Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Гимнастика. Методика преподавания

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Предисловие

Гимнастика — многопрофильная, постоянно развивающаяся дисциплина. Популяризации ее во многом содействовали успехи на мировой арене спортивной, художественной гимнастики, акробатики, связанные с именами выдающихся мастеров белорусской гимнастики — Ольги Корбут, Антонины Кошель, Тамары Лазако- вич, Светланы Байтовой, Светланы Богинской, Марины Лобач, Вадима Биндлера, Виталия Щербо, Ивана Иванкова и др.

Обилие культивируемых в стране разновидностей гимнастики (гимнастика йогов, китайская гимнастика у-шу, волевая, аэробная, танцевальная, атлетическая, пластическая, дыхательная гимнастика и т.д.), мотивация растущего интереса к их оздоровительноразвивающим возможностям среди различных слоев населения отражают понимание позитивного влияния гимнастических средств и упражнений на здоровье людей.

Учебник по теории и методике гимнастики для университета физической культуры и факультетов физического воспитания учреждений высшего педагогического образования в Республике Беларусь создан впервые. Он подготовлен коллективом кафедры гимнастики в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и действующей Учебной программой по группам специальностей 88 01 «Физическая культура», 88 02 «Спорт», 89 02 «Туризм».

В авторский коллектив учебника вошли преподаватели кафедры гимнастики Белорусского государственного университета физической культуры: В.М. Миронов (руководитель авторского коллектива) (предисловие, гл. 1, 2, 6, 11, 12, параграф 5.2), Г.Б. Рабиль (гл. 3, 16), Т.А. Морозевич-Шилюк (п. 7.1.3, параграф 7.2, гл. 9), Л.А. Юсупова (п. 4.1.2, параграф 8.2), Г.И. Сируц (гл. 15), Г.В. Антонов (параграф 4.3), И.В. Дражина (параграф 7.1), М.И. Цейтин (параграф 4.3), Л.К. Дворецкий (гл. 13 (кроме параграфа 13.1), 14 (кроме параграфов 14.1, 14.2)), А.В. Поливкин (параграф 13.1), О.Л. Лесива (параграф 4.2), Т.А. Микулич (параграф 4.1 (кроме п. 4.1.2)), М.В. Анисковец (параграф 5.1), М.В. Макарова (гл. 8

(кроме параграфа 8.2)), С.П. Ефимчик (параграф 5.3), Е.А. Григорова (параграфы 14.1, 14.2).

При написании учебника авторский коллектив исходил из понимания большой социальной, воспитательной и образовательноразвивающей значимости дисциплины «Гимнастика», ее особой роли в подготовке дипломированных специалистов отрасли с должным уровнем интеллектуальных, нравственных, гражданских и патриотических качеств, высокой ответственности за осуществление гуманной профессиональной миссии.

При подготовке учебника использован практический опыт нескольких поколений преподавателей кафедры гимнастики в тренерской, преподавательской, организационной, пропагандистской, спортивно-театрализованной деятельности. Структура и содержание учебника вытекают из выработанной коллективом авторов концепции преподавания гимнастики в условиях социально- экономических преобразований в стране. Идея концепции заключается в смещении акцентов в преподавании от традиционного, ограниченного рамками классического олимпийского многоборья направления к оздоровительно-развивающему, побуждающему педагога работать творчески: размышлять, искать, экспериментировать, наполняя занятия музыкой, акробатикой, хореографией, аэробикой, танцами, играми, импровизацией, живым профессиональным общением.

Современный дипломированный специалист отрасли должен пройти разностороннюю гимнастическую подготовку, овладеть разнообразными средствами, методами, приемами, чтобы внедрить приобретенные знания и умения в учебно-тренировочный процесс.

Согласно определившейся логике курса гимнастики и целевым ориентациям преподавания в учебнике расширен объем материала, необходимого будущим учителям, инструкторам, методистам, самим занимающимся: включены разделы общеразвивающих и прикладных средств, игровых упражнений. Приведен большой объем заданий для группового и индивидуального использования с организационного-методическими указаниями по освоению и овершенствованию их.

Учебник состоит из четырех раделов, тесно взаимосвязанных и органично дополняющих друг друга.

В первом разделе раскрываются задачи, содержание, специфика гимнастики как средства и метода физического воспитания. Дается исторический экскурс, раскрывающий этапы развития, формирования олимпийских традиций белорусской гимнастики.

Второй раздел посвящен характеристике используемых в гимнастике средств общего и специального назначения. Наряду с традиционными широко представлены акробатические упражнения, прыжки на батуте, аэробика, общеразвивающие и игровые упражнения, реализуемые в виде подвижных игр, эстафет с помощью игрового и соревновательного методов.

В третьем разделе раскрываются вопросы организации и методики занятий гимнастикой, в том числе необходимые данные о биомеханических основах техники упражнений, психологопедагогических, физиологических аспектах методики обучения, физической и функциональной подготовки, обеспечении безопасности занятий.

В последнем, четвертом, разделе приведены необходимые для будущих специалистов отрасли рекомендации по организации и методике проведения соревнований. Не оставлен без внимания опыт белорусских специалистов в области спортивно-театрализованных выступлений и празднеств, воплощаемый в коллективе в соответствии со специальностью «Спортивная режиссура».

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>