СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Уже философы древности исходили из представления о двухмер- ности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Поэтому наряду с понятием материи одним из базовых философских понятий стала категория идеального. В качестве терминов, тождественных по смыслу, использовались также понятия дух, сознание, Бог. К понятию идеального, или сознания, примыкают тесно с ним связанные следующие категории:

  • познание — один из видов человеческой деятельности, представляющий собой многообразный и многоэтапный процесс получения, хранения, переработки и систематизации информации;
  • знание — результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики;
  • язык — как способ существования сознания, выступающий в форме системы знаков, имеющих значение.

Проблема идеального на протяжении тысячелетий привлекала внимание философов. Однако и сегодня мир идеального хранит многие свои тайны, по-прежнему оставаясь своего рода «вещью в себе». Стремясь выработать новое понимание человеческого духа, современная философия обобщает и анализирует все сведения о нем, накопленные в разных областях теории и практики. При этом она опирается на выводы классики о двухмерности, дуализме бытия, специфике идеального бытия, его соотношении с бытием материальным. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о соотношении духа и природы, материи и сознания.

Категория «сознание» трактуется в современной философии в двух основных смыслах: в широком и в узком.

В широком смысле под этим термином понимается самостоятельная сущность, субстанция, противостоящая всему бытию, в том числе и материальному. Сознание предстает здесь как творящая субстанция, как источник, порождающий весь мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Заслуга наиболее глубокой разработки сущности идеального принадлежит Платону, по представлениям которого весь мир, все вещи и люди возникают не из материи, а из «мира идей», из сознания как из единой всепроникающей идеальной субстанции. Платон впервые обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей — идей и мира изменчивых, конечных во времени материальных предметов.

Платон полагал, что именно идеи представляют собой истинно сущий род бытия. Они независимы от времени и пространства, вечны, бестелесны, недоступны чувственным восприятиям и постигаются только разумом. Идея у Платона предстает как источник бытия вещей, из которого по воле Творца возникают чувственные вещи. Идея — порождающая модель для вещей. Идеи находятся в особом «умном месте» и составляют особое царство идеальных сущностей.

Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее развитие в средневековой религиозной философии, исходившей из признания существования двух миров — божественного и земного, а в человеке — двух начал — духовного и телесного. Приоритет духовного, божественного начала в мире был для средневековой философии безусловным. Так, по мнению Августина Блаженного, «Господь всемогущий создал нечто из “ничего”... и все существующее зависит от Твоего бытия»[1].

В немецкой классической философии роль первичной субстанции, творящей все другие формы бытия — природу и человека, выполняла абсолютная идея (мировойразум), пронизывающая и природу, и человека. Природа и человек трактовались Г. Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.

Точка зрения философов-идеалистов начиная с Платона, таким образом, состояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материального.

Так, поддерживая и развивая линию Платона, немецкий философ Г. Лейбниц говорил, что если даже можно бьшо бы увеличить мозг до размеров большой ветряной мельницы, то и в этом случае в нем не удалось бы обнаружить каких-то носителей идеального; там нельзя увидеть ничего, кроме отдельных нервных клеток. Следовательно, идеальное не есть материальное, а есть нечто иное.

И сегодня философы-идеалисты, продолжая спор с материалистами, говорят, что мнение о тождестве материального и идеального столь же безосновательно, как и утверждение, что масло есть то же самое, что дерево, а вода есть то же самое, что железо. Конечно, идеалисты не отрицают существующей связи, взаимодействия между двумя видами бытия, но связь и взаимодействие, подчеркивают они, далеко не то же самое, что тождество.

Самые чувствительные физические приборы типа детекторов лжи, созданные современной наукой, потому и не являются вполне точными, что они фиксируют только факт взаимодействия физического и психического, а не сам феномен идеального, в котором нет ни грана материального, вещественного.

Итак, идеалисты исходят из того, что духовное существует в виде особого «мира идей», основу которого составляет некоторая совокупность наиболее общих понятий, универсалий, таких как сущее, единое, истинное, благое, прекрасное и т.п.

Концепция идеализма представляет идеальное не только как нечто совершенно иное, чем материальное, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно и обладающее способностью порождать все материальное.

Но термин «сознание» используется и в другом, узком смысле слова. В этом смысле его используют в материалистической философии. В толковании материалистов объем понятия «сознание» значительно сужается: оно теряет характер самостоятельной сущности и приобретает облик только одного из свойств, качеств или форм материи, которой здесь придается роль субстанции. Причем идеальное трактуется в материализме как свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — человеческого мозга.

Таким образом, в узком смысле сознание противостоит материи, сопоставляется с материей, а не со всем бытием. Сознание как одна из форм бытия оказывается формой вторичной. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой то же самое по своим свойствам, что и явления материальные. По мнению Демокрита, душа человека, как и весь окружающий мир, состоит из атомов, только более легких и подвижных.

Естественно, что при разном понимании сущности сознания — в широком и узком смысле слова — и его происхождение понимается по-разному.

Сознание при его понимании в широком смысле является вечным. Поэтому в идеалистической философии, как и в религиозной, вопрос о его происхождении даже не ставится. В этом смысле понятие сознания очень близко к понятию Бога, который в толковании священных текстов существовал вечно.

Это объяснение критиковалось материалистами как совершенно необоснованное, мистическое.

Тем не менее данная мысль находит сегодня естественно-научное подкрепление: ряд физиков высказали предположение, что наша Вселенная произошла из некоего смыслообразующего вакуума, творческого первоначала[2].

Но при толковании сознания в узком смысле — как свойства материи — естественно возникает вопрос о его происхождении из материи, которая в материализме трактуется как вечная и бесконечная субстанция. В материалистической трактовке возникновение сознания обусловливается отражением — особым, фундаментальным свойством материи, которое якобы существует наряду с такими ее универсальными свойствами, как пространство, время и движение.

По представлению материалистов, отражение — свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки.

Теория отражения, разработанная философией материализма, дает достаточно обоснованный, хотя и небезупречный, ответ на вопрос о происхождении идеального из материального.

Ее исходным положением является мысль о том, что материальные предметы не только взаимодействуют, но и воспроизводят, отражают друг друга. Отражение есть одно из универсальных свойств материи. В результате его длительной эволюции и возникло человеческое сознание, представляющее собой высшую форму отражения.

Под отражением понимается такое взаимодействие, под влиянием которого происходит изменение структуры предметов, вступающих во взаимодействие. Свойство отражения присуще как живой, так и неживой природе, оно универсально, причем характер этого взаимодействия на разных уровнях организации материи качественно различен.

Так, на первом, низшем уровне неживой природы имеют место физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических перемещений, тепловых, звуковых, магнитных воздействий, химических реакций и т.п.

На втором, биологическим уровне организации материи появляются более высокие формы взаимодействия живых организмов в виде простейших реакций раздражимости растений и микроорганизмов, чувствительности животных, связанной с простейшими рефлексами, инстинктами, а у высших животных — с ощущениями и восприятиями.

И наконец, на третьем, социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодействия материальных систем.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с себе подобными. Последнее имеет особо важное значение для развития человеческого сознания, поскольку в условиях общения оно особенно быстро обогащается. Мощный толчок развитию сознания дала человеческая речь как система знаков, способная выражать любые процессы, протекающие в психике и за ее пределами. С момента ее появления она стала в значительной степени определять всю деятельность человека, его сознание и поведение.

Однако современные философы, характеризуя сферу сознания, отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлению материалистов сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения: в них весьма велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной творческой активности самого сознания, а также с помощью процессов интуиции, различного рода предчувствий, творческого воображения.

Проблема психофизиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших и еще не решенных психологической наукой.

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма.

Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального. По остроумному замечанию одного из критиков материалистических концепций, французского философа Анри Бергсона (1859—1941), плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка — одно и то же. Точно так же взаимодействуют и материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, что следует из теории отражения, но никак не тождественны друг другу, а наоборот, принципиально, качественно различаются.

Но и идеалистический подход, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Таким образом, определенные слабости обнаруживаются как в материалистическом, так и в идеалистическом подходе к объяснению сущности и происхождения сознания.

Очевидно поэтому в современной философии появились и компромиссные представления о том, что бытие изначально возникло в двух формах: материальной и идеальной.

По мнению русского философа В.С. Соловьёва, «весь действительный мир состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы»[3]. Он видел выход из всей этой «смуты ума» в том, чтобы отказаться от коренного заблуждения, производящего путаницу, т.е. признать, что и мертвое вещество и чистое мышление, и «всемирный механизм и всемирный силлогизм» суть лишь отвлечения нашего ума, которые сами по себе существовать не могут, но имеют действительность лишь в том, от чего они отвлечены, в чем-то третьем, что не есть ни бездушное вещество, ни бесплотная идея.

Эта компромиссная точка зрения на проблемы соотношения материального и идеального, восходящая еще к Аристотелю, очевидно, потому и привлекает симпатии, что вообще снимает необходимость весьма, как мы видели, сложного обоснования превращения одного в другое.

Главная трудность объяснения этого процесса связана с действительно глубокими реальными различиями этих двух форм бытия, которые, независимо от каких бы то ни было логических ухищрений, не позволяют убедительно показать возможность порождения материального идеальным и наоборот.

Современные определения сущности сознания пытаются объединить в себе различные подходы, что выражается, например, в следующем синтетическом определении.

Сознание — форма отражения и саморегуляции, присущая только человеку, как общественно-историческому существу, формируемая в процессе труда и общения, опосредуемая речью, направленная на преобразование действительности в целях удовлетворения его разнообразных потребностей, связанная с самосознанием, ориентированным на внутренний мир человека.

Данное определение учитывает выводы современной психологии о том, что ядром всей человеческой психики является организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида. При этом сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, но не ее высшей ступенью. При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Важно также учитывать, что в данном определении речь идет именно о сознании как об одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия. Так, в некоторых философских системах, например в психоанализе, в качестве основной сферы психики рассматривается не сознание, а бессознательное.

Следует также учитывать, что приведенное определение сознания пытается выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывает всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Справедливо мнение, что всякое определение «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», данное определение следует дополнить характеристикой других, не главных, но существенных свойств сознания, а также описанием частей, из которых оно слагается.

При описании сознания обычно выделяются следующие его особенности:

1. Сознание — двухмерное явление: оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте, но также оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. выступает и в качестве самосознания. В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Без рефлексии, самосознания человек был бы лишен возможности иметь представление о том, что у него есть психика, сознание.

Самосознание — это осознание человеком своих потребностей, мыслей, чувств, деятельности. Самосознание — уникальное свойство человека, отличающее его от животных. В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные и профессиональные качества, самосовершенствуется.

2. Сознание и самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состояниях гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. Эта трактовка представлена рационализмом (Р. Декарт, Г. Гегель и др.).

Современная философия считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

  • 3. Сознание включает в себя несколько структурных блоков, главными из которых являются:
    • познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
    • эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные

и пассивные и т.д.;

• волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые

усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирования знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

  • 4. Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил греческий философ Гераклит, высказавший мысль о том, что «души человеческие текут, как ручьи».
  • 5. Сознание никогда не существует в чистом виде, само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность выражается термином «субъектность сознания», а также формулой «Сознание есть субъективный образ объективного мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.
  • 6. Всякое индивидуальное сознание тесно связано с сознанием общественным. Эта связь осуществляется прежде всего через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию во всех его разнообразных формах.
  • 7. Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания разнообразных «картин мира», но и в предметно-практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «Сознание не только отражает мир, но и творит его». Если психика животных обеспечивает им только приспособление к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособить его к своим потребностям.
  • 8. И наконец, сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

  • [1] См.: Блаженный Августин. Об истинной религии. — Мн.: Харвест, 2011.
  • [2] См.: Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. - М.: Наука, 1987.
  • [3] Соловьев В.С. Соч. В 2 т. Т. 1. - М„ 1988. С. 330.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >