Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Христианская церковь и история ее развития

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Христианство возникло в Палестине около I в. н.э. Встает вопрос: почему около I в. н.э., а не в его начале? Дело в том, что рубеж I в. до н.э. и I в. н.э. был очень тяжелым временем для народа Палестины, который в 63 г. до н.э. потерял свою политическую независимость.

Еврейское население, пережившее вавилонское пленение, македонское и персидское владычество, со 140 г. до н.э. получило на короткое время политическую независимость. С этого года независимым Иудейским царством правили цари — первосвященники хасмонейской (маккавейской династии). Однако эта независимость продолжалась недолго. После того как Гней Помпей в 63 г. до н.э. ввел в Иудею римские войска, страна была включена в провинцию Сирия и стала частью Римского государства. В 6 г. н.э. Самария и Иудея были лишены последних остатков государственной самостоятельности. Эти события были восприняты населением как трагедия. В народе стали быстро распространяться эсхатологические настроения. Эти настроения поддерживались двумя религиозно-националистическими группировками — фарисеями (отделенные) и хаси- деями (правоверными). Первые выступали за чистоту иудаизма, против контактов с иностранцами и за показательное, внешнее исполнение религиозных обрядов и традиций. Часто это обстоятельство приводило к тому, что фарисеев обвиняли в ханжестве. Хасидеи, будучи религиозно-политическим течением эпохи Второго храма, наоборот, выступали за осмысленное изучение веры. В центре идеологии хасидеев стояло изучение Торы, искоренение идолопоклонства в Эрец-Исраэль и укрепление еврейского культового ритуала. С наибольшей полнотой воззрения хасидеев отражены в ранних пластах II книги Маккавеев. Ряд исследователей относят возникновение движения хасидеев к III в. (или даже IV в.) до н.э.; согласно другому мнению, движение возникло незадолго до первых его упоминаний в источниках. Хасидеи впервые упоминаются в период гонений Антиоха IV Эпифана (175—164 гг. до н.э.), когда они присоединились к Маккавеям в их борьбе против Селевкидской Сирии. Хасидеи встали в центре восстания Маккавеев и заняли бескомпромиссную позицию по отношению к эллинизаторской политике Антиоха. Хасидеи подвергались пыткам и казням за отказ нарушить субботу и другие еврейские религиозные законы. Вместе с тем согласно I Макк. 2:41, хасидеи выступили за мир с сирийцами, когда те гарантировали евреям полную свободу вероисповедания, и перестали сотрудничать с Маккавеями, боровшимися за политическую независимость от Селевкидской Сирии.

Помимо этих религиозных течений все сильнее распространялось в Иудее и Самарии учение ессеев. Именно их многие историки и богословы считают прямыми предшественниками христиан. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают современные ученые, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией, — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мертвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других — после трехлетнего испытания. Интересно, что одной из значительных колоний ессеев была кумранская колония. Благодаря найденным в 1947 г. документам этой общины историческая наука имеет наиболее подробные свидетельства о земной жизни Христа, которого ессеи именовали «учителем справедливости».

Общины ессеев были построены по определенному иерархическому принципу. В центре поселения жили рабби — учителя, которые, как правило, давали обеты безбрачия и руководили всей жизнью общины. Затем шли посвященные, которые сами могли выбирать, давать ли обеты служения Богу или, помимо этого, могли создавать семьи. И наконец, основу общины составляли адепты — обычные люди, которые могли создавать семьи и жить обычной жизнью, собираясь в субботу на религиозные собрания в синагоги. В этой иерархичности можно видеть некий элемент церковной иерархии, воспринятой христианской церковью, а в обетах безбрачия, которые могли давать посвященные и рабби, — некоторую аналогию с монашескими обетами.

Предпосылки возникновения христианства кроются также в системном кризисе позднеантичной цивилизации, когда духовный вакуум в стране заполнялся либо откровенным безбожием и светским рационализмом, либо различными мистическими религиозными сектами (митраизмом, поклонением Изиде), либо различными философскими системами, которые сами по себе являлись основой новых религиозных учений. Особенно заметно влияние таких философских школ, как неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — 50 г. н.э.) и нравственное учение о Логосе стоика Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. до н.э.), на развитие христианской религии и философии. Учение Сенеки о достижении свободы духа через осознание Божественной необходимости близко к христианству, а учение Филона об изначальной греховности людей и необходимости покаяния созвучно христианским представлениям. В частности, Сенека является автором так называемого золотого правила морали, которое заключается в том, что «...обходись со стоящими ниже тебя так, как ты бы хотел, чтобы с тобою обходились стоящие выше». Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12)»1.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>