Полная версия

Главная arrow Философия arrow История и философия науки

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

РОССИЙСКАЯ НАУКА: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!

М.В. Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт

Процесс возникновения и развития науки в России весьма противоречив. Тем не менее история ее становления может служить ярким свидетельством неуклонного возрастания роли научной сферы в жизни современного общества.

СКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАУКИ В ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ (X-XVII ВВ.)

Начало формирования предпосылок научного знания относится еще к периоду Древней Руси.

К числу важнейших предпосылок появления науки следует отнести:

  • • постепенное накопление практических знаний, необходимых для занятия сельским хозяйством, ремеслом, строительством, лечения людей, хотя эти знания носили еще эмпирический, рецептурный характер, т.е. представляли собой лишь некоторые зачатки научных знаний. Их накоплению уже в Древнерусском государстве способствовали растущие потребности в улучшении военного дела, географическом описании территории страны и т.д.;
  • • возникновение и развитие в Древнерусском государстве письменности, создавшей основу для фиксации и сохранения знаний. Старославянский язык был создан в середине IX в. славянскими просветителями, монахами, братьями Кириллом и Мефодием на основе болгарского и греческого языков. Ими была создана азбука-кириллица, представлявшая собой приспособление греческого письма к нормам славянского языка, более раннему славянскому алфавиту, так называемой глаголице. Более простая в написании кириллица стала широко использоваться как в религиозной, так и в светской литературе. Кириллица остается основой современного русского и других славянских языков;
  • • решение проблемы принятия Древнерусским государством в конце X в. христианства в его греческо-византийском, восточном варианте, получившем название православия. С принятием христианства Древняя Русь оказалась преемником и хранителем большого книжно-письменного наследия, созданного как в Византии, так и в славянских странах. Это был огромный корпус переводных, главным образом античных, а также оригинальных славянских текстов. Благодаря этому Древнерусское государство сразу получило прочный и надежный фундамент для развития собственного литературного творчества, не только религиозного, но и светского характера. Первыми предшественниками сословия ученых на Руси стали монахи-книжники, побывавшие по долгу своей службы во многих странах княжеские дружинники, а также купцы, которые могли накопить немалый запас знаний, умений и навыков;
  • • появившиеся на Руси библиотеки , первые из которых были созданы в Киеве уже в XI в. и способствовали накоплению и сохранению знаний. Создателем библиотеки при Софийском соборе был киевский князь Ярослав Мудрый (1018—1054). Число библиотек стало быстро расти, кроме церковных и княжеских, появились и частные книжные собрания;
  • • книгопечатание, ставшее важным событием в складывании предпосылок появления научных знаний в допетровской Руси. Первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» была опубликована 1 марта 1564 г. в Москве первопечатником Иваном Фёдоровым (ок. 1510—1583). Работа Московского печатного двора контролировалась царем и патриархом;
  • • складывание системы образования. В конце 80-х гг. XVII в. в Москве открылась Эллино-греческая (с 1775 г. — Славяно-гре- ко-латинская) академия. Это было первое в нашей стране высшее учебное заведение. Академия была подчинена Патриарху всея Руси. Здесь велось обучение, соответствующее программе так называемого тривиума (грамматика, риторика, диалектика), которая была принята в средневековых университетах Западной Европы. Наиболее известными преподавателями Академии были греки братья Лихуды.

Братья Лихуды, Иоаникий (Иоанн — 1633—1717) и Софроний (Спиридон) — 1652-1730), греки по национальности, прибыли в Москву в 1685 г. в качестве посланцев Константинопольской православной церкви. Окончили университет в г. Падуя. До нас дошли некоторые их произведения богословского и философского характера, в частности, посвященные критике католичества и лютеранства. Результатом их преподавательской работы в Академии стало появление из числа их учеников первого поколения профессиональных русских ученых. Братьев Лихудов справедливо называют родоначальниками высшего образования в России. 31 мая 2007 г. в Москве, в Богоявленском переулке был открыт памятник братьям Лихудам.

Эту Академию окончил и великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765).

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>