Полная версия

Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Очерк развития языческих религий древних германцев и кельтов

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

Германское язычество обладает притягательной силой. Европейская историческая наука XIX — середины XX столетия считала языческую религию древних германцев высшей формой языческого религиозного сознания. Известный немецкий исследователь древнего германского мира фон Зибек в своей работе «Erloschungsreli- gion» пишет о религии древних германцев как о религии спасения — подготовительной ступени к принятию Христа и христианства. Согласно современным археологическим данным, ясторфская археологическая культура соотносится с германской этнической и языковой общностью. А это позволяет нам считать, что германские племена начали активно заселять Европу в I тысячелетии до н.э.

Источники по древнегерманской истории достаточно скудны, поздние римские и греческие источники фрагментарны, однако в скандинавской и северогерманской религиозной традиции сохранилось довольно много письменных источников, по которым можно изучать языческую религию древних германцев. Наиболее интересными и полными являются такие эпические сочинения, как «Старшая Эдда» и ее прозаическая вариация «Младшая Эдда», которая была написана исландским историком Снорри Стурлусоном в начале XIII столетия. Помимо этого, древнегерманская космогоническая модель достаточно полно изложена в трех поэмах: «Речи Высокого», «Речи Гримнира» и «Прорицание Вельвы».

Teutschen — Teutschland — тевтоны, страна тевтонов, — таково подлинное название государства, которое мы теперь привыкли называть Федеративная Республика Еермания. Германцы — ближайшие соседи кельтов, с которыми их часто отождествляли древние античные авторы. Неслучайно в данной главе германское и кельтское язычество объединено.

До середины I в. до н.э. римляне имели довольно скудные сведения о германцах и их религиозных верованиях. Наиболее подробно об истории и религии германцев писали такие историки, как Тацит в своих произведениях «Анналы» и «История», Плиний Старший в «Естественной истории» и Страбон в «Географии». Однако наиболее достоверно история и религия древних германцев описаны у Корнелия Тацита в его сочинении «Germania» и в знаменитых «Записках

0 Галльской войне» Юлия Цезаря. Из этих сочинений мы знаем, что их религия запрещала вендетту (кровную месть) и рабство. Правда, этот запрет легко обходился тем, что существовало так называемое общинное рабство, по которому рабами могли считаться преступники или военнопленные.

По описанию, оставленному Юлием Цезарем, религиозные верования древних тевтонов и херусков (германцев) были весьма примитивными. Прежде всего, у германцев существовали серьезные пережитки тотемных верований, а также пережитки анимизма, когда обожествлялись силы природы, которые наделялись духовными сущностями. Так, например, германцы поклонялись огню, воде, луне, солнцу. Наиболее известными божествами германцев являлись Водан, Донар, Циу, Идис. Бодана считали верховным божеством — творцом мира и всего сущего. Донар — бог грома и молний, Циу — бог войны. Интересно, что религиозная традиция германцев запрещала им изображать богов в человеческом образе и в образе иных живых существ и представляла их в таком величественном и грозном виде, что даже представление богов в человеческом образе каралось у германцев смертной казнью. Таким образом, можно говорить, что их религиозное сознание было в большей степени анимистическим, нежели персонифицированным.

Религиозная традиция древних германцев утверждала, что все германские племена произошли от единого предка — легендарного героя — полубога и сына бога Туискона Манна. До сих пор в немецком языке сохраняется слово der man — человек, муж, мужчина. Жречество у древних германцев не составляло отдельного замкнутого сословия, но именно жрецы владели письменностью, тайным письмом — рунами и имели исключительное право толковать небесные знамения, посылаемые богами[1]. Древнегерманские божества — это боги природы. Это заметил еще Юлий Цезарь, который описал ритуал поклонения германцев их верховным богам. Благодаря Цезарю мы знаем, что религия германцев, как и язычество этрусков, имела понятие о Троичности Божества, и существовал пантеон троицы богов, которые в народном сознании взаимно дополняли друг друга. Это Sol — Солнце, Vulkanus — Вулкан и богиня Luna — Луна. Также сохраняется в представлении древних германцев и культ обожествления моря и существует множество морских божеств[2]. Об этом мы можем найти свидетельства в древнеанглийском эпосе Беовульф. Но прежде всего германцы видели в своих богах богов — покровителей рода или племени. Например, такие германские племена, как ингевоны, герминоны и инстевоны, почитали своих племенных богов и полубогов — героев (эпонимов). Хатты почитали римского бога Меркурия, и до сих пор у католиков Гессена сохранилось особое почитание святого мученика Меркурия, а некоторые обряды языческого культа существуют и поныне. Например, факельное шествие после вечерней службы святому напоминает нам о языческих радениях древних хаттов[3]. Племена гермундуров почитали также римского бога Марса, у древних швабов даже существовал культ Изиды, однако при этом германское язычество практически не знало человеческих жертвоприношений. Однако существовал общегерманский культ «Всеобщего Властителя Мира» (Regnatus omnia dei), которому древние германцы приносили свои кровавые жертвы[4]. Каждое германское племя имело своего бога-прародителя, от которого вело свое происхождение. Поскольку у большинства германских племен был очень сильно распространен принцип богоизбранности своего народа, он основывался на том основании, что все германцы есть потомки богов. До сих пор жители Восточной Франконии (область Свободного Государства Баварии) называют себя циувари — дети бога Циу[5]. Похожие представления мы находим у древнего германского народа фризов, которые живут в провинции Фрисландия (Нидерланды) и в автономном округе Ostfriesland (Восточная Фрисландия — ФРГ, федеральная земля Нижняя Саксония). Древние фризы поклонялись своему главному богу Фосету (богу Света — Свентовиту — богу полабских и поморских славян), и в честь него ежегодно устраивался интересный турнир, который носил название «Элфстедентохт». Турнир представлял собой марафон встречи света и солнца. Устраивался он зимой, когда можно было по льду бежать на специальных приспособлениях, похожих на современные коньки, по всем рекам и каналам Фрисландии и затем по замерзавшему проливу Северного моря на остров Гельголанд — Святилище Фосета. Этот марафон сохранился под тем же названием в современных Нидерландах. Еще в I в. н. э. этот обычай фризов описал Плиний, который отмечал: «...несчастный германский народ фризов, живущий в стране, о которой никто не знает, земля ли это или океан, приносит, таким образом, бескровную жертву своему богу...»[6].

В довольно редких случаях мы можем говорить, что германские божества носили ярко выраженный этнический характер, являясь покровителями не всех германцев как зарождавшейся нации, а только отдельных племен. Например, бог Тор является покровителем норвегов и Норвегии, а бог Фрейр — покровитель свевов и Швеции.

Очень интересны также исследования об этическом характере древнегерманского культа. Например, в немецких исследованиях о древнегерманском язычестве часто можно встретить подразделение древних богов на две культурно-исторические и этические группы. К первой группе относятся так называемые кроткие боги — ваны, а ко второй жестокие божества — асы. «Асы — в основном прямые потомки и родственники Одина — составляют большинство древнегерманских богов. В “Младшей Эдде” можно встретить 12 важнейших божеств. Один, Тор, Ньерд (бог богатства и плодородия), Тюр (бог победы), Браги (бог поэзии), Хед (бог зимы), Видар (бог молчания), Вали (бог мщения), Улль (бог — покровитель стрелков, воинов и лыжников), Локи, Форсети (бог — покровитель тинга — народного собрания) и Хеймдалль (бог — страж моста, соединяющего Мидгард и Ас- гард). Особенно красноречив образ бога огня — Локи. С одной стороны, Локи — отрицательное божество — сын великана, который задался целью погубить весь мир. С другой стороны, это германский бог — демиург и культурный герой, покровитель воинов, борцов и героев. Ваны — это группа немногочисленных богов, которые связаны с плодородием и воспроизводством. К их числу относятся Нертус (бог плодородия), Фрейр (бог лета и урожая), Фрейя (богиня любви и красоты) и злая колдунья Гулльвейг. Изначально ваны и асы воевали друг с другом, но впоследствии заключили перемирие»1. В этом предании можно видеть противостояние старых автохтонных племенных божеств и новых божеств более высокого родового строя. Аналогом этого мифа можно считать знаменитый греческий миф о борьбе титанов и бога Хроноса с богами-олимпийцами и сыном Хро- носа — богом Зевсом.

Как уже отмечалось, германские божества практически лишены личностных черт. Только Тор, Локи и Один имеют в сознании германцев сложившиеся личностные черты. К этой троице богов еще примыкает бог Бальдер, который в сознании древних германцев именуется «любимцем богов». Однако германское предание доносит до нас лишь факт того, что Бальдер существует, но с чем он ассоциируется или за что отвечает в древнегерманском языческом пантеоне, мы не имеем сведений.

В древнегерманской религии и мифологии существовало две модели мироздания: горизонтальная и вертикальная. И в этом она очень похожа на древнеславянскую языческую традицию. В начале всего существовала Гинунгагат (мировая бездна), внутри которой на севере находилась ледяная земля — мир смерти Нифльхейм, а на юге огненная страна — Муспелльхейм. В центре этой огненной земли находится исток всех земных рек — Хвергельмир (кипящий котел). Север темного мира смерти представлял собой огромное ледяное поле и замерзшую реку Эливагар, вода которой была ядовитой. И вот из этой воды, а точнее, подтаявшего инея и льда, появился первый человек — великан Имир — существо двуполой природы. Из пота его левой подмышки родились мужчина и женщина, а одна его нога родила сына от другой, и так зародился род «вышедших из инея германских великанов-полубогов». Германская эсхатология хорошо известна и изложена подробно в мифе «Рагнарек» — гибель богов, судьба богов.

Об отождествлении богов у древних германцев см. примечание 1 к гл. 8.

Древнегерманское язычество делится исторически на два самостоятельных пантеона: пантеон верховных богов и пантеон божеств «низшей мифологии». К последним прежде всего относятся духи гор, воды и деревьев, божества леса подземного мира, эльфы, карлики, оборотни и привидения. Эти божества являлись пережитком более древнего культа, который существовал у древних германцев еще в раннюю родовую эпоху. В тот период у германцев существовала вера в переселение душ, души умерших имели свои места обитания (горы мертвых) и могли воплощаться в различных образах, например в мышах. Таким образом, мы видим в этих верованиях явные пережитки зооморфизма — поклонения священным животным. По вере германцев душа (fulgia) есть постоянный спутник человека. Таким образом, в этом культе народной веры можно видеть также и элемент анимистического сознания.

Особое «германское достояние» составляет так называемая дикая охота лесного царя — толпа мертвецов, разъезжающая по воздуху. Интересно, что этот образ практически идентичен западнославянским языческим преданиям о «дикой охоте короля Стаха». Германцы ее считали свитой бога Бодана (Одина)1.

Великаны (Ente) и эльфы (Wiehte) древнегерманской мифологии очень похожи на титанов — древних богов греческого языческого пантеона, но в германской языческой традиции эти божества не являются божествами более раннего культа и не противопоставляются таким богам, как Донар или Водан. Наоборот, в сознании германцев эти божества не менее значимы. Их роль в космогонической системе германцев не менее важна.

О великанах — первых существах, см. примечание 2 к гл. 8.

До сих пор в Швеции и Северной Германии существуют алтари эльфов и карликов, которым приносят жертвы за больных. Эти жертвы имеют специальное наименование — alfablot, и в этом особом культе можно еще видеть проявление народного языческого религиозного сознания. Эльфы, карлики и тролли германской мифологии это особые духи — хранители домашнего очага, они находятся в тесной связи с природой и также могут отвечать за другие домашние дела и тогда именуются heimechen — домовые. Известный германский историк и исследователь религии Гримм разделял всех эльфов и карликов на три группы: светлые (liosalfar), серые (dockalfar), черные (svartalfar); последние суть карлики, охраняющие подземные сокровища. По этой классификации Гримма есть еще несколько типов духов: земляные человечки (erdmannchen), тролли (trollen), ведьмы (truden) и домашние эльфы — кобольды (kobolde), или по-иному шумные духи (poltergeist). Некоторые из них по древней германской традиции имеют личные имена: Оберон, Лаурин, Пилвиц, Рюбецаль. Они могут быть любезны и даже помогать людям, но в то же время могут быть и опасны для людей. Таким образом, эти поверья являются важным элементом древней германской языческой традиции, отчасти дожившей до нашего времени. Многие германские предания, поверья, сказки говорят нам о том, что карлики, тролли и эльфы сами боятся людей, бегут от них в горы или в недра земли. Видимо, в этом кроется сознание того, что с принятием христианства царство эльфов и троллей должно закончиться. И это говорит нам о том, что их культ никуда не исчезал и существовал параллельно с христианизацией германцев. А также это говорит нам о том, что согласно христианской традиции эльфы, тролли, карлики и есть древние языческие божества германских племен.

О языческих верованиях древних тевтонов см. примечание 3 к гл. 8.

Тевтонский анклав в Баварии испытывал в I—Ш вв. н.э. военное и культурное давление племени баваров и был вынужден защищаться. Этим и объясняется такое почитание у тевтонов Тора как бога войны и грубой физической силы. До настоящего времени национальные спортивные игры местных жителей, которые сохраняют старое имя тойшен (тевтоны), напоминают нам ритуальные языческие игрища, посвященные Тору. Например, метание огромного камня в каменный столп или врытый деревянный шест должно напоминать нам о борьбе бога Тора с великанами, когда он метал в них молнии из своего магического молота.

Многое в изучении германского язычества еще ждет своего критического анализа. Недостаточно известна прародина индогерманских племен, что дает большое преимущество псевдоисторикам, которые пытаются придать научный характер различным мифам. До сих пор очень трудно различить, какие элементы индогерманского язычества принадлежат арийским племенам, а какие семитским, и есть ли вообще такое историческое соседство. Так, например, известный немецкий историк Alexander von Ridberg считал, что почитание древними германцами бога Варуна (Ураноса) было ими взято из Древнего Вавилона, так как культ этого божества имеет много элементов вавилоно-семитских обрядов и ритуалов, а почитание такого божества, как Гаома — убийцы бога Вритры (германское наименование Митры), несет на себе элемент уже индоперсидского периода . В то же время мы не можем говорить о том, что древнегерманское язычество заимствовало многое из семитических культов. Это будет не совсем верно.

Изучение религии Древнего Египта, Ассирии и Вавилона показывает нам, что древние семитические культы часто обращали свои взоры к абсолютной зависимости человека перед волей богов, и попытки отдельных правителей реформировать религию (реформы Энхатона в Древнем Египте) наталкивались на упорное сопротивление жреческого сословия. Индогерманцы, напротив, остановились в своем языческом развитии на процессе внутренней мировой жизни, и у них никогда не существовало разграничения между божественным и человеческим. Мы можем в этом убедиться при историческом исследовании иных языческих религиозных систем таких индогерманских народов, как персы, славяне, древние римляне, аланы, сарматы. Именно религии этих народов, по схеме известного историка фон Тиле, являются классическими примерами развитого политеизма — если мы будем руководствоваться языком не истории, а философии религии[7] [8].

Помимо богов у древних германцев сохранялись и сильные анимистические верования. Кроме эльфов, карликов, шумных духов, троллей, гномов у германцев почитались альвы — духи плодородия;

валькирии — девы смерти; священные животные, что нам говорит о сильных пережитках зооморфизма, вороны, козлы; цверги — лилипуты; великаны — хримтусы и етуны; оборотни — вервольфы. Помимо этого, в германском язычестве существовало довольно много тайных мужских и женских культов, которые были основаны на тайных союзах — своего рода общественных организациях того времени. Происходило это вследствие разложения у германцев родоплеменного строя и разложения матриархата. Наиболее известным тайным мужским союзом у германцев были берсерки — наряженные медведями.

О более древних культах и инициациях германцев см. примечание 4 к гл. 8.

  • [1] История Древнего мира. Минск, 1998. С. 701.
  • [2] Соловьев К.А. Антропоморфический политеизм — поклонение сверхчеловеческим существам. Языческая религия древних германцев // Декоративноеискусство и предметно-пространственная среда: сборник научных трудовМГХПУ им. С.Г. Строганова. М„ 2002. С. 92-93.
  • [3] Шерр И. История цивилизации Германии. СПб., 1861. 643 с.
  • [4] Соловьев К.А. Антропоморфический политеизм — поклонение сверхчеловеческим существам. Языческая религия древних германцев // Декоративноеискусство и предметно-пространственная среда: сборник научных трудовМГХПУ им. С. Г. Строганова. М„ 2002. С. 93.
  • [5] Muller Н. Mifologische Philisophies. Berlin, 1940.
  • [6] Нидерланды — путеводитель. Мюнхен — Москва, 2001. С. 43.
  • [7] Lekki. Geschichte der Razionalismus in Europe. S-Petersburg, 1870. Teil. 1.
  • [8] Соловьев К.А. Антропоморфический политеизм — поклонение сверхчеловеческим существам. Языческая религия древних германцев //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г. Строганова. М„ 2002. С. 96-97.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>