Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Инновации в образовании

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Литература

Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Протестант, 1991.

Белый А. А. Мысль и язык /философия языка А. А. Потеб- ни/. — Логос, 1910.

Маклюен М. Галактика Гутенберга. М., 1967.

Доктор Рахман. Краткая история ислама. — М.: Умма, 2002. Фуко М. Археология знания. — М., 1994.

Хайек Ф. А. Дорога к рабству. — М.: Экономика. МП. Эконов, 1992.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем сходство изготовления фанеры и рекламы изделий?
  • 2. В чем сходство порошковой технологии и современного искусства?
  • 3. Определите метафору в узком (лингвистика) и расширенном (Маклюэн) понимании
  • 4. Отличие метафоры от аналогии
  • 5. Метафоры и знаковые системы
  • 6. В чем состоит различие двух эпох — средневековья и постмодернизма?
  • 7. Как изменилась роль современной науки по сравнению со средневековой?
  • 8. В чем различие между подобием вещей и сходством отношений вещей?

Вопрос для дискуссии

S Значение понимания истории культуры для образования личности?

S Как Вы оцениваете роль метафор в современном мире?

S Философское понимание языка в средние века и современном мире?

S Прокомментируйте «индийскую сказку» из книги Л. В. Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине» — многое ли изменилось со времен Ходжи Насреддина? «Одному человеку аллах сказал: «Проси у меня все, что хочешь, и я дам тебе, но с одним условием — что соседу твоему дам вдвое больше. Если тебе усадьбу, то ему — две, если тебе коня — то ему пару. Что хочешь ты получить?» — «Всемогущий, прошу тебя,— ответил этот человек,— вынь у меня один глаз!..»

S Обсудите текст испанского философа, написанный до второй мировой войны и сопоставьте его с нынешним мироощущением.

«Новый человек» ощущал, что жизнь его — освобождение от бремени, от всех помех и ограничений. К этому облегчению жизни и к экономической обеспеченности присоединяются физические блага, комфорт, общественный порядок. Жизнь катится, как по рельсам, и нет опасений, что ее нарушит насилие или беда. Значение этого факта будет нам ясно, когда мы вспомним, что в прошлые времена такая свобода жизни была абсолютно недоступна для простых людей. Наоборот, для них жизнь была всегда тяжелым бременем, физическим и экономическим. С самого рождения они были окружены запретами и препятствиями, им оставалось одно — страдать, терпеть и приспособляться. Сегодня (несмотря на некоторые трещины в оптимизме) почти никто не сомневается, что через пять лет автомобили будут еще лучше, еще дешевле. В это верят, как в то, что завтра снова взойдет солнце. Сравнение совершенно точно: заурядный человек, видя вокруг себя технически и социально совершенный мир, верит, что его произвела таким сама природа; ему никогда не приходит в голову, что все это создано личными усилиями гениальных людей. Еще меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время». (Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс (1930). Вопросы философии, 1989, №3, с. 136—139.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>