ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Единственный способ сразу освободить науку от множества темных вопросов — это серьезно исследовать природу человеческого разумения и доказать на основании точного анализа его сил и способностей, что оно вовсе не приспособлено к столь далеким и отвлеченным темам.

Д. Юм, английский философ

Если онтология исследует бытие, универсум, то гносеология рассматривает познавательные взаимоотношения человека с объективной реальностью.

Если в онтологии человек исследуется как часть универсума, как феномен экзистенциального бытия, тесно связанного с двумя другими его формами — материальным и идеальным бытием, то в гносеологии исследуются формы активности, деятельности человека, прежде всего — его познавательная деятельность.

Гносеология (от греч. «знание, познание») — общая теория познания, или эпистемология, область философии, исследующая закономерности и возможности познания, отношения человеческих ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности.

Каждая из этих областей философского знания использует свой собственный категориальный аппарат, выработанный в процессе длительного развития.

В онтологии, как мы видели, основными понятиями являются бытие, структура, свойства, формы бытия (материальная, идеальная, экзистенциальная), пространство, время, движение.

В гносеологии используется совсем другой ряд понятий: сознание, познание, язык, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, логика, теория, методы познания, истина.

С помощью этих понятий в гносеологии исследуется человек в аспекте его познавательных характеристик, как субъект познания, а природа здесь выступает в качестве объекта познания. Вне этого взаимодействия ни человек, ни природа такими качествами не обладают, т.е. нет субъекта без объекта и наоборот.

Наряду с онтологией гносеология служит одной из важнейших общетеоретических, философских основ всей современной науки.

Некоторые философы, например И. Кант, считали теорию познания наиболее значимой частью философского знания.

Познавательная и научная деятельность представляют собой понятия, находящиеся в соотношении общего и особенного, поскольку научное познание является разновидностью познания в целом, специализированным познанием. Таким образом, глубокое понимание сущности науки возможно только на основе овладения сущностью познания в целом.

Этим и определяется роль данной проблемы для понимания научной деятельности, ее сущности и специфики.

Но что же такое сознание, познание вообще?

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >