Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОПОВЕДИ МУХАММЕДА

После переселения в 622 г. н.э. ислам укрепился в Медине. Мухаммеду необходимо было вернуться в Мекку и сделать ее центром новой веры. Началась долгая борьба, шедшая с переменным успехом. В марте 624 г. н.э. битва при Бедре закончилась победой мусульман, битва при Ухуде, случившаяся через год, стала их поражением, а сам

Мухаммед был ранен. В течение нескольких последующих лет борьба с мекканцами шла с переменным успехом, и наконец 12 января 630 г. н.э. мусульманская армия вошла в Мекку без боя, так как был заключен особый договор. По этому договору Мекка сохраняла статус Священного города и мусульмане должны были совершать туда ежегодные паломничества. Это символизировало падение язычества, однако далеко не все аравийские племенные союзы приняли ислам. До сих пор в Египте, Иордании, Израиле сохраняется часть кочевых бедуинских племен, исповедующих христианство, а во внутренних районах Сахары до сих пор есть некоторые берберские племена, исповедующие язычество1.

Однако именно это время отмечено активной миссионерской проповедью Мухаммеда не только к язычникам, но и к своим сторонникам — мусульманам. Именно в эти годы были сформулированы пять столпов веры, о которых шла речь выше. Надо также отметить, что очень многие откровения и проповеди Мухаммеда были связаны с обычной жизнью людей, с конкретными случаями из жизни, с запросами его последователей.

В то же время можно отметить определенную двойственность проповедей в исламе. Принцип равенства всех мусульман сочетался с положениями о том, что неравенство людей имеет божественное происхождение и частная собственность неприкосновенна. В проповедях Мухаммеда можно выделить резкое неприятие скупости и в то же время порицание щедрости, скорее можно говорить о принципе бережливости, который Мухаммед проповедовал мусульманам.

Важное место в мусульманской проповеди отводится повиновению. В этом отношении ислам также близок к христианству: «повинуйтесь наставникам вашим...» В Коране по этому поводу сказано: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас...» (Коран 4: 62 (59)). В этой доктрине повиновения заложен очень важный принцип — принцип доктрины власти, который позднее был принят в суннизме.

Мухаммед боролся также и против сильных родоплеменных отношений, поэтому в его проповеди много внимания уделялось уничтожению особенностей родоплеменных союзов. Интересно и отношение мусульманской проповеди к семейно-брачным отношениям. Признавая полигамию, Мухаммед всячески способствовал укреплению института семьи. В социальной жизни Аравии важным фактором нового развития стало признание за женщинами принципа наследования имущества. Им должна была выделяться половина доли мужчины-наследника.

Подцероб А.Б. Бескрайние просторы Сахары. М.: Библос консалтинг, 2010.

В проповедях Мухаммеда много внимания также было уделено коммерческой деятельности. Торговля была объявлена богоугодным делом, и в то же время была запрещена ростовщическая деятельность. Мухаммед объявлял кровную месть позорным делом, но до конца побороть это так и не получилось. До наших дней кровная месть сохранилась в некоторых кавказских республиках Российской Федерации, хотя сейчас объявлена война этим традициям, и среди некоторых кочевых племен Аравийского полуострова.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>