Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Очерк языческой религии этрусков

Сведения о религии этрусков во многом сохранились лучше, чем об иных сторонах жизни их общества. До сих пор в научном сообществе идут споры о том, кем были этруски. Некоторые считают их протославянскими племенами, другие — славянами, третьи — легендарными троянцами, вынужденно покинувшими земли своей родины. В связи с этим необходимо сказать, что этруски очень близки по своим языковым характеристикам славянским племенам.

В центральной части Апеннинского полуострова в течение I тысячелетия до н.э. существовала одна из самых ярких цивилизаций того времени. В латинском языке до сих пор остался след этой цивилизации в названии Rosia — страна в земле сабиев. Это дало возможность профессору Ледневу говорить о существовавшей в Италии цивилизации «апеннских русов» или херусков, которых мы сейчас называем этрусками. Интересно, что в латинском языке сохраняются названия hetruskus и rasena для наименования этого народа. Известно, что государство этрусков являлось федерацией двенадцати городов и в литературе можно встретить название «Двенадцати- градье». Одним из этих городов являлся город Russelae, а одна из известнейших банкирских фамилий центральной Италии в эпоху Возрождения носила название Русселае (Руччелае).

Ученые, малознакомые с историей русского народа, опровергают теорию протославянского происхождения этрусков, считая, что этруски не были индоевропейцами, однако дошедшие до нас предметы декоративно-прикладного искусства этрусков, изображения этрусских женщин в головных уборах, напоминающих русские кокошники и традиционные головные уборы других славянских народов, говорят нам о том, что этруски были народом, который оказал определенное влияние на развитие славянского этноса. В Истринском историко-художественном музее-заповеднике экспонируются женские украшения, шейные гривны и кольца с изображениями солнечных солярных знаков, очень похожие на подобные украшения этрусков.

Помимо этого, родство этрусской цивилизации и славянских племен можно проследить и в языковой среде. Так, например, в современном русском языке многие слова имеют этрусское происхождение. В их числе такие слова, как «уж», «гусыня», «антенна» (выступающая балка), «церемония» (праздник), «цистерна» (емкость для воды), «фуфлунс» (рычащий, говорящий неправду), современная форма этого слова сохранилась в разговорном языке как слово «фуфло». Слово «раннем» означает ударить, стукнуть, ранить.

Этруски были народом, который дал свое название нескольким племенам, оставившим свой след в русской и европейской истории. Как отмечает Леднев: «Л.Н. Гумилев и А.Г. Кузмин независимо друг от друга пришли к выводу о тождестве этнонимов руги и русы...»[1]. Скорее всего, этруски не были собственно славянским народом, но народом, который оказал огромное влияние на славянскую цивилизацию.

Такие известные ученые, как М.И. Артамонов, В.Г. Власов, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский, признавали факт того, что этруски, русы, руги и славяне были разными народами, которые были близки друг другу, но отличались обычаями и расхождениями в языке. «Бытовые навыки у славян и русов были различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, славяне под струей воды. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени — оселедец, славяне стригли волосы в кружок. Русы жили военными крепостями и кормились за счет набегов и походов, славяне занимались земледелием и скотоводством...»[2].

Однако уже прп. Нестор Летописец в Повести временных лет замечает: «А язык ругский и славенеск един есть». Это говорит нам об определенной ассимиляции славянами русов, которых мы можем считать отдаленными потомками этрусков. Интересно в связи с этим то, что города этрусков очень напоминали укрепленные поселения ругов — русов.

Например, хорошо сохранилась ругская (вендская) крепость Slawenburg Raddusch в Шпреевальде на территории Восточной Германии. В настоящее время эта крепость полностью отреставрирована и фактически реконструирована по сохранившимся археологическим фрагментам.

Интересен также тот факт, что религия древних этрусков оказала огромное влияние на развитие славянской цивилизации. До сих пор бытует мнение, что понятие о Троичности Бога принесено славянам из христианской религиозной традиции. Между тем именно у этрусков это учение находит свое яркое выражение в почитании Триединого божества, которое у них называется Менрва. Тремя лицами этого бога являлись собственно Менрва, бог Тин и богиня Уни. Тин был богом Неба, громовержцем, царем богов. Менрва почиталась как божество торговли, ремесел и искусств. Уни соответствовала в римской традиции Юноне. Интересно, что римляне отождествляли Тина с Зевсом — Юпитером, а Менрву с богиней Афиной — Минервой. Также сохранились очень неопределенные сведения еще об одном имени верховного бога у этрусков — это бог Вертумне — Воль- тумнии. Существует предположение, что это имя — один из эпитетов бога Тина. У древних славян мы встречаем похожее имя божества — бог Вертун.

Культ у этрусков также имел много интересных особенностей. Известный современный историк Наговицын отмечает: «Культ этрусков можно в ряде случаев реконструировать по его римским аналогам, а также сравнивая с культами родственных и соседних народов. Этруски, в отличие от многих других народов, пошли не по пути театрализации ритуалов, что в конце концов всегда приводило к потере их сакрального смысла, а по пути их специализации и детализации ритуальных техник. Хорошо известно, что такая специализация и детализация ритуала не дает ему исчезнуть и видоизмениться, поскольку сам долгий процесс обучения всем тонкостям культа вырабатывает в ученике жреца определенные качества и гарантирует от носителей новшеств и изменений, которые отсеиваются в процессе долгого обучения. Специфика такого подхода к ритуалу состоит в том, что с ним знакомо незначительное количество избранных людей и при их физической гибели или при уничтожении их сообщества гибнут известные им сакральные знания. Участи этрусских жрецов подверглись кельтские жрецы-друиды и их учение, та же участь постигла и славянских волхвов.

Такой подход этрусков к своим обрядам и культу сохранил для исследователей черты древнейших средиземноморских культов и воззрений, одними из самых поздних носителей которых были этруски. То, что у других народов во времена этрусков было уже театральным представлением, у этрусков сохраняло свой сакральный магический смысл. Даже танцы, которые практически у всех соседей Этрурии служили для развлечения, у этрусков представляли часть магического ритуала. Известен яркий пример такого ритуала, описание которого донес до нас римский историк Тит Ливий, повествующий о том, как в 364 г. до н.э. этрусских танцоров впервые пригласили в Рим. “Вечный город” постигла чума, и чтобы умилостивить разгневанных богов, обрушивших свою злобу на римских жителей, по мнению отчаявшихся римлян, была необходима искупительная церемония. Правители Рима не очень охотно обратились за помощью к этрускам, с которыми имели натянутые отношения. Первоначально они использовали все известные им средства. Римляне пытались смягчить гнев богов, устроив военные игры и атлетические состязания в Большом цирке, потом они организовали публичные представления, но все это не помогало — чума не прекращалась. Разочаровавшись во всех известных средствах, римляне пригласили на помощь этрусков. Этрусские танцоры и флейтисты прибыли в Рим, возможно, из ближайшего к Риму города Вейи. Ливий отмечает, что они “не без грации” танцевали в цирке, не сопровождая, однако, свои пляски ни пением, ни жестами. (Из этого представления, согласно Ливию, родилась римская драма.) После проведения этрусских танцев мор в Риме прекратился».[3]

Говоря о культе этрусков, надо иметь в виду, что в основе их религии лежат магические представления. «Во времена консулата Септимия Бетика и Лициния Столона ужасная чума свирепствовала в республике... Чтобы умилостивить божество, сочиняли гимны... молодые люди в знак уважения к богам начали исполнять непристойные танцы. В связи с этим римляне заимствовали у этрусков обычай исполнять нечто вроде грандиозной и живой пантомимы... которая явилась для Рима приятным новшеством» (Val. Max., II. 4).

Кроме факта заимствования римлянами сакральных обрядов этрусков, данный отрывок интересен следующим обстоятельством. Для умилостивления богов необходимо было исполнять непристойные танцы. Ниже мы подробно поговорим об обожествлении этрусками и римлянами своих предков. Отметим только, что гении рода у этрусков и перенявших у них такие представления римлян связывались с фаллическим культом. Предков — покровителей города и семей в первую очередь, по представлениям этрусков, интересовало продолжение своего рода. Поэтому демонстрация римской молодежью в священном танце своих сексуальных возможностей должно было умилостивить богов-предков. Более того, демонстрация своих производительных функций является прямой борьбой жизни со смертью, олицетворением которой и являлась эпидемия. В данном случае была использована магия противопоставления, характерная для мировоззрения этрусков. В связи с фаллическим культом упомянем этрусские таларийские игры, носящие, по словам античных авторов, неприличный характер. Сама игра сопровождалась музыкой и эротическими плясками. Ее участники были одеты в длинные туники до щиколоток. В 115 г. до н.э. римский сенат отменил многие игры, но сохранил таларийскую. Смысл игры открывается, если вспомнить о римском возгласе “талассия”, относящемся к сфере половой жизни и, возможно, культу фаллоса. Корни данного слова уходят в царство хеттов. Когда хеттский царь и царица выезжали из дворца, нередко для производства потомства, им вслед кричали “та- лиса”. Шаманский характер этрусских экстатических танцев можно реконструировать по римским аналогам»[4].

Помимо представленных описаний магического характера этрусской религии можно отметить, что этруски поклонялись большому количеству низших божеств — гениев и демонов. Эти добрые и злые существа в большом количестве изображались на этрусских гробницах. Обычно эти существа изображались в виде птиц и зверей, что может говорить о пережитках зооморфических верований у древних этрусков. Но также эти духовные сущности часто изображались в облике людей с крыльями за спиной.

О жертвоприношениях этрусков см. примечание 1 к гл. 10.

Значительную роль в религии этрусков играло представление о загробном мире, где пребывают души умерших. Этрусский бог Аита соответствовал греческому богу Аиду.

Надо отметить тот факт, что еще Тит Ливий и в более позднее время Арнобий описывали этрусскую религию как религию тайны и откровения. В Этрурии, в отличие от Греции и Рима, не происходило постепенного отделения религиозной жизни от светской. Интересна в связи с этим общность этрусской религиозной системы и христианства. Как христиане считают, что в мире ничего не происходит просто так и все имеет свой смысл, так и этруски видели в общественных и политических событиях проявления Божьей Воли. И в этом можно видеть отличие этрусской религии от греческого и римского религиозного рационализма.

У этрусков существовали жреческие коллегии — коллегии гарус- пиков. Они пользовались большим уважением. В эпоху этрусского господства над Римом их толкования были непрегрешимым словом и на их основе принимались государственные акты. Когда Рим освободился от власти этрусских царей, политическая ситуация изменилась, и римляне перестали искать у гаруспиков толкований тех или иных знамений, которые периодически случались в Риме и его окрестностях.

Более подробно о тайных знаниях гаруспиков см. примечание 2 к гл. 10.

Священные книги этрусков делятся на три основные части: libri haruspicini, libri fulgurales и libri rituales. В последних текстах содержится весь свод правил, определяющих жизнь людей в городах, полное изложение учения о смерти и посмертной участи человека и объяснения тем знамениям, которые боги посылают людям для выражения своей воли. Римские авторы, и в частности Аммиан Мар- целлин, подобную классификацию называли disciplina etrusca (этрусская дисциплина).

Этрусские жрецы гаруспики являются авторами интересной космогонической концепции строения Вселенной. Это учение об ориентации предметов по сторонам света. Небо делится на шестнадцать секторов. На востоке благоприятные сектора, на западе неблагоприятные. Различным секторам приписываются разные атрибуты. Эти атрибуты освящены и являются образами Вселенной. Об этом пишет Плиний в своей «Естественной истории». Ярким примером подобного освященного атрибута является знаменитая бронзовая модель печени из Пьяченцы. Так как печень — орган, являющийся вместилищем жизни, то в момент жертвоприношения печень может отражать жизнь в момент принесения жертвы. Гаруспики, гадавшие по печени, находили на ее поверхности то или иное местоположение богов и в соответствии с этим могли делать свои предсказания. Это учение о строении Вселенной отразилось и на многих сакральных терминах этрусков. Так, слово templum — храм — первоначально отражало определенный образ Неба, таким образом, храм в понимании этрусков — это область Неба, где происходят небесные знамения. Слово mundus — мир — также этрусского происхождения и прежде всего оно означало сакральное пространство, где мир земной соприкасается с миром небесным и миром мертвых.

В дореволюционном русском языке есть два слова «мир» — миръ как область нашего земного существования, «окружающий насъ миръ», к примеру. И Mipb, в смысле сакрального религиозного пространства человеческой души, где она может соприкасаться с Богом. Исходя из основ этого учения этрусков мы можем сделать вывод о том, что учение об ориентации позволяло им воспроизвести на Земле некий образ Неба — и этим образом и является храм.

Так как этрусские жрецы происходили из знатного аристократического сословия, можно говорить о том, что их религия была тесно переплетена со светской жизнью. Этрусские жрецы избирались из числа знати. На погребальном саркофаге из Вольтерры сохранилось изображение гаруспика в ритуальном одеянии. Коллегии гаруспиков существовали очень долгое время в Риме. В I в. н.э. в Риме коллегия насчитывала около 60 человек. Во времена равноапостольного царя Константина в начале IV в. н.э. в римском храме Вольтумна продолжались собрания гаруспиков, в 410 г. н.э. гаруспики предложили призвать божественную молнию, чтобы отбросить войско Аларика от Рима.

О погребальных религиозных традициях этрусков см. примечание 3 к гл. 10.

  • [1] Леднев В.С. Венеты, славяне, Русь. Историко-этимологические и палеографические проблемы. М., 2010. С. 65.
  • [2] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. С. 32.
  • [3] Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000.496 с.
  • [4] Там же.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>