Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

Ислам возникает на Ближнем Востоке не случайно. Знания об иудаизме, христианстве, зороастризме привнесены были в Мекку из Южной Аравии благодаря контактам мекканских купцов со странами Среднего и Ближнего Востока. Новая религия возникает в силу ряда исторических, культурных и экономических причин, обусловивших политические изменения в жизни народов Аравийского полуострова. Постепенно происходил процесс становления государственности у прежде кочевых арабских племен внутренней Аравии.

В VI в. н.э. Мекка становится новым центром торговли на полуострове. Это положило начало социальному неравенству между простыми людьми, торговцами и шейхами — старейшинами отдельных племен. Возникло противоречие внутри традиционной для арабов системы ценностей, которая опиралась на принцип социального равенства. И именно в этот момент Мухаммед начинает свою религиозную проповедь. Арабы того времени, вне всякого сомнения, имели представления о монотеизме (единобожии). Часть племен Южной Аравии исповедовала иудаизм, часть — христианство в несториан- ской и монофизитской формах, часть оставалась языческой и поклонялась камням, деревьям и водным источникам, обожествляя озера немногочисленных оазисов Аравийской пустыни, но часть арабов в то время относила себя к ханифам. В Аравии ханифами называли людей, которые отвергали многобожие и призывали поклоняться Рахману — Единому Богу. Вероучение ханифов — это смесь христианства и иудаизма, адаптированная к представлениям кочевых и полукочевых племен. Как отмечает А.Ю. Григоренко, «...имеются данные, что некоторые ханифы использовали слово Аллах (Ал-Эл — общесемитский корень, обозначающий Бога) для выражения понятия Бога...»[1]. Таким образом, ханифизм можно считать неким прообразом ислама.

Концепция пророчества в исламе шире, чем в иудаизме и христианстве. В этой религии есть разделение пророческого и посланнического служения. Посланники — это провозвестники Божией Воли в отношении мира и человечества, пророки несут определенную конкретную весть. Например, пророками были в истории человечества Ной (Нух), Иоанн Креститель (Йахйа), Авраам (Ибрахим), Иосиф (Юсуф). Есть и собственно мусульманские пророки Худ и Салих, которые не имеют отношения к библейской традиции. А вот универсальное Божественное Откровение, по учению ислама, несут в мир посланники. Это откровение сохранено в Священных Писаниях. Всего посланников трое — Моисей, Иисус Христос и Мухаммед. Таким образом, когда говорят, что Иса (Иисус) в мусульманском предании пророк Божий — это не совсем правильно.

Возникновение нового учения связывается с именем Мухаммеда (Магомета), который был исторической личностью, хотя в эпоху СССР это и подвергалось сомнениям[2]. Самое раннее (сохранившееся в отрывках) жизнеописание Мухаммеда — Ибн Исхака (ум. 768), написано спустя 120 лет после смерти основателя ислама. Самое древнейшее из целиком дошедших до нас — «Жизнеописание» Ибн Хишама (ум. 834) написано спустя почти 200 лет. Все это время среди мусульман существовало устное предание в виде небольших рассказов-хадисов, восходящих (или возводимых) к тому или иному сподвижнику Мухаммеда. Но и первый дошедший до нас письменный сборник хадисов — аль-Бухари (ум. 870) составлен не раньше середины IX в. Известный исследователь ислама фон Грю- небаум отмечает: «...Традиционно приписываемый Мухаммеду год рождения — 570-й — невозможно подтвердить...»[3]. Однако традиционная мусульманская историография считает, что Мухаммед родился в Мекке в 570 г. н.э. и происходил из рода хашимитов племени ку- рейшитов. Рано осиротев, Мухаммед первоначально воспитывался своим дедом Абд-уль-Мутталибом, а затем своим дядей — братом отца Абу-Талибом. Сперва Мухаммед был пастухом, потом стал ка- раван-баши (сопровождающим караваны). В 24 года он нанялся на работу к своей родственнице Хадидже, которая к тому времени овдовела, и вскоре женился на ней. Несмотря на разницу в возрасте, брак этот был по любви и оказался очень счастливым. Молодой человек, став богатым, оставил торговлю и начал заниматься духовным самосовершенствованием. Около 610 г. н.э. его стали посещать видения, он стал слышать слова, которые призывали его начать проповедь Единого Бога среди соплеменников. Надо отметить, что Мухаммед, как человек благочестивый и, видимо, знакомый с христианскими представлениями о злых духах, сперва считал, что это некое прельщение. Однако позднее он перестал сомневаться и убедился в том, что он избран Богом на пророческое служение. Известно, что откровения ему сообщал архангел Гавриил, который заставлял его читать во Имя Господа и боролся с ним при этом.

Это предание широко известно на Востоке: можно вспомнить борьбу Самсона с Богом или грузинские сказания об Амиране, который борется с Богом. В основе проповеди Мухаммеда лежит принцип имана — это теория (религиозно-философское учение о единобожии, об истинности ислама и учение о догматах) и принцип религиозной практики — дин, т.е. это совокупность культов, обрядов, традиций, которые приняты в исламской традиции. По сути он отстаивал традиционные арабские ценности, ратовал за объединение всех арабских племен в едином государстве.

С другой стороны, Мухаммед выступал с консервативной позиции сохранения некоторых ценностей, которые были характерны для родоплеменного строя. Среди них — равенство, взаимопомощь, братство, справедливость. В итоге он нашел поддержку среди бедных слоев мекканского общества и рабов. В Мекке Мухаммед не встретил поддержки, так как светские правители — шейхи и религиозные лидеры шерифы испугались проповеди Мухаммеда.

В 622 г. н.э. Мухаммед и немногие его сторонники приняли решение переехать в город Ясриб (Медину), где в то время была большая иудейская община и поэтому население было более восприимчиво к проповеди единобожия. При втором праведном халифе Омаре этот год (по-арабски «хиджра») был провозглашен началом новой эры. Именно в Медине была построена первая в истории ислама мечеть, в Медине Мухаммед провел остаток своей жизни и получил свои основные откровения. В течение 23 лет до 632 г. н.э. (год смерти Мухаммеда) ему было открыто около 114 глав Корана (суры Корана). В мусульманской среде распространено мнение, что еще при жизни пророка Коран был зафиксирован как в устной, так и в письменной формах. По учению ислама Коран — Священная Книга, в его основе лежит текст, записанный по-арабски. Записан он на особой доске, которая находится на небесах в чертогах Аллаха. Поэтому все более ранние Откровения берут свое начало от этого источника. Именно поэтому Коран есть непосредственное Слово Божие, которое архангел Гавриил диктовал Мухаммеду, а он воспроизводил это Слово своим последователям. Именно поэтому сакральным, священным языком ислама является арабский.

Надо отметить, что с середины XIX столетия набирают силу различные направления реформированного ислама, который прежде всего выступает за реформу богослужебного языка. Так, в Османской империи под влиянием партии младотурков богослужения в мечетях, проповеди в мечетях, обучения в мактабах стали вестись на турецком языке. Подобная тенденция наблюдалась и в Российской империи среди татарской интеллигенции и части мусульманского духовенства, но в данном случае языком служения признавался татарский и крымско-татарский.

Мусульмане, как и христиане, веруют в бессмертие души, рай, ад, всеобщее Воскресение из мертвых и в Судный день. Человек был создан из глины по образу Божию и после того как «...Аллах вдул в него от духа Своего» (Коран 32,8), человек родился и ожил. Таким образом, душа человека божественна и бессмертна, а тело это временная оболочка. Как и христиане, мусульмане веруют, что пребывание на этой земле лишь период подготовки к переходу в Царствие Небесное. Конец света в исламе это не Апокалипсис и не Судный день. Мусульмане разделяют эти два понятия. Так, Апокалипсис — это некий всемирный катаклизм, который Бог ниспошлет на людей в неизведанный момент. Когда это наступит, не знает никто, даже ангелы Божии, но только сам Аллах. Концом же света мусульмане называют время неверия, когда наступит резкое отречение мусульман от своей веры, когда Даджаль (Антихрист) станет глумиться над людьми Писания и над мусульманами. Интересно, что в Священном Предании Русской православной церкви есть свидетельства некоторых святых подвижников о наступлении подобного периода. Об этом, в частности, писал в 1959 г. архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (Леонид Григорьевич Иванов), когда говорил о возрождении христианства в России после падения советской власти. Об этом же писал и святитель Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский (Василий Дмитриевич Быстров).

У мусульман есть особое предание о Мессии. Согласно ему Даджаль (Антихрист) будет править сорок дней. Затем он будет свергнут Махди — Мессией, который будет последним преемником пророка Мухаммеда. В некоторых исламских сектах образ Махди соотносится с Иисусом Христом. И только после того как Махди установит на Земле всеобщий мир, после Даджаля придет Иисус судить мир и человечество. Некоторые радикальные исламские секты утверждают, что Иисус будет срывать кресты с христианских церквей, но ничего подобного в канонических текстах и в исламском предании мы не встречаем. В столице Сирии — Дамаске в архитектурном комплексе мечети Омейядов есть даже «минарет Спасителя». По преданиям сирийских мусульман, как алавитов, так и суннитов, именно на этот минарет сойдет Иисус в День суда. «Юго-восточный минарет носит имя пророка Исы (Иисуса). Согласно поверью, именно по нему накануне Страшного суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Пророка, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер»[4].

Интересно, что по представлениям мусульман Иисус будет править на Земле и наступит Царство Божие, но только на сорок лет. Только потом наступит Судный день. В исламской традиции даны очень подробные описания рая и ада. Ад называется Джаннахам и состоит из семи кругов или семи частей. Мусульманский рай представляется в Коране как сад с молочными реками и кисельными берегами, наполненный гуриями и всяческими удовольствиями. Над раем на восьмом Небе расположен престол Аллаха, от которого исходит неизреченный Свет. Некоторые историки ислама считают, что такие представления созданы фантазией кочевников-арабов, которые жили в условиях Аравийской пустыни и страдали от недостатка воды и зелени. Современные мусульманские богословы считают, что райские наслаждения надо воспринимать не буквально, а трактовать их аллегорически. Еще одним важным догматом ислама является учение о предопределении. Все учение ислама пронизано фатализмом. Считается, что все в мире зависит от воли Аллаха. Поэтому многие критики ислама говорят о том, что в этой религии отсутствует представление о свободной воле человека, так как каждому предназначена своя судьба.

  • [1] Григоренко А.Ю. Религиоведение для студентов педагогических вузов: учебник. СПб.: Питер. 2008. С. 466.
  • [2] Климович Л.И. Существовал ли Мохаммед? // Воинствующий атеизм. 1931. № 2-3. С. 30.
  • [3] Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. М., 1988. С. 28.
  • [4] Низовский Л.Ю. Мечеть Омейядов в Дамаске // Величайшие храмы мира:Энциклопедический справочник. М.: Вече, 2006. 576 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>