Полная версия

Главная arrow Социология arrow Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Социокультурный менеджмент в сфере реализации культурных практик

С древних времен люди, населявшие Землю, делились на управляющих и управляемых. Научного осмысления данных процессов еще не было, но опытным путем человек осваивал принципы и методы управления. Чем больше становилось население нашей планеты, тем сильнее человек нуждался в эффективных способах влияния на массы, тем сложнее становились приемы, которые легли в дальнейшем в такое научное направление, как социальное управление.

Феномен управления исследовался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и другими), призванными изучать общество и законы его развития. Впервые значительный интерес науки к данной области появился в начале XX века в экономической сфере и впоследствии оформился в дисциплину «менеджмент». Проблемы и тенденции, имеющие место в социуме, продолжают волновать ученых, практиков, теоретиков. Новая научная теория в дальнейшем получила название «социальное управление».

Понятие «социальная система» - одно из фундаментальных в научной практике. Особенность системы - состав, люди и возникающие между ними отношения. Среди социальных систем различаются гомогенные, состоящие только из одних социальных элементов (например, многие малые группы); гетерогенные, в которые, наряду с человеком, включены элементы иной природы: социально-технические (предприятие, город), экосоци- альные (географический район)[1].

Классификационная характеристика социальной системы основывается на показателях ее сложности. С точки зрения теоретико-методологического подхода выделяют следующие системы: простые, сложные, особо сложные. Сравнение социальной системы с системами техническими и биологическими указывает на ее большую сложность, поскольку основной элемент исследуемой системы - человек, обладающий собственной субъективностью и наибольшим диапазоном выбора поведения. Любая сложная система имеет не один, а несколько путей возможного развития, что определяется сложным сочетанием внутренних факторов и динамики внешней среды. Именно поэтому вопрос социального управления актуален и выступает необходимым условием существования современного общества, так как моделей дальнейшего развития социума может быть огромное множество, в сторону как прогресса, так и регресса.

Социальная сфера управления, являясь и общественной практикой, и научной дисциплиной, имеет свои специфические объект и субъект. Основываясь на различных подходах в определении сущности исследуемого явления, некоторые ученые делят субъект управления на управляющих и управляемых. Согласно иной трактовке, лица, осуществляющие деятельность различного рода по выполнению решений субъектов социального управления, и есть объект[2].

Эти трактовки в определении управляемого субъекта (в первом случае) и объекта (во втором) в большей степени идентичны, так как указывают на выполнение определенным образом заданных действий, однако существенная разница заключается в том, что когда автор использует термин «управляемые субъекты», он подразумевает процесс взаимодействия между субъектом и объектом. В ходе исторического развития границы, содержание, способы и средства социального управления претерпели глубокие изменения. Сегодня управление становится научно обоснованным и осуществляется через функционирование специфических социальных институтов, выступающих в качестве его субъектов.

В научной литературе не существует единого подхода к определению принципов социального управления, что связано с различиями в изучении данного феномена и его сущности. Один из них основывается на том, что принципы социального управления подразделяют на общие, особенные, экономические, организационные, технологические, педагогические, моральные, финансовые и другие [3]. В данном же направлении существует классификация, которая основана на исследованиях социальной сферы и подразделяет принципы на общие, частные и организационно-технологические.

Все принципы взаимосвязаны между собой, и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении. Смысл социального управления заключается в получении запланированных результатов, удовлетворяющих потребности общества. Принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются в процессе применения.

Если принципы - это правила, от которых нельзя отступать в данном виде деятельности, на основе которых должна быть выстроена вся осуществляемая деятельность, то функции - это предназначение того или иного явления в обществе. В теоретических разработках относительно социального управления существует и функциональный подход, который выделяет три группы функций: направленные на создание благоприятных условий жизни и их последовательное улучшение; охватывающие процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, в их социальных качествах; целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем[4]. Г. Е. Зборовский выделяет информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции социального управления[5].

Современное общество не может обходиться без социального управления, невозможно регулировать процессы, происходящие в социуме, без принципов и функций, присущих этому виду деятельности. Наряду с экономическим, политическим, социальным развитием стран особое место занимает развитие культурного потенциала, обеспечивающего диалог и связь различных государств на уровне социально-культурного взаимодействия.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также Проектом «Основ государственной культурной политики», разработанным в 2014 году, ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры[6].

На уровне государственного управления в сфере культуры для реализации поставленных задач используются механизмы, как социального управления, так и социокультурного менеджмента. В работе «Менеджмент в сфере культуры» Г. Л. Тульчинский определяет культуры в узком - «отраслевом» смысле, как конкретную сферу жизни общества, включающую сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.)[7].

Следует обратить внимание на то, что управлять культурой в целом невозможно, управлению поддаются культурные процессы, реализуемые в социально-культурной сфере. Для точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера» необходимо определить взаимосвязь с «непроизводственной сферой», «социальной сферой» и «отраслью культуры».

Согласно государственному классификатору «Отрасли народного хозяйства», введенному в 1992 году, к непроизводственной сфере отнесены виды деятельности в области культуры и искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, науки и научного обеспечения, общественных объединений, жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания, управления, финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения.

Социальная сфера является составной частью сферы непроизводственной и представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность (культура, досуг, образование, искусство, средства массовой информации, туризм, физическая культура и здравоохранение и др.).

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей и являющуюся предметом изучения экономических наук. Отрасль культуры в экономическом аспекте функционально связана со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и интеллектуальным развитием работника, необходимым для осуществления профессионального производительного труда, а также как средство развлечения и отдыха[8].

В приведенном выше определении явным является то положение, что культура является неотъемлемой частью экономической и общественной систем. Г. Л. Тульчинский выделяет несколько уровней роли (вклада) культуры в развитие современного общества и экономики, а именно прямой вклад сферы культуры в экономику, прямое социальное влияние, косвенное экономическое влияние и косвенное социальное влияние[9].

Данные особенности взаимодействия культуры и развития общества подтверждают важность, значимость и стратегическое значение исследуемой темы как на региональном, федеральном, так и на международном уровнях. Сегодня на всех уровнях государственного управления уделяется внимание проблемам менеджмента в социально-культурной сфере. Актуальность данных процессов, с точки зрения автора, обусловлена рядом причин. Среди наиболее острых следует отметить: кадровый дефицит в отрасли; невозможность плавной преемственности и передачи опыта, связанных с отсутствием представителей среднего возраста; повышение требований к качеству оказываемых услуг в социально-культурной сфере; слабая материально-техническая база учреждений, не удовлетворяющая потребности посетителей, зрителей, слушателей; низкий квалификационный уровень менеджеров в отрасли.

Исследование менеджмента в социально-культурной сфере также представляет особый интерес, связанный с последствиями размывания идеологизированных мировоззренческих ориентиров, которыми гордилось советское общество, в противовес которым выступают ценности постсоветского периода; изменение методов в сфере управления культурой с административно-распределительных на экономические, от дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ; повышение уровня конкуренции между бюджетными учреждениями культуры и коммерческими компаниями, предлагающими услуги в данной отрасли; предъявление новых квалификационных требований к руководящему составу в сфере культуры.

Сложность управления в сфере культуры состоит в неоднозначности подходов на теоретико-методологическом уровне и на уровне конкретных управленческих решений. Особенности социокультурного менеджмента в реализации художественных практик представляется целесообразным показать на примере работы Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Дом искусств», реализующего свою деятельность на территории Красноярского края.

Основная цель деятельности учреждения заключается в формировании целостной системы развития и поддержки деятельности профессиональных общественных творческих объединений Красноярского края в области культуры и искусства.

К профессиональным общественным творческим объединениям в области культуры и искусства относятся красноярские региональные отделения творческих союзов «Союз композиторов России», «Союз художников России», «Творческий союз художников», «Союз кинематографистов России», «Союз российских писателей», «Союз писателей России», «Союз театральных деятелей», «Союз архитекторов России», «Союз фотохудожников».

Творческие союзы представляют собой самостоятельный, специфический вид общественных объединений, которые ставят перед собой особые социально значимые цели по художественному и эстетическому просвещению и воспитанию населения, активному участию в духовном возрождении, задают критерии профессионализма в области культуры и искусства, осуществляют преемственность художественных традиций и школ, решают задачи взаимопомощи и создания условий для творческой деятельности своих членов.

В ходе социально-экономических преобразований в 90-х годах XX столетия были утрачены механизмы взаимодействия органов государственной власти с творческими объединениями. Девальвация ценностей, кризис идеологии, изменение правового статуса творца, невостребованность результатов творческого труда, отсутствие государственной поддержки привели творческие союзы в состояние рецессии.

Органы государственной власти России признают ведущую роль культуры и искусства в повышении качества человеческого капитала, неотъемлемым свойством которого является уровень культурного развития населения страны. По своему функциональному назначению творческие союзы способствуют развитию профессионального искусства в каждом из субъектов РФ, вносят вклад в формирование, сохранение и развитие национальной и региональной культурной идентичности, влияют на формирование творческих способностей личности. С другой стороны, для полноценной деятельности и достижения социально положительных эффектов творческим объединениям необходима помощь в адаптации к современным политическим, экономическим и социально-культурным условиям.

В Красноярском крае в 2007 году был создан уникальный механизм по поддержке творческих союзов, который способствовал развитию субъ- ект-субъектных отношений в выстраивании взаимоотношений между деятелями искусства, объединенными в общественных организациях, и органами государственной власти, осуществляющими процессы управления сферой культуры в регионе. Министерство культуры Красноярского края выступает в роли субъекта по отношению к творческим союзам по ряду позиций: является органом государственной власти, реализующим культурную политику, учредителем КГБУК «Дом искусств», разработчиком ряда целевых программ и проектов. Представители творческих союзов входят в Общественный совет при министерстве культуры, объединены в общественной палате творческих союзов и организаций Гражданской ассамблеи, а также являются разработчиками некоторых творческих проектов, реализуемых на территории края.

Дом искусств оказывает информационно-методическую, организационную, финансовую помощь творческим союзам; влияет на взаимодействие между творческими союзами, министерством культуры края и населением. С точки зрения функционального подхода к социальному управлению, учреждение выполняет функции, заключающиеся в помощи творческим союзам в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям и развитии творческого вида общественной активности. Выполнение этой функции способствует обеспечению роста образовательного и культурного уровня населения края, влияющего на содержание их жизнедеятельности и образ жизни.

Эффективность социокультурного менеджмента в работе Дома искусств, с точки зрения автора, заключается в реализации следующих механизмов управления:

  • • создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала сотрудников учреждения;
  • • включение деятельности учреждения в стратегию культурной политики, реализуемой в Красноярском крае;
  • • творческое взаимодействие деятелей культуры и искусства в реализации социально-культурных проектов как фактор повышения качества культурного продукта;

личностный фактор руководителя в системе управления.

В управленческих технологиях первостепенная роль отводится кадровому потенциалу как совокупности профессиональных навыков и компетенций всех сотрудников, занятых в решении поставленных перед учреждением задач. Данный потенциал является ресурсным аспектом в социально-экономическом развитии организации. Классификация функций социального управления Д. В. Валового основывается на выделении трех групп функций, одна из которых представляет собой целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). Реализация проявляется в подборе и расстановке кадров, в формировании и развитии социальной организации коллектива, развитии социальной структуры коллектива, создании и изменении социальных институтов, необходимых для его функционирования[10].

Привлечение кадров, в особенности молодых специалистов, в учреждения культуры является актуальным для любого руководителя в отрасли культуры. Необходимым аспектом также выступает баланс между опытом и молодостью. В решении управленческих задач необходимо сохранение высококвалифицированных кадров, обладающих достаточным опытом, и привлечение начинающих специалистов, выпускников профильных вузов.

Во многих краевых государственных учреждениях культуры наблюдается эффект «старения» кадров, средний возраст часто достигает пенсионного либо приближается к нему. Это создает определенную угрозу для бесперебойной работы отрасли в долгосрочной перспективе. Необходимо включение молодых специалистов в решение задач, стоящих перед учреждениями. Это должно способствовать плавной передаче профессионального опыта, включению творческого потенциала молодежи, а также создаст для руководителя возможность учета разных мнений и подходов в реализации тех или иных проектов.

Однако привлечение молодых специалистов связано с рядом проблем: во-первых, низкий престиж профессии, связанный с неудовлетворительным уровнем заработной платы, во-вторых, высокая конкуренция между отраслями, предлагающими для молодежи карьерный рост и реализацию их творческого потенциала.

На федеральном уровне сегодня наблюдается активизация деятельности по вопросу повышения престижа отрасли культуры как для потенциальных сотрудников, так и для потребителей данных услуг. В первую очередь это связано с внедрением «дорожных карт», опирающихся на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Первоочередной показатель, которого должны достичь в отрасли к 2018 году, - это повышение уровня заработной платы. Средняя заработная плата в культуре должна равняться средней заработной плате по региону. Красноярский край входит в десятку регионов с самыми высокими значениями данного показателя. Безусловно, данное положение должно благоприятным образом отразиться на привлечении молодых специалистов в отрасль.

Политика государства в области повышения доходов работников социокультурной сферы соотносится с функцией социального управления, направленной на создание благоприятных условий жизни и их последовательное улучшение. Механизм мотивации сотрудников также рассматривает область социально-культурного менеджмента. Г. Л. Тульчинский выделяет работу с персоналом в отдельный механизм управления в сфере культуры[11].

Высокая заработная плата не является гарантом эффективного труда сотрудников. Развитие кадрового потенциала учреждения во многом связано с возможностью повышения квалификации и обмена опытом, морально-психологическим климатом в коллективе. Работа в КГБУК «Дом искусств» является привлекательной для молодежи. Данное положение доказывает значительный процент занятости молодых специалистов в возрасте до тридцати лет. Это специалисты, получившие высшее профильное образование в области искусствоведения, теории музыки, социальнокультурного менеджмента, PR и маркетинга, и во многом получившие свой первый профессиональный опыт, работая в учреждении.

Уровень заработной платы в учреждении регулируется региональным законодательством. Поэтому целесообразно перечислить другие механизмы развития кадрового потенциала, принятые в Доме искусств. Среди них можно обозначить: непрерывное повышение профессионального уровня специалистов, - как через курсы повышения квалификации, так и через стимулирование самообразования; создание благоприятной, творческой атмосферы в коллективе; поощрение новых идей и проектов, разработанных сотрудниками; возможность взаимодействия с профессиональными деятелями культуры и искусства Красноярского края и России.

Приоритет в финансировании отводится идеям и проектам, разработка и реализация которых невозможна без привлечения инициативных, творческих и работоспособных людей, готовых работать эффективно. Кадровый состав Дома искусств был изменен в 2010 году с принятием на должность нового руководителя. Финансирование основной деятельности за последние четыре года увеличилось в четыре с половиной раза.

Деятельность Дома искусств по своей сути является экспериментальной. Все проекты включают в себя работу профессиональных творческих деятелей в области культуры и искусства, входящих в тот или иной творческих союз. Творческие союзы в ряде случаев являются соорганизаторами и разработчиками проектов. Учреждения с подобным функционалом больше не представлены на территории не только края, но и России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Поэтому включение деятельности учреждения в стратегию культурной политики Красноярского края является закономерным.

Культурная политика является структурным компонентом управляющей подсистемы социальной системы и представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в сфере культуры[12] [4]. Подобный подход определяет политику государства в области культуры с точки зрения субъекта, воздействующего на объект, что соответствует понятию управляющей системы, которая обеспечивает организацию связей и отношений в рамках данной системы (культура и культурные процессы) и определяющих ее структуру (органы государственной и муниципальной власти в сфере культуры).

Такие общекраевые проекты как культурно-образовательный маршрут «Енисейский экспресс», Культурная столица Красноярья, межрегиональные художественные выставки, ежегодно реализуются при участии творческих союзов. Составление программы, определение участников, организационно-административные задачи решает Дом искусств во взаимодействии с председателями творческих союзов. Дом искусств является методическим центром для творческих союзов, концентрирующим данные о писателях, художниках, композиторах, кинематографистах. Уникальная база способствует оперативному решению задач, связанных с определением участников для тех или иных проектов как на уровне краевых, так и муниципальных проектов.

В Конституции Российской Федерации зафиксировано право всех граждан страны на доступность культурных услуг. С точки зрения автора, данные услуги должны быть не только доступны, но еще и качественно оказаны. Данные права жителей Красноярского края находят отражение в Основных направлениях стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 года № 24-п.

Включение деятельности Дома искусств в реализацию культурной политики в данном направлении отражается в реализации следующих проектов: передвижные выставки художников Красноярья, социально-культурный проект «Один день на искусство» и «Один день на искусство в пенитенциарных учреждениях Красноярского края», Краевой литературный конкурс на соискание премии им. И. Д. Рождественского, выездные мероприятия в рамках Межрегионального литературного фестиваля «Книга. Ум. Будущее».

Реализация проектов позволяет не только обеспечить доступность качественных культурных услуг для жителей Красноярского края, но также способствует формирования краевой культурной идентичности, преследует просветительские цели.

Внедрение подобных художественных практик послужило формированию творческого взаимодействия деятелей культуры и искусства. Начиная с 2011 года выезды в территории края стали регулярными, ежегодно к проекту присоединялись представители различных творческих союзов. Сегодня проекты объединяют писателей, художников, композиторов, кинематографистов. Данный механизм социокультурного менеджмента в меньшей степени поддается оценке на эффективность, именно он является отсроченным во времени.

Невозможно спрогнозировать, каким будет новый культурный продукт, инициированный совместно писателями и художниками, композиторами и кинематографистами. Взаимодействие представителей различных видов искусства связано с повышением качества культурного продукта, так как для оформления книг писатели используют иллюстрации профессиональных художников, что повышает привлекательность издания для читателей; композиторы создают музыкальные произведения для документальных фильмов. Можно привести еще множество примеров синтезирования творческого потенциала красноярских творцов. Однако для реализации данного направления необходим личных контакт деятелей искусства. Это становится возможным благодаря консолидированным проектам Дома искусств.

Принципы и функции социального управления позволяют прогнозировать, моделировать и координировать общественную творческую активность в реализации художественных практик. Используя механизмы и методы социокультурного менеджмента, возможно создание социальнокультурных проектов, которые будут способствовать взаимодействию и консолидации творческого потенциала деятелей искусства.

Реализация принципов социокультурного менеджмента в Доме искусств напрямую связана с личностным фактором руководителя в системе социокультурного менеджмента. Субъектами управления в сфере культуры всегда выступают люди и группы людей. В данном аспекте - сотрудники учреждения и представители творческих союзов.

Взаимодействие руководителя с творческими деятелями выстраивается через сотрудников. Поэтому необходимым компонентом является подбор персонала, соответствующий квалификационным требованиям и обладающий необходимым набором морально-этических качеств. Квалификационные требования, предъявляемые к той или иной должности, обозначены в соответствующих справочниках. Наличие профессиональных навыков и умений не говорит об успехе взаимодействия сотрудника с деятелями искусства. Без высокого уровня терпения, вежливости, доброжелательности, готовности помочь и выслушать конструктивного диалога с творцами не получится.

Данные обстоятельства ставят перед руководителем учреждения особые задачи по подбору персонала. Оценить качество работы сотрудника, удовлетворенность его деятельностью творческих деятелей, выявить уровень инициативности - задачи директора. Стоит отметить, что пример руководителя является определяющим для сотрудников. Пассивность, халатность в работе, недобросовестность руководителя обязательно будут копироваться его подчиненными. Воля, трудолюбие, инициативность, ответственность, грамотность речи, умение работать с документами, педагогические задатки, харизма - необходимые качества для первого лица учреждения.

Как в случае взаимодействия руководителя с подчиненными, так и сотрудников с творческими деятелями срабатывает принцип обратной связи, относящийся к общим принципам, действующим во всех сферах и подсистемах социальной жизни. Следует отметить, что эффективность деятельности руководителя во многом зависит от следования данным принципам социального управления: демакратизм, стимулирование, конкурентность, оптимальность, системность, объективность, саморегулирование.

КГБУК «Дом искусств» является действенным механизмом в поддержке и развитии творческих союзов, в активизации творческой активности деятелей искусства, что является необходимым условием в реализации культурной политики в Красноярском крае. Создание условий для государственно-общественного управления в регионе - задача социокультурного менеджмента, реализуемого в учреждении. Безусловно, эффективность управления сферой культуры возможна лишь при условии следования принципам и функциям социального управления, присущим для любой социальной системы. Но при этом разнообразные креативные технологии, возникающие в практике социально-культурной деятельности, значительно модифицируют процесс управления, поэтому исследование сущности креативных технологий, механизмов их применения превращается в актуальное направление социокультурного менеджмента.

  • [1] Бурганова Л. А. Теория управления: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 139 с.
  • [2] Ларионов И. К. Стратегия социального управления: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. 496 с.
  • [3] Пищулин Н. П. Социальное управление: теория и практика: учеб, пособие: В 2 т. Т. 1.М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 549 с.
  • [4] Социальный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2000. 392 с.
  • [5] Зборовский Г.Е., Костина Н. Б. Социология управления: учеб, пособие М.: Гардарики,2004. 272 с.
  • [6] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  • [7] Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб, пособие. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: Издательство «Лань», 2003. 384 с.
  • [8] Электронная система «Культура» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-mcfr.ru/scion/ secure/ctx_594809/index.jsp? is_citator = false &link_type=l& 1407221207741= &document_id= MCFR10099631 &cfu= Default&cpid =kultura#page[5]
  • [9] Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб, пособие. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. С. 9-10.
  • [10] Социальный менеджмент / под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2000. 392с.
  • [11] Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб, пособие. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 384 с.
  • [12] Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерациио культуре» от 09.10.1992 № 3612-1 [Текст] // Российская культура в законодательных и нормативных актах. М, 1998.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>