Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

РАЗЛИЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИ ИУДАИЗМА И СОВРЕМЕННЫЙ РЕФОРМИРОВАННЫЙ ИУДАИЗМ

Как уже отмечалось, после разрушения в 70 г. н.э. Второго храма иудаизм начал окончательно развиваться по двум основным направлениям — талмудическому и караимскому. Однако в более поздние времена уже внутри талмудического иудаизма стало происходить разделение, и к началу Нового времени иудаизм распался на ряд направлений. Караимская форма иудаизма названа так по имени небольшого народа караимов, который, являясь осколком более мощной хазарской цивилизации, видимо, принял иудаизм в VIII в. н.э.

Хазарский каганат (650-969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находился ряд восточнославянских племенных союзов. Падение каганата связано с военными походами Древнерусского государства.

Первоначально хазары придерживались традиционных языческих верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Каган считался воплощением покровительства этого бога. Он обладал кут’ом — особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога. Арабские авторы отмечали, что вера хазар сходна с верой тюрок, но ее подробных описаний не оставили. Тем не менее в письменных источниках сохранилось несколько ярких свидетельств, позволяющих судить о мировоззрении кочевого населения Хазарии.

Ближайшие соседи и вассалы хазар — дагестанские «гунны» — помимо Тенгри поклонялись богу молний Куару и женскому божеству плодородия, в котором видят аналогию древнетюркской богиней Умай. Также они верили в богов дорог, поклонялись солнцу, луне и небесному грому. Похороны знатных людей сопровождались человеческими жертвоприношениями и ритуальными плясками, в которых обнаженные воины бились на мечах. Для отправления обрядов использовались капища, в которых находились идолы, и священные рощи. Культ священных деревьев имел широкое распространение среди населения каганата (отмечен в разных частях Хазарии: у «гуннов», в крымском городе Фуллы и в стране Сарир). Деревьям приносили в жертву коней, кровью которых окропляли землю, а головы и шкуры развешивали на ветвях. Хазарские жрецы обладали способностью вызывать дождь. Известно, что жители Беленджера поместили тело убитого ими в 653 г. арабского полководца Салмана ибн Раби в особый гроб и использовали его как магическое средство для вызова дождя.

Расположение на стыке христианского и исламского миров, а также исключительное влияние иудейских общин привели в Хазарии к уникальной конфессиональной ситуации: проникновению и сосуществованию трех монотеистических религий. Известны позитивные отклики о Хазарии от представителей всех этих вер. В Итиле и Семендере мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники. А жители Хунзана в царстве Сарир (возможно, речь идет о Семендере), если верить источникам, даже исповедовали три веры одновременно: по пятницам вместе с мусульманами посещая мечеть, в субботу с евреями — синагогу и в воскресенье с христианами — церковь, желая «достигнуть истины всех религий». «Византия придавала серьезное значение миссионерской деятельности, что подвигло ее на учреждение особой митрополии, центр которой находился в крымском городе Дорос (совр. Мангуп), а территория охватывала владения хазар»[1].

Знакомство с исламом произошло во время арабо-хазарских войн. «После поражения, понесенного от арабов, каган будто бы временно принял ислам (в другом варианте рассказа это сделал один из хазарских князей). Однако есть основания утверждать, что массовое проникновение данной религии началось в последующий период в результате становления торговых отношений. В Итиле возникла мощная мусульманская община, пополнявшаяся выходцами из разных стран Халифата»[2]. Миграции в Хазарию евреев шли из трех источников: с Ближнего Востока (Ирака), Хорасана и Византии. Согласно сохранившимся данным, процесс иудаизации был длительным и, по-видимому, иудаизм не сразу стал правящей религией. Установление ортодоксального (раввинистического) иудаизма связано с деятельностью малика (царя) Обадии, который выстроил синагоги и ввел Мишну и Талмуд. В Хазарию начали переселяться евреи из других стран. Особенно массовой была миграция в правление малика (правителя) Иосифа, когда в Византии начались еврейские гонения. Хазарский царь в ответ начал преследование христиан.

Что касается степени распространенности иудаизма в Хазарии, то взгляды исследователей весьма разнятся. «Более взвешенные оценки, называющие только высший слой правящего класса, опираются на археологические источники, где следы иудейского культа ничтожно малы. По-видимому, для более глубокого проникновения хазарскому иудаизму просто не хватило времени»[3].

На сегодня осколками Хазарского каганата можно считать небольшую этническую группу «крымчаков» — иудеев, проживающих на территории Республики Крым. Как отмечает Ачкинази: «...крымчаки — этнолингвистическая тюркоязычная группа, представители которой традиционно исповедуют талмудический иудаизм, проживают в Крыму и говорят на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку. В последние 30—40 лет получила распространение теория о тюркском или смешанном тюркско-еврейском происхождении крымчаков...»[4].

Предположительно существует преемственность крымчаков с древнейшим еврейским населением Крыма. В начале 1920-х гг. известный тюрколог А. Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре. Об этом пишет известный украинский исследователь В. Заболотный, который «проводил исследования крови крымчаков, надеясь подтвердить предположение об их несемитском происхождении». Наиболее известными крымчаками являются знаменитый американский мультипликатор, режиссер Ральф Бакши (1938), инженер Натан Менделевич Варшавский (1908-1994), похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга) — специалист в области приемной телевизионной техники, один из создателей первого массового телевизора «КВН-49» (1949), почетный радист СССР. В числе известных крымчаков, служивших России на дипломатическом поприще, можно назвать Хозя Кокоса — русского дипломата, посла Великого Князя Иоанна III Васильевича при дворе крымского хана Менгли-Гирая.

Если хазары и крымчаки принадлежали к талмудическому иудаизму, то караимы и самаритяне исповедуют другое направление иудаизма.

Самаритяне (самаряне) (ЕЛйПГП — «шомронйм», DIET’D — «кутим», (т.е. переселенцы из месопотамского города Кута) — малочисленная этнорелигиозная группа, представители которой компактно проживают в квартале Неве-Пинхас израильского города Холон (пригород Тель-Авива) и в деревне Кирьят-Луза (Неве- Кедем) у горы Гризим неподалеку от города Наблус (Шхем) на Западном берегу реки Иордан. Языки: иврит (самаритянская письменность на основе древнееврейского алфавита, близкого к финикийскому), самаритяне Шхема владеют также арабским. Религия — своеобразная версия иудаизма. Священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя). На 2008 г. численность самаритян была около 720 человек.

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название народа и обозначение всей территории — Самария — происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царем Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией. Согласно иудейской традиции самаритяне — потомки гутиев (у Иосифа Флавия — хуфейцы), переселенных Ассирией на территорию бывшего Израильского царства и

1

вскоре воспринявших иудаизм от своих соседей иудеев. После Вавилонского плена самаритяне выстроили на горе Гризим храм, разрушенный около 110 г. до Р.Х. Иоанном Гирканом, но и после этого гора Гризим оставалась для самаритян преимущественным местом молитвы, о чем упоминала самаритянка в беседе с Иисусом Христом (Ин. 4:23).

Император Адриан возвел на горе Гризим святилище Юпитера. В 484 г. император Зенон построил здесь церковь Богоматери. После арабского завоевания церковь была разрушена, и впоследствии здесь был построен мавзолей шейха Анама ибн-Али, сподвижника Саладина. В конце XX в. самаритяне выстроили на горе Гризим поселение Кирьят-Луза. Самаритяне не признают Талмуд и этим отделяют себя от остальных иудеев.

Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после правления царя Нехемии, когда из-за женитьбы на дочери Санваллата (предводителя самаритян) был смещен Менашше из семьи первосвященников. В противовес Иерусалимскому храму Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами, которые впоследствии объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим. Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства и признают только письменную Тору, отвергая Тору устную, т.е. Талмуд .

Караимы — караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къа- райлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от др.-евр. sniHJ — «караим», букв, читающие) — немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе. Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис). Караимский язык относится к кыпчак- ской группе тюркских языков. Если считать, что караимы народ тюркской кипчакской группы, то, значит, они могут считаться потомками хазар, а также родственниками балкарцев и карачаевцев, которые являются потомками кипчаков — половцев. [5]

Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. Лексический состав караимского языка отличается заимствованием ряда религиозных терминов из древнееврейского языка. Крымский диалект караимского языка (традиционное караимское название — Лешон Татар (ивр. Тр — «язык татар») заметно отличается от диалектов караимов Литвы и Западной Украины, называвшихся караимами Лашон Кедар рп — «язык кочевников»). В настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчезли.

Известный караимский филолог-ориенталист, доктор филологических наук, профессор, позднее гахам (князь — верховный иерарх, глава караимских религиозных общин) Сергей Маркович Шапшал является основоположником доктрины деиудаизации караимской религии и истории. Был одним из инициаторов «милитаризации» караимской истории — зародившегося в межвоенной Польше процесса представления караимского населения Восточной Европы в роли народа воинов. Являясь научным сотрудником Института истории Академии наук Литовской ССР, опубликовал ряд статей в ведущих советских академических журналах, в которых сообщал о прочитанном им уникальном документе на эту тему (рукописная запись внутри древнего караимского молитвенника). Недавние исследования архива Шапшала показали, что в его черновиках существуют несколько версий текста этого документа, не подтверждаемого никакими более ранними источниками, что ставит под сомнение его подлинность, а сам документ не обнаружен.

Теория деиудизации караимского религиозного наследия, в частности об алтайско-тюркском происхождении караимов и языческих корнях караимизма (почитание священных дубов, политеизм, во главе с богом Тенгри, жертвоприношения), была очень популярна у караимского населения в начале XX в.

Согласно раввинистическим источникам основоположником караимизма является Анан бен Давид из Багдада, создавший собственную секту, будучи задетым тем, что вместо него эксилархом был избран его младший брат Ханания. Караимы считают раввинисти- ческую версию клеветой и утверждают, что их религия возникла из остатков более ранних течений в иудаизме, со времен Второго храма подвергавших сомнению устную Тору. Открытие в 1947 г. свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и ее литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами. Главным аргументом в пользу преемственности между караимами и

1

Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Ме- гиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе (крупнейший архив средневекового еврейства, сохранившийся в генизе синагоги города Фустат (ныне в пределах Каира). Документы охватывают период более тысячелетия (с конца IX по конец XIX в.), составлены еврейским письмом на арабском, древнееврейском, арамейском, идише и некоторых других языках и которые относятся к памятникам литературы саддукеев. Караимы имеют 10 признаков своей веры, сформулированных Ананом бен Давидом, который учил, что:

  • 1) Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего;
  • 2) Он — Творец, который Сам не был сотворен;
  • 3) Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един;
  • 4) Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков);
  • 5) Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом;
  • 6) каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл;
  • 7) Бог раскрылся и другим пророкам — Иисусу Христу, Мухаммеду (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея);
  • 8) Бог воскресит мертвых в Судный день;
  • 9) Бог воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире);
  • 10) Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида.

«Учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а Иисуса и Мухаммеда караимы считали испокон веков пророками. Караимы Крыма приняли закон Моисея, но продолжали придерживаться древних тюркских языческих верований. Реликты архаичных культов караимов восходят к язычеству, шаманизму, тенгрианству. Хотя, по словам Шапшала, “караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев”, именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караимов, требующим изучения, сохранения и восстановления. Среди исконных обрядов караимов, подлежащих восстановлению, — культ священных дубов, страусиные яйца как талисман и другие»1.

Караимский вариант иудаизма основан на Танахе (Ветхом Завете). Этимология слова «караим» происходит от древнееврейского глагола кара (рих) (читать), связанного с древнееврейским названием Священного Писания «Микра» (йрпх). Образованная от него форма существительного «карай» (буквально «чтец») во множественном числе имеет форму «караим» («чтецы»), Караимизм основан на том, что каждый верующий самостоятельно рационалистически определяет применение Моисеева закона. Караимы считают, что придерживаются истинного учения Библии, а Талмуд и Устный закон, по их мнению, исказили библейский иудаизм. Можно выделять основные отличия между караимами и раввинистическим направлением иудаизма:

Караимы

Раввинисты

Устный закон: Обязывает

Нс признается

Количество Мицвот: 6131

Не имеют фиксированного числа

Календарь: первый месяц Ниссан

Первый месяц — Тишрей

Праздники: Ханука не является праздником

Ханука — праздник

Мезуза: обязывающий обычай

Чисто символический обычай

Тфилинн: обязывающий обычай

Чисто символический обычай

Молятся стоя или сидя

Гиюр2 запрещен

Молятся стоя или на коленях

  • 1 Предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок. В Торе упоминается 613 мицвот: 248 предписывающих (мицвот асе или хийувйм — обязанности) и 365 запрещающих (мицвот до таасё или исурйм — запреты). Выполнение мицвот возложено на всех совершеннолетних евреев: мальчиков с 13 лет (после бар-мицвы), и девочек с 12 лет (после бат-мицвы). При выполнении большинства мицвот произносится специальное благословение (бенидикция, ивр. браха).
  • 2 Гиюр — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. — Прим, автора.

Иудеи-раввинисты признают караимизм иудейской сектой, а последователи караимизма — наиболее чистой формой иудаизма. В Средние века мусульманские и христианские народы также видели в караимах иудеев, что отразилось в их истории, тесно переплетенной с историей иудаизма в целом. В Российской империи ка-

Чореф М.Я. Крымские караимы: элементы язычества // Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997. С. 220—228.

раимы не считались иудеями и на них не распространялась черта оседлости. Это вызвало сильное обрусение караимского населения в России.

О наиболее известных представителях караимов в России см. примечание 3 к гл. 18.

Еще одной формой иудаизма можно считать хасидизм — ПО'ПП, хасидут, или, в ашкеназийском произношении, хасйдус, «праведность», буквально — «учение благочестия» — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII в. за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога. Существует множество мистических учений, связанных с хасидизмом. Первоначально термин «хасид» не обозначал приверженцев хасидизма и встречается как прозвище, сравнимое со словом «добрый», например — Иегуда Хасид из Регенсбурга (XII в.).

Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основателя Бешта (1698—1760) — каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 г. в местечке Меджибож (Подолье, ныне Украина). Вокруг Бешта собрался круг учеников, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов и прежде всего Виленского гаона. Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения Шабтая Цви и казацких погромов при Богдане Хмельницком. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадики). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм. После смерти Бешта движение хасидов (праведников) возглавил Дов-Бер (также известный как «Магид»), который перенес свою резиденцию в Ме- жерич (Волынь, ныне Украина).

После 1772 г. хасидизм распался на ряд ветвей. Рабби Элимелех распространил хасидизм в город Лежайск (ныне Польша). Менахем Мендель основал общину в Витебске (ныне Белоруссия), из которой вышел Шнеур Залман из Ляд — родоначальник Хабада (любавич- ский хасидизм). Леви Ицхак в 1785 г. создал хасидский центр в Бер- дичеве. Также значительный центр хасидизма стал представлять Чернобыль (ныне Украина) после переселения сюда ученика Бешта Менахема Нахума. К 1782 г. Яков Йосеф из Полонного пишет первую хасидскую книгу, в которой собирает изречения Бешта.

После разделов Речи Посполитой хасидские центры оказались на территории Российской империи. Первым хасидским лидером на территории России стал Шнеур-Залман. После присоединения Белоруссии к России в 1772 г. он призывал хасидов не бояться России. От него отсчитывает свою историю любавичский хасидизм, центром которого впоследствии стали смоленские Любавичи. В 1793 г. Россия поглотила колыбель хасидизма в Подолии, где располагалась резиденция правнука Бешта Нахман из Брацлава. Чувствуя приближение смерти, основатель брацлавской ветви хасидизма приехал в Умань, где скончался в 1810 г. и был похоронен. Ныне Умань (территория Украины) является одним из центров паломничества хасидов.

Первоначальный конфликт между хасидами и частью талмудических раввинов в XIX в. был улажен, и хасиды стали ассоциироваться с ортодоксальными иудеями. К началу XX в. хасидизм потерял значительное число сторонников. Его база — еврейские местечки Восточной Европы — находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций. После Октябрьской революции в России большая часть хасидских центров оказалась в Советской России. В 1935 г. переселившиеся в Иерусалим хасиды основали антисионистское движение Нетурей карто, которое впоследствии отказалось признать Государство Израиль и стало занимать проарабскую и проиранскую позицию. В настоящее время существует несколько крупных хасидских общин (дворов).

  • 1. Любавичские хасиды — Любавические хасиды или Хабад — является наиболее крупным течением хасидизма нашего времени. Центр находится в Нью-Йорке. Большие общины ХаБаДа существуют в США и Израиле. Более 5000 посланников ХаБаДа проживают по всему миру, где создают еврейские центры, школы и синагоги. Представителей ХаБаДа можно найти почти во всех крупных городах бывшего СССР. Движение основано р. Шнеуром Залманом из Ляд в конце XVIII в. Династия ХаБаДа была прервана после смерти последнего любавичского ребе Менахем-Мендла Шнеерсона в 1994 г.
  • 2. Гурские хасиды — Движение зародилось в Польше в городе Гура-Кальвария в середине XIX в. Гурский ребе поддерживал репатриацию своих хасидов в землю Израиля. В настоящее время община гурских хасидов самая большая из хасидских общин Израиля и насчитывает 10—12 тыс. семей в Израиле, США и Европе. У гурских хасидов существует своя система образовательных учреждений — около 120 ешив для мальчиков и школ для девочек. С 1996 г. главой является Арье Яаков Альтер, проживающий в Иерусалиме. Гурских хасидов можно отличить по высокой узкой меховой шляпе, которую они надевают по субботам и праздникам.
  • 3. Карлинские (белорусские) хасиды. Первым ребе был ученик Магида из Межрича раби Аарон из Карлина — ныне предместье г. Пинска Брестской области. Около 1770 г. сын р. Аарона р. Яков прибыл в землю Израиля и основал первую израильскую хасидскую общину. В настоящее время около 1700 семей карлинских хасидов проживают в Израиле и США. Отличительной особенностью этой общины является молитва, сопровождаемая громкими возгласами.
  • 4. Вижнецкие хасиды — Течение сформировалось в г. Вижница в середине XIX в. В настоящее время насчитывает около 7000 семей в Израиле, преимущественно в Бней-Браке, и в США. Возглавляет общину ребе Исраэль Агер, шестой в династии Агеров.
  • 5. Сатмарские хасиды — самый большой из хасидских дворов в США. Происходит из города Сатмар (Сату-Маре), расположенного на территории современной Румынии. Основан р. Йоэлем Тайтель- боймом в начале XX в. как ответвление общины сигетских хасидов Венгрии. Сатмарская-Сигетская династия ведет свое происхождение от р. Мойше Тайтельбойма, ученика Люблинского провидца, который, в свою очередь, учился у р. Элимелеха из Лиженска. Во время Второй мировой войны Сигетская община была почти полностью уничтожена гитлеровскими захватчиками. Ее остатки объединились с сатмарскими хасидами. В настоящее время центр движения находится в Нью-Йорке. Занимает антисионистскую позицию, аргументируя это тем, что Государство Израиль нарушает еврейские законы. Проживающие в Израиле сатмарские хасиды бойкотируют выборы. Образовательные учреждения сатмарских хасидов в Израиле принципиально отказываются от государственного финансирования и существуют за счет частных пожертвований.
  • 6. Брацловские хасиды — течение в хасидизме, основанное ребе Нахманом из Брацлова, правнуком Бааль Шем Това, в конце XVIII в. После смерти р. Нахмана у брацлавских хасидов уже не было другого ребе. Учение продолжило свое существование благодаря записям, систематизированным и изданным его ближайшим учеником ребе Натаном. В конце XX — начале XXI в. из незначительной группы брацлавские хасиды превратились в движение, насчитывающее десятки тысяч последователей.
  • 7. Бельзские хасиды — второй по величине, после гурского, хасидский двор в Израиле. Насчитывает около 6000—8000 семей. Возник в начале XIX в. в городе Белз на Западной Украине. Первым ребе был Шалом Рокеах. В настоящее время его возглавляет представитель династии Рокеахов ребе Иссахар Дов Рокеах II. Центр бельзских хасидов находится в Иерусалиме в районе Кирьят Бельз, где рядом с домом ребе находится огромная синагога бельзских хасидов.

Учение хасидизма основано прежде всего на каббале (-ЭД^П, «получение, принятие, предание») — эзотерическом течении в иудаизме, появившемся в XII в. и получившем распространение в XVI в. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе Божественного Откровения. Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. Законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).

Довольно долго в XIV столетии при короле Карле IV Люксембургском (императоре Священной Римской империи германской нации) центром изучения каббалы была Прага — столица Чешского королевства. Хасидизм основывается на каббале, которая трактуется под углом зрения нравственного совершенствования и судеб еврейского народа. Так, сфироты воспринимаются как ступени нравственного совершенства: хесед — милость, гвура — доблесть, тиферет — гармония. Хранителями Божественного начала (Шехины) на Земле признаются исключительно евреи, никто из которых не может совершенно отпасть от Бога (даже лжемессии вроде Шабтая Цви). Однако Бог даже в евреях присутствует неравномерно, поэтому специфическими в хасидизме являются концепции двекут и цадикизм.

Хасиды особое внимание уделяют переживанию присутствия Бога в мире, что обозначается термином «двекут». Отсюда большое количество мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, через песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундаментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придает большое значение молитве как средству общения с Богом, который по своей природе добрый, а не карающий. Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над ученостью. Выдающийся хасидский философ Баал Шем-Тов на первый план ставил не изучение Закона, а религиозное чувство и нравственную жизнь. Сущность религии не в уме, а в чувстве. Рабби Элимелех из Лежайска выработал принцип цадикизма о том, что хасидский цадик (буквально «праведник») или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку (ЭТ1Г0, пидйоним), чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе)

«благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия».

Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или ребе, должность и титул которого передаются по наследству.

Во второй половине XVIII столетия среди евреев Европы возникло так называемое движение Еврейского Возрождения — Хаскала (ПЕО^Л — просвещение от «сехель» — здравый смысл, интеллект). Это движение выступало за принятие ценностей Просвещения, большую интеграцию в европейское общество и рост образования в области светских наук, иврита и истории еврейского народа. Хаскала в этом смысле обозначает начало движения по включению евреев Европы в светскую жизнь, приведшего к созданию первых еврейских политических движений и борьбе за отмену дискриминационных законов против евреев.

Инициатором движения «Хаскала» считается Мозес Мендельсон. Его выступление «Что такое просвещение?» (нем. Was ist Aufklarung?) в 1784 г. инициировало дискуссию о Просвещении в конце XVIII в. в Германии. Хаскала сделало хасидизм главным объектом своей критики, изображало его символом дикости, отсталости и обскурантизма, препятствием на пути к прогрессу. Хасидов высмеивала появившаяся тогда светская еврейская литература. Против хасидов писались многочисленные памфлеты, сочинялись сатирические песни, анекдоты. Высмеивались хасидские обряды, где веселие порой достигалось изрядным употреблением алкоголя.

Еще одним направлением иудаизма можно считать ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых с исторической точки зрения продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху позднего Средневековья и в начале Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, т.е. в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух. Одно из направлений этого типа иудаизма — ортодоксальный реформизм — придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями являются более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX в. начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Ра- фаэль Гирш (1808-1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром. Своеобразным движением внутри ортодоксального иудаизма можно считать религиозный сионизм. Движение было создано в 1850 г. раввином Цви Калишером, а затем в начале XX в. разработано ребе Авраамом-Ицхаком Куком. Во второй половине XX в. главные идеологи движения — ребе Цви-Иехуда Кук (Израиль) и ребе Йосеф-Дов Соловейчик (США). Сегодняшние представители направления — ребе Авраам Шапира (умер в 2007 г.), ребе Мордехай Элон, ребе Соломон Рискин, ребе Йегуда Амиталь, ребе Аарон Лихтенштейн (Израиль). В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с ребе Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

В 1820-е гг. возникает еще одно направление — реформированный или реформистский иудаизм. Возник в начале XIX в. на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности. Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности. Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на пяти континентах в 36 странах.

  • [1] Романчук Л.И. К вопросу о положении Херсонеса в «темные» века // АДСВ.1972. С. 45.
  • [2] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 152.
  • [3] Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.- Иерусалим, 2000. С. 217.
  • [4] Ачкинази И.В. К вопросу об этнической принадлежности крымчаков //МАИЭТ. Вып. V. Симферополь, 1996. С. 262-270.
  • [5] Среди исследователей существуют разногласия относительно датировкиэтого события. Вероятно, оно относится к концу V в. до н.э. Так или иначе,не подлежит сомнению, что ко времени завоевания Иудеи Александром Македонским (332 г. до н.э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейсярелигиозно-этнической группой, обособленной от евреев. По их утверждениям, жертвоприношение Исаака происходило на горе Гризим, посколькуГризим и есть Бет-Эль, где Господь заключил союз с Иаковом, и она же —Мориа; Моисей же, по их мнению, завещал устроить жертвенник не на гореЭйвал, а на Гризим — (примечание автора).
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>