СОВРЕМЕННАЯ ОНТОЛОГИЯ О БЫТИИ И ЕГО ФОРМАХ

Каково же онтологическое содержание современного философского знания, которое служит фундаментом для развития всей науки?

Современная философия рассматривает универсум, бытие как единую систему, где все части тесно связаны между собой, представляют собой целостность, единство.

Вместе с тем мир не только един, монолитен, континуален, но и разделен, дискретен, имеет достаточно четкую структуру. Основу этой структуры составляют выделяемые для удобства их анализа три крупные подсистемы, слоя реальности, имеющие специфические особенности существования: природная, социальная и идеальная. Рассмотрим их более детально.

1. Бытие природы — под природой понимается все существующее, за исключением человека и созданного им «искусственного» мира, «второй природы», в составе которой природное, материальное предстает в органическом синтезе с идеальным; специфичность социального, его несводимость к природному и позволяет рассматривать его в качестве особой формы бытия.

Природное бытие имеет свою сложную внутреннюю структуру, в которой могут быть выделены, с учетом данных современной науки, подсистемы вещества и поля.

Вещество — это различные частицы и тела, которым присущи дискретность и масса покоя: элементарные частицы, атомы, молекулы.

Поле — это другой основной вид материи, который связывает подобно клею или цементу частицы и тела между собой. Частицы поля не имеют массы покоя: свет, представляющий собой поток фотонов, не может покоиться, поскольку способом его существования является движение со скоростью в 300 000 км в секунду.

Природное бытие можно представить и в виде других структурных уровней, например, как состоящее из неживой и живой природы.

Неживая природа, неорганическая материя представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических (соизмеримых с человеком) и планетарных тел. Двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, можно выделить последовательные структурные уровни неживой природы:

  • • вакуумный (уровень праматерии);
  • • микроэлементарный;
  • • атомный;
  • • молекулярный;
  • • макроуровень;
  • • мегауровень (планеты, галактики); галактики — гигантские звездные системы, насчитывающие сотни миллиардов звезд; в частности, наша Галактика — Млечный Путь насчитывает около 100 млрд звезд.

Уровень неживой природы, который иногда называют абиотическим, исследуется такими науками, как физика, химия, астрономия.

Живая природа, органическая материя, или биотическая подсистема природного бытия — это различного рода биологические процессы и явления, которые называют биосферой. Она происходит из неживой природы, тесно связана с ней, но представляет иной уровень развития.

Последовательные уровни, существующие внутри самой живой природы, выглядят следующим образом:

  • • молекулярный, клеточный;
  • • микроорганизменный, тканевый;
  • • организменно-популяционный;
  • • биосферный.

Как видно, живая природа начинается с более сложных структур, чем неживая. Она исследуется биологией с ее многочисленными отраслями, включая генетику.

Современное видение природы основывается на выделении некоторых ее новых характеристик. Подчеркивается важное значение следующих ее особенностей:

  • • природное бытие рассматривается как результат длительной универсальной эволюции; причем ее результатом являются не только живые, но и все известные науки естественные системы, Вселенная в целом. Таким образом, признается, что феномен эволюции не локален, а универсален;
  • • в качестве главного механизма универсальной эволюции рассматривается столь же универсальная способность всех природных и социальных систем к самоорганизации, к самопроизвольному переходу системы на более высокий уровень организованности и упорядоченности, высшей точкой в развитии которых является феномен человека;
  • • признается, что фундаментальной характеристикой мироустройства является его системная организация, а весь процесс его развития может быть понят как процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем.
  • 2. Бытие социальное, или социум — вторая форма универсума. Она включает в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека, которое в современной философии рассматривают иногда как особую, специфическую форму бытия, именуемую экзистенцией.

В социальном бытии, как и в природном, можно выделить различные внутренние структуры, например, такие как:

  • • индивид;
  • • семья;
  • • коллектив;
  • • общественный класс;
  • • этнос;
  • • государство;
  • • человечество в целом.

Связи между этими элементами настолько многообразны, сложны, что порой создается впечатление хаотичности, непредсказуемости развития общества.

Можно подойти к анализу структуры общества и иначе, выделив в его составе такие основные сферы общественной жизни, как:

  • • материальное производство;
  • • наука;
  • • духовная сфера в целом;
  • • политическая сфера;
  • • сфера обслуживания и др.

Каждая из этих сфер, являясь весьма сложным образованием, в свою очередь имеет свою внутреннюю структуру, о чем, применительно к науке, речь шла в первом разделе учебного пособия.

В наше время социальное бытие приобрело некоторые новые черты. Жизнь людей все более насыщается машинами, механизмами, техническими системами как на производстве, так и в быту. Более интенсивными становятся процессы глобализации, взаимосвязи различных регионов мира, и на этой основе усиливаются процессы стандартизации форм культуры и поведения. Все в большей степени социальную жизнь начинают определять мощные информационные потоки, меняя в значительной степени соотношение в социальном бытии материальных и духовных факторов в пользу последних.

3. Идеальное, духовное бытие — третья основная форма реальности. Эта форма бытия, конечно, тесно связана с его социальной формой. Она на своем уровне повторяет, воспроизводит структуру социума и тенденции его развития.

Вместе с тем эта сфера относительно независима, автономна по отношению к другим формам бытия. Эта независимость, автономность, специфичность духовной жизни особенно ярко проявилась в нашу эпоху, когда обнаружились следующие ее особенности:

  • • в структуре идеального бытия обнаружена новая составляющая в виде неосознаваемых духовных структур, индивидуального и коллективного бессознательного, архетипов, сложившихся в психике людей еще вдоцивилизационный период; причем роль этих структур в психике и поведении людей признается существенной и даже определяющей. Это положение обосновывается философией психоанализа (основоположник — австрийский философ Зигмунд Фрейд (1856—1939));
  • • усиливается взаимодействие всех форм духовной жизни с производством, с практикой, что особенно ярко проявляется в освоении новых источников энергии, развитии атомной промышленности, космонавтики, биоинженерии и т.д.;

• новые информационные технологии и средства связи в огромной степени расширили массивы используемой информации, сделали духовное бытие более динамичным, подвижным, терпимым и многообразным.

Все указанные три главных формы бытия — природная, социальная и идеальная — в реальности теснейшим образом связаны, взаимодействуют, зависят друг от друга. Выделяются они только для удобства их философского анализа.

Так, социальное, человеческое бытие тысячами нитей связано с природой, венцом которой и является человек, а стать таковым он смог только благодаря своей способности создавать мир идеального, чтобы с его помощью более эффективно преобразовывать окружающий мир природы в соответствии со своими потребностями.

Именно в человеческом бытии, в экзистенции сходятся, объединяются, синтезируются все виды бытия. Тем не менее рассмотрение каждого из его видов в отдельности помогает лучше увидеть специфику каждого из них.

Для характеристики структуры бытия используют и другие критерии — масштабы частей, образующих материю. На этом основании выделяются три следующих уровня:

  • мегамир — мир огромных космических масштабов и скоростей; здесь расстояния столь велики, что они измеряются такими единицами, как световой год: расстояние, которое свет проходит в течение года при скорости в 300 000 км/сек. Время существования объектов здесь измеряется миллиардами лет;
  • микромир — мир предельно малых объектов. Он недоступен человеческим чувствам. Размеры составляющих его частиц выражаются величинами в 10-16 см, а время их существования — 10-24 сек. В июне 2012 г. из Центра ядерных исследований, расположенного

в Швейцарии, поступило экстренное сообщение о том, что физикам, работающим на Большом адронном коллайдере, наконец удалось открыть последнюю элементарную частицу, которая еще оставалась неизвестной. Это была частица, названная по имени британского физика бозоном Хиггса, а иногда также именуемая «частицей Бога». Ее открытие позволяет понять природу гравитационного взаимодействия, которая до сих пор еще оставалась не вполне ясной;

• макромир — мир объектов, соизмеримых с человеческим опытом; это пространство, расположенное между мегамиром и микромиром одновременно и отделенное от них пропастями. Если попытаться сопоставить эти миры с помощью образов, то окажется, что для микромира человеческий мир подобен миру Гулливеров, а для мегамира он представляется миром гномов.

Содержание онтологии не сводится, однако, только к учению о структуре бытия, оно включает также и учение о его свойствах, важнейшим из которых является движение.

Философское учение о движении и развитии природы, общества и мышления называется диалектикой.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >