Полная версия

Главная arrow Философия arrow История и философия науки

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

АНТИСЦИЕНТИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ П. ФЕЙЕРАБЕНДА

Среди таких антисциентистов наиболее известен американский философ Пол Фейерабенд (1924—1994). Его негативную по отношению к науке концепцию, которую иногда называют «познавательным анархизмом», можно свести к следующим положениям:

  • • Наука в действительности не обладает никакими достоинствами по отношению к другим видам духовной жизни: мифологии, религии, обыденному знанию, любому вненаучному знанию, включая магию, астрологию и т.п. Те преимущества, которые она получила в современном обществе, не есть результат каких-то преимуществ ее методов, а продукт принуждения, идеологического, политического, даже вооруженного, который постоянно использовали в течение всей ее истории представители и сторонники науки. «Не слишком отклоняясь от истины, можно кратко сказать: сегодня наука господствует не в силу ее сравнительных достоинств, а благодаря организованным для нее пропагандистским и рекламным акциям».
  • • Все методы, используемые людьми для познания мира, общества, человека равноправны, ни одна форма знания — мифологическая, религиозная или научная — не обладает какими-то исключительными методами освоения мира, которые давали бы ей преимущество перед остальными. «Никогда не было никакого честного соревнования между всем этим комплексом идей и мифами, религиями, обычаями... Эти мифы, религии и обычаи исчезли или выродились не вследствие того, что наука была лучше, а потому, что апостолы науки оказались лучшими борцами... Не было объективного сравнения методов и достижений». Поэтому сегодня главным принципом методологии познания, всех его форм, в том числе и науки, должен стать принцип, гласящий «все позволено, все допустимо», т.е. в области методологии должна воцариться полная анархия.
  • • Вся история науки не дала сколько-нибудь значимых результатов, не привела ни к прогрессу общества, ни к прогрессу самой науки, которая представляет собой сегодня множество теорий, взаимоисключающих друг друга. «Отсюда можно извлечь урок: вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки».
  • • Поэтому наиболее реальная перспектива развития культуры состоит в том, чтобы стереть все грани между мифологией, религией, искусством и наукой и таким образом обеспечить безграничную свободу в познании и анархию в его методологии, избавившись от диктата научного знания, его обожествления[1].

В связи с этими обвинениями в адрес науки следует заметить, что противостоять им не так просто, как может показаться на первый взгляд.

В науке действительно есть немало взаимоисключающих теорий и концепций, имеются и «белые пятна», проблемы, еще не поддающиеся решению. Такими, до сих пор не решенными наукой, проблемами являются:

  • • для астрофизики — темная материя;
  • • для медицины — рак, СПИД;
  • • для биологии — клонирование;
  • • для информатики — искусственный интеллект;
  • • для квантовой физики — частица Хиггса, иногда именуемая «частицей Бога».

Другим питательным источником нигилизма по отношению к науке является существующий страх перед последствиями применения научных результатов в технике, биологии, например в области использования атомной энергии, создания генно-измененных продуктов, клонирования животных и человека.

Видя, например, что научные исследования привели к созданию и использованию атомного оружия, люди начинают думать обо всей науке с опаской, полагая, что ее следовало бы заменить чем-нибудь другим. Новую волну страхов перед возможностью опасных последствий использования атомной энергии вызвала авария на атомной электростанции Фукусима в Японии в 2011 г. И хотя эта авария, как известно, была вызвана разрушительными последствиями мощного цунами, обрушившегося на побережье Японии, тем не менее в ряде европейских стран в связи с этим были приняты решения о свертывании программ развития атомной энергетики.

В этих условиях следует четко уяснить, что источником зла является не наука, а нравственные нормы людей, в руках которых так или иначе оказываются научные достижения.

Конечно, научные открытия могут иметь не только созидательные, но и разрушительные последствия, они могут наносить вред природе и человеку в виде загрязнения окружающей среды, создания оружия массового уничтожения, роста травматизма и т.п. Но, как показывает опыт, эти и другие отрицательные последствия развития науки и техники можно преодолеть только на основе новых достижений той же науки.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы отличия науки от других видов знания: художественного, религиозного, обыденного?
  • 2. Определите сущность научного знания.
  • 3. Почему необходимо изучение философских основ науки?
  • 4. Каковы причины появления в современных условиях негативного отношения к науке?
  • 5. Перечислите основные положения антисциентистской концепции П. Фейе- рабенда.

  • [1] См.: Феиерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М.: Прогресс, 1986.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>