Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Социниане и антитринитарии

Социниане — представители польской реформации конца XVI — начала XVII столетия. Основателем учения являлся итальянский проповедник Ф. Социн (1539—1604), который в 1579 г. перебрался в Польшу. В польском городе Ракув с 1569 г. существовала община Польских братьев, в которой социниане вскоре заняли господствующее положение.

Социниане многое в своем вероучении взяли из древней ереси несториан. В частности, социниане считали, что Иисус Христос не Бог, как учат монофизиты, не Богочеловек, как утверждают православная и католическая церкви, а Человек, наделенный Божественной энергией, что очень близко к учению несториан. На этом основании социниане отвергают догмат о Святой Троице. Социниане признавали авторитет Священного Писания. Социниане не только проповедовали свое учение, но и признавали приоритет светского образования и выступали за свободу вероисповедания.

В 1658 г. по решению сейма они были изгнаны из пределов Речи Посполитой и переселились в основном в Голландию, Германию и Трансильванию. Часть их двинулась в Трансильванию, а другая в Силезию, Бранденбург и Пруссию. В Трансильвании изгнанники встретили своих единоверцев и смогли устроиться без особых затруднений. Социнианство совершенно вытеснило в Трансильвании другие антитринитарные секты и распространялось здесь довольно

Жудинова Е.В. Религии мира // Протестантизм. М.: Мир Книги, 2006. С. 106.

успешно. Последователи этого учения стали потом известны под именем унитариев.

В Германии социнианство распространилось главным образом из Альтдорфа, где профессором физики и медицины в самом конце XVI в. был Эрнст Зонер (Ernst Soner), родом из Нюрнберга. В Германии в это время господствовала крайняя религиозная нетерпимость, и Зонер пропагандировал свои взгляды среди своих слушателей тайно, так что о его настоящих религиозных убеждениях стало известно в городе лишь после его смерти, последовавшей в 1612 г. Тогда немедленно были приняты меры к искоренению социнианства в Альтдорфе.

В 1653 г. в Нидерландах был издан строгий эдикт против соци- ниан, однако, несмотря на это, их движение не только продолжало существовать, но в Амстердаме печатались их сочинения и оттуда распространялись по всей Европе.

В Англию социнианство проникло в начале XVII в. Польские со- циниане даже посвятили латинский перевод раковского катехизиса, вышедшего в 1609 г., английскому королю Якову I, правда, без всякого успеха. Однако социнианские сочинения стали постепенно находить читателей в Англии, несмотря на преследования. В 1651 г. в английском переводе появился раковский катехизис, а два года спустя уже целый ряд других социнианских сочинений. Распространению этих переводов и учения социниан наиболее содействовал Джон Бидл (Biddle). С 1644 г. в Лондоне начали происходить тайные собрания сочувствующих этому учению. Несмотря на гонения, социнианство пустило корни в Англии, и унитарии имели здесь много общин. В настоящее время социниане известны в основном как унитарии.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>