов через Интернет.

5. Конвергенция способов рассказа о событиях (Convergence: Presentation (Storytelling) (табл. 1.3).

Новые информационные технологии дают журналистам возможность по-новому подходить к освещению событий. Журналисты больше не ограничены местом, отведенным для материала в газете, они могут выложить дополнения на сайте, постоянно обновлять информацию в режиме реального времени.

Новые возможности позволили сделать рассказ о событиях наиболее ярким: на интернет-сайте издания можно прочитать текстовые материалы, посмотреть фотографии и видеоматериалы. О каких-то событиях красочнее рассказывают фотоматериалы, про другие лучше прочитать и т.д.

Таблица 1.3

Старые и новые возможности контента

Старые ценности контента

Новые ценности контента

Контент создается на базе «личностного фактора отбора новостей»

Контент создается на базе пожеланий аудитории

Контент создается профессиональными журналистами

Рост влияния пользовательского контента, увеличение проектов в СМИ, созданных на основе пользовательского контента

Последние новости выходят в газете

Последние новости выходят на цифровых носителях, контент становится все более мультимедийным

Ориентация на массовую аудиторию

Ориентация на нишевые группы потребителей

Общественно-политические новости и информация массового содержания

Местные, локальные новости и информация, имеющие прямую практическую пользу, ориентирующиеся на индивидуальные интересы узких групп аудитории

Массовый контент

Специализированный контент

Распространение контента через газеты, радио, ТВ

Распространение контента через различные мультимедийные платформы (интернет-версии СМИ, версии для различных мобильных устройств)

«в целях «захвата» потребителя 24 часа в сутки во всех социальных пространствах (дома, на работе, в транспорте и т.д.)»[3]

Бизнес-модели на основе рекламы и продажи тиража

Старые модели и распространение на цифровых носителях, цифровая подписка

Конвергенция способов сбора информации привела к появлению новых форм журналистики — журналистики конвергентной, мультимедийной, цифровой.

Журналистика конвергентная, мультимедийная, цифровая

Конвергентная журналистика — это журналистика, основанная на мультимедийной подаче контента и распространении его по разным медиаплатформам; она связана с глобальными изменениями, которые происходят на всех стадиях создания и распространения продуктов СМИ.

Конвергентную журналистику часто связывают с тенденцией к универсализации журналисткой профессии, появлением журналистов, способных создавать контент для разных медиаплатформ. У такого подхода есть много противников, которые полагают, что качество журналистики падает, так как один человек не может одинаково хорошо готовить материалы для разных медиаплатформ. Конвергентная журналистика вызвала горячие дискуссии между владельцами медиакомпаний, профессиональными журналистами и теоретиками, которые спорят о ее влиянии на качество освещения новостей.

«Конвергентная журналистика» часто употребляется в качестве синонима «кроссмедийной журналистики» («cross-media journalism»). Кроссмедиа предполагает использование более чем одного СМИ — аналогового или цифрового; кроссмедийный контент доставляется на различные устройства, такие как КПК, мобильный телефон, телевизор. Суть кроссмедиа состоит в том, что один и тот же контент может распространяться по различным платформам.

Термин «кроссмедиа» часто употребляется в значении «думать кроссме- дийно»; «кроссмедийное сотрудничество», т.е. совместная деятельность между сотрудниками ранее никак не взаимодействующих друг с другом, и между прежде разделенными редакциями и отделами; «кроссмедий- ная команда» — журналисты, работающие в одной команде и владеющие разными журналистскими специализациями. В качестве синонима конвергентной журналистики довольно часто также употребляют понятие «мультимедийная журналистика».

Мультимедийная журналистика на практике: от самых ранних простейших форм до более сложных.

  • 1. Репортаж с места событий с использованием видеокамеры: журналисты печатных СМИ записывают отдельные моменты на камеру для партнера с ТВ-канала, который входит в их компанию.
  • 2. Галерея снимков, которые фотожурналисты делают для интернет- или печатной версии газеты.
  • 3. Подшивка новостей или новостные сводки, подготовленные журналистами печатных, вещательных или онлайновых СМИ и предназначенные для рассылки на e-mail, iPad или для рассылки новостных сообщений через SMS.
  • 4. Совместные проекты между различными СМИ по сбору, редактированию и предоставлению новостных материалов с использованием разных форматов.
  • 5. Мультимедийная редакция, в которой команды журналистов из печатных, вещательных и онлайновых СМИ вместе собирают информацию, составляют базы данных и думают над упаковкой контента, предназначенного для распространения на разных медиаплатформах.

Цифровая журналистика. Для обозначения журналистики, основанной на использовании интернет-платформы «уже давно употребляется термин цифровая журналистика» (digital journalism).

Под цифровой журналистикой понимается журналистика, напрямую связанная с развитием Интернета и освоением СМИ интернет-платформы. Цифровая журналистика предполагает использование таких возможностей Интернета для сбора информации, как блоги, новостные сайты, ЯЗБ-каналы и др., а также таких возможностей Интернета для создания контента, как аудио-слайд-шоу, подкасты и др.

Цифровая журналистика напрямую связана с конвергентной, мультимедийной журналистикой, так как основана на создании контента для интернет-платформы — одной из основных платформ распространения мультимедийного контента.

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 63-64.

1

Мультимедийная журналистика породила новые формы журналистики, такие как, например, мультимедийная статья (multimedia story). Это журналистский материал, статья, представленная на сайте и сочетающая в себе различные формы предоставления информации: текст, фотографии, видео- и аудиоматериалы, графические изображения, интерактивные элементы. Рассказ о событиях в мультимедийной форме с использованием текстовых, фото-, видео-, аудиоматериалов, графики. Рассказ о событиях в мультимедийной форме (multimedia storytelling) стал обычной практикой для современных средств массовой информации. На сайтах СМИ можно прочитать текстовые материалы, посмотреть фотографии, видеоматериалы, аудио-слайд-шоу, послушать аудиопередачи.

В рассказе о событиях огромную роль начинают играть интерактивные возможности. Обеспечивается не только коммуникация с читателями и зрителями, читатели и зрители вовлекаются также в коммуникацию друг с другом. Они получают возможность не только выражать свое мнение относительно того, о чем рассказывают журналисты, но и самостоятельно производить контент: текстовые, аудио-, видеоматериалы — и присылать их на сайт СМИ. Сегодня все больше газет используют на своих сайтах контент, собранный пользователями информации (User-generated content, UGC). О различных способах его организации на сайте печатного издания будет подробно рассказано во второй главе.

Для того чтобы осуществилась конвергенция способов сбора информации и рассказа о событиях, необходимо потратить гораздо больше времени, чем на реализацию конвергенции собственности и структурной конвергенции. Гордон отмечает, что в США в 2003 г. конвергенция способов сбора информации и рассказа о событиях была еще практически совершенно новым, незнакомым явлением. Для реализации конвергенции способов сбора информации и рассказа о событиях необходимы новые сотрудники, пересмотр должностных обязанностей журналистов и редакторов, большие финансовые вложения.

Понимание конвергенции как сотрудничества между компаниями (то, что Гордон называет «тактической конвергенцией») есть у ряда американских исследователей. Яркий пример тому — концепция конвергенции как постепенное наращивание сотрудничества между печатными СМИ, телевидением и, возможно, интернет-порталами.

Подход 2. Конвергенция как постепенное наращивание сотрудничества между печатными СМ И, телевидением и, возможно, интернет- порталами (The Convergence Continuum)!.

Представители этой точки зрения — группа американских ученых (Ларри Дэйли, Лори Демо и Мэри Спилмен) из Центра медиадизайна (Center for Media Design) при университете Бол Стэйт — понимают процесс конвергенции в журналистике как постепенное наращивание сотрудничества между печатными СМИ и телевидением по продвижению друг друга, а затем и по совместному созданию контента. Сотрудничество начинается с простых форм и переходит к более сложным. Всего выделяется пять форм сотрудничества, последовательно сменяющих друг друга.

Кросс-промоушн (cross-promotion). Различные СМИ осуществляют сотрудничество посредством обмена рекламными площадями, публикации логотипов или за счет ссылок на материалы других СМИ. Но вместе над производством контента они не работают.

«Клонированный» контент (cloning). Одно из средств массовой информации перепечатывает материалы другого, возможно внося небольшую редакторскую правку. Например, материалы газеты публикуются на сайте ТВ-канала. Партнеры не работают совместно над подготовкой материалов.

«Одновременно конкуренты и сотрудники» (coopetition). Сохраняются предыдущие формы сотрудничества, СМИ одновременно являются конкурентами и сотрудниками. Пример такого сотрудничества: репортер из газеты выступает в качестве эксперта или комментатора на ТВ-канале. Различные СМИ начинают обмениваться информацией в процессе подготовки материалов.

Обмен контентом. Сотрудники из различных СМИ часто встречаются и обсуждают, как лучше осветить ту или иную тему, совместно проводят журналистские расследования и осуществляют различные совместные проекты. Но большинство материалов журналисты все-таки готовят самостоятельно, не сотрудничая с партнерами из другого СМИ.

Полная конвергенция. Стадия, на которой партнеры начинают взаимодействовать одновременно по двум направлениям — созданию контента и его распространению. Цель такого взаимодействия — используя преимущества различных СМИ, подать информацию в наиболее выгодном ключе. На стадии полной конвергенции команды журналистов из разных партнерских организаций вместе работают над созданием материалов и решают, какие материалы лучше напечатать в газете, какие события осветить, используя вещательные СМИ, а что выложить в Интернете.

Данное понимание процесса конвергенции в журналистике не отражает многих важных моментов. Во-первых, не отмечается, что процесс конвергенции напрямую связан с процессом дигитализации, т.е. оцифровкой содержания, хотя на этот факт как основополагающий обращают внимание очень многие эксперты. Во-вторых, первые три стадии процесса как формы взаимодействия между различными СМИ существовали и гораздо ранее, до того как в журналистике заговорили о процессе конвергенции. Например, периодические издания начали взаимодействовать с радиостанциями непосредственно в период становления радиопрограмм. Сначала газетные тексты просто зачитывались в эфире, потом пришли к более сложным формам сотрудничества (проведение совместных акций, объединение корреспондентских сетей и др.). Такие формы взаимодействия никак не связывались с процессом конвергенции, поэтому выделять их как отдельные стадии рассматриваемого процесса, которые его характеризуют, было бы некорректно.

В-третьих, авторы концепции видят процесс конвергенции только как взаимодействие печатных СМИ, телевидения и, возможно, интернет-портала, но ведь уже есть примеры, когда взаимодействие осуществляется и с радиокомпаниями. К тому же под конвергенцией сегодня не обязательно понимается взаимодействие различных СМИ по созданию единого контента. К примеру, распространение информации с использованием нескольких медиаплатформ: печатной версии издания, его интернет-версии и мобильной-версии — тоже называют конвергенцией, при этом взаимодействие с другим СМИ совсем не обязательно. Исследователи Нейл Турман (Neil Thurman) и Бен Лаптон (Ben Lupton) называют конвергенцией опыт ряда британских газет, активно использующих мультимедийный контент на своих интернет- сайтах, что следует уже из названия проведенного ими исследования: «Конвергенция бросает вызов: рассказ о событиях в мультимедийной форме на британских новостных сайтах»[4].

Наконец, в-четвертых, нельзя не согласиться и с критикой данной концепции, которую дает Марк Дёзе. Он отмечает, что «в таких моделях часто игнорируется то, что конвергенция не является линейным процессом, что она может и не осуществиться или что она может коснуться лишь некоторых организационных сторон»[5].

Несмотря на указанные недостатки данного подхода, эта концепция представляет собой попытку осознать конвергенцию в журналистике именно как процесс, проходящий различные стадии. Данный подход отражает также одну из основных идей конвергенции: переход к совместной работе над производством контента (табл. 1.4) и многократное его тиражирование на разных медиаплатформах.

Подход 3. Европейская концепция конвергенции: 90-, 180-, 270- и 360-градусная интеграция.

Организационное устройство работы редакции при переходе от одной степени конвергенции к другой называют ключевым европейские исследователи проекта «Европейская мультимедийная

Таблица 1.4

Смысл конвергенции — взаимодействие по созданию контента_

Взаимодействие между:

  • • печатной и интернет-версией издания;
  • • между СМИ родственной медиакомпании;
  • • между медиакомпанией и пользователями информации

Формы взаимодействия:

  • • кросс-промоушн между различными медиаплатформами;
  • • обмен контентом между различными медиаплатформами;
  • • совместное создание контента журналистами разных медиаплатформ;
  • • обмен контентом между медиакомпанией и пользователями информации[6]

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 38.

новостная среда»[7], выделяя четыре степени конвергенции — с 90-, 180-, 270-, 360-градусной интеграцией.При 90-градусной интеграции нет реальной заинтересованности исследовать и внедрять нововведения как на управленческом, так и на финансовом уровне; инициативы журналистов по освоению новых процессов чаще всего не находят поддержки у руководства. Возможно лишь, что репортер из печатного СМИ взаимодействует с тележурналистом во время важных событий.

При 180-градусной интеграции руководство начинает включаться в интеграционные процессы, все еще не имея определенной стратегии, бюджета, рабочего графика и не имея обучающих программ. Руководство постепенно начинает развивать мультимедийные стратегии, а журналисты — осваивать инновационные возможности. Материалы с мультимедийным представлением событий планируются заранее. Утверждены в должности мультимедийные редакторы, они сотрудничают с редакторами из печатных и вещательных СМИ. Делаются попытки физической интеграции различных медиа — либо в одном ньюзруме, либо путем объединения рабочих групп, с тем чтобы достичь лучшей коммуникации.

При 270-градусной интеграции прописана и осуществляется мультимедийная стратегия. Мультимедийный директор находится на уровне директоров, он призван управлять мультимедийным процессом. Мультимедийный процесс подразумевает внедрение обучающих программ для журналистов по созданию контента для разных медиаплатформ; создание мультимедийной команды для рекламного отдела и введения услуги кроссмедийной рекламы — распространения рекламы на разных медиаплатформах и многое другое.

Мультимедийная подача новостей становится приоритетной.

Чтобы улучшить качество мультимедийного контента, общение между сотрудниками сведено к общению по Интернету, через E-mail, посредством собраний, телефонных звонков, новостных писем и т.д.

При полной, или 360-градусной интеграции возникает еще большая заинтересованность в непрерывном обучении умению пользоваться оборудованием, программным обеспечением и навыкам подготовки материалов для разных медиаплатформ. Журналисты готовят материалы для печатных, интернет- и вещательных СМИ.

Каквидно изданной концепции, европейские, каки американские, эксперты не разделяют понятия «конвергенция» и «интеграция» и понимают под ними степень взаимодействия, но не между различными СМИ, а скорее между журналистами и редакторами по внедрению новых технологий внутри одной редакции. Процесс конвергенции понимается как постепенное увеличение заинтересованности со стороны руководства к внедрению новых технологий, обучению журналистов. Это важное наблюдение европейских авторов, воплощение идей конвергенции в конкретной редакции во многом зависит от отношения руководства к нововведениям.

  • [1] См.: Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 14-16.
  • [2] См.: Kawamoto К. Op. cit.
  • [3] Инвесторов отправят к юзерам. Режим доступа: http://expert.ru/2013/09/3/ investorov-otpravyat-k-yuzeram/. Загл. с экрана.
  • [4] Lupton В., Thurman N. Op. cit. Р. 439-455.
  • [5] Dewze М. Op. cit. P. 140.
  • [6] Баранова Е.А. Конвергентная журналистика... С. 38.
  • [7] Aquino R., Bierhoff J., Orchard T. and Stone M. Op. cit.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>