Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СИНКРЕТИЧЕСКИЕ НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

К современным синретическим религиозным движениям можно отнести те религиозные организации, которые используют различные вероучительные источники для создания своей религиозной идеологии. Одной из таких «новых церквей» является «Церковь Объединения или Унификации», которая была создана корейским проповедником Сан Мен Муном. Внутри этой организации можно найти элементы протестантского христианства (пятидесятнического толка), элементы буддизма, досизма, анимистических верований. Учение Муна именуется «Учением о Принципе», которое воспринимается как новое откровение о Боге. В России подобными синкретическими организациями можно считать Богородичный центр (Церковь Божией Матери Преображающей), Белое братство «Юсмалос», Церковь Последнего Завета, основанную бывшим тернопольским милиционером Сергеем Торопом, которого последователи считают реинкарнацией Иисуса Христа (Виссарионом).

В этом религиозном течении соединились воедино духовные практики дзен-буддизма, йоги, индуизма, джайнизма, даосизма, неоплатонизма, христианства. Как проповедует Тороп, духовное богатство этих религиозно-философских теорий может помочь открыть человечеству тайны «единой мировой религии». Не случайно поэтому резко отрицательное отношение традиционных религий к этим синкретическим учениям, так как в их идеологии можно проследить точное описание единой религии, которая должна быть создана в конце времен.

Для историков и религиоведов же эти новые религиозные движения представляют интерес в том смысле, что на их развитии можно проследить, как духовный вакуум и отсутствие самых примитивных знаний об истории религии могут привести представителей творческой и технической интеллигенции к восприятию «новых религиозных учений».

РЕЛИГИИ НОВОГО ВЕКА

В 1960-е гг. в связи с начавшейся в Европе и Америке «сексуальной революцией» стало активно развиваться новое околорелигиозное движение, которое в настоящее время именуется движением «нью-эйдж». В нью-эйдж можно найти и сатанинские секты, и оккультно-мистические группы, и экологические секты, и так называемые квазирелигиозные образования.

Ярким примером можно считать Сайентологическую церковь, которая была основана известным американским писателем-фан- тастом Роном Хаббардом. В сайентологии два течения — Церковь сайентологии и Свободная зона. Наиболее известна Церковь сайентологии (ЦС), существующая с 1953 г. и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная зона выделилась из Церкви сайентологии в результате раскола в начале 1980-х гг. и не признается Церковью сайентологии как исповедующая сайентологию.

Базовые принципы учения были изложены Хаббардом в период 1950—1960-х гг. Наиболее значимые убеждения, декларируемые Хаббардом:

  • 1) человек в основе своей хороший;
  • 2) люди борются за выживание;
  • 3) выживание людей зависит от самих себя, своих товарищей и достижения единства со Вселенной;
  • 4) дух может быть спасен, и только дух может спасти или исцелить тело.

Приверженцы сайентологии определяют сайентологию как «прикладную религиозную философию», предмет которой — «изучение человеческого духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью». В отличие от дианетики, несмотря на название, сайентология изначально постулирует вечность человеческой идентичности, называя ее термином «тэтан». Доктрина сайентологии впитала в себя некоторые стороны ведийского учения, буддизма, иудаизма, гностицизма, даосизма, учений древнегреческих мыслителей, а также обрывки христианства, философии Фридриха Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда. Известный российский религиовед Э.Г. Филимонов определяет сайентологию как «религию new age...»1.

Выше уже отмечалось, что в число новых религиозных движений необходимо включить также и многочисленные современные нео- языческие культы, неомасонские и псевдомасонские организации, различного рода экологические культы.

1

Филимонов Э.Г. Церковь сайентологии // Религии народов России: словарь / Ред-кол. Мчедлов М.П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. 2-е изд., доп. М.: Республика, 2002. С. 555.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>