СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРИОДА И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

Хотя это была и пранаука, но тем не менее это была достаточно многосторонняя система знаний, которая включала в себя технические, мифологические и космологические представления.

Главными источниками наших знаний об этой системе являются найденные археологами остатки материальной культуры: следы первобытных костров, остатки орудий труда, жилищ и др. Но от этого времени дошли до нас и некоторые памятники духовной культуры, такие как древние наскальные изображения, статуэтки, устные предания в форме сказок и мифов, а также и письменные свидетельства в виде криптограмм, иероглифов и т.п. И наконец, многое в представлениях первобытных людей нам помогает понять жизнь, деятельность, культура еще сохранившихся поныне в отдаленных уголках мира так называемых «традиционных сообществ», «диких племен» Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки.

Здесь следует также учитывать, что в современном образовании, культуре и науке еще не выработана единая позиция по ряду основополагающих для данной темы проблем, например, таких как возникновение Вселенной, зарождение жизни на Земле, появление человека и начало его познавательной деятельности, из которой затем сформировалась и научная деятельность.

В истолковании этих важнейших для истории науки исходных проблем до сих пор соперничают две главных концепции.

Религиозная, креационистская (от лат. creatio — сотворение) концепция представляет собой основанное на вере учение о чудесном сотворении Богом мира, жизни, человека, его способности к познанию из ничего, из пустоты. Здесь все эти события предстают в виде чудесного, недоступного для рационального человеческого понимания, таинственного, единовременного акта. Постижение этого акта для человека возможно только особым способом познания, который в психологии называют интуицией, соединяющей в себе в единый сплав чувственный и рациональный способы постижения действительности. На признании исключительных возможностей такого интуитивного способа познания до сих пор основываются мировые религиозные учения: христианство, исламизм, буддизм и др. Эта концепция познания тесно взаимодействует с идеалистической философией и по сути дела является одним из ее вариантов.

Научная эволюционистская концепция возникновения человека и его способности к познанию основана на совсем других представлениях. Она базируется на признании преимуществ человеческого разума в познании сложных проблем действительности, на использовании свойственных ему методов опосредованного, обобщенного восприятия, логики, доказательств, строгом отделении фактов от вымыслов. Рационалистическая, научная концепция рассматривает появление человека и его разума как результат длительной эволюции природы от неживой материи к живой, а от нее — к социальной.

Согласно этой позиции особую роль в становлении человека как уникального существа сыграла его способность к труду, взаимодействие с себе подобными, переход от чувственного, непосредственного познания к опосредованному и обобщенному понятийному познанию действительности. Важную роль в этом процессе играло

юз постепенное овладение человеком речью, которая появилась первоначально в виде языка жестов, а по мере развития голосового аппарата стала и звуковой. Появление речи стало переломным моментом в развитии человеческого познания, поскольку позволило человеку использовать не только индивидуальный опыт, но и знания, накопленные другими людьми, коллективный опыт. На основе этих факторов — труд, общение, мышление, речь — возникла и развивалась вся человеческая культура, искусство, религия, а также зарождалась и наука.

Эта концепция по сути дела основывается на положениях материалистической философии, которая исходит из признания единства человека и природы.

Конечно, вторая концепция значительно сложнее для исследования, объяснения и понимания. Первая — значительно проще, она доступна пониманию даже ребенка. Поэтому обе эти концепции — креационистская и рационалистическая — до сих пор соперничают между собой, причем каждая из них имеет немало сторонников.

Эволюционистская концепция требует детального рассмотрения медленных, едва заметных, на первый взгляд незначительных изменений в первобытной жизни, которые в конечном счете и привели к величайшему перевороту в ее развитии — к возникновению у человека способности к понятийному познанию, благодаря которому только и стала возможной наука. Как говорил древний китайский философ Конфуций, «все великое в Поднебесной начинается с мелочей». Внимание к такого рода «мелочам» является как раз важным методом всей исторической науки, да и любой другой науки тоже.

История первобытности — самый масштабный период всемирной истории человечества. Он продолжался около 4 млн лет — до III тыс. до н.э., когда появились первые древние цивилизации в Египте, Двуречье, расположенном вдоль рек Тигр и Евфрат, а затем и в Древней Греции, Индии и Китае.

К настоящему времени археологи обнаружили уже около 100 очагов первобытной культуры на всех обитаемых континентах мира.

Однако археологические данные еще пока далеко не полны, с их помощью еще трудно отличить останки древнейших людей от обезьяны.

Древнейшими свидетельствами появления человека признаны стоянки вокруг озера Чад в Африке, относящиеся к периоду 4 млн лет тому назад.

Спустя еще два миллиона лет, как свидетельствуют археологические находки в виде обработанных камней и костей мамонтов, человек распространился уже по всей Африке, а затем и по Южной Европе (Южная Франция), а также и по Южной Азии (Южный Китай).

Признано, что крупнейший скачок в длительном и постепенном физическом и интеллектуальном развитии человека в течение этих нескольких миллионов лет произошел где-то 30—40 тыс. лет тому назад, на рубеже периодов, называемых археологами палеолитом и неолитом. Этот скачок привел к формированию человека такого типа, физические и интеллектуальные качества которого позволили характеризовать его как Homo sapiens, т.е. человек разумный. В том же виде, без существенных изменений своих физических и интеллектуальных параметров, человек существует вплоть до настоящего времени.

Создателем такого человека, по мнению ученых, явился все же труд, а не Бог, как думают сторонники религиозной веры. Подлинными творцами человека были такие рожденные в его предметнопрактической, трудовой деятельности материальные факторы, как овладение огнем, создание каменных орудий, лука и стрел, различного рода ловушек для зверей. Без всех этих факторов он бы не выжил.

Поистине великим событием человеческой истории было овладение огнем. Первые обнаруженные кострища относятся к периоду около 500 тыс. лет тому назад. Они впервые открыты археологами на территории Франции и Венгрии. Там же обнаружены и древнейшие печи.

Добывали огонь сначала путем трения двух кусков сухого дерева, а позднее — высекали из кремния. Топливом служили дерево, трава, кости.

Около 20 тыс. лет тому назад появились первые светильники, в которых использовались сало и шерстяные фитили. Все эти новые формы практической деятельности, способствуя проникновению человека во внутренние, существенные, скрытые свойства предметов, вели к формированию более сложной формы человеческого познания, которым стало мышление — опосредованное, сущностное восприятие мира. Без этого нового, более эффективного по сравнению с чувственным познанием, способа постижения действительности, появившегося уже у первобытного человека, возникновение науки в древних цивилизациях было бы невозможным.

Используя огонь, человек сумел значительно повысить эффективность охоты, стал продвигаться на север, смог улучшить свое питание. Появилась новая форма коммуникаций в виде общения у костра.

Особенно крупные успехи в физическом и духовном развитии человека связаны с последним периодом каменного века — неолитом, который датируется X—III тыс. до н.э.

Этот период иногда не без оснований называют периодом «неолитической революции». Основное его содержание — создание новых орудий труда, первых оседлых поселений, сделавших человека более независимым от природы.

Качественный сдвиг состоял в переходе от присваивающей, собирательной экономики к производящей: земледелие, скотоводство, ремесло. Люди стали овладевать новыми технологическими операциями, такими как шлифовка каменных топоров, наконечников для стрел, крючков; пиление не только дерева, но и камня, их сверление. Стала производиться обработка все более твердых видов камня: не только известняка, но и кремния, базальта и др. Началось изготовление тяжелых топоров, мотыг.

Тяжелыми топорами можно было быстрее рубить лес, выдалбливать лодки, строить жилища. В результате увеличились возможности перехода к земледелию. Крупным техническим достижением этого периода, которое датируется 4—3 тыс. до н.э., было изобретение колеса и первых повозок. Но задолго до этого для перемещения тяжелых грузов уже использовался деревянный каток.

Земледелие раньше всего возникло в Малой Азии (современная Турция), в Средней Азии, на территории нынешнего Пакистана: это доказано выдающимся отечественным биологом Николаем Ивановичем Вавиловым, исследовавшим по всему миру зоны распространения культурных растений. Далее, как им же было установлено, земледелие распространилось в Индию, Китай, Средиземноморье, в Африку. Эти исследования Вавилова, произведенные им в 30-е гг. XX в., в дальнейшем были подтверждены многочисленными археологическими раскопками.

Еще одним крупным достижением неолита была глинобитная архитектура. Для нее использовался строительный материал, созданный на основе смеси глины с соломой, который применяется в сельских районах до сих пор, например на юге России и Украины при строительстве мазанок. На этой более прочной материальной основе техника и культура неолита стали развиваться быстрыми темпами.

Как показали раскопки, к концу доцивилизапионного периода уже каждая семья имела минимальный набор орудий труда и предметов домашней утвари. Посуда была частично деревянной, частично каменной. Глиняная посуда появилась позднее, первоначально ее формовали вручную.

В это же время в земледельческих районах появилось и ткацкое ремесло. В качестве сырья использовались шерсть, лен, хлопок. Ручной ткацкий станок появился в V тыс. до н.э.

Началась и обработка металла. Первые медные наконечники, шильца, бусы датируются VII—VI тыс. до н.э.

Одной из первых ремесленных профессий, непосредственно не связанных с сельским хозяйством, стала профессия горняка, занятого добычей камня. Первые остатки шахт по добыче кремния найдены в Англии.

В это же время появились и первые достижения духовной культуры.

Ее фундамент составляли, согласно исследованиям современной аналитической психологии, так называемые архетипы — изначальные, врожденные идеи, образы, которые и поныне составляют содержание «коллективного бессознательного», лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок и т.п.

Эти первоосновы человеческой культуры были глубоко исследованы австрийским психоаналитиком Карлом Юнгом (1875—1961 )[1].

Под архетипами Юнг понимал некоторые изначальные образы, доминанты, стереотипы, составлявшие первооснову духовного мира древнего человека. Архетип — это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая в себе значительный эмоциональный заряд. Так, например, архетип матери изначально сформировался и реализовывался во взаимоотношениях с реальной матерью. Наблюдение за солнцем порождало и поддерживало в сознании первобытного человека архетип «божества». Архетип мудреца стал основой появления в глубинах человеческого сознания идеи вождя, царя, харизматического лидера. Эти образы стали закрепляться с помощью мифов, религий, они постоянно присутствовали в сновидениях.

Через архетипы, мифические образы первобытный человек пытался понять мир и себя. Миф, сказание, легенда — это исторически первая форма духовного приобщения человека к природе. Через эту ступень духовного развития прошли все народы, мифотворчество каждого из них, несмотря на его многообразие, имеет некоторые общие черты.

Основные из них: синкретизм (от греч. «единство, целостность, соединение») и антропологизм (от греч. «антропос» — человек).

Синкретизм означает присущую сознанию первобытного человека нерасчлененность, целостность восприятия окружающего мира, природы и себя самого в ней. Его мышление еще не делит мир на составные элементы, не выделяет человека из природы. Первобытные люди объясняли происходящие природные события, наделяя их фантастическими связями, которые они выдумывали из-за недостатка знаний об их реальных причинах. С помощью мифотворчества они как бы имитировали логическое мышление, создавали предпосылки для перехода к более серьезному способу познания, которым со временем и стала наука.

Другая черта мифологии — антропологизм, или антропоморфизм означает очеловечение природы. Природа объяснялась с помощью простейшего знания, которое человек уже накопил о самом себе. Первобытный человек наделял неодушевленные предметы способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.п. Так, выражения «земля спит» или «небо хмурится», которые используются и сегодня, были для него наполнены реальным содержанием, соответствующим человеческим переживаниям. Отголоски подобного понимания мира представлены и в языке современных культурных народов, в искусстве, особенно в поэзии.

В этой связи следует отметить, что в современной науке утвердился так называемый антропный принцип, согласно которому устанавливается зависимость существования человека от физических параметров нашей Вселенной. Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из фундаментальных физических характеристик нашей Вселенной, то существование в ней жизни, человека с его разумом было бы невозможно. Иными словами, наш мир оказался устроенным столь удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться.

Нетрудно заметить, что в общем плане антропный принцип на современном уровне научного знания воспроизводит то интуитивное представление первобытного общества о взаимосвязи человека и универсума, которое позднее, уже на рациональном уровне, развивалось целой плеядой философов от Античности и до наших дней (Анаксагор, Джордано Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден и др.).

Научная позиция, выражаемая антропным принципом, основана на признании возможности существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются простые стационарные физические состояния, а в других возможно формирование сложных физических систем, в том числе и жизни в ее многообразных формах. Таким образом, в мировоззренческих установках первобытного человека обнаруживаются вполне определенные точки соприкосновения с принципами современной науки, в частности с ее антропным принципом.

На основе мировоззренческих установок формировались и другие области культуры первобытного общества, такие как живопись и скульптура. Их открытие современной исторической наукой началось лишь с середины XIX в. Особенно много было найдено наскальных изображений в пещерах Северной Испании. В некоторых пещерах было обнаружено по несколько сотен картин. Это были главным образом изображения животных, быков, лошадей, оленей. Некоторые изображения на картинах достигали по размеру более двух метров. Одна из самых больших галерей первобытной живописи в Северной Испании — Альтамирская — тянется на 280 м. Ее по праву стали именовать «Лувром каменного века».

Немалый интерес для истории науки имеет не только живопись Альтамирской пещеры, но и сама драматическая история ее исследования. Первым исследователем пещеры стал граф Саутуола, владелец угодий, в которых находится пещера. Она была обнаружена местным охотником. Здесь стали прятаться от непогоды пастухи и устраивали привалы охотники. Но в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, десятилетняя дочь графа Мария обратила внимание своего отца на трудноразличимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее залов. «Смотри, папа, быки!» — сказала девочка.

С этого дня начались длительные злоключения Саутуолы. Предположив, что найденная живопись принадлежит каменному веку, он начал раскопки, пригласив для консультаций известного специалис- та-археолога, профессора Мадридского университета Виланову, который поддержал догадку графа.

Вскоре оба исследователя опубликовали первые сообщения об открытом ими уникальном памятнике человеческой культуры. Их сообщение вызвало настолько большой интерес, что началось массовое паломничество в пещеру туристов. Ее посетил и король Испании Альфонс XII. Однако вскоре большинство специалистов-архе- ологов стали высказывать сомнения относительно древнего происхождения открытых памятников живописи. Саутуолу стали даже обвинять в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны по его заказу одним из его друзей — художником, гостившим в его замке.

Можно представить, какую тяжелую моральную травму нанесли эти «хранители научной истины» испанскому гранду с его обостренным чувством достоинства и чести. Только через 15 лет после смерти графа его оппоненты были вынуждены, наконец, публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры является подлинным памятником древности.

Эти произведения древней живописи, как установили ученые, были созданы 30-40 тыс. лет тому назад, еще в период палеолита. Большинство рисунков нанесено простейшими красками — белой, черной, желтой, бурой — на стенах и потолке пещер. Они поражают необычайной жизненностью и экспрессией. В наибольшей степени своими высокими художественными качествами отличается картина, получившая название «Раненый зубр». Кажется невероятным, чтобы «дикарь» обладал такой зоркостью глаза и твердостью руки.

Конечно, все же нельзя преувеличивать художественный уровень этих произведений. Мастерство древнего художника есть мастерство фиксации отдельных, единичных явлений и впечатлений. Никаких сложных сюжетов или даже простых сочетаний разнородных элементов палеолит еще не знал. Но то, что уже завоевали древние художники — остроту наблюдения и способность яркого воспроизведения увиденного — было важным и необходимым началом всей последующей истории искусства и науки, для которых развитие именно этих качеств имеет решающее значение.

Расцвет первобытной скульптуры наступил гораздо раньше появления живописи. Это были статуэтки женщин, так называемые древние Венеры. Они найдены во Франции, Италии, Венгрии, Австрии, Чехии, а также и в России. Это фигуры женщин массивных форм, высотой всего 10—15 сантиметров, выполненные из камня или кости. Они явно свидетельствуют о культе женщины-матери в эпоху матриархата. Это были первые в истории искусства изображения человека. Но они, конечно, были еще очень примитивны, в изображении их лиц трудно различить какие-либо черты. Древний скульптор стремился, по-видимому, выразить своими произведениями лишь символ плодородия. О присутствии в этих фигурах той или иной степени одухотворенности еще не может быть и речи.

На первый взгляд, все эти культурные достижения незначительны. Но на самом деле это был революционный сдвиг во всей истории человечества. Ведь эти достижения означали начало великого процесса удвоения жизни людей: к жизни физической, телесной, брутальной теперь прибавилась еще и жизнь совсем иная: нематериальная, идеальная, духовная.

Частью именно этого «второго мира», порожденного новой формой человеческой активности, позднее стала и наука. Именно здесь находится ее начало, ее исток. А ведь, как говорил Сократ, «начало это не мелочь, хотя начинается с мелочей». Пробыв в течение большей части доцивилизационного периода в облике кузнеца, только к самому концу этого времени первобытный человек совершил головокружительный скачок, став тем, что в русской пословице называется «и на дуде игрец». Используя научную терминологию, можно сказать, что главным содержанием этого периода был переход человека от состояния Homo farber к состоянию Homo sapiens.

Это был великий поворот во всей исторической судьбе человечества прежде всего потому, что от первых скульптур и живописных рисунков открывался прямой путь к письменности в ее первоначальной форме — в форме пиктограмм, соединяющих в себе изображение и знак, затем — к клинописи, появившейся в странах Двуречья Тигра и Евфрата, далее — к иероглифам Египта, и наконец — к алфавитному письму.

Первые пиктограммы, изображавшие отдельные предметы и производимые действия, появились в Междуречье в IV тыс. до н.э. Они использовались для обозначения ассортимента и количества продовольствия, а также имени его владельца. Развитию письменности способствовало появление первых городов, где создавались общественные склады продовольствия, в которых стало необходимым налаживать строгий учет. Письменность, таким образом, выступила первоначально как инструмент хозяйствования, и лишь только затем стала средством религии, литературы и т.д. К III тыс. до н.э. пиктограмма преобразовалась в более практичную форму — клинопись, которая использовалась вплоть до начала нашей эры.

Первые письменные документы, написанные иероглифами, найдены в Египте и относятся к 3200 г. до н.э.

Наиболее известными древнейшими памятниками письменности считаются созданные в Вавилонии в XVIII в. до н.э. так называемые «Законы Хаммурапи». Они были выбиты на каменных столбах и представляли по своему содержанию первый памятник частного права.

Положившие начало процессу становления человеческой культуры первые живописные изображения животных, нарисованные красками красно-желтого цвета, найдены в большом количестве на юге Франции и в Испании.

Несколько позднее появились изображения человека, Солнца, планет. Композиции стали многофигурными, с изображением динамических сцен охоты.

В истории науки эти рисунки трактуются сегодня как свидетельство появления у людей первоначальных знаний в области математики, астрономии, биологии. Это было по своему характеру объективное, достоверное, реальное знание. Так, сцены охоты мог создать только художник, знавший толк в реальной охоте.

Эти изображения свидетельствуют о единстве основ психики, мышления древнего и современного человека, ныне создающего современные живопись, скульптуру, научные знания.

Вслед за этими первыми достижениями духовной культуры появились и другие формы духовного мира: мифы, предания, ритуалы (танцы, музыка, песнопения). На этой почве появились и древнейшие религии как первые попытки системного осмысления окружающей действительности, которые обожествляли животных, деревья, явления природы и были неотделимы от ритуалов, из совокупности которых и возникали первые религиозные культы. Основными разновидностями древних религий были:

  • Анимизм (от лат. anima, animus — дух, душа) — вера в существование духов и наличие независимой души у людей, животных, растений и предметов, обожествление сил и явлений природы лежит в основе различных религиозных верований.
  • Тотемизм (от англ, totem ism) — форма религии, выражающаяся в представлении о сверхъестественном происхождении рода или племени от какого-либо животного (например, медведя), растения (например, сосны) или другого тотема (например, скалы или камня); тотем считался покровителем некоторого рода, племени. Шаманы пытались воздействовать на него средствами магии, задабривали — приносили жертвы каменным или деревянным фигурам, изображавшим тотем.
  • Фетишизм (от фр.fetice) — религиозное поклонение предметам- фетишам, которые по мнению первобытных людей были наделены сверхъестественной магической силой и могли оказать помощь тому, кто им поклонялся. Фетишизм проявляется и сегодня верой в иконы, обереги, талисманы и т.п.
  • Магия — чародейство, волшебство, колдовство; совокупность обрядов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Возникнув в первобытном обществе, магия впоследствии внедрилась в ткань всех религий. Магии свойственны всевозможные суеверия, приметы, гадания, заклинания.

Религиозные верования, магия — одно из величайших достижений первобытного общества, важнейший момент в становлении человеческого сознания, в создании психологических предпосылок науки, ибо в них проявилась попытка объяснения причин происходящего, т.е. формировались зачатки человеческого мышления, составляющего основу научного познания.

  • [1] См.: Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Москва; Киев: Совершенство, 1997.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >