Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДДИЗМА

Хинаяна (узкий путь спасения, малая колесница) — это изначальный буддизм, его еще называют философским буддизмом. Для этого направления характерно учение о том, что любой человек может достичь нирваны только путем личного совершенствования, без участия небесных сил. Мудрость, согласно этому учению, есть ключ добродетели. Человек, достигший высшей стадии совершенства в этом направлении буддизма, называется архат (достойный). Поэтому хинаяна придает большое значение монашеской жизни. В основе богословия хинаяны лежит принцип первенства религиозного учения. Понятия души, бессмертия души, божественного начала отодвинуты на второй план. Сторонники хинаяны уверены в историчности личности Будды и в том, что он не имеет божественной силы, а скорее выступает как высший образец для людей. В хинаяне есть несколько школ: тхераварда, вайбхашика, са- унтрантика. В настоящее время хинаяну часто именуют учением старейших (тхеварда). В хинаяне присутствуют обряд поклонения реликвиям, связанным с именем Будды, почитание святых мест, можно говорить о постепенном зарождении культа почитания самого Будды. В настоящее время много сторонников хинаяны в Лаосе, Камбожде, Таиланде, Мьянме (Бирме).

Махаяна (большая колесница, широкий путь спасения) — одно из направлений буддизма. В IV в. до н.э. от первоначального буддизма откололась секта махасангихов — секта большой общины, и из среды этой секты в I в. н.э. возникло самостоятельное направление в буддизме — махаяна. По преданию, в I в. н.э. при кушан- ском царе Канишке был созван буддийский собор, который установил, что махаяна является официальным учением буддизма в Кушанском царстве. Предание считает, что основателем этого направления буддизма был монах-аскет, проповедник и буддийский философ Нагарджуна. Махаяна представляет тот тип буддизма, где была предпринята попытка ослабить различия между буддистами- мирянами и буддистами-монахами. Махаяна — буддизм в котором есть пышный религиозный культ, Будда выступает как Спаситель (Майдари), поэтому в этом направлении буддизма особо почитается именно воплощение Будды — Майдари, он даже изображен сидящим на троне и спустившим одну ногу, как бы в знак того, что он скоро придет в мир.

В махаяне в отличие от хинаяны главное место занимает не архат (т.е. достойный человек, достигающий нирваны), а бодхисатва (просветленный, тот, чья сущность просветлена). Бодхисатва — это ступень к достижению нирваны. Г.А. Шпажников: «Впоследствии сложился культ и пантеон бодхисатв. Религиозное спасение наступит тогда, когда все достигнут нирваны... Ключом добродетели является сострадание (каруна)...» .

Надо отметить что махаяна — это буддизм миссионерский, именно поэтому он распространялся среди народов, у которых господствовали шаманизм, языческие анимистические верования или тенгрианство. Как уже отмечалось, в махаяне особо почитаются бод- хисатвы, т.е. там цель не достижение личностной нирваны, а учение о спасении и достижении нирваны другими людьми.

В V в. н.э. на основе махаяны возникает учение ваджраяна, которое мы именуем ламаизмом.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>