Полная версия

Главная arrow Философия

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ТВОРЦЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Наиболее яркими представителями этого этапа в развитии науки, помимо французских ученых, имена которых названы выше, были следующие выдающиеся мыслители эпохи Просвещения в других странах.

В Англии: Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Джон Локк (1632—1704), Исаак Ньютон (1643—1727).

В Германии: Готфрид Лейбниц (1646—1716), Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Гёте (1739-1832).

В России: Михаил Ломоносов (1711—1765), Николай Новиков (1744— 1818), Александр Радищев (1749—1802).

В Соединенных Штатах Америки: Бенджамин Франклин (1706— 1790), Томас Джефферсон (1743—1826).

Ниже приводятся краткие сведения о жизни и научном творчестве этих выдающихся деятелей эпохи Просвещения:

Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне в аристократической семье. Сделал блестящую карьеру в качестве государственного деятеля. Вершиной его служебных успехов была должность лорд-канцлера. Однако его карьера закончилась трагически: он был обвинен в коррупции и осужден. И хотя в скором времени был реабилитирован, к государственной службе он больше не возвращался и посвятил последние годы жизни занятиям философией и наукой. В его произведениях ярко проявилась духовная атмосфера Нового времени, эпоха становления промышленного капитализма, ориентированного на новую экспериментальную науку и политические преобразования. Бэкон задумал грандиозный проект «Великого восстановления наук», наиболее важной частью которого была работа «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы» (1620), представлявшая программу гносеологического эмпиризма.

Им была обоснована мысль о необходимости практической переориентации философии и всех наук, которые должны поставить в качестве своей основной цели не бесплодное теоретизирование, а интересы жизни людей, практики, покорение природы. С учетом этой цели должны быть преобразованы науки, философия, вся духовная жизнь. Подлинный ученый, считал Бэкон, должен помышлять не только о созерцательном благе, но и «...о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе и практике... Два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине совпадают в одном и том же»[1].

Для такого преобразования представлений о роли науки прежде всего следует отказаться от множества ложных взглядов, которыми буквально пронизана, насыщена наша жизнь и которым мы поклоняемся, как язычники идолам. Идолы, или призраки, по Бэкону, — это различные предрассудки, которыми обременено сознание человека как познающего субъекта. Устранение этих помех является важнейшей задачей критической работы ученого, философа. Часть этих заблуждений порождается особенностями ума, присущими всему человеческому роду, часть — склонностями, свойственными отдельным группам людей и даже отдельным лицам, часть коренится в несовершенстве и неточностях языка и, наконец, часть — в некритическом усвоении чужих мнений. Только после устранения этих ложных воззрений возможен переход к истинному методу новой науки.

Этот переход состоит прежде всего в утверждении в качестве основы каждой науки, каждой теории опытных, экспериментальных, эмпирических данных, метода индукции (от лат. «наведение»).

Индукцию как метод он противопоставлял дедукции (от лат. «выведение»). Этот метод требует, чтобы рассуждение велось в направлении сверху вниз, от общих суждений к конкретным выводам. Дедуктивный метод, по мнению Бэкона, как раз и является источником многих заблуждений, поскольку именно общие суждения часто оказываются несостоятельными. Самый надежный метод — это движение мысли снизу вверх, от конкретных суждений к более общим выводам, т.е. метод индукции.

Вместе с тем основоположник эмпиризма все же не был односто- ронен в оценке разных методов исследования, подчеркивая, что самое надежное научное знание может дать только сочетание опыта и размышления, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Ведь информация, исходящая от наших органов чувств, хотя и отражает реальность, подобно зеркалу, но зеркалу неровному. Разум и призван, упорядочивая эту информацию, не допустить того, чтобы к нашим знаниям о природе примешивалась и природа самого зеркала.

Поясняя эту свою важнейшую мысль, Бэкон говорил, что чистый эмпирик, ученый-экспериментатор, подобно муравью, только собирает сведения о фактах и довольствуется ими. Чистый рационалист, теоретик, наоборот, игнорирует факты, подобно пауку, производит только теоретическую паутину, извлекая ее из самого себя.

Настоящий ученый подобен пчеле, которая извлекает материал из разных цветов, но располагает, изменяет его по своему умению.

Итак, заключает Бэкон, следует использовать тесный союз этих двух человеческих способностей — опыта и рассудка. И все же первым, главным и решающим источником познания он считал наш чувственный опыт. Поэтому он и вошел в историю науки как основатель методологии эмпиризма.

Вместе с тем Бэкон тесно увязывал методологические проблемы с социально-политическими. По его мнению, именно новая наука не только станет средством господства человека над природой, но и создаст предпосылки для построения нового счастливого общества. Таким образом, Ф. Бэкон был одним из первых мыслителей, который заложил основы свойственной эпохе Просвещения веры в познавательный и социальный прогресс.

Джон Локк вошел в историю науки как основатель методологии эмпиризма и создатель политической философии либерализма. Он был

выдающимся педагогом, создателем системы воспитания, основанной на принципах рационализма и прагматизма. Его идеи оказали особенно большое влияние на развитие теории познания и становление политической философии. Дж. Локк широко признан одним из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков политического либерализма. Политические идеи Локка, особенно его идеи естественного права и общественного договора, произвели глубокое воздействие на политические воззрения Вольтера и Руссо и американских революционеров; его идеи нашли отражение также в американской Конституции.

Область научных интересов Локка была весьма разнообразной. Он внес существенный вклад в разработку ряда проблем естествознания, медицины, политики, экономики, педагогики, взаимоотношений государства и церкви, проблем веротерпимости и свободы совести.

Но важнейшим направлением творческой деятельности английского ученого стало исследование познавательных способностей человека, его разума. Над своим главным трудом «Опыт о человеческом разумении» он работал 16 лет. Здесь Локк исходил из идеи, что человеческий ум изначально является «чистой доской», tabula rasa, т.е. вопреки декартовской философии он утверждал, что люди рождаются без каких-либо врожденных идей, а их знания определяются только опытом, полученным с помощью чувственного восприятия. «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», — утверждал Локк. Наш опыт состоит из единичных чувственных восприятий, а идеи в нашем уме возникают в результате обобщения этих восприятий. Таким образом, Дж. Локк исходил из представления о преобладании чувств над разумом.

В своих педагогических представлениях Локк исходил из убеждения о решающей роли воспитания в становлении личности: «девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Его система воспитания была построена на рационализме и прагматизме. Каждый учебный предмет, по его убеждению, должен готовить человека к жизни. Конечную же цель воспитания он представлял как обеспечение здорового духа в здоровом теле. Именно эту формулу он оценивал как «краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». К этой главной цели должны быть направлены все основные направления воспитания: физическое, умственное, религиозное, нравственное и трудовое.

Как политический мыслитель Локк вошел в историю науки как разработчик идеи естественного состояния человека, которое он оценивал как состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и жизнью. В качестве естественных прав человека он рассматривал право на частную собственность и на результаты своего труда. Он был одним из разработчиков идеи общественного договора как источника государственной власти, образцовой формой которой считал конституционную монархию. Дж. Локк первым предложил в качестве эффективного средства контроля за деятельностью государства со стороны общества принцип разделения властей на законодательную и исполнительную.

Государство, по Локку, создается для гарантии естественных прав, обеспечения соблюдения законов, оно не должно посягать на эти права, обязано гарантировать их строгое соблюдение.

Политическая философия Локка логически завершается идеей демократической революции, обоснованием права народа на восстание против тиранической власти, покушающейся на естественные права и свободы человека.

Философские, педагогические и социально-политические идеи Джона Локка сыграли определенную роль в становлении науки. Его идеи были обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII в., нашли продолжение в деятельности русских просветителей XVIII в., которые устами М.В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей».

Исаак Ньютон родился в деревушке Вулсторп на восточном побережье Англии в семье небогатого фермера. Маленького Исаака воспитывала главным образом бабушка. В 12 лет мальчика отдали в городскую школу в небольшом городке Грантем, где он поселился у своего дальнего родственника, который был городским аптекарем.

В то время аптеки мало чем отличались от алхимических лабораторий, и юноша пристрастился к занятиям химией, которые привили ему вкус к экспериментам, требующим точности и аккуратности. С детства Исаак также любил строить сложные механизмы, модели различных машин, воздушных змеев и т.п. В то же время он увлекался решением сложных математических задач. Эти увлечения склонили родственников к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. он поступает в Кембриджский университет, где изучает математику, древние языки, богословие. После успешного окончания университета Ньютон становится преподавателем и работает на физико-математической кафедре более тридцати лет.

Свои основные открытия он сделал в течение двух лет после окончания университета. В известной мере этому помог случай. В 1665 г. в Англии свирепствовала чума, жертвами которой стали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родную деревню, где погрузился в научную работу. Величайшим его открытием стал закон всемирного тяготения, на основе которого стал возможен точный расчет орбит небесных тел, вращающихся вокруг Солнца. Благодаря закону всемирного тяготения, ряду других законов механики, открытых Ньютоном, стали в будущем возможны космические полеты.

Рассказывают, что идея всемирного тяготения пришла Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблок на землю. Первая идея о том, что, очевидно, яблоко падает потому, что его притягивает Земля, была сама по себе замечательна, но Ньютон еще догадался, что и яблоко также притягивает Землю, хотя и с силой во столько раз меньшей, во сколько масса яблока меньше массы Земли. Здесь же Ньютон сделал еще ряд изобретений, в частности создал усовершенствованный телескоп.

В 1687 г. ученый опубликовал свой основной труд «Математические начала натуральной философии», явившийся обобщением результатов собственных исследований и знаний своих предшественников в области механики. Этой книгой было завершено построение основ классической механики и предопределено развитие физики на последующие столетия.

В 1688 г. Ньютон был избран в парламент. Будучи депутатом, он добивался усиления поддержки Кембриджского университета со стороны правительства. В 1699 г. он был назначен на весьма высокую должность директора Монетного двора, где провел ряд важных реформ. В последние годы своей жизни он находился на вершине славы и признания, королева Анна присвоила ему рыцарское звание.

Вся жизнь Ньютона протекала спокойно и в какой-то мере однообразно. Он никогда не покидал Англию, он не был женат. В старости был окружен внимательным уходом своей племянницы. Умер Ньютон в возрасте 84 лет и похоронен на кладбище Вестминстерского аббатства — в усыпальнице великих людей Англии. Над его могилой воздвигнут памятник, надпись на котором гласит: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов». На воздвигнутом позднее в Кембридже памятнике была помещена еще более лаконичная надпись: «Разумом он превосходил род человеческий».

Научный подвиг Ньютона по достоинству оценивают и наши современники. По словам академика Сергея Ивановича Вавилова,

«ньютоновская механика — не историческая реликвия, а основа естествознания сегодняшнего дня».

Готфрид Лейбниц — выдающийся немецкий ученый, философ, общественный деятель. Он внес большой вклад в развитие математики как один из создателей дифференциального исчисления, физики, предвосхитил закон сохранения энергии; кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений, в частности создал усовершенствованный арифмометр, который мог извлекать корни и возводить в степень.

Лейбниц родился в Лейпциге в 1646 г. в семье профессора философии Лейпцигского университета. Окончив Лейпцигский университет, продолжил образование в университете Йены, где опубликовал книгу по вопросам совершенствования юридического образования. Эта работа была замечена архиепископом Майнцским, который пригласил молодого ученого к себе на службу. Выполняя различные поручения архиепископа по поддержанию мира в пределах Священной Римской империи, как тогда именовалась Германия, а также между Германией и ее соседями, Лейбниц много ездил по странам Европы, побывал во Франции, Англии, Голландии, где встречался с Бенедиктом Спинозой и обсуждал с ним его идеи.

В 1673 г. архиепископ умер. Оставшись без места, Лейбниц был вынужден поступить на новую работу — библиотекарем к герцогу Брауншвейгскому (Ганновер). С этого времени и до самой смерти он жил в Ганновере; однако к концу жизни о нем и здесь забыли. Супруга и дочь герцога Ганноверского, которые его высоко ценили, к этому времени умерли, а сам герцог в 1714 г. был призван на английский престол. По-видимому, он недолюбливал Лейбница и не позволил ему сопровождать его в Лондон, приказав продолжить работу в качестве библиотекаря. Здоровье философа стало ухудшаться, хотя он продолжал работать. Лейбниц умер в Ганновере 14 ноября 1716 г. В последний путь его проводил только личный секретарь, никто из свиты ганноверского герцога на похороны не пришел. Берлинская академия наук, основателем и первым президентом которой он был, также не обратила внимания на его смерть.

Только последующие поколения философов и математиков отдали должное достижениям Лейбница.

Готфрид Лейбниц был энциклопедически образованным ученым, но свою главную цель он видел в поиске общей субстанции природы. Он говорил: «Частные открытия я не считаю для себя главными. Источник механики лежит в метафизике»[2].

Метафизические взгляды Лейбница свое наиболее полное выражение нашли в его учении о монадах. («Монадология», 1714).

По Лейбницу, материя не может быть субстанцией, так как она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой. Монады как раз и представляют собой неделимые духовные субстанции, из которых складывается вся Вселенная. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает активность, подвижность, деятельный характер субстанции.

Монады физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (абсолюта, Бога).

Теория познания Лейбница носила идеалистический характер и была направлена против эмпиризма Дж. Локка. К положению Локка — «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувстве» — Лейбниц добавил: «Кроме самого разума». Не разделяя взглядов Локка, что ум есть «гладкая доска», отрицая чувственный опыт как всеобщий источник знания, немецкий философ утверждал, что таким источником может быть только разум. Идеальные монады можно постичь только разумом, но не чувством. Душа изначально содержит в себе основы различных понятий, которые лишь пробуждаются внешними объектами. По существу, Лейбниц видоизменил декартово учение о врожденных идеях, которые, по Лейбницу, заключены в разуме, подобно прожилкам драгоценного камня в глыбе мрамора.

Однако ученый был далек от абсолютизации рационального познания. Пытаясь обосновать ограниченность возможностей разума, он создает концепцию двух истин, которыми оперирует разум, подразделяя их на «истины разума» и «истины факта».

Истины разума — это врожденные идеи, существующие в разуме изначально без его обращения к какому-либо опыту. Таковы истины логики, аксиомы математики. Эти истины являются всеобщими и не могут быть нарушены даже Богом, который руководствуется только ими. Они служат основой дедуктивного метода мышления.

Истины факта имеют другую природу. Они изменчивы, подвижны, носят относительный, вероятностный характер. Эти истины добываются эмпирическим путем, с помощью метода индукции. Они менее ценны для познания, чем истины разума.

Тем не менее Г. Лейбниц, как и другие мыслители XVII—XVIII вв., в целом позитивно оценивал возможности человеческого познания в постижении бытия.

Иммануил Кант — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Вся жизнь Канта прошла в Кёнигсберге (ныне Калининград). Он родился в семье ремесленника, где кроме него было еще 12 детей. Из всей этой большой семьи Иммануил был единственным, кому удалось получить образование. Он окончил гимназию и поступил на естественный факультет Кёнигсбергского университета. Из всех научных дисциплин студент отдавал предпочтение математике и астрономии. Однако профессор, преподававший математику, привил ему также и интерес к философии. Правда, заняться философией более основательно Канту удалось лишь много лет спустя. Сразу же после окончания университета он получил место учителя в одной из городских гимназий и проработал в ней долгих пятнадцать лет. Только после этого Кант перешел в университет на должность доцента. С 1770 по 1796 г. он состоял в должности профессора Кёнигсбергского университета.

В повседневной жизни Кант отличался редкостным постоянством привычек. Так, по времени его прихода и ухода из кафе, где он постоянно обедал, можно было проверять часы. Кроме науки, его страстью были путешествия по карте, потому что на самом деле Кант ни разу в жизни не выезжал из Кёнигсберга и общался с иногородними друзьями только путем переписки. Он так никогда и не женился, считая, что супружество помешает его научным занятиям.

Вначале Кант много занимался физикой и астрономией. В 1755 г. он первым в европейской науке высказал гипотезу о происхождении Солнечной системы в результате сгущения огромной туманности. Через несколько лет такую же гипотезу высказал крупнейший французский ученый Пьер Лаплас. Эта теория до сих пор не утратила своей научной актуальности и носит название теории Канта — Лапласа.

Но главным вкладом Канта в философию и науку стала его теория познания.

Главная идея теории познания Канта может быть выражена следующим образом: прежде чем познавать мир, нужно выяснить — можем ли мы его познать? Это означает, что необходимо прежде всего исследовать познавательные возможности человека, особенно возможности его разума. Причем оценка эта должна быть не хвалебной, что было характерно для мыслителей эпохи Просвещения, а прежде всего критической. И исследовать следует не столько сильные, сколько слабые стороны разума.

О подобной критической направленности произведений Канта по проблеме познания свидетельствуют сами их названия: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).

Признано, что этими своими произведениями Кант произвел в теории познания такой же переворот, как Коперник в астрономии. Это был коперниканский переворот в теории познания. Но примечательно то, что, решительно пересматривая гносеологические взгляды своих предшественников в теории познания — Бэкона, Декарта, Лейбница, — И. Кант не отбрасывал их вовсе, а пытался синтезировать, примирить их в своей концепции. Основное содержание теории познания Канта можно выразить следующими положениями:

  • • Не разум согласуется с вещами, а наоборот, вещи согласуются с разумом. Именно он играет ведущую роль во взаимоотношениях между ним и вещами. Разум значительно более сложный механизм, чем пассивное зеркало, это механизм активный, действенный, творческий.
  • Роль разума состоит в том, чтобы подгонять, приспосабливать окружающий мир, вещи под изначальные, врожденные формы разума. В этой подгонке и состоит активная роль разума в его взаимоотношениях с вещами.
  • • Процесс познания разумом мира есть его формовка на основе уже готовых форм, заложенных в нашем разуме. Их Кант называл априорными, доопытными формами.
  • • Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким мы можем его видеть, — сквозь пелену очков, особых форм нашего разума.
  • • Тем не менее эти формы делают для нас окружающий мир в какой-то степени понятным, близким, помогают превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Так, например, мы считаем, что реально существуют пространство и время, которые мы привычно воспринимаем. Но на деле воспринимаемое нами пространство и время, как это показал некоторое время спустя А. Эйнштейн своей теорией относительности, лишь привычные формы нашего разума, которые мы накладываем на объективный мир.

Значение теории познания Канта в истории науки и философии трудно переоценить.

Своей теорией познания он возвысил роль знания, науки, культуры, а не принизил их, как иногда утверждается. Из его теории следовало, что сознание не только пассивно отражает мир, как думали до сих пор, но и активно преображает, творит его, видоизменяет его облик на основе изначально данных человеку априорных форм чувственности и рассудка.

Вместе с тем Кант указал на существование четких границ, пределов, данных человеческому познанию теми же априорными категориями. Теория познания, считал Кант, призвана сыграть роль пограничной стражи, предупреждающей человеческий разум о границах его возможностей, или же роль лекарства против опасной болезни, именуемой «гордыней разума».

Итак, учение И. Канта, раскрывая творческую природу познания, стимулировало прогресс человеческого знания, творчество ученых, писателей, художников. Но вместе с тем оно предупреждало о неизбежной относительности человеческих знаний, опасности абсолютизации тех или иных идей или теорий. Справедливости ради следует, однако, признать, что эти весьма своевременные предупреждения не были по достоинству оценены последующими поколениями ученых, философов, многие из которых вновь и вновь пытались открыть абсолютные истины.

Иоганн Гёте — выдающийся немецкий поэт и мыслитель, родился во Франкфурте-на-Майне в семье высокопоставленного государственного чиновника. Он получил прекрасное домашнее образование, затем изучал право в Лейпцигском, а потом в Страсбургском университетах. По воспоминаниям одного из современников, Гёте «был красивый юноша, с головы до пят воплощение гения, силы и мощи; сердце, полное чувства; дух, полный огня»[3].

Уникальность положения Гёте в культуре рубежа XVIII—XIX вв. определялась тем, что его поэтическое творчество и научные занятия (минералогия, ботаника, физика) не просто дополняли, но продолжали и взаимопроникали друг в друга.

Это выражало стремление Гёте к универсальному знанию и соответствовало, скорее, ренессансному типу культуры.

Мир рисовался Гёте как совокупность живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия, как сплошной поток превращений, метаморфоз. Эти превращения Гёте прослеживал прежде всего на растительных и животных формах, а его исследования анатомии человека привели к выводу о родстве последнего со всем животным миром.

Единство всего живого мира прослеживалось Гёте в существовании так называемых «прафеноменов» живого в виде таких общих всему живому структур, как корень, стебель, листья, цветок растения. Для него все виды растений — лишь превращения одной живой формы.

Все творчество Гёте пронизано диалектикой, в центре которой — диалектика познания. Гётевская «идея», наделенная вещностью созерцаемого объекта в его законченной ясности, сближала его с древнегреческой традицией и отдаляла от Канта.

Гёте обладал необычайно широким кругозором в истории философии, творчески перерабатывая всевозможные влияния: Спинозы, потом Аристотеля, Плотина, Канта, всякий раз интересуясь близкими себе моментами, которые он мог воспринять и развить.

Существенной для диалектики Гёте была его связь с Гегелем, с которым у поэта были дружеские отношения: гётевское видение диалектики живой природы и гегелевская диалектика благодаря своему всеобъемлещему характеру и глубине оказались сопоставимыми и родственными явлениями, хотя, по признанию Гёте, он не любил «туманное философствование».

В «Фаусте», уникальном по построению художественном произведении, над которым Гёте работал всю жизнь, нашел отражение широкий круг проблем философии, истории, морали и науки.

Михаил Васильевич Ломоносов — русский ученый-энциклопедист, родился в 1711 г. в деревне Денисовке близ села Холмогоры Архангельской области. Его отец был владельцем рыболовецкой артели и одним из самых образованных людей в своей местности, в его доме имелась довольно обширная библиотека.

Получив начальное образование при местной церкви, Ломоносов в 1730 г. отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латин- скую академию. За успехи в обучении в 1735 г. он бьш отправлен для продолжения образования в Петербургский университет, ас 1736 г. продолжил обучение в Германии. Талантливый юноша и здесь не только прекрасно учился, но и сочетал учебу с работой на фабриках, в шахтах, в химических лабораториях. Его научным руководителем в Германии бьш известный физик Христиан Вольф. В своей системе обучения Вольф исходил из мысли, что настоящие знания приобретает только тот, кто сумеет подкрепить теорию практикой. Ломоносов был верен этому правилу всю свою жизнь.

В 1741 г. он вернулся на родину и бьш назначен на должность профессора химии Петербургской академии наук, а с 1757 г. он становится вице-президентом Академии.

Хотя жизнь и карьера М.В. Ломоносова достаточно хорошо изучена, некоторые исследователи, тем не менее, находят в ней некоторые неясности. И для таких сомнений, надо признать, есть некоторые основания. Действительно, Ломоносов проделал весьма необычный для своего времени путь от простого рыбака из захолустной деревни на северной окраине России до члена Российской и Шведской академий наук, дворянина, ученого, признанного в России и Европе. За всю историю России ни один крестьянин не смог повторить судьбу Ломоносова. Отсюда и возникает естественный вопрос, достаточно ли одной любознательности, чтобы в крепостной России крестьянин (хоть и не крепостной) смог совершить такую невероятную карьеру? Поэтому нередко приходится слышать мнение, что якобы Михаил Ломоносов бьш внебрачным сыном царя Петра I. Но убедительного подтверждения этой версии нет. Однако нельзя отрицать, что в биографии Ломоносова немало загадок, одной из которых является странный характер его взаимоотношений с отцом. Некоторые исследователи видят в его судьбе проявление влияния некоего покровителя. Но при этом не учитывают, что гении на то и гении, что в их судьбу порой вмешиваются силы, неподвластные нашему разуму, и словно специально для размышления потомков оставляют в их биографии широкие поля для различного рода гипотез.

Став профессором, а затем и одним из руководителей Академии, Ломоносов развернул многообразную исследовательскую и организационную работу. Он строил стекольные заводы, кожевенные предприятия, шахты, плавильные печи. Кроме того, он занимался разработкой географических карт, писал учебники, поэмы, создавал школы. В 1755 г. по его инициативе и проекту был открыт Московский университет.

Главной сферой его научных интересов были химия, физика, астрономия. Много внимания он уделял исследованию природы тепловых процессов, строению вещества. Вместе со своим другом, немецким ученым, академиком Георгом Рихманом он проводил опыты по атмосферному электричеству. Во время одного из таких опытов Рихман трагически погиб.

Однако, вопреки тому что пишут до сих пор в наших школьных учебниках, Ломоносов не открыл закон сохранения энергии. Это сделали до него, а он лишь переформулировал закон своими словами и успешно применял его в исследованиях[4]. И вообще Ломоносов не сделал ни одного научного открытия мирового значения, сравнимого, например, с открытиями Ньютона или Эйнштейна. Он был, скорее, поэт и государственный деятель. Но в этой своей роли для России он сделал больше, чем Ньютон или Эйнштейн для человечества.

Он был, конечно, не только ученым, но и человеком, причем с непростым характером, неуравновешенным и вспыльчивым. У него было много врагов, и не только среди немцев-профессоров, в немалом числе оказавшихся среди членов Академии. Многие из них считали русского ученого «диким туземцем». Можно вспомнить и ужасные своей несправедливостью отзывы о Ломоносове во время его похорон в апреле 1765 г. Знаменитый в то время поэт А. Сумароков заявил: «Угомонился дурак и не будет более шуметь», а наследник престола, будущий император Павел отразил мнение царского двора: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал».

Очень немногие современники смогли по достоинству оценить «странный гений» Ломоносова. Но несколько позднее такая оценка была ему все же дана. А.С. Пушкин писал, что Ломоносов был «первым нашим университетом». В.Г. Белинский называл его «отцом русской литературы», а Н.А. Некрасов определил его жизнь как историю о том, «...как архангельский мужик / По своей и Божьей воле / Стал разумен и велик».

Конечно, Ломоносова и Петра I сближает не кровное, как предполагают некоторые исследователи, а духовное родство: та же неистовая, романтическая любознательность, жажда объять мыслью все науки и искусства, тот же действенный патриотизм.

Его явление в русской истории похоже на некий стихийный резонанс из народных глубин на зычную трубу царя-преобразователя Петра I.

Николай Иванович Новиков — русский книгоиздатель, публицист и просветитель.

Родился и провел детство в имении Тихвинское-Авдотьино, расположенном неподалеку от нынешнего города Бронницы Московской области. Получил первоначальное домашнее образование и в возрасте 11 лет поступил в дворянскую гимназию при Московском университете. Однако через пять лет он был исключен из гимназии «за леность и нехождение в классы». Новикову оставалась одна дорога — военная служба, и он поступает в Измайловский гвардейский полк. Здесь он сумел проявить свои способности, которые были замечены начальством, и получил назначение на должность секретаря комиссии по созданию «Нового уложения», созданной по личному распоряжению Екатерины II.

Новиков вел протоколы заседаний, и ему несколько раз приходилось читать их самой императрице. Однако через два года Екатерина распорядилась распустить комиссию, и Новиков оказался не у дел.

Отцовское имение не приносило большого дохода, поэтому он решил стать издателем. Систематическая работа Новикова как литератора-профессионала началась с 1769 г. созданием сатирического журнала «Трутень», за которым последовал ряд других сатирических изданий. В 1779 г. Новиков переехал в Москву и взял в аренду Московскую университетскую типографию. Вскоре он стал издавать и газету «Московские ведомости» с разнообразными «прибавлениями» в виде журналов и книг. Всего Н.И. Новиковым были изданы книги более 1000 наименований. Он придал книжной торговле огромный размах, вовлекая в нее и провинцию. В 1784 г. возникла вскоре ставшая знаменитой «Типографская компания» — крупнейшее в то время издательство и торговое дело на паях с большим количеством подсобных учреждений, с солидным капиталом и доходами. Но со второй половины 80-х гг. деятельность Новикова и его компаньонов стала вызывать беспокойство правительства, углублявшееся под воздействием событий Великой французской революции. Ряд притеснений, чинимых Новикову по указаниям Екатерины И, закончились его арестом в 1792 г., разгромом всех его предприятий и даже сожжением ряда изданных им книг. Сам Новиков был приговорен к смертной казни, вскоре замененной ему 15 годами заключения в Шлис- сельбургской крепости, где оставался до конца царствования Екатерины II. Его общественно-литературная работа была прервана навсегда.

В своей литературной и издательской деятельности Новиков делал ставку на новую социальную категорию читателей — мещанство и купечество. Огромный успех своих разнообразных изданий он объяснял тем, что они приходятся «во вкус мещан». Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией были пронизаны сатирические журналы Новикова, где он часто выступал в роли автора, правда, зачастую помещая свои произведения анонимно. Главной мишенью сатиры служило высшее дворянство — «большие бояре», «придворная знать», «титлоносные люди». Сатирик беспощадно бичевал их пороки: чванство, лень, невежество, легкость нравов, поверхностную «французскую» образованность. С большим сочувствием он относился к «наукой подкрепленному рядовому дворянству». Но идеалом его оказался «мещанин» — «человек подлый по наречению некоторых глупых дворян», а на самом деле — муж совершенный, носитель всех возможных добродетелей. Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами — Недоум, Худосмысл, Забыл честь, — он противопоставлял «мещанина» Чистосердова и своего alter ego, выразителя всех основных мыслей издателя — некоего Правдолюбова.

Сатира Новикова до некоторых пор отвечала намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего правления дворянской оппозиции и стремившейся опереться в борьбе против нее на людей «среднего рода», повышение социального статуса которых в России она считала своей прямой задачей. Она сама стояла во главе первого сатирического журнала «Всякая всячина», вызвавшего к жизни и все другие издания Новикова. Но, критикуя дворянство, печатный орган екатерининского самодержавия, имевшего целиком дворянские корни, в своей сатире оставался только на позициях внутриклассовой борьбы, никогда не выходя за ее пределы. Новиков стал опасен самодержавию, когда он сошел с этих умеренных позиций и стал атаковать дворянство с точки зрения другого класса — растущей буржуазии.

Не ограничиваясь нападками на отдельных «порочных людей», Н.И. Новиков осмелился нападать еще и на «порочность» существующих в стране социальных порядков — самих основ екатерининской России. Одной из центральных тем его сатиры стало резко отрицательное изображение «рабства» — крепостничества: в частности, в журнале «Живописец» был напечатан замечательный отрывок из «Путешествия И.Т.», по мнению новейших исследователей, принадлежащий Радищеву и во всяком случае являющийся прообразом знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву».

Полемика новиковского «Трутня» и екатерининской «Всякой всячины» не могла долго оставаться только на литературной почве. Орган Екатерины скоро заговорил на языке, «самовластью свойственном», грозя «уничтожить» своего противника, что в скором времени и произошло: Новиков оказался в тюрьме, а все его издания были закрыты.

Через три с небольшим года после этих трагических событий Екатерина 11 умерла, и взошедший на престол император Павел I приказал немедленно освободить Новикова. Он надеялся, что издатель прославит его милосердие. Новиков был удостоен высочайшей аудиенции. Но, как оказалось, он не изменил своих убеждений, и Павел запретил ему впредь заниматься издательской деятельностью. Последние 20 лет своей жизни Н.И. Новиков практически безвыездно провел в своем родовом имении, где и умер.

Александр Николаевич Радищев — русский писатель, философ, революционер. Он родился в богатой дворянской семье в родовом имении отца Немцово. Учился в Петербургском Пажеском корпусе, затем продолжил учебу в Германии, на юридическом факультете Лейпцигского университета, после окончания которого поступил на службу в Сенат.

В печати Радищев впервые выступил с переводом книги французского политического мыслителя Габриэля Мабли (1709—1785), который был горячим сторонником государственного строя, основанного на общественной собственности, и революционных преобразований общества.

В примечаниях к своему переводу Мабли А.Н. Радищев писал, что самодержавие есть «наипротивнейшее человеческому существу состояние».

В 1783 г. была написана ода «Вольность» — первое революционное произведение в российской поэзии. Поэт утверждал, что вольность — это «бесценный дар», «источник всех великих дел» и что народ имеет право вернуть отнятую у него свободу.

С середины 80-х гг. он работал над своей главной книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Она была напечатана с помощью друзей в маленькой типографии в количестве всего 650 экземпляров. Власти сразу же весь тираж конфисковали, а автора заключили в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в Сибирь.

Только в 1796 г. пришедший к власти император Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под надзором полиции, и лишь в 1801 г. при Александре I писатель получил полную свободу. Новый император назначил его в Комиссию составления законов, где Радищев занимался подготовкой законодательных реформ. Но и здесь он продолжал выступать за отмену крепостного права, сословных привилегий. Под угрозой новой ссылки он покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Главная книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отличалась широким охватом русской действительности XVIII в., затрагивала самые глубокие противоречия эпохи. Встречаясь во время своего путешествия со множеством людей, автор стремился понять горе и радости крестьян, а народ показан им и в бедственном состоянии, и во всем великолепии своего трудолюбия, человеческого достоинства и свободомыслия. В своем главном произведении Радищев доказывал вслед за Ж.Ж. Руссо, что народ имеет право на восстание против такой власти, которая нарушает его естественные права, не обеспечивает безопасность его жизни и неприкосновенность собственности.

Произведения Радищева были в России запрещены вплоть до 1905 г. Но «Путешествие...» распространялось в рукописных списках. А.И. Герцен в 1858 г. издал эту книгу в Лондоне. Несмотря на запреты сочинения А.Н. Радищева оказали большое влияние на развитие общественной мысли России XVIII—XIX вв.

Бенджамин Франклин — американский государствепнный деятель и ученый. Родился в Бостоне, учился в местной школе, работал в свечной мастерской, потом в типографии. В 17 лет переехал в Филадельфию. В молодости Франклин сменил множество профессий, много путешествовал и долго жил в Англии и во Франции. В 1727 г. организовал собственный издательский бизнес и стал издавать «Пенсильванскую газету» и литературный альманах. Служил секретарем, а затем стал членом Ассамблеи — законодательного органа Филадельфии, сделал блестящую карьеру в почтовом ведомстве.

Франклин самостоятельно изучил французский, испанский, итальянский языки, латынь. В 1731 г. он организовал первую в Америке публичную библиотеку, в 1743 г. — Американское философское общество, в 1751 г. — Пенсильванский университет.

Общественно-политические взгляды Бенджамина Франклина основывались на концепции естественных прав человека, он отстаивал идеи разума, свободы и демократии.

Наукой Франклин стал заниматься, когда ему исполнился уже 41 год. Однажды он случайно оказался на публичной лекции, посвященной проблеме электричества. Франклин увлекся этим загадочным в то время явлением и вскоре самостоятельно поставил серьезные эксперименты и совершил ряд важнейших открытий.

Для исследования природы электричества он в 1752 г. провел свой знаменитый эксперимент с воздушным змеем, благодаря которому и стал известен как ученый. Из этого эксперимента позднее родилась идея громоотвода, а затем и общая теория электричества и связанная с ней терминология (положительный и отрицательный заряды, проводник, батарея и т.д.).

В 1757 г. Б. Франклин был назначен представителем Пенсильвании в Лондоне. Он выступил в английском парламенте против налоговой политики, которую проводило правительство страны по отношению к своим американским колониям. Затем в течение десяти лет служил в Париже, где ему удалось добиться заключения договора с Францией о военной и финансовой поддержке американских колоний в их борьбе за независимость против Британии.

Будучи крупным политическим деятелем, Франклин тем не менее считал, что научные открытия являются достоянием всего человечества и что забота о развитии науки должна быть выше политических и военных противоречий между государствами. Когда английский мореплаватель Дж. Кук возвращался из своего дальнего плавания, Франклин дал указание всем американским военным кораблям не причинять ему вреда, несмотря на состояние войны между колониями и Англией.

Только в 1785 г., после многочисленных обращений Франклина, Конгресс удовлетворил его просьбу об освобождении от должности посланника во Франции в связи с преклонным возрастом. Последней его инициативой после возвращения в Филадельфию было обращение к Конгрессу с призывом об отмене рабства. Умер Бенджамин Франклин в Филадельфии 17 апреля 1790 г.

Томас Джефферсон — американский государственный деятель, просветитель; третий президент США (1801 — 1809), идеолог демократического направления Американской революции; автор проекта Декларации независимости США.

Т. Джефферсон родился в г. Шедуэлл, в штате Виргиния. Его родственники были богатыми плантаторами; сам он владел рабами и плантацией, хотя и был идейным противником рабовладения. Томас получил хорошее образование, он изучал право и в 1767 г. был допущен к адвокатской практике. В 1769 г. Джефферсон избирается членом палаты представителей Виргинии и становится известен благодаря своему памфлету, в котором доказывал, что британский парламент не имеет права издавать законы для американских колоний.

В 1775 г. он был избран депутатом Второго Континентального конгресса, на котором возглавил комитет по составлению Декларации независимости, принятой 4 июля 1776 г. Джефферсону принадлежат знаменитые слова Декларации: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Активно участвуя в демократизации Виргинии, он стал автором еще одного исторического документа — «Статута о религиозной свободе» (1786), который оказал влияние на закрепление в конституционном порядке положения об отделении церкви от государства. Здесь было, в частности, записано: «Хорошо понимая, что... наши гражданские права не зависят от религиозных взглядов, так же, как они не зависят от наших взглядов в области физики или геометрии...

что взгляды людей не подчиняются гражданской власти и не входят в ее юрисдикцию, мы, Генеральная ассамблея штата Виргиния, утверждаем закон, согласно которому... все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в области веры»[5].

Т. Джефферсон был выдающимся представителем радикального крыла просветителей XVIII в. Выражая интересы мелкой буржуазии, он указывал на необходимость демократического решения аграрного вопроса, отмены рабства и предоставления всему народу равных политических прав. В частной собственности — этой основе «естественных прав человека» — он видел основу гармонии интересов общества.

С зарождением политических партий он стал лидером демократических сил, выступавших против ущемления прав штатов и представлявших интересы мелких производителей, и победил на президентских выборах в 1801 г. Как президент Джефферсон проводил умеренную, прагматическую политику компромисса между всеми слоями общества.

Уйдя в отставку, Т. Джефферсон свои последние 17 лет жизни провел в поместье Монтичелло, которое было выстроено по его собственному проекту. Здесь он с удовольствием занимался наукой, особенно ботаникой, геологией, изучал философские трактаты, увлекался игрой на скрипке, принимал многочисленных гостей, вел обширную переписку с американскими и европейскими учеными, политиками и общественными деятелями.

Человек разносторонних интересов и знаний, Томас Джефферсон в 1797—1815 гг. был президентом Американского философского общества. Его книжное собрание насчитывало 6,5 тыс. томов, оно положило начало Библиотеке Конгресса США. Достижением последних лет его жизни стало создание Виргинского университета.

Наряду с Бенджамином Франклином Джефферсон признается выдающимся представителем эпохи Просвещения в США.

Томас Джефферсон скончался 4 июля 1826 г. На сером граните обелиска его могилы на кладбище в Монтичелло выбита составленная им самим эпитафия, не упоминавшая ни об одной из государственных должностей Джефферсона, но указавшая на три достижения, которые он более всего ценил — Декларацию независимости, Статут о религиозной свободе, Виргинский университет. Память о Т. Джефферсоне увековечена в мемориале, открытом в Вашингтоне в честь 200-летия со дня его рождения. Внутри этого увенчанного куполом сооружения с колоннами, выстроенного в излюбленном им классическом стиле, высится статуя Джефферсона, а стены украшены его изречениями.

  • [1] Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Наука, 1978. С. 83.
  • [2] Лейбниц Г.В. Соч. В 4 т. Т. 3. - М„ 1982. С. 491.
  • [3] Biografiivsen.ru. >guote
  • [4] Закон сохранения массы исторически понимался как одна из формулировок закона сохранения материи. Его формулировка у Эмпедокла (V в. до н.э.)такова: «Ничто не может произойти из ничего и не может то, что есть, уничтожиться». Позже аналогичный тезис высказывали Демокрит, Аристотель, Эпикур.
  • [5] Джефферсон Т. Билль о религиозной своболе //Американские просветители. — М.: Мысль, 1969. С. 47-49.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>