Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ИСТОРИЯ ГРЕКО-БУДДИЗМА

Греко-буддизм — это вид культурно-религиозного синкретизма, смешения греческой культуры и буддийских верований в Греко-Бак- трийском царстве, Согдиане и Кушанской империи. Развивался греко-буддизм в регионе, включающем современные Афганистан, Пакистан и северо-западную часть Индии (штат Джамму и Кашмир). Начиная с Александра Македонского в регионе появляется сильное греческое влияние, которое закрепляется с образованием Греко-Бак- трийского и Индо-Греческого царств.

Расцвет и активное распространение греко-буддизма приходится на времена Кушанской империи. Как отмечал Рихард Фольц, «греко- буддизм заметно влиял на развитие буддийского искусства, а частично и на само развитие буддийской мысли, особенно махаяны, по крайней мере до того, как буддизм распространился в центральную и северо-восточную Азию: в Китай, Корею, Японию...»[1].

Первые контакты между эллинистической культурой и буддизмом начались после завоевания Персидской империи Александром Македонским. Как известно, Александр пошел дальше и завоевал обширные части Центральной Азии в 329—327 гг. до н.э., а затем вторгся в Индию, пересек реки Инд и Гидасп, войдя таким образом в прямой контакт с Индией — родиной буддизма. Александр основал серию городов на новых территориях: в Согдиане, Бактрии, Хайбер- ском проходе, Гандхаре, Пенджабе. Со временем греческое влияние распространилось вокруг этих центров. Эти регионы расположены в ключевой точке — естественном коридоре между горными массивами Гиндукуш и Гималаи, через который шел интенсивный культурный обмен между Центральной Азией и Индией. Бактрия и Ган- дхара, вероятно, уже испытали некоторое влияние буддизма ко времени завоевания их Александром.

По одной из легенд, записанных на языке пали (один из языков канона Тхеравады), два торговца, Тапассу и Бхаллика, братья из Бактрии, отправились в путь, чтобы встретиться с Буддой и стать его учениками. Позже они вернулись в Бактрию и построили храмы в честь Будды. В 185 г. до н.э., через 50 лет после смерти царя Ашоки, последний царь Маурьев Брихадратха был жестоко убит во время военного парада своим военачальником Пушьямитра Шунта, который объявил себя царем и создал новую династию. Пушьямитра Шунта был правоверным брамином и ярым противником буддизма. Шунта был известен жестокими преследованиями этой религии, он разрушил 84 тыс. буддийских ступ, построенных Ашокой, и давал 100 золотых монет за голову буддийского монаха. Буддийские монастыри превращались в индуистские храмы, в частности в таких местах, как Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.

В это время на северо-западных рубежах Индии процветало Греко-Бактрийское царство. Греки поддерживали дружеские отношения с империей Маурьев, плодотворно обмениваясь знаниями. Греческие историки и философы вели описания индийского быта и религий. Записи Мегасфена и Деимакоса активно циркулировали в античном мире и цитировались столетиями. Несмотря на то что Греко-Бактрийское царство оставалось под сильным влиянием эллинистической культуры (это подтверждают многие раскопки, например раскопки города Ай-Ханум), многие греки перешли в буддизм и внесли немалый вклад в его распространение. Поэтому когда Шунга начал свои религиозные притеснения, Деметрий I Бактрий- ский под предлогом помощи Маурьям и защиты греческих буддистов вторгся в Индию. Возможно, он просто воспользовался ситуацией, возникшим в северной Индии политическим вакуумом, однако основанное им Индо-Греческое царство в самом деле стало важным убежищем для буддизма.

Много городов было основано греками-бактрийцами в местности, которая теперь находится на севере Пакистана. Менандр I сделал своей столицей город Сагала, современный Сиялкот в Пенджабе, который стал одним из центров распространения буддийской культуры. В местечке Сиркап, недалеко от Таксилы, были найдены остатки крупного города, основанного Деметрием I Бактрийским и перестроенного Менандром. Характерной особенностью подобных находок является то, что буддийские ступы в них находятся непосредственно рядом с индуистскими и греческими храмами, что указывает на религиозную терпимость и синкретизм в Индо-Греческом царстве.

Одним из важнейших источников, рассказывающих о взаимопроникновении идей между греческой и буддийской культурами, является труд «Вопросы Милинды» (Милинда — индийская транскрипция имени Менандр). «Вопросы Милинды» представляют собой запись беседы в стиле Платона между царем Менандром и буддийским монахом Нагасеной. Существуют записи нескольких буддийских посвящений, сделанных греками в Индии. К примеру, на вазе, найденной в ступе и датируемой приблизительно I в. до н.э., есть надпись, рассказывающая о том, как греческий меридарх (гражданский управляющий провинцией) Феодор сохранил реликвии Будды. «Theudorena meridarkhena pratithavida ime sarira sakamunisa bhagavato bahu-jana-stitiye» (Меридарх Феодор возложил здесь мощи Господа Шакьямуни на благо всех людей). Буддийские манускрипты, написанные на греческом языке не раньше II в. н.э., были найдены в Афганистане. В них упоминаются различные воплощения Будды, включая Авалокитешвару (Хщуоаофароро^оРоббо)[2] [3].

Можно сделать вывод, «...что элементы махаяны зародились в северо-западной Индии, регионе, где процветал греко-буддизм, возможно, уже в I в. до н.э., и немалое влияние на нее могла оказать греческая философия. Возможно, на север и восток, по Шелковому пути, отправилась именно та форма буддизма, на которую влияли и которую распространяли греки»5.

Первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате греко-буддистского взаимовлияния. До этого буддийское искусство оставалось аниконичным (Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и проч.). Как отмечает в связи с этим далай- лама XIV, «одной из отличительных черт гандхарской школы искусства, появившейся на северо-западе Индии, стало то, что она явно взяла многое из искусства классической Греции. Таким образом, с одной стороны, эти изображения всецело передают ощущение внутреннего мира, который достигается следованием пути Будды, с другой стороны, они оставляют ощущение людей, которые ходили, говорили, спали так же, как и мы. На мой взгляд, это очень важно. Эти фигуры вдохновляют не только потому, что описывают общую цель, но и потому, что передают чувство, что простые люди, как и мы, могут достигнуть ее, если постараются»[4].

На долгие столетия греко-буддийское антропоморфное представление Будды заложило канон в буддийском искусстве, однако со временем оно вбирало в себя все больше и больше индийских и азиатских элементов. Рихард Фольц отмечает тот факт, что многие греческие боги также оказали свое влияние на развитие буддийского монументального искусства: «Влияние греческих богов и героев распространилось не только на Будду. К примеру, Геракл в львиной шкуре (бог-защитник Деметрия I) послужил моделью для Ваджра- пани (en: Vajrapani), защитника Будды. В Японии Ваджрапани дальше эволюционировал в гневного, мускулистого Сюконгосина (en:Shukongoshin), бога-защитника Будды, статуи которого стоят перед входом в японские храмы»[1].

Известный японский историк Кацумэ Танабэ из университета Тюо предположил, что кроме Ваджрапани греческому влиянию подверглись и другие боги из пантеона махаяны: японский бог ветра Фудзин (en: Fujin), основой для которого был греческий Борей, богиня-мать Кисимодзин, имеющая очень много общих черт с богиней Тихой. Кроме того, в греко-буддийском искусстве периода Кушан- ского царства использовались такие европейские элементы, как херувимы с венками, орнаменты из виноградной лозы, кентавры и тритоны...»[6]. Таким образом, мы можем говорить о том, что история Греко-Бактрийского и Греко-Индийского царств (наследников империи Александра Македонского) тесно связана с историей буддизма.

  • [1] Foltz R. Religions and the Silk Road. Palgrave Macmillan, 2010.
  • [2] Sims-Williams N. Bactrian Documents from Ancient Afghanistan. University of Tokyo, 1997.
  • [3] McEvilley T. The Shape of Ancient Thought I I Comparative Studies in Greek and Indian Philosophies. Allworth Communications Inc. 2002. 732 c.
  • [4] Вступление далай-ламы XIV к книге «Echoes of Alexander the Great», 2000.
  • [5] Foltz R. Religions and the Silk Road. Palgrave Macmillan, 2010.
  • [6] Tana be Katsumi. Alexander the Great. East-West cultural contact from Greece to Japan. C. 145.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>