ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПО ТУРИСТСКО- РЕКРЕАЦИОННЫМ ЗОНАМ АЗИИ

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ

Азербайджан, Армения, Афганистан, Бахрейн, Грузия, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестинские территории, Саудовская Аравия, Сирия, Турция.

Государства Ближнего и Среднего Востока с древней историей и преимущественно мусульманской культурой (кроме Израиля и Кипра). Множество священных мест не только привлекают паломников, но и создают почву для острых конфликтов. Теплые моря и многочисленные древние города или их руины привлекают туристов. Некоторые страны привлекательны для «челноков».

Азербайджан. Дата ратификации Конвенции: 16 декабря 1993 г.

1. Баку: древние стены с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней [год внесения: 2000; критерий: IV]

Крепостная стена города Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней построена на месте, заселенном еще в палеолите, поэтому в ее архитектуре и строении присутствуют черты различных культур (зороастрийской, арабской, персидской, ширвани, оттоманской, русской). В крепости сохранилось многое от оборонительных стен XII в. Первая башня XII в. построена на более древнем фундаменте, датируемом VII—VI вв. до н.э., а Ширваншах- ский дворец XV в. — одна из жемчужин азербайджанской архитектуры.

2. Баку: культурный ландшафт наскального искусства «Гобустан» [год внесения: 2007; критерий: III]

Культурный пейзаж наскальных рисунков Гобустана — уникальная коллекция 6 тыс. наскальных рисунков, свидетельствующих о четырех тысячелетиях наскального искусства. Они были найдены на трех участках скалистого плато, возвышающегося в полупустынной местности центральной части Азербайджана. Обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселенность этой территории в период наступления жаркого и влажного климата с завершением последнего ледникового периода — между верхним палеолитом и Средневековьем. Объект располагается на территории 537 га и является лишь частью более обширного охраняемого заповедника Гобустан.

Армения. Дата ратификации Конвенции: 5 сентября 1993 г.

1. Монастыри Ахпата и Санаина [год внесения: 2002; критерии: II, III, IV]

Этот средневековый армянский монастырский комплекс включает главную церковь Ншана в византийском стиле, построенную в 991 г. Вплоть до XIII в. вокруг церкви возводились монастырские здания в стиле деревянного кавказского деревянного зодчества. Возникший здесь монастырский комплекс является лучшим архитектурным ансамблем армянского культового строительства в X—XIII вв.

2. Монастырь Гегард и верхняя долина реки Азат [год внесения: 2000; критерий: II]

Монастырь Гегард включает несколько церквей и могил, большинство из которых находятся в скалах. Этот комплекс средневековых зданий, расположенных в живописном месте, окруженном отвесными скалами у входа в долину Азат, представляет собой вершину армянского средневекового архитектурного искусства.

3. Эчмиадзин: кафедральный собор, церкви и археологические памятники Звартноца [год внесения: 2000; критерии: II, III]

Кафедральный собор, церкви Эчмиадзина и археологические памятники Звартноца наглядно демонстрируют эволюцию армянского центральнокупольного крестообразного типа церкви, которая оказала сильное влияние на развитие архитектуры и искусства в регионе.

Афганистан. Дата ратификации Конвенции: 20 марта 1979 г.

1. Джам: минарет и археологические памятники [год внесения: 2002; критерии: II, III, IV]

Минарет Джама — 65-метровая, изящная, грандиозная структура, датируемая XII столетием. Тщательно отделанный кирпичной кладкой с надписями из синей черепицы наверху, минарет примечателен по качеству своей архитектуры и оформления, которые представляют кульминацию архитектурной и художественной традиции этой области. Волнительная обстановка — глубокая речная долина между высокими горами в сердце Гурской провинции — усиливает впечатление.

2. Бамиан: культурный ландшафт и археологические памятники [год внесения: 2003; критерии: I, II, III, IV, VI]

Этот объект отражает специфическое художественное и религиозное развитие древней Бактрии с I по XIII столетие, в котором объединяются различные культурные влияния Гандарской школы буддистского искусства. Здесь содержатся многочисленные буддистские монастырские ансамбли и святилища, а также укрепленные поселения исламского периода. В марте 2001 г. движением Талибан были уничтожены две статуи стоящего Будды, что шокировало мировую общественность.

Бахрейн. Дата ратификации Конвенции: 28 мая 1991 г.

Археологические памятники Калат аль-Бахрейн [год внесения: 2005; критерии: И, III, IV]

Калат-аль-Бахрейн — это типичный «телл», т.е. искусственный холм, образованный многими последовательными культурными наслоениями. Напластования данного «телла», имеющего размер 300x600 м, свидетельствуют о непрерывном человеческом присутствии здесь приблизительно с 2300 г. до н.э. до XVI в. н.э. Около 25% объекта уже раскопано, что открыло сооружения разного назначения: жилые, общественные, торговые, религиозные и военные. Эти находки подтвердили нахождение в данном месте в течение столетий важного торгового порта. На вершине 12-метрового холма находится внушительная португальская крепость, от которой произошло название всего объекта — «кала» (крепость). Именно здесь располагалась столица Дильмуна — государства, где сложилась одна из древних цивилизаций данного региона. Сохранилось богатейшее археологическое наследие, ярко характеризующее эту цивилизацию, которая ранее была известна только по письменным упоминаниям в шумерских источниках.

Грузия. Дата ратификации Конвенции: 4 ноября 1992 г.

1. Мцхета: заповедник город-музей [год внесения: 1994; критерии: III, IV]

Древние церкви Мцхеты, бывшей столицы Грузии, являются потрясающими примерами культовых зданий средневекового Кавказа. Они служат свидетельством высокого художественного и культурного уровня, достигнутого этим древним государством.

2. Кутаиси: кафедральный собор Баграти и Гелатский монастырь [год внесения: 1994; критерий: IV]

Возведение собора Баграти, названного в честь Баграта III, первого властителя объединенной Грузии, началось в конце X в. и закончилось в первые годы XI в. Собор был частично уничтожен турками в 1692 г., однако его руины в центре Кутаиси все еще привлекают к себе внимание. Гелатский монастырь, выстроенный в основном между XII и XVII в., представляет хорошо сохранившийся комплекс, богато украшенный мозаикой и фресками. Собор и монастырь демонстрируют расцвет средневековой архитектуры Грузии.

3. Верхняя Сванетия [год внесения: 1996; критерии: IV, V]

Верхняя Сванетия хорошо сохранившаяся благодаря своей изоляции от

внешнего мира, представляет собой уникальный образец горного ландшафта со средневековыми поселениями и домами-башнями. Деревни насчитывают десятки таких домов, использовавшихся под жилища и для защиты от посягательств неприятеля.

Израиль. Дата ратификации Конвенции: 6 октября 1999 г.

1. Масада [год внесения: 2001; критерии: III, IV, VI]

Масада — место самопожертвования почти тысячи еврейских патриотов перед лицом большой римской армии; Масада — символ древнего царства Израиль. Представляет собой комплекс, состоящий из дворца и убежища Ирода Великого, короля Иудеи (правил 37—4 гг. до н.э.). Уцелевшие многочисленные останки Масады являются вершиной этой, по-видимому, неприступной крепости, удачно сочетающейся с великолепным естественным ландшафтом. Осадные и другие работы римской армии, связанные с Масадой, лежат нераскопанными в основании фундамента.

2. Акра: старинный город [год внесения: 2001; критерии: II, III, V]

Исторический ландшафт города, окруженный стеной порт Акра, представляет собой шедевр исламского градостроительства, с узкими вьющимися улицами и прекрасными общественными зданиями и жилыми домами. До XVIII-XIX столетия Османская Акра остается неповрежденной с того времени, когда она была городом Крестоносцев с 1104 по 1291 г. Сейчас Акра Крестоносцев главным образом скрыта под землей и только недавно стала доступна для осмотра.

3. Тель-Авив: белый город — современное движение [год внесения: 2003; критерии: II, IVJ

Тель-Авив был основан в 1909 г. и развивался под Британским мандатом (1920—1948 гг.). Белый Город был построен с начала 1930-х гг. до 1948 г., опираясь на городской план Сэра Патрика Геддеса, отражающий современные органические принципы планирования. Здания были разработаны архитекторами, которые обучались в Европе, где они занимались этой профессией перед эмиграцией в Тель-Авив. Они создали выдающийся архитектурный ансамбль современного движения в новом культурном контексте.

4. Ладановый маршрут — города пустыни Негев [год внесения: 2005; критерии: III, VJ

Четыре древних набатейских города — Халуза, Мамшит, Авдат и Шивта, вместе с окрестными крепостями и сельскохозяйственными ландшафтами в пустыне Негев, расположены вдоль дороги, по которой перевозили к Средиземному морю ладан и пряности. Все вместе эти объекты свидетельствуют о процветавшей в период с III в. до н.э. по II в. н.э. торговле ладаном и миррой, которые вывозились из южной Аравии в Средиземноморье. Следы совершенных оросительных систем, руины городских сооружений, крепостей и караван-сараев показывают, каким образом суровая пустыня осваивалась людьми, вознамерившимися заниматься здесь торговлей и развивать сельское хозяйство.

5. Библейские теллы — Мегиддо, Хазор, Биер Шеба [год внесения: 2005; критерии: II, III, IV, VI]

«Теллы», или холмы, образованные культурными наслоениями в местах расположения древних поселений, характерны для равнин Восточного Средиземноморья, особенно в Ливане, Сирии, Израиле и Восточной Турции. Среди более чем 200 «теллов» Израиля выделяются Мегиддо, Хацор и Беэр- Шева, где обнаружены следы городов, связанных с библейскими событиями. Эти три «телла» также содержат одни из лучших на Ближнем Востоке образцов подземных водосборных систем, созданных в позднем железном веке для удовлетворения нужд плотно заселенных городских сообществ. Эти находки спустя целое тысячелетие напоминают о существовании сильной централизованной власти, о процветании сельского хозяйства и о контроле над важными торговыми путями.

6. Хайфа и запад Галилеи: святые места Бахай [год внесения: 2008; критерии: III, VI]

Святые места Бахай занесены в список как свидетельства давней традиции паломничества бахай и за их глубокое значение для веры. В объект входят 26 построек, памятников и городищ, образующих 11 отдельных комплексов в Акре и Хайфе. Все они связаны с именами отцов-основа- телей культа. Среди прочих, здесь сохранились усыпальница Бахауллы в Акре и мавзолей Баба. Кроме того, на территории объекта имеются дома, сады, кладбище и целый ряд современных зданий неоклассического стиля, в которых размещается администрация, архивы и исследовательские центры.

Иордания. Дата ратификации Конвенции: 5 мая 1975 г.

1. Иерусалим: старинный город и его стены [год внесения: 1981; критерии: II, III, VI]

Иерусалим, являясь священным городом для иудаизма, христианства и ислама, всегда имел огромное символическое значение. Среди 220 исторических памятников этого города особенно примечательна мечеть Скалы, украшенная прекрасными геометрическими и цветочными мотивами и построенная в VII столетии. Представители всех трех религий почитают священное место жертвоприношения Авраама. Кварталы различных конфессий разделены Стеной Плача. В церкви Гроба Господня в ротонде Воскресения расположена гробница Христа.

2. Петра [год внесения: 1985; критерии: I, III, IV]

Местность, в которой находится этот набатийский город, расположена на пересечении важных караванных путей между Красным и Мертвым морями, соединяющих Аравию, Египет, Сирию и Финикию, была заселена с доисторических времен. Петра, окруженная горами с многочисленными перевалами и ущельями, наполовину высечена в скале. Это один из наиболее известных археологических памятников мира, в котором древние восточные традиции переплетаются с эллинистической архитектурой.

3. Замок Кусейр Амра [год внесения: 1985; критерии: I, III, IV]

Этот удивительно хорошо сохранившийся замок, расположенный в пустыне, был построен в начале VIII столетия и одновременно был крепостью с гарнизоном и резиденцией омайядских халифов. Самыми интересными особенностями этого небольшого дворца является приемный зал и хаммам, богато декорированные символической настенной росписью, характерной для светского искусства того периода.

4. Ум эр-Расас — Кастром Мефа [год внесения: 2004; критерии: II, IV]

Большая часть археологических достопримечательностей Ум эр-Расаса

скрыта под землей. Здесь обнаружены следы римских, византийских и раннемусульманских поселений (III—IX столетий н.э.). Произведенные небольшие раскопки (150x150 м) вскрыли остатки римского укрепленного военного лагеря, который уже к V столетию развился в небольшой город. На территории объекта находится несколько храмов, некоторые из которых сохранили мозаичные полы. Особенно примечательна мозаика церкви Святого Стефана, изображающая города этого региона. Две квадратные башни — вероятно, единственные сохранившиеся следы деятельности монахов столпников (т.е. аскетов, проводивших большую часть времени в изоляции на вершине колонн или башен). По соседству сохранились древние следы сельскохозяйственной деятельности.

Ирак. Дата ратификации Конвенции: 5 марта 1974 г.

1. Хатра [год внесения: 1985; критерии: II, III, IV, VI]

Хатра — крупный укрепленный город парфянской империи и столица первого Арабского королевства, выстоял во времена вторжениям римлян в 116 и 198 гг. н.э. благодаря своим высоким мощным стенам с башнями. Развалины города, особенно храмы греко-римской архитектуры с восточными декоративными элементами, свидетельствуют о былом величии этой цивилизации.

2. Ашур/ Кала Шеркат [год внесения: 2003; критерии: III, IV]

Древний город Ашур расположен на реке Тигр на севере Месопотамии в

особой геоэкологической зоне, на границе орошаемого и ирригационного сельского хозяйства. Дата основания города относится к III тысячелетию до н.э. С XIV по IX в. до н.э. он был первой столицей Ассирийской империи, город-государство и торговый центр международного значения. Город также служил религиозной столицей Ассирии, посвященный богу Ашуру. Город был разрушен вавилонянами, но восстановлен в течение Парфянского периода в I—II в. н.э.

3. Самарра: археологические памятники [год внесения: 2003; критерии: III, IV]

Объект, внесенный в Список в категории культурного наследия, расположен на территории когда-то могущественной исламской столицы, господство которой распространялось на провинции империи Аббасидов, просуществовавшей в течение века и простиравшейся от Туниса до Центральной Азии. Расположенный по обоим берегам реки Тигр, в 130 км к северу от Багдада, имеет протяженность с севера на юг — 41,5 км, ширину — от 8 до 4 км. На территории объекта сохранились свидетельства появившихся здесь архитектурных и художественных новшеств, распространившихся затем как в других районах исламского мира, так и за его пределами.

Иран. Дата ратификации Конвенции: 26 февраля 1975 г.

1. Чога Зенбил [год внесения: 1979; критерии: III, IV]

Руины священного города-королевства Элам, обнесенного тремя огромными концентрическими стенами, обнаружены в Чога Зенбил. Основанный в 1250 г. до н.э., этот город так и остался недостроенным из-за вторжения Ашурбанипала, о чем свидетельствуют груды неиспользованного кирпича.

2. Персеполь [год внесения: 1979; критерии: I, III, VI]

Персеполь, основанный Дарием I в 518 г. до н.э., стал столицей Ахеме-

нидской империи. Он был построен на огромной, наполовину рукотворной террасе, на которой «Царь царей» выстроил свой величественный дворцовый комплекс в соответствии с месопотамской моделью. Важность и ценность этих монументальных руин делают их уникальной археологической достопримечательностью.

3. Исфахан: Мейдан Имам [год внесения: 1979; критерии: I, V, VI]

Построенный шахом Аббасом I Великим в начале XVII столетия и окруженный со всех сторон монументальными зданиями, соединенный серией двухъярусных аркад, этот комплекс знаменит благодаря Королевской мечети, мечети шейха Лотфоллаха, величественному портику Куэйсарийех и дворцу Тимуридов XV столетия. Все эти здания — живые напоминания об уровне социальной и культурной жизни в Персии в период правления Са- фавидов.

4. Тахти Сулейман [год внесения: 2003; критерии: I, II, III, IV, VI]

Археологические памятники Тахти Сулейман, в северо-западной части

Ирана, расположены в долине вулканического горного региона. Объект включает святилище основателя зороастризма, частично восстановленную в Ильханидский (Могольский) период (XIII в. н.э.), а также храм Сасанид- ского периода (VI—VII в. н.э.), посвященный Анахите. Объект имеет важное символическое значение. Дизайн храма огня, дворца и общего расположения имели существенное влияние на развитие исламской архитектуры.

5. Бам и его культурный ландшафт [год внесения: 2003; критерии: I, II, III, IV, VI]

Город Бам находится в пустыне на южной окраине Иранского нагорья. Происхождение Бама может быть отнесено к Ахеменидскому периоду (VI—IV столетия до н.э.). Его расцвет пришелся на VII—XI столетия н.э. благодаря расположению на пересечении важных торговых путей и производству шелковой и хлопковой одежды. Возможность жизни и хозяйствования в оазисе была основана на постройке каналов подземной ирригации (кванц), которые частично сохранились и являются самыми древними в Иране. Арги Бам — наиболее яркий пример укрепленного средневекового города, построенного в свойственной данной местности технике, используя слои грязи (чайнех).

6. Пасаргады [год внесения: 2004; критерии: I, II, III, IV]

Пасаргады — первая династическая столица Империи Ахеменидов, основанная Киром II Великим в Персии в VI в. до н.э. Дворцы, сады и мавзолей Кира — яркие примеры первой эпохи царского искусства и архитектуры Ахеменидов и характерных проявлений персидской цивилизации. Особенно примечательна территория площадью 160 га, на которой расположены: Мавзолей Кира II, укрепленная терраса Тол-и-Тахт, ансамбль царских ворот, зал аудиенции, дворец и сады. Пасаргады были первой столицей обширной полиэтничной империи в Западной Азии. Простираясь на территорию восточного Средиземноморья и Египта до Инда, империя считается первой, которая стала уважать культурное многообразие ее различных народов. Это нашло отражение в Ахеменидской архитектуре — синтез представлений разных культур.

7. Солтаниех [год внесения: 2005; критерии: II, III, IV]

Мавзолей Ольджейту был сооружен в 1302—1312 гг. в городе Солтание,

бывшем столицей династии ильханов, основанной моголами (современная провинция Зинджан). Этот мавзолей является одним из выдающихся образцов достижений персидской архитектуры и ключевым памятником развития архитектуры ислама. Восьмиугольное здание высотой 50 м увенчано куполом, покрытым бирюзовыми изразцами и окруженным восемью стройными минаретами. Это самый ранний в Иране пример двухслойного купола. Украшения интерьера мавзолея также неординарно, и некоторые исследователи характеризуют это здание как «предвосхищение Тадж-Махала».

8. Бисотун [год внесения: 2006; критерии: II, III]

Бисотун находится на древнем торговом пути, соединявшем Иранское нагорье с Месопотамией, и хранит свидетельства многих периодов, с доисторических времен до Мидийцев, Ахеменидов, Сасанидов и Ильханидов. Основной памятник этого археологического объекта — барельеф и клинописная надпись, сделанные по приказу Дария I Великого, когда он в 521 г. до н.э. взошел на трон Персидской империи. Барельеф изображает Дария, держащего лук как символ власти и попирающего грудь поверженной перед ним фигуры. В соответствии с легендой — это фигура Гауматы, мидийского мага и претендента на трон, убийство которого привело Дария к власти.

Ниже и вокруг барельефа находится около 1200 строк, где описывается история битв, проведенных Дарием в 521—520 гг. до н.э. против наместников областей, пытавшихся отделиться от империи, созданной Киром. Надписи выполнены на трех языках. Старейшая — это эламитский текст, описывающий правителя и повстанцев. Затем идет вавилонская версия подобных историй. Последняя часть надписи особенно важна, так как здесь Дарий впервые предложил версию своих деяний на старо-персидском языке (resgestae). Это единственный известный текст на памятниках Ахеменидов, подтверждающий факт восстановления империи Дарием I. Он также демонстрирует взаимопроникновение различных влияний при развитии монументального искусства и письменности на территории Персидской империи. Объект также содержит остатки от Мидийского (VI11—VII вв. до н.э.), Ахеменидского (VI—IV вв. до н.э.) и пост-Ахеменидского периодов.

9. Ансамбли армянских монастырей в Иране [год внесения: 2008; критерии: II, III, VI]

Ансамбли армянских монастырей в Иране, расположенные на северо- западе страны, включают три ансамбля армянских христианских монастырей: монастырь Святого Фаддея, Святого Стефана и часовню Девы Марии Дзордзорской. Эти памятники, самый древний из которых — монастырь Святого Фаддея (VII в.), являются выдающимися примерами армянской архитектуры и декоративного искусства. Это также свидетельства интенсивных культурных обменов между различными цивилизациями — византийской, православной и персидской. Расположенные на юго-востоке армянского культурного пространства монастыри являлись важным центром распространения армянской культуры в Азербайджане и Персии. Это последние в регионе армянские культурные памятники, сохранившиеся в удовлетворительно целостном и подлинном состоянии. К тому же, оставаясь местами паломничества, они являются свидетелями развития армянской культуры и вероисповедания на протяжении многих веков.

10. Историческая гидравлическая система Шуштар [год внесения: 2009; критерии: II, III, VI]

Крупный каскад многоцелевых водных сооружений в Шуштаре поднимает воду в реке Карун на несколько метров на каждом километре, и за счет использования воды и водной энергии изумительным образом 40 км земли к югу от Шуштара превратились в плодородные и процветающие сельхозугодий. Многочисленные мосты, дамбы, мельницы и прочие гидротехнические сооружения питают водой город Шуштар, очищают его воздух. Эти объекты создают возможность массового производства сельхозпродукции в данном районе. Как следствие, в районе Шуштара на протяжении истории зародились такие важные города и цивилизации, как город Хидалу в Эла- митской цивилизации, город Дастуа в Парфянской цивилизации и сам город Шуштар в эпоху Сасанидов.

11. Ардабил: Ханега и святилища шейха Сафи алъ-Дин [год внесения: 2010; критерии: I, II, IV]

Создававшееся с начала XVI и до конца XVIII в., это сооружение — место духовного уединения суфистов — отличается традиционными иранскими формами архитектуры. Его строители смогли наиболее рационально использовать большую часть ограниченного пространства, разместив там, например, библиотеку, мечеть, школу, мавзолей, водный резервуар, госпиталь, кухни, булочную и рабочие помещения. Путь, ведущий к святилищу шейха, разделен на семь сегментов, отражающих семь этапов суфийского мистицизма, и разделен восемью воротами, символизирующими восемь положений суфизма. Памятник также включает богато украшенные фасады и интерьеры и замечательную коллекцию антиквариата. Он является редчайшим образцом средневековой исламской архитектуры.

12. Табриз: исторический базарный комплекс [год внесения: 2010; критерии: II, III, IV]

С древних времен служивший местом культурного обмена, ставший историческим, базар Табриза является одним из самых важных центров торговли Великого шелкового пути. Состоящий из ряда сообщающихся между собой огражденных построек и структур из кирпича, он уже в XIII в. сформировался как прославленный и процветающий город. Этот город, расположенный в провинции Восточный Азербайджан, становится столицей царства Сефевидов. С ростом могущества Османской империи, в XVI в. утративший свой статус столицы, он все же до конца XVIII в. сохранял свою роль важного торгового центра. Табриз является одним из наиболее представительных примеров традиционной системы Ирана, в которой переплетаются культура и торговля.

Йемен. Дата ратификации Конвенции: 5 марта 1974 г.

1. Шибам: старинный город, окруженный крепостной стеной [год внесения: 1982; критерии: III, IV, V]

Окруженный укрепленной стеной город Шибам, основанный в XVI столетии, является одним из старейших и лучше всего сохранившихся примеров городского планирования, основанного на принципе вертикального строительства. Его внушительные башнеобразные структуры возникают из холма, благодаря чему город получил прозвище «Манхэттен пустыни».

2. Сана: старинный город [год внесения: 1986; критерии: IV, V, VI]

Город Сана, расположенный в горной долине на высоте около 2200 м над

уровнем моря, был заселен более 2,5 тыс. лет назад. В VII и VIII столетиях город стал главным центром распространения ислама. Его религиозное и политическое наследие отражено в 103 мечетях, 14 хаммамах и более чем в 6 тыс. зданиях, построенных до XI столетия. Многоэтажные глинобитные дома-башни Саны являются несомненным украшением города.

3. Забид: исторический город [год внесения: 1993; критерии: II, IV, VI]

Гражданская и военная архитектура города и его планирование сделали

это место выдающимися в своей археологической исторической ценности. Кроме того, город был столицей Йемена с XIII по XV в., Забид играл важную роль в арабском и мусульманском мире в течение многих веков благодаря тому, что в нем располагается университет.

4. Архипелаг Сокотра [год внесения: 2008; критерий: X]

Архипелаг Сокотра расположен в северо-западной части Индийского

океана, вблизи Аденского залива. Протяженностью в 250 км, он включает четыре крупных и два малых скалистых острова, образуя своеобразное продолжение мыса Африканский Рог. Объект имеет всемирное значение благодаря богатому разнообразию флоры и высокому уровню эндемичности растительного и животного мира: 37% из 825 видов растений, 90% видов пресмыкающихся и 95% моллюсков не встречаются больше нигде в мире. Здесь обитают многочисленные популяции наземных и морских птиц (192 вида птиц, из которых 44 дают потомство на острове, а 85 — постоянно мигрируют), включая ряд вымирающих видов. Подводная жизнь архипелага также чрезвычайно разнообразна — 253 вида рифообразующих кораллов, 730 видов прибрежных рыб и 300 видов крабов, лангустов и креветок.

Кипр. Дата ратификации Конвенции: 14 августа 1975 г.

1. Пафос [год внесения: 1980; критерии: III, VI]

История Пафоса известна с неолитического периода. Здесь находился центр поклонения Афродите и древнегреческим божествам плодородия. В XII столетии до н.э. в легендарном месте, где по преданию родилась Афродита, микенцами в честь нее был воздвигнут храм. Сохранившиеся виллы, дворцы, театры, крепости и гробницы подтверждают высокую архитектурную и историческую ценность. Мозаики Неа Пафос признаны одними из наиболее красивейших в мире.

2. Троодос: церковные фрески [год внесения: 1985, 2001; критерии:

II, III, IV]

Этот район знаменит благодаря многочисленным группам церквей и монастырей бывшей Византийской империи. Каждый из десяти комплексов памятников, внесенных в Список Всемирного наследия, богато украшен фресками, которые дают возможность ознакомиться с искусством Кипра византийской и поствизантийской эпохи. Эти фрески характерны как для небольших церквей, сельская архитектура которых сильно контрастирует с их высокохудожественным внутренним убранством, так и для монастырей, например для монастыря Святого Иоанна Лампадистиса.

3. Поселение неолита Хирокития [год внесения: 1998; критерии: II,

III, IV]

Неолитическое поселение VI тыс. до н.э. является одним из наиболее важных доисторических объектов восточного Средиземноморья. Его руины и находки раскрыли многие аспекты развития человеческого общества в ключевом регионе.

Ливан. Дата ратификации Конвенции: 3 февраля 1983 г.

1. Лнджар [год внесения: 1984; критерии: III, IV]

Город Анджар основал калиф Валид I в начале VIII столетия. Руины сохраняют правильную планировку, характерную для дворцовых городов древних времен, а также являются уникальным свидетельством городского планирования в Омейядскую эпоху.

2. Бааяьбек [год внесения: 1984; критерии: I, IV]

Этот финикийский город, в котором поклонялись трем богам, в эллинистический период был известен как Гелиополис. Во времена Римской империи святилище Юпитера Гелиопольского сохранило свою религиозную функцию и привлекало тысячи паломников. Баальбек, с его колоссальными сооружениями, является одним из наиболее ярких примеров римской архитектуры в период ее расцвета.

3. Библ [год внесения: 1984; критерии: III, IV, VI]

В одном из старейших финикийских городов Библе обнаружены следы многих последовательно сменявших друг друга цивилизаций. Эта территория была заселена с эпохи неолита и тесно связана с легендами и историей средиземноморского региона на протяжении тысячелетий. Библ также непосредственно связан с историей и распространением финикийского алфавита.

4. Тир [год внесения: 1984; критерии: III, VI]

Согласно легенде, пурпурная краска была изобретена в Тире. Этот большой финикийский город контролировал морские пути и основал такие преуспевающие колонии, как Кадис и Карфаген, но его историческое значение снизилось в конце эпохи Крестовых походов. Здесь сохранились важные археологические памятники, главным образом римского периода.

5. Святая долина и лес Божественных кедров [год внесения: 1998; критерии: III, IV]

Святая долина (Квади Квадиша) является одним из наиболее важных в мире раннехристианских монашеских поселений. Ее монастыри, многие из которых очень старые, драматически вплетены в бурный пейзаж. Поблизости раскинулся великий лес Божественных ливанских кедров, строевая древесина которых высоко ценилась при создании религиозных зданий Античности.

Оман. Дата ратификации Конвенции: 6 октября 1981 г.

/. Крепость оазиса Бахла [год внесения: 1987; критерий: IV]

Оазисом Бахла владело влиятельное племя Бану Небхан, процветавшее в этом регионе с XII до конца XV столетия. Руины огромного форта, с его стенами и башнями из необожженного кирпича и каменного фундамента являются прекрасным примером укреплений подобного рода и свидетельствуют о силе Бану Небхан.

2. Бат: археологические памятники Эль-Кутма и Элъ-Аюна [год внесения: 1988; критерии: III, IV]

Доисторический Бат расположен рядом с пальмовой рощей во внутренней части Султаната Оман. Вместе с соседними объектами он образует наиболее полное представление о поселениях и захоронениях III тыс. до н.э. в мире.

3. Ладановыи путь [год внесения: 2000; критерии: III, IV]

Ладановые деревья, остатки караванного оазиса и портов наглядно иллюстрируют торговлю ладаном, которая процветала в этом регионе в течение многих веков, как один из самых важных видов торговой деятельности древнего и средневекового мира.

4. Афладжирригационные системы Омана [год внесения: 2006; критерий: V]

Объект включает пять ирригационных систем «афладж», представляя около 3 тыс. подобных систем, все еще используемых в Омане. Зарождение такого способа ирригации может относиться к 500 г. н.э., но археологические свидетельства показывают, что системы ирригации существовали в этом исключительно засушливом регионе еще в 2500 г. до н.э. «Афладж» — это множественное число от «фаладж», что на классическом арабском означает: разделять на доли и равномерно распределять ограниченные ресурсы, в чем и состоит специфичность этих ирригационных систем. Вода из подземных источников или ключей направляется под воздействием силы тяжести, зачастую на многие километры, для обеспечения сельского хозяйства и бытовых нужд. Эффективное управление и справедливое распределение воды в деревнях и городах все еще поддерживаются благодаря сохранению межобщинных связей, следованию традиционным ценностям, и основываются на астрономических наблюдениях. Многочисленные сторожевые башни, построенные для защиты водохозяйственных систем, также входящие в состав объекта Всемирного наследия, демонстрируют историческую зависимость местных сообществ от системы «афладж». В состав объекта также включены мечети, жилые дома, солнечные часы и здания для проведения водных аукционов, связанные с системой «афладж». Находящиеся под угрозой в связи с понижением уровня подземных вод системы «афладж» представляют собой исключительно хорошо сохранившуюся форму природопользования.

Саудовская Аравия. Дата ратификации Конвенции: 7 августа 1978 г.

1. Археологические памятники Эль-Хижр, Медеин Салих [год внесения: 2008; критерии: II, III]

Этот объект, ранее известный как Хегра, является крупнейшим сохранившимся памятником набатейской цивилизации, расположенным к югу от города Петра в Иордании. Здесь хорошо сохранились монументальные надгробные памятники с богато украшенными фасадами, относящиеся к периоду с I в. до н.э. по I в. н.э. Кроме того, на территории объекта сохранились около 50 надписей эпохи, предшествовавшей набатейской, а также несколько пещерных рисунков. Аль-Хиджр — уникальное свидетельство набатейской цивилизации. 111 сохранившихся здесь монументальных надгробий, 94 из которых богато украшены, и система колодцев являются выдающимися примерами набатейской архитектуры и накопленного опыта гидростроительства.

2. Район Ат-Турайф в городе ад-Дирьях [год внесения: 2010; критерии: IV, V, VI]

Этот объект являлся первой столицей Династии Саудитов, в самом сердце Аравийского полуострова на северо-западе от Эр-Рияда. Основанный в XV в., он свидетельствует об архитектурном стиле найджи, свойственном центру Аравийского полуострова. В XVI11 и начале XIX в., его политическое и религиозное значение выросло, и цитадель в Ат-Турайф стала центром временной власти Саудитов и источником распространения Ваххабизма в мусульманской религии. Объект включает руины множества дворцов и городской ансамбль, построенный на краю оазиса Ад-Дирьях.

Сирия. Дата ратификации Конвенции: 13 августа 1975 г.

1. Дамаск: древний город [год внесения: 1979; критерии: I, II, III, IV, VI]

Дамаск, основанный в III тыс. до н.э., является одним из старейших городов на Среднем Востоке. В Средние века здесь располагался процветающий ремесленный центр, в котором производились мечи и кружева. В городе насчитывается 125 памятников, которые отражают различные периоды его истории. Одним из самых выдающихся памятников Дамаска является Великая мечеть умайядов, построенная в VIII в. на месте ассирийского святилища.

2. Боера: древний город [год внесения: 1980; критерии: I, 111, VI]

Боера была столицей римской провинции Аравия и являлась важной

остановкой на древнем караванном пути в Мекку. Здесь сохранились великолепный римский театр II в., руины раннехристианских храмов и несколько мечетей, окруженные мощными стенами.

3. Пальмира [год внесения: 1980; критерии: I, II, IV]

Пальмира находится на северо-западе от Дамаска в оазисе Сирийской

пустыни и представляет собой руины великого города, одного из важнейших культурных центров древнего мира. С I по 11 в. н.э. на искусство и архитектуру Пальмиры оказывали влияние несколько цивилизаций. Здесь сочетается греко-римская техника с местными традициями и персидскими мотивами.

4. Алеппо: древний город [год внесения: 1986; критерии: III, IV]

Расположенный на пересечении нескольких торговых путей со II тыс.

до н.э., Алеппо находился последовательно под властью хеттов, ассирийцев, арабов, монголов, мамлюков и оттоманов. Этот уникальный город украшает цитадель XIII в., Великая мечеть XII в., а также другие уникальные элементы городской архитектуры XVII в. — медресе, дворцы, караван-сараи и хаммамы, которым сейчас угрожает перенаселенность.

5. Замок Крак-де-Шевалье и крепость Саладдина [год внесения: 2006; критерии: II, IV]

Два замка являются наиболее значительными примерами, демонстрирующими взаимообмен влияний и эволюцию крепостной архитектуры на Ближнем Востоке во времена крестовых походов (XI—XIII вв.). Замок Крак- де-Шевалье был построен орденом госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского в 1142—1271 гг. С добавлениями, сделанными мамелюками в конце XIII в., он относится к наиболее хорошо сохранившимся замкам крестоносцев. Это образец средневекового орденского замка, включающий восемь круглых башен, построенных госпитальерами, и массивную квадратную башню, добавленную мамелюками. Крепость Саладина (Калат-Салах-ад- Дин), хотя и находится частично в руинах, все еще представляет собой выдающийся пример укреплений данного типа, как с точки зрения качества конструкций, так и сохранности исторической стратиграфии. Он хранит характерные свидетельства своего основания византийцами в X в., перестроек франками-крестоносцами в конце XII в., и укреплений, добавленных правителями династии Айюбидов (конец XII — середина XIII в.).

Турция. Дата ратификации Конвенции: 16 марта 1983 г.

/. Стамбул: исторические районы [год внесения: 1985; критерии: I, II, III, IV]

Стамбул благодаря своему стратегическому положению у пролива Босфор, между Балканами и Анатолией и Черным и Средиземным морями, на протяжении более 2 тыс. лет был связан с важнейшими политическим, религиозными и культурными событиями. В настоящее время выдающиеся памятники этого города, среди которых можно выделить древний ипподром

Константина, Айя София VI столетия и мечеть Сулеймана XVI столетия, находятся под угрозой из-за перенаселенности, промышленного загрязнения и безконтрольной урбанизации.

2. Национальный парк «Гёреме» и скальные достопримечательности Каппадокии [год внесения: 1985; критерии: I, III, V, IX]

Долина Гёреме — ландшафт невероятной красоты, который сформировался в результате эрозионных процессов. В ближайшем окружении расположены высеченные из скал святилища, являющиеся уникальными творениями византийского искусства пост-иконоборческого периода. Здесь также находятся остатки традиционной человеческой среды обитания, датируемые IV столетием — жилища, отшельнические деревни и подземные города.

3. Дивриги: Большая мечеть и больница [год внесения: 1985; критерии: I, IV]

Эта область Анатолии была захвачена турками в начале XI столетия. Здесь, в Дивриги, в 1228—1229 гг. эмир Ахмет Шах основал мечеть и прилегающую к ней больницу. Мечеть имеет отдельную молельную комнату и увенчана двумя куполами. Искусно построенный свод, обилие художест- веннной скульптуры, особенно на трех дверных проемах, в контрасте с неукрашенными стенами интерьера — уникальные особенности этого шедевра исламской архитектуры.

4. Хаттуза [год внесения: 1986; критерии: I, II, III, IV]

Археологические раскопки Хаттузы, бывшей столицы Хеттской империи,

получили известность благодаря особой городской организации и хорошо сохранившимся сооружениям: храмы, королевские резиденции, укрепления, богато украшенные Львиные и Королевские ворота, а также ансамбль наскального искусства в Язиликае. Город имел огромное влияние в Анатолии и Северной Сирии во II тыс. до н.э.

5. Немрут Даг [год внесения: 1987; критерии: I, III, IV]

Мавзолей Антиоха I (69-34 гг. до н.э.), который правил Коммадженским

царством, образовавшимся после распада империи Александра Македонского к северу от Сирии и Евфрата, является одним из наиболее претенциозных сооружений эллинистического периода. Синкретизм пантеона и королевская родословная, написанная на греческом и персидском языках, является свидетельством дуалистического происхождения культуры этого царства.

6. Гиераполис-Памуккале [год внесения: 1988; критерии: III, IV, IX]

Воды, насыщенные кальцием, низвергающиеся из источников с крутого

утеса, возвышающегося над окружающей равниной на высоту около 200 м, образовали в Памуккале (по-турецки «Хлопковый дворец» ) фантастический пейзаж, состоящий из минеральных лесов, окаменевших водопадов и серии террасных бассейнов. В конце II столетия до н.э. династия Атталидов, царей Пергама, основала термальный курорт Гиераполис. Здесь расположены руины ванн, храмов и других греческих памятников.

7. Ксанфос-Литун [год внесения: 1988; критерии: II, III]

Эта местность, когда-то бывшая столица Ликии, иллюстрирует смесь ликийских традиций и греческого влияния, особенно в его ритуальном искусстве. Эпиграфические надписи очень важны для нашего понимания индоевропейского языка и истории ликийского народа.

8. Сафранболу [год внесения: 1986; критерии: II, IV, V]

С XII I в. до развития железных дорог Сафранболу — важнейший пункт на караванных путях с Востока на Запад. Старая мечеть, старая баня, усыпальница Сулеймана Паши были построены в 1322 г. В период расцвета города в XVII в. его влияние определило городское развитие в большей части Оттоманской империи.

9. Троя: археологические памятники [год внесения: 1998; критерии: II, III, VIJ

Со своей историей, исчисляющейся 4 тыс. лет, Троя является одним из наиболее знаменитых археологических памятников мира. В научном смысле ее обширные оставшиеся свидетельства во всей полноте и значимости иллюстрируют первые контакты между цивилизациями Ближнего Востока и расцветающего мира Средиземноморья. Более того, осада Трои микенскими воинами из Греции в XIII в. до н.э. получила бессмертие в поэме Гомера «Илиада» и продолжала вдохновлять великие творческие умы по всему миру.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >