Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Богемские (моравские братья)

В середине XV в. в Богемии (Чехии) стали возникать первые общины, которые хотели реформировать Церковь. Помимо Яна Гуса и его последователей с 1457 г. в чешском городе Кунвальде возникают общины последователей проповедника Петра Хельчитского. Иногда их называли пещерниками, так как они действовали тайно. С конца XV в. моравские братья стали основывать типографии и школы и их деятельность стала приобретать социальный и просветительский характер. Так, например, моравские братья оказали огромное влияние на чешскую культуру и литературу. Созданный ими чешский перевод Библии (Кралицкая Библия) лег в основу создания современного чешского литературного языка. Выдающиеся чешские ученые Ян Амос Коменский и Ян Благослав были представителями этого религиозного учения.

«Ян Амос Коменский, известный педагог-гуманист, основоположник современной педагогики, родился в семье члена общины моравских братьев. Он долгие годы был пастырем-проповедником этой общины. С 1648 г. он стал главным епископом чешских братьев...»1.

В 1618—1620 гг. в Чехии было поднято восстание под руководством чешских братьев против империи Габсбургов. После его подавления они бежали в Саксонию, где с 1722 г. образовались гернгу- терские сообщества. Их общины до сих пор есть в США, Германии, Канаде, прибалтийских странах. Надо отметить, что членство в сообществе может быть и тайным. До сих пор гернгутеры допускают возможность участвовать в общественной, социальной, культурной и литургической жизни других протестантских церквей.

Около 1000 человек в 1548 г. переселились в Пруссию, где герцог Альбрехт отвел им для местожительства Мариенвердер. В 1570 г. они заключили с польскими лютеранами и реформатами Сандомирское соглашение, в силу которого на них были потом распространены льготы Диссидентского мира 1572 г. В Богемии они добились терпи-

Жудинова Е.В. Религии мира // Протестантизм. М.: Мир Книги, 2006. С. 113.

мости в силу так называемой Чешской конфессии (Confessio Bohemica) 1575 г., т.е. Исповедания веры, выработанного ими сообща с другими евангелическими церквями страны.

После издания Екатериной II манифеста о приглашении в Российскую империю иностранных колонистов гернгутеры одними из первых основали в 1765 г. свою колонию в Сарепте (Царицынский уезд Саратовской губернии; сейчас Красноармейский район г. Волгограда). «После смерти в 1817 г. проповедника Генриха Штиллинга- Юнга гернгутеры из Вюртемберга и Баварии добились особого разрешения у Александра I на поселение в Закавказье, поскольку Штил- линг-Юнг утверждал, что Второго пришествия следует ожидать за Кавказом, у горы Арарат. Почти девять тысяч членов общин, распродав имущество, отправились на восток, но менее половины из них добрались до Измаила, остальные погибли в пути. Некоторые из них осели в Бессарабии и вблизи Одессы, однако около 500 семей продолжили путь в Закавказье. К 1819 г. они образовали несколько колоний в Грузии близ Тифлиса и одну колонию в Азербайджане»1.

Особенности учения гернгутеров, кроме требования чистоты апостольской жизни, заключались в сохранении семи таинств, в признании только духовного причастия и в отвержении спасения одной верой. Присяга, военная и государственная служба отвергались ими как несогласные с Нагорной проповедью. Церковное устройство их тоже было основано на Священном Писании: проповедью и причастием заведовали пресвитеры (ministri), тогда как надзор за церковным благочинием находился в руках епископов (episcopi или semores). Внутренними делами общины заведовали синоды. В настоящее время в Чешской Республике Чешская провинция общины чешских братьев включает в себя около 3000 членов, объединенных в 24 собрания (сбора) и другие миссионерские организации, при некоторых действуют начальные и библейские школы.

В мире насчитывается около двух тысяч общин и около 750 тыс. верующих. Иногда можно встретить наименование «моравская церковь». Современные моравские братья веруют в греховность и по- врежденность человеческой природы, в любовь Бога к падшему человечеству, в примирение людей с Богом, в оправдание верой, во Второе пришествие Христа, в Воскресение мертвых и признают Богочеловеческую природу Христа. Кроме этого, они считают Церковь Пречистым Телом Христа и признают Его Главой Вселенской Церкви.

Ионкис Грета. Немецкие гернгутеры, или Просионистские идеи Юнга- Штиллинга (Электронный ресурс) http: www.jcrelations.net/.3187.0.html?L=7

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>