Полная версия

Главная arrow Социология arrow Анализ теории личности в российской социологии: история и современность

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Концепция критически мыслящей личности Лаврова П.Л.

Перед тем как перейти к итоговому перечислению основных положений, характеризующих личность в концепции Лаврова П.Л., рассмотрим некоторые факторы, способствующие формированию взглядов социолога.

  • 1. Многопрофильность образования П.Л. Лаврова: он был математиком, поэтом, педагогом, ученым-антропологом, историком, социологом и философом, свободно владел многими европейскими языками. Энциклопедический характер знаний, высокая образованность давали возможность ему заниматься самыми насущными проблемами своего времени, в частности, роль личности в истории и достижении социального прогресса;
  • 2. Специфика социально-политической деятельности и общественно-исторические условия конца XIX в.: создание философско- теоретического обоснования народничества, в котором выражалась его беззаветная преданность делу революции, ненависть к самодержавию и служение народу. Субъективная социология была продуктом того особенного положения, которое сложилось в русском революционном движении 60-70-х годов XIX в. Специфика общественного движения пореформенной России отражалась в воззрениях Лаврова как антагонизм общества и личности, идеалов и реальной действительности, а преодоление антагонизма представлялось в теории как борьба личности во имя идеала против общества, развивающегося слишком медленно и не всегда в желательном направлении.
  • 3. Личность самого П.Л. Лаврова, выраженная в определенных качествах и характеристиках, особенностях его жизни. В созданном им нравственном образе личности социалиста-революционера отражается его собственный образ, полный нравственного достоинства, человеческой доброты, высокой гуманности, что неоднократно отмечалось его современниками.
  • • Ведущей силой социального развития является личность — «орган прогресса». Характерная особенность личности — ее критическое сознание, осознанное стремление к изменению культуры;
  • • Лавров выделял определенные типы личностей: деятели цивилизации, участники цивилизации, противники цивилизации, пасынки цивилизации и дикари высшей культуры;
  • • Главной движущей силой социального прогресса являются критически мыслящие личности, роль которых в обществе призвана исполнять передовая интеллигенция. Среди критически мыслящих личностей он разделял следующие типы: «говоруны», «незаметные герои», «лидеры прогресса».

В целом, теория личности П.Л. Лаврова представляет собой сложную систему взглядов на возникновение, побудительные причины деятельности, этапы развития, практическую деятельность развитой личности, вырабатывающей идеал справедливой личности и справедливого общества, рассматриваемой во взаимосвязи с обществом и действующей во имя прогресса общества. Философские истоки теории личности — антропологизм и субъективный метод, отводят ей центральное место в социально-философской системе русского социолога.

Активистская теория личности С.Н. Южакова

  • • Ключевыми понятиями социологии Южакова, применяемыми при изучении различных социальных проблем, были понятия личность, активность, культура;
  • • Развитие активности в обществе — это развитие индивидуальности, а единственным активным элементом общества, создателем и продуктом социальных условий является личность;
  • • Рассматривая личность и культуру как два фактора общественного развития, он в то же время видит в них антагонистов, поскольку рост культуры ведет к деградации личности, превращению ее в социальный орган, исполняющий какую-либо одну функцию.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>