Авторские методические разработки

Согласно нашему практическому опыту, одним из самых действенных приемов развития медиаграмотности дошкольника в области рекламы является обсуждение целевых установок и интересов инициаторов этого рода коммуникации, то есть производителя товара / услуги (которому выгодно продать как можно больше, чтобы обогатиться за счет покупателей) и производителя рекламы (которому платят деньги за то, насколько удачной была реклама и как много она привлекла покупателей).

Идея того, что реклама создается не столько для пользы человека (чтобы рассказать о новом продукте), сколько для выгоды производителя, доступна для понимания детей уже в 3—4 года. Обращая внимание на сообщения о товарах и услугах, дети уже в этом возрасте способны определить в общих чертах рекламное воздействие (угадать, где звучит или визуально демонстрируется реклама). Эти наблюдения можно превратить в игру «шпион и детектив» (например, слушая детский радиоканал в поездке на машине или направляясь куда-либо по улице).

Для ребенка 5—7 лет можно предложить задание «найти ловушки» — бессмысленные тексты, нелепицы, связанные с нарушением логики сюжета, с несоответствием видеоряда и текста. Дети будут смотреть рекламу уже не как пассивные объекты рекламного воздействия, а как его исследователи.

Когда ребенок сможет легко отличать информацию рекламного характера от объективных, констатирующих сообщений, можно описательно ввести в беседы понятие «социальная реклама», размышляя с ребенком на этические темы: можно ли использовать приемы рекламирования на благо людям, может ли выгода быть нематериальной (не выражаться в вещах или деньгах), как выгодно представить рекламируемый предмет и при этом не обмануть адресата и т. д. Такие беседы целесообразно проводить с детьми 5—6 лет. Постепенно дошкольник научится распознавать элементарные приемы рекламного воздействия и в целом приемы убеждения, используемые в массовой коммуникации. Это станет плодотворной почвой для развития критического мышления ребенка и его самостоятельной продуктивной деятельности в публицистической художественно-речевой практике.

Эффективной коллективной и индивидуальной формой работы с дошкольниками также была и остается педагогическая беседа. Используя в качестве основы тематическую беседу «Как можно что-либо узнать о предмете»[1], рассмотрим более современные формы работы по развитию информационной компетентности ребенка.

Е.А. Алябьева предлагает использовать в качестве сюрпризного момента игровой персонаж — Знак вопроса, который многого не знает и все время задает вопросы знающим детям. По сути, это может быть любой другой персонаж — насколько хватит фантазии взрослого (герой из телепередачи «Улица Сезам», марсианин, посетивший Землю, Незнайка из Солнечного города, Баба-яга, спрятавшая какую-то нужную детям вещь и предлагающая пройти испытание, ит. п.).

Сценарий беседы может быть следующим.

  • Нас окружает множество различных предметов. Одни из них нам известны, другие нет. Интересно узнать окружающий мир! А как это сделать? Расскажите мне, как мы узнаем об окружающих нас предметах?
  • Достаточно ли посмотреть на предмет, чтобы все о нем узнать?
  • Что мы можем узнать о предмете по его запаху? Как мы определяем вкус?
  • Для чего надо сравнивать предметы? Что можно узнать с помощью сравнения?
  • Что можно узнать о предмете, трогая его?
  • Можно ли для узнавания предмета использовать слух?
  • Как мы можем узнать, что яблоко зрелое?
  • Как вы определите, что предмет из меха, если ваши глаза будут закрыты?
  • Как мы можем узнать, спелый помидор или нет?
  • Чем отличаются резиновые игрушки от пластмассовых?
  • Что делать, если мы хотим узнать о предмете больше, чем можем увидеть, почувствовать на запах, на вкус и с помощью других органов чувств? Где можно найти информацию о предмете? (Спросить у взрослых или других детей, прочитать в книгах, найти в Интернете, посмотреть фильм и т. д.)
  • В каких книгах можно узнать все обо всем? (Энциклопедия)
  • Какой фильм знакомит с фактами о предмете? (Учебный, документальный)
  • Наблюдали ли вы когда-нибудь, как взрослые ищут информацию в Интернете? Что они при этом делают? (Печатают нужное слово или вопрос в окошке поиска и нажимают «найти»; читают список сайтов, где написано об этом предмете, выбирают тот, которому больше доверяют.)
  • Можно ли доверять всему, что написано в Интернете? Почему? (В Интернете любой может написать все, что захочет; Интернет могут использовать преступники, злоумышленники, чтобы причинить вред.)
  • Все же Интернетбогатый источник полезной информации. Как можно безопасно найти в нем нужную информацию? (Пользоваться Интернетом только вместе со взрослыми, уметь правильно задавать вопрос для поиска, учиться различать сайты, которым можно и нельзя доверять.)

Финал беседы: сказочный персонаж делает вывод: «Познавайте мир, учитесь задавать правильные вопросы, используйте разные источники информациии вы станете умными и самостоятельными!»

Для демонстрации особенностей массовой коммуникации удачно подходит игра «Испорченный телефон»: участники садятся в круг, ведущий шепотом что-то сообщает ближайшему игроку (словосочетание, фразу), а тот должен передать ее шепотом дальше, пока не завершится круг. Необходимо обратить внимание детей на то, что подобным образом журналисты создают новостные передачи: не всегда они являются очевидцами события, а передают чей-то рассказ, понимая его по-своему. Когда новость доходит до зрителя или слушателя, она может принимать искаженную форму.

Тележурналистика может быть организационно-технологической основой другой формы работы с дошкольниками — ролевой игры «Выпуск новостей». В методической литературе по речевому образованию дошкольников встречается использование этой ролевой игры для развития речи детей. Однако мы предлагаем расширить ее возможности и дать ребенку почувствовать, как функционируют медиа, на собственном игровом опыте — в роли диктора или корреспондента, находящегося на месте события.

Для игры необходима рамка, имитирующая экран телевизора, и микрофон (муляж или предмет-заместитель). Желательно снять деятельность «диктора» или «корреспондента» на настоящую видеокамеру и вместе с ним проанализировать видео по окончании игры. Подготовительный этап составляет выбор тематики новостей. Можно использовать это как возможность для развития навыков описательной речи: дать ребенку иллюстрацию, фотографию, серию сюжетных картинок и попросить внимательно все рассмотреть и составить рассказ — новостной репортаж. Следует акцентировать внимание ребенка на том, что речь диктора должна быть правильной, четкой, выразительной, иначе зрителям будет неинтересно смотреть выпуск новостей. Важно также обсудить с ребенком различия подачи информации диктором и корреспон- дентом-очевидцем: каков будет фон экрана, как будет одет тележурналист, как в речевом плане он будет преподносить событие, какие языковые средства использовать (например, настоящее или прошедшее время, какие глаголы и прилагательные и т. д.).

Еще один продуктивный метод формирования медиаграмотности дошкольника — совместное чтение и обсуждение сказок. Стоит отметить, что найти литературный материал об особенностях медиа довольно сложно, но все же подобные произведения иногда встречаются. Приведем в качестве примера сказку болгарского писателя Светослава Минкова «Как вороненок стал певцом»[2] и примерные вопросы для беседы по ее содержанию.

Родился в лесу вороненок. Смотрела на него старая ворона и нарадоваться не могла.

«Ну и красавца я высидела!думала она.Второго такого на свете не сыскать! 0хг дай-mo бог, чтобы стал он профессором!»

Но маленький вороненок думал не так, как его мать, он не собирался стать профессором. Хотелось ему стать певцом, чтобы качаться на веточке и распевать сколько душе угодно, как соловьи.

Старая ворона очень любила сына и решила ему уступить.

Но как ты станешь певцом, если у тебя нет голоса?удивилась мать.Погоди-ка, я схожу к филину, спрошу у него. Он птица умная, может, даст мне хороший совет.

И старая ворона выпорхнула из гнезда и отправилась к филину, который жил в дупле громадного дуба. Когда она влетела в дупло, она поклонилась ему и рассказала все с начала до конца. А потом попросила его посоветовать, как ее сыну стать певцом, если у него нет таланта.

Задумался филин, прищурил один глаз и мудро изрек:

  • Там, где нет дарования, родственники и друзья помогут.
  • Как этородственники и друзья?— спросила старая ворона, не поняв слова умной птицы.
  • Очень просто,ответил филин.Раз твой сын не может петь, нужно найти глашатаев, которые раструбят повсюду, что лучше певца на свете нет. Мало-помалу все привыкнут к этим похвалам и поверят, что он и в самом деле большой певец. Иди-ка к своим воронам да сорокам и вели им поднять побольше шума в лесу, а там уж я знаю, что делать. Напишу в лесную газету хвалебную статью о твоем сыне, да еще на первой полосе помещу его портрет!

Как сказал филин, так и вышло. Через несколько дней весь лес содрогался от дикого карканья ворон и стрекота сорок, извещавших, что более великого певца, чем вороненок, не сыскать и что в скором времени он намерен дать для обитателей леса большой концерт.

Настал день концерта, и вороненок предстал перед многочисленной публикой. Лес умолк, насторожили слух птицы и звери. Певец закачался на ветке и завопил своим противным голосом:

Кар-рр! Кар-рр! Кар-рр!

Многие слушатели думали, что вороненок поет хорошо, потому что так было написано в лесной газете. Да, так было написано и подписано филином, который был не только филином, но и редактором газеты.

Правда, прекрасным голосистым соловьям было стыдно внимать крикливой песне вороненка, и они прятали головки под крылышки, чтобы его не слышать. Но какое это могло иметь значение?

Важно, что ящерица и еж были очень довольнытак довольны, что сплели вдвоем веночек из ромашек и дали его белке, чтобы она поднесла венок певцу. И белка резво вскарабкалась на дерево, на котором сидел вороненок, подбежала к нему и надела ему на шею венок.

С этого дня вороненок возгордился и начал смотреть свысока на всех лесных обитателей. Он вообразил себя самым великим певцом на свете, не упускал случая посмеяться над соловьями и даже грозил выгнать их из леса.

Но вот однажды произошло нечто совсем неожиданное. Вороненок качался на ветке и самоуверенно каркал своим противным голосом, как вдруг неведомо откуда над лесом закружил громадный орелмогучая и справедливая птица. Орел услышал самозваного певца и опустился на старый дуб.

— Что это за безобразное карканье?закричал он.Неужели в лесной тиши нельзя услышать более достойных певцов?

Слова орла разнеслись вдаль и вширь и заставили опомниться тех обитателей леса, которые было поверили, что вороненок и впрямь певец.

И вдруг синица закричала:

  • Долой самозванца!
  • Долой обманщика!подхватила в листве малиновка.
  • Долой! Долой!раздались сотни голосов.

И тогда все обитатели леса поняли, что соловьи и другие певчие птицы и есть настоящие певцы.

Правда, вороненок продолжал еще каркать, а сороки и вороны поднимали шум. Однако на них уже никто не обращал внимания. Никто не обращал внимания и на филина, который перестал быть редактором лесной газеты и остался только филином.

Вопросы для обсуждения.

  • 1. Какую профессию (какое занятие) решил выбрать вороненок? Какие качества нужны, чтобы стать певцом? О каких качествах вороненок знал, а о каких и не подозревал? Были ли у вороненка эти качества?
  • 2. Что посоветовал умный филин, чтобы заменить недостающие качества вороненка?
  • 3. Почему звери и птицы еще до концерта поверили, что вороненок — замечательный певец? Какое мнение у них сложилось, когда они услышали его пение? Почему многим зверям и птицам продолжало нравиться пение вороненка?
  • 4. Как вел себя вороненок после концерта? Как он относился к соловьям? Почему?
  • 5. Кто рассказал жителям леса правду о пении вороненка? Какие качества помогли орлу открыть правду? Почему звери и птицы послушали орла? Как они изменили мнение о пении вороненка?
  • 6. Что произошло с вороненком, его родственниками (воронами и сороками), филином после того, как открылась неправда?
  • 7. Замечали ли вы в своей жизни, как что-то представляется лучше, чем есть на самом деле (например, по радио, по телевизору, в рекламе)? Что может случиться, если поверить этой неправде? (Например, какие могут быть последствия, если реклама будет говорить, что конфеты полезные, и мы будем их есть вместо фруктов и овощей? Как изменится настроение, если на этикетке коробки игрушка будет нарисована в окружении других игрушек, а в коробке окажется только она одна?)
  • 8. Как ты думаешь, зачем по телевизору, в газетах, по радио иногда что-то скрывают, а что-то представляют в более выгодном свете?

Примечания. Для того чтобы дети лучше осознали механизмы массовой коммуникации и свойства, помогающие быть медиаграмотным, рекомендуется использовать схематическое обозначение качеств, необходимых и недостающих певцу, и тех, которыми обладал орел, сумевший распознать обман. Условные обозначения качеств лучше придумать вместе с детьми, а затем возвращаться к ним при обсуждении тем, связанных с медиаобразованием. Сами понятия «массовая коммуникация», «медиаграмотность» и т. п. в беседе, естественно, не используются. Важным для понимания механизмов медиа фрагментом является описание концерта, поэтому имеет смысл перед соответствующей серией вопросов прочитать этот отрывок еще раз. Понимание данной сказки доступно для детей 5—7 лет.

Еше один эффективный педагогический метод медиаобразования дошкольников — придумывание историй о рекламируемом товаре. Когда дети уже имеют начальное представление о приемах воздействия в массовой коммуникации, можно предложить им самостоятельно составить историю (сказку) о каком-либо предмете, который оказался в ракурсе рекламы. Как он себя чувствовал, когда позировал перед камерами? Что о себе воображал? Что получилось, когда его купили? Кто его купил и для чего? Какие чувства он испытал, когда открылась истинная суть?

Для создания такой истории можно использовать технологию, описанную Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко на основе методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения)[3]. Исходя из того, что творческая речевая деятельность дошкольника находится в прямой зависимости от уровня развития его мышления, авторы предлагают выделить несколько этапов. На каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки. Будем демонстрировать технологию на актуальном для нашей темы материале и дополнять ее приемами и техниками из собственного педагогического опыта.

Первый этап направлен на описание объективной данности (картинки, реальной игрушки, предмета) и складывается из перечисления изображений (признаков) путем таких мыслительных операций, как дробление, моделирование, группировка. В зависимости от уровня развития речи и интеллекта ребенка степень подробности описаний может быть разной: максимальной (с выделением всех деталей, явных и неявных, внешних и скрытых); средней (выделение основных деталей); низкой (выделение только главного свойства объекта). При наличии однотипных свойств производится их группировка: по внешнему виду, по вкусу, по характеру использования. При слишком общем ответе ребенка — дробление (помощь в том, чтобы назвать признаки и свойства разных категорий, несколько признаков и свойств одной категории). Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и проч.

Для активизации речи и мышления дошкольника на этом этапе можно использовать игровые приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный». Можно также разыграть процесс экспертизы нового товара. Для этого ребенка желательно снабдить атрибутами-помощниками, так называемыми «медиаторами» — имитированными очками, белым халатом ученого, лупой и т. п. Достаточно одной детали и поясняющего сопровождения: что она «особенная», «принадлежит ученому, работающему в лаборатории», «поможет увидеть и назвать все свойства предмета — явные и скрытые» и т. п. Назвав все реальные свойства предмета и обозначив их на доске (листе бумаги) с помощью условных символов, можем приступать к рефлексии: повторить, что сначала мы назвали сам предмет, затем его внешние признаки, явные свойства, а потом скрытые, неявные.

Далее переходим к следующему этапу «Установление взаимосвязей». В нашем случае имеет смысл выбрать характеристики предмета (красивый, полезный, вкусный и проч.) и связать их с внешними и внутренними свойствами, описанными на первом этапе (для визуальной поддержки используются те же знаки-символы). Для этого следует вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений, которые должны быть расположены в следующем порядке: сначала называется характеристика, потом говорится, с какими реальными свойствами она связана (почему предмет можно так охарактеризовать), а в конце — подтверждение-вывод (например, понравится или не понравится эта характеристика тому, кто приобретет товар; отличает ли эта характеристика наш товар от других подобных, или она такая же и т. п. (например: «Это яблоко вкусное, потому что у него приятный запах и красный, «спелый» цвет. Я бы с удовольствием съел вкусное яблоко»). Рефлексия данного этапа предполагает акцент на том, что каждая характеристика предмета (товара) должна быть подтверждена его реальными свойствами.

На третьем этапе Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко предлагают ребенку описание на основе возможного восприятия объектов разными органами чувств. Необходимо уточнить, какие из перечисленных признаков предмета могут быть «считаны» разными органами чувств. Примечание авторов пособия: «У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо — звук. То и другое может быть приятным — неприятным, опасным — неопасным, резким — слабым, смешанным — однородным. Язык ощущает вкус, рука — дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки — о пространственном расположении объекта, размере и цвете».

Рекомендуется использовать игровые приемы, например, «Пришел волшебник «Я слушаю» («Я вижу», «Я пробую», «Я трогаю» и т. д.). Что он может сказать об этом предмете?» На наш взгляд, здесь также подойдут предметы-медиаторы: шляпа волшебника и разъясняющая инструкция (с помощью шляпы волшебник может почувствовать только то, что связано с его именем). В нашем случае следует также обсудить с ребенком, какие свойства и характеристики какими приемами можно передать в рекламном ролике или на рекламном плакате: как передать вкус предмета, как — приятные ощущения от его использования и проч.

Таким образом, мы помогли ребенку сделать предварительную для сочинения истории (сказки) работу. Эта процедура может стать самостоятельным занятием по развитию речи (развитие описательной формы речи дошкольников с интеграцией вопросов медиаобразования). Теперь следует приступать к моделированию сюжета, реалистического или фантастического. Можно предложить ребенку готовую модель:

  • 1) описанный ранее предмет решили продать;
  • 2) он не был очень привлекательным для покупателя (вариант — не отличался от других подобных товаров);
  • 3) для улучшения спроса из свойств товара выбрали одни и умолчали о других (более простой вариант — предмету присвоили свойства, которыми он не обладал), на основании этого сделали рекламу товара;
  • 4) посмотрев или послушав рекламу, кто-то (мальчик / девочка, папа / мама, бабушка / дедушка) купил товар и обнаружил обман;
  • 5) какие чувства испытал человек, купивший товар, и тот, кто его продал (вариант фантастического сюжета — какие чувства испытал сам товар, невольно участвовавший в обмане).

Можно предложить ребенку придумать историю с разных позиций: наблюдателя со стороны, покупателя, самого рекламируемого продукта. Для составления творческих рассказов от лица предмета Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко советуют уточнить следующие знания детей: о разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях (грустный — веселый, радостный — печальный, спокойный — возбужденный); о разнообразных чертах характера (добрый — злой, трудолюбивый — ленивый, вежливый — грубый, умный — глупый); признаки проявления того или иного эмоционального состояния (веселый — улыбается, все его радует, вызывает смех; грустный — вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый; добрый — всех любит, заботится, помогает, хлопочет); разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр) и правила их применения.

Перед выполнением основной работы детям могут предлагаться творческие задания на развитие эмпатии: «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств»; «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь и опиши твои чувства». В этом случае дается подробное описание состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Взрослый должен побуждать детей к решению проблем героев, от лица которых они действуют.

Для составления фантастической истории (сказки) от лица рекламируемого товара ребенку можно предложить такую схему:

1) назвать предмет, от лица которого идет повествование «Я — тот-то...»; 2) описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер; 3) передать восприятие процессов участия в создании рекламы, покупки, знакомства потребителя с истинными свойствами товара; 4) предложить решение проблемной ситуации; 5) окончание рассказа — восстановление эмоционального равновесия героя; 6) дать название истории.

В качестве вспомогательных приемов фантазирования можно поупражняться с ребенком в следующих действиях: увеличение- уменьшение (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); деление- объединение (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектов своими частями); оживление—окаменение (объект наделяется свойствами динамики или статики); специализация—универсализация (расширение либо ограничение ресурсов объекта); «наоборот» (приобретение объектом инверсных, обратных свойств); ускорение—замедление (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Другим приемом работы с детьми в области медиаобразования является предложенное в том же пособии преобразование объектов во времени. Это позволит не только научить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта, умению составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты, но и внесет вклад в формирование навыка критического мышления на материале актуальных для ребенка предметов (товаров).

Детям предлагается назвать предмет, а затем представить, каким (чем) он был раньше и каким (чем) может стать потом. Выбранный объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира — в рамках суток. Рукотворные объекты — с момента появления до вторичного использования (или пришествия в негодность).

Вспомогательным приемом здесь может являться игра «Машина времени», а предметом-медиатором, например, стул (задрапированный особым образом) или любой пульт с пояснением («Он перенесет во времени туда, куда тебе нужно, чтобы выяснить, чем был предмет раньше или чем станет потом»),

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было — будет, утро — вечер, весна — осень, раньше — позже, до того — после того...). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске, стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

  • [1] Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.:ТЦ Сфера, 2003. С. 19-20.
  • [2] Полный текст см. в кн.: Минков С. Как вороненок стал певцом // Бесценныеалмазы: Сказки. София: Болгарский художник, 1984. С. 63—69.
  • [3] Сидорчук Т.Л., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод, пособие. М.: Гном и Д, 2004.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >