Полная версия

Главная arrow Туризм

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ

Андорра, Албания, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Монако, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория. Особенности: средиземноморский тип климата и колыбель европейской цивилизации определяют значимость этой зоны. Ежегодно более 100 млн туристов.

Пограничные объекты

Ватикан—Италия

1. Рим: исторический центр с экстерриториальными владениями Ватикана, включая Сан-Паоло Фуори-ле-Мура [годы внесения: 1980, 1990; критерии: I, II, III, IV, VI]

Рим, основанный согласно легенде Ромулом и Ремом в 753 г. до н.э., сначала стал центром Римской республики, затем Римской империи, а с IV столетия — столицей всего христианского мира. Этот объект Всемирного наследия, расширенный в 1990 г. стенами Урбана VIII, включает следующие основные памятники древности: форумы, мавзолей Августа, мавзолей Адриана, Пантеон, колонны Траяна и Марка Аврелия, а также религиозные и общественные здания, принадлежащие Ватикану.

Испания—Франция1

Пиренеи—Мон-Перду [год внесения: 1997; критерии: III, IV, V, VII, VIII]

Италия—Швейцария[1] [2]

Ретийская железная дорога в Абуле/Ландшафты Бернины [год внесения: 2008; критерии: II, IV]

Андорра. Дата ратификации Конвенции: 3 января 1997 г.

Долина Мадриу-Кларор-Перафита [годы внесения: 2004, 2006; критерии: IV, V]

Долина Мадриу-Кларор-Перафита открывает микрокосмическую перспективу маршрута, по которому люди тысячелетиями проходили через Пиренеи. Его впечатляющие горные пейзажи скалистых утесов и ледников, с высокогорными пастбищами и крутыми лесистыми долинами занимают площадь 4247 га (9% всей площади Андорры). Здесь запечатлены последние изменения климата, экономического благосостояния и социальных систем, а также постоянство овцеводства и сильной горной культуры. На территории объекта расположены здания, особенно летние поселения, террасные поля, каменные тропинки и свидетельства обработки железа.

Албания. Дата ратификации Конвенции: 10 июля 1989 г.

1. Бутринт [годы внесения: 1992, 1999, 2007; критерий: III]

Обитаемый с древних времен Бутринт сначала был местом расположения греческой колонии, позднее — римского города, затем — епархией. Город пережил расцвет в период византийского правления, непродолжительную оккупацию венецианцами и был покинут жителями в связи с заболачиванием местности в позднее средневековье. В настоящее время осуществлены археологические раскопки, и руины представляют все периоды развития города.

2. Исторические центры Берата и Джирокастры [годы внесения: 2005, 2008; критерии: III, IV]

Исторические центры Берата и Джирокастры являются добавлением городского центра Берата к центру Джирокастры, уже включенному в Список в 2005 г. как редкий образец хорошо сохранившегося поселения оттоманского периода. Берат, расположенный в центральной части Албании, свидетельствует о многовековом сосуществовании различных религий и культурных общин. В этом городе с населением в 64 тыс. человек высится замок — Кала. Его основная часть относится к XIII в., хотя строительство сооружения началось в IV в. до н.э. В районе цитадели возведены многочисленные византийские церкви, относящиеся по большей части к XIII в., во многих из них сохранились ценные настенные росписи и иконы. Здесь находятся и несколько мечетей, построенных в оттоманский период. На территории объекта имеется несколько домов для религиозных общин. В некоторых из них в XVIII в. собирались, например, братства суфистов. Следует также отметить хорошо сохранившиеся дома, выстроенные в характерном стиле.

Босния и Герцеговина. Дата ратификации Конвенции: 12 июля 1993 г.

1. Мостар: старинный город и район Старого Моста [год внесения: 2005; критерий: VI]

Исторический город Мостар, протянувшийся по глубокой долине реки Неретва, активно развивался в XV-XVI вв. как пограничный город Оттоманской империи и в XIX—XX вв. — как город под австро-венгерским владычеством. Мостар известен старыми турецкими жилыми домами и Старым мостом (боен. — Стары-мост), который и дал название городу. Во время конфликта 1990-х гг. большая часть исторического города и Старый мост, спроектированный знаменитым архитектором Синаном, были разрушены. Мост и многие другие строения в Старом городе были недавно воссозданы или восстановлены с помощью международного научного комитета, созданного ЮНЕСКО. Архитектурный облик района Старого моста начал складываться еще до прихода турок, позже испытал турецкое, средиземноморское и западноевропейское влияние и теперь представляет собой выдающийся образец городского поселения, сформировавшегося под воздействием различных культур. Реконструированный Старый мост и Старый город в Мостаре — это символ примирения, международного сотрудничества и сосуществования сообществ, различающихся по своей культуре, национальной принадлежности и вероисповеданию.

2. Вышеград: мост Мехмеда Паши Сокояовича [год внесения: 2007; критерии: II, IV]

Мост Мехмеда Паши Соколовича в Вышеграде свидетельствует о расцвете монументальной архитектуры и инженерного мастерства Оттоманской империи. Он был построен в конце XVI в. на реке Дрина в восточной части Боснии и Герцеговины придворным архитектором Мимаром Коса Синаном по приказу великого визиря Мехмеда Паши Соколовича. Он насчитывает 11 арок каменной кладки, размахом от 11 до 15 м каждая, а также прямоугольный въезд с левого берега из четырех арок. Сооружение длиной 179,5 м — одно из лучших произведений Мимара Косы Синана, одного из крупнейших архитекторов Оттоманской империи, современника эпохи итальянского Возрождения. Этот мост связан со многими фольклорными, литературными и художественными традициями.

Ватикан. Дата ратификации Конвенции: 7 октября 1982 г. Ватикан [год внесения: 1984; критерии: I, II, IV, VI]

Город-государство Ватикан, одно из самых священных мест христианского мира, имеет богатую историю и огромное духовное значение. В пределах этого крошечного государства находится уникальное собрание шедевров искусства и архитектуры. В центре Ватикана расположен собор Святого Петра с двойной колоннадой, круглой площадью перед ним и прилегающими дворцами и садами. Базилика, возведенная над гробницей св. Петра Апостола, является крупнейшим религиозным зданием в мире. Это — результат соединения творческого гения Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Бернини и Мадерны.

Греция. Дата ратификации Конвенции: 17 июля 1981 г.

1. Бассы: храм Аполлона Эпикурейского [год внесения: 1986; критерии: I, II, III]

Этот знаменитый храм бога здоровья и солнца был построен на далеко отстоящих вершинах Аркадских гор в середине V столетия до н.э. Храм, в котором находится старейший коринфский капитель, объединяет архаический стиль со спокойным дорическим стилем с некоторыми смелыми архитектурными решениями.

2. Дельфы: археологические памятники [год внесения: 1987; критерии: I, II, III, IV, V, VI]

Дельфы — древнегреческое святилище, где вещал оракул Аполлона, которое считалось центром, «пупом Земли». Гармонично сочетаясь с превосходным ландшафтом, насыщенным священным смыслом, Дельфы превратились в религиозный центр и стали символом единства древнегреческого мира в VI столетии до н.э.

3. Афины: Акрополь [год внесения: 1987; критерии: I, II, III, IV, VI]

Акрополь, иллюстрирующий цивилизации, мифы и религии, которые

процветали в Греции на протяжении более тысячи лет. Четыре крупнейших шедевра греческого классического искусства — Парфенон, Пропилеи, Эрех- тейон и храм Ники Аптерос, могут считаться символами идеи Всемирного наследия.

4. Гора Афон [год внесения: 1988; критерии: I, II, IV, V, VI, IX]

Гора Афон, с 1054 г. — духовный православный центр, обладает автономным статусом с византийского времени. «Священная Гора», недоступная для женщин и детей, является также признанным художественным объектом. Стиль монастырей (в 20 из которых проживают около 1400 монахов) распространился вплоть до России, а местная художественная школа оказала существенное влияние на историю православного искусства.

5. Метеоры [год внесения: 1988; критерии: I, II, IV, V, IX]

В этом регионе практически недоступных вершин из песчаника начиная с XI столетия селились монахи на «небесных колоннах». 24 монастыря были построены вопреки невероятным трудностям в эпоху великого возрождения идеала затворничества в XV столетии. Фрески XVI столетия являются ключевым этапом в развитии живописи в поствизантийский период.

6. Салоники: древнехристианские и византийские памятники [год внесения: 1988; критерии: I, II, IV]

Салоники — провинциальная столица и морской порт, основанный в 315 г. до н.э., стал одним из важнейших центров распространения христианства. Среди сохранившихся христианских памятников — прекрасные церкви, одни из которых построены в греческом стиле, а другие представляют собой базилики с тремя нефами. Построенные на протяжении длительного периода с IV по XV столетия, они представляют собой диахронический типологический ряд, который имел большое влияние в византийском мире. Мозаики ротонды св. Деметриуса и св. Давида являются крупнейшими шедеврами раннего христианского искусства.

7. Эпидавр: археологические памятники [год внесения: 1988; критерии: I, II, III, IV, VI]

Раскопки Эпидавра открыли несколько слоев в небольшой долине на полуострове Пелопоннес. Здесь в начале VI столетия до н.э. зародился культ Асклепия, однако наиболее значительным памятником города является театр, который считается одним из самых великолепных шедевров греческой архитектуры, датирующийся IV столетием до н.э. Этот комплекс также связан с культами пелительства греко-римской эпохи, с храмами и больничными сооружениями, посвященными богам врачевания.

8. Родос: средневековый город [год внесения: 1988; критерии: II, IV, V]

Орден Иоанна Иерусалимского занимал Родос с 1309 до 1523 г. и осуществил преобразование города в крепость. Впоследствии город находился под турецким и итальянским правлением. Дворец Великих магистров, Большой госпиталь, улица Рыцарей, Верхний город — один из наиболее красивых готических городских ансамблей в мире. В Нижнем городе готическая архитектура соседствует с мечетями, общественными банями и другими зданиями, построенными в оттоманский период.

9. Мистрас [год внесения: 1989; критерии: II, III, IV]

Мистрас — «Чудо Морей» — был построен в виде амфитеатра вокруг крепости, которую основал принц Ахейи Уильям Виллехардуин в 1249 г. Этот город, захваченный сначала византийцами, затем турками и венецианцами, был покинут жителями в 1832 г., и на его месте сохранились только впечатляющие средневековые развалины, расположенные в прекрасном ландшафте.

10. Олимпия: археологические памятники [год внесения: 1989; критерии: I, II, III, IV, VIJ

Территория Олимпии, расположенная в долине на полуострове Пелопоннес, была обитаема начиная с доисторических времен. В X столетии до н.э. Олимпия стала центром поклонения Зевсу. Альтис — святилище богов — содержит одно из крупнейших собраний шедевров древнегреческого мира. Помимо храмов здесь сохранились остатки спортивных сооружений, возведенных для олимпийских игр, которые проводились в Олимпии каждые четыре года, начиная с 776 г. до н.э.

11. Делос [год внесения: 1990; критерии: II, III, IV, VI]

Согласно греческой мифологии, на этом крошечном острове из архипелага Киклад родился Аполлон. Святилище Аполлона привлекало паломников со всех концов Греции, и поэтому Делос стал важным торговым портом. На острове сохранились следы сменяющих друг друга цивилизаций Эгейского мира, с III тысячелетия до н.э. до раннехристианской эпохи. Археологические раскопки исключительно велики и богаты, что помогает воссоздать образ крупного международного средиземноморского порта.

12. Монастыри Дафни, Хоссиос Лукас и Неа Мони [год внесения: 1990; критерии: I, IV]

Эти три монастыря, несмотря на значительные расстояния друг от друга (Дафни находятся в Аттике, недалеко от Афин, Хоссиос Лукас в Фокиде, недалеко от Дельф, а Неа Мони на острове Хиос в Эгейском море, около полуострова Малая Азия) принадлежат к одному типологическому ряду и отражают сходные эстетические черты. Церкви имеют перекрестно-квадратную планировку с большим куполом, опирающимся на перекрытия, образующие восьмиугольное пространство. В XI и XII столетиях они были украшены великолепными мраморными изделиями и мозаиками на золотом фоне, что характерно для «второго золотого века византийского искусства».

13. Самос: Пифагорейон и Герайон [год внесения: 1992; критерии:

II, Ш]

Начиная с III тысячелетия до н.э. множество цивилизаций населяло этот маленький остров в Эгейском море, неподалеку от Малой Азии. Здесь до наших дней сохранился Пифагорейон — руины древнего укрепленного порта, полного римских и греческих памятников, и Герайон — храм-святилище, построенный в честь одного из героев Самоса.

14. Вергина: археологические памятники [год внесения: 1996; критерии: I, Ш]

Объект включает Айгай, первую столицу Македонии, обнаруженную в прошлом веке. Наиболее важными из сохранившихся объектов являются дворец, обильно украшенный мозаикой и росписью по штукатурке, а также кладбище более чем с 300 захоронениями, некоторые из которых датированы XI в. до н.э.

15. Микены и Тиринф: археологические памятники [год внесения: 1999; критерии: I, II, III, IV, VI]

Археологические места Микен и Тиринфа впечатляют руинами двух великих городов Микенской цивилизации, которые доминировали в восточном Средиземноморье в XV-XII вв. до н.э. и сыграли существенную роль в развитии культуры классической Греции. Эти города связаны с эпическими поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые более трех тысячелетий оказывают влияние на европейское искусство и литературу.

16. Хора, остров Патмос: исторический центр с монастырем Святого Иоанна Теолога и пещерой Апокалипсиса [год внесения: 1999; критерии: III, IV, VIJ

Как полагают, на этом небольшом острове св. Иоанн Теолог написал свои «Евангелие» и «Апокалипсис». В конце X в. здесь был основан монастырь, ставший с тех пор местом паломничества и центром изучения греческого православия.

17. Корфу: старинный город [год внесения: 2007; критерий: IV]

Древний город на острове Корфу, расположенном по соседству с западным побережьем Албании и Греции, занимает стратегическое положение при входе в Адриатику. Его история берет начало в VIII в. до н.э., когда Венецианская Республика построила здесь три форта, которые в течение четырех столетий защищали ее морские торговые суда от нападений Оттоманской империи. Со временем эти фортификационные сооружения неоднократно ремонтировались и частично перестраивались. Старинные здания города, в основном неоклассического стиля, относятся к венецианскому периоду и к более поздним временам, в частности к XIX в. Средиземноморский город-крепость Корфу уникален своим ансамблем и подлинностью сохранившихся строений.

Испания. Дата ратификации Конвенции: 4 мая 1982 г.

1. Кордова: исторический центр [год внесения: 1984; критерии: I, II, III, IV]

Наивысший расцвет Кордовы начался после мавританского завоевания в VIII столетии. В этот период, для конкуренции со славой Константинополя, Дамаска и Багдада, было построено около 300 мечетей и многочисленные дворцы и общественные здания. В XIII столетии, во время правления Фердинанда III Святого, Великая мечеть Кордовы была перестроена в собор, а также были возведены новые защитные сооружения, такие, как Аль- касар-де-лос-Рейес Христианос и Торре Форталеза-де-ла-Калахорра.

2. Гранада: Альгамбра, Генералифе и Альбайзин [год внесения: 1984; критерии: I, III, IV]

Альгамбра и Альбайзин, расположенные на двух соседних холмах, возвышаются над современным городом и образуют средневековую часть Гранады. К востоку от крепости Альгамбра и великолепных садов Генералифе расположена бывшая загородная резиденция эмиров, которые управляли этой частью Испании в XIII и XIVстолетиях. Жилой район Альбайзин представляет собой яркий пример гармоничного сочетания мавританской и традиционной андалузийской архитектуры.

3. Бургос: кафедральный собор [год внесения: 1984; критерии: И, IV, VI]

Строительство кафедрального собора Девы Марии в Бургосе началось в XIII столетии одновременно с таким знаменитым собором, как Иль-де- Франс, и было завершено на рубеже XV—XVI столетий. В его превосходной архитектуре и уникальном собрании произведений искусства, состоящем из картин, мест для певчих, запрестольных перегородок, гробниц и витражей, отражена подлинная история готического искусства.

4. Мадрид: монастырь и достопримечательности Эскуриала [год внесения: 1984; критерии: I, II, VIJ

Монастырь Эскуриал был построен на месте мучений св. Лоренса в конце XVI столетия, имеет решетчатую планировку и расположен в исключительно красивом месте Кастилии. Его строгая архитектура, не связанная с предыдущими стилями, оказала большое влияние на испанскую архитектуру на протяжении более половины столетия. Монастырь был местом уединения таинственного короля, а в последние годы правления Филиппа II, стал центром сосредоточения наибольшей политической власти того времени.

5. Барселона: творения Антонио Гауди [годы внесения: 1984, 2005; критерии: I, II, VIJ

Эти произведения Антонио Гауди (1852—1926) можно считать в полном смысле слова всесторонними, принимая во внимание разнообразные культурные источники, которые его вдохновляли. Они представляют собой эклектичный, но в то же время исключительно индивидуальный стиль, который оказал огромное влияние не только на архитектуру, но также и на садово-парковое искусство, скульптуру и другие формы декоративного искусства.

6. Пещера Альтамира [годы внесения: 1985, 2008; критерии: I, III]

Этот доисторический район в провинции Сантандер был обитаем в

ауригнацианском периоде, а затем и в солютреанском и магдаленианском периодах. Большинство каменных орудий и, особенно, известные картины в большом зале (на которых охрой, красной и черной краской изображены различные дикие животные, такие, как бизоны, лошади, олени и кабаны) датируется этим последним периодом.

7. Сеговия: старинный город и его акведук [год внесения: 1985; критерии: I, III, IV]

Римский акведук Сеговии, вероятно построенный около 50 г. н.э., очень хорошо сохранился. Эта внушительная конструкция с двумя рядами арок является частью древнего города Сеговия.

8. Овьедо: памятники Астурийского королевства [годы внесения: 1985, 1998; критерии: I, II, IV]

В IX столетии очаг христианства на Пиренейском полуострове продолжал существовать в небольшом королевстве Астурия. В этих условиях здесь зародился новаторский дороманский архитектурный стиль, призванный сыграть существенную роль в развитии религиозной архитектуры полуострова. Его самые значительные проявления отражены в таких церквях, как Санта-Мария-дель-Наранко, Сан-Мигель-де-Лилло, Санта-Кристина-де- Лена, Камара-Санта и Сан-Юлиан-де-лос-Прадос, а также вокруг Овьедо — древней столицы королевства. К этой же эпохе относится и Ла-Фонкалада — замечательное гидротехническое сооружение.

9. Сантьяго-де-Компостела: старинный город [год внесения: 1985; критерии: I, II, VI]

Это знаменитое место паломничества на северо-западе Испании стало символом в борьбе испанских христиан против мусульман. Разрушенный мусульманами в конце X столетия он был полностью восстановлен уже в следующем столетии. Старый город Сантьяго с его зданиями в романском, готическом стиле и в стиле барокко является одним из красивейших городов в мире. Самые старые памятники расположены возле гробницы св. Иакова и собора, в котором расположен знаменитый Портико-де-ла-Глория (исп. — Портик Славы).

10. Авила: город и церкви, расположенные за городскими стенами [годы внесения: 1985, 2007; критерии: III, IVJ

«Город святых камней» — хранитель средневековой строгости, где родилась св. Тереза и погребен Великий инквизитор Торквемада, был основан в XI столетии для защиты испанских территорий от мавров. Чистота формы готического собора и городских укреплений с 82 полукруглыми башнями и 9 воротами являются наиболее хорошо сохранившимися памятниками такого рода в Испании.

11. Арагон: мудехарская архитектура [годы внесения: 1986, 2001; критерии: IV]

Появление мудехарского искусства в Арагоне является следствием специфических политических, социальных и культурных условий при совместном сосуществовании исламских и христианских обществ, сложившихся в Испании в период после Реконкисты, между XII и XVII столетиями. В этом искусстве заметно влияние исламских традиций, а также нашли свое отражение различные европейские стили, особенно готический стиль, развивавшиеся в течение этого же периода. Это искусство характеризуется чрезвычайно изысканным и изобретательным использованием кирпича и глазурованной керамики в архитектуре, особенно в колокольнях.

12. Толедо: исторический город [год внесения: 1986; критерии: I, II, III, IV]

Толедо, последовательно являясь римским муниципалитетом, столицей Вестготского королевства, крепостью Кордовского эмирата, аванпостом христианских королевств, боровшихся с маврами, а также временным сосредоточением верховной власти во время правления Карла V в XVI столетии, — содержит важные исторические свидетельства последних 2 тыс. лет. Его шедевры — результат взаимодействия различных цивилизаций в среде, для которой главным фактором было существование трех основных религий — иудаизма, христианства и ислама.

13. Касерес: старинный город [год внесения: 1986; критерии: III, IV]

История войн между маврами и христианами нашла отражение в городской архитектуре, в которой сочетаются римский, исламский, северный готический стили, а также итальянское Возрождение. Здесь расположено около 30 башен мусульманского периода, среди которых наиболее известной является Торре-дель-Бужачо.

14. Севилья: кафедральный собор, Алказар и Архив Индий [год внесения: 1987; критерии: I, II, III, VI]

Эти три здания формируют выдающийся монументальный комплекс в центре Севильи. Собор и Альказар, построенные под влиянием мавританской культуры в период Реконкисты с 1248 г. до начала XVI столетия — являются замечательными памятниками Альмохедской цивилизации и христианской Андалусии. Минарет Жиральда — шедевр Альмохедской архитектуры. Рядом с ним расположен один из крупнейших готических соборов в Европе с пятью нефами, в котором находится гробница Кристофора Колумба. Древняя Лонжа (исп. — торговая биржа), в которой сейчас располагается Архив Индий, содержит ценные документы об американских колониях.

15. Саламанка: старинный город [год внесения: 1988; критерии: I, II, IV]

Этот древний университетский город, расположенный к северо-западу от Мадрида, был завоеван карфагенянами в III столетии до н.э. Позднее здесь появилось римское поселение, а в XI столетии он попал под мавританское управление. Один из старейших в Европе университетов, достиг своего расцвета в период золотого века Саламанки. Исторический центр города наполнен важными памятниками романского, готического, мавританского стилей, а также памятниками эпохи Возрождения и барокко. Главная площадь, с ее галереями и аркадами, производит особенно глубокое впечатление.

16. Монастырь Побле [год внесения: 1991; критерии: I, IV]

Это цистерцианское аббатство в Каталонии является одним из крупнейших в Испании. В его центре расположена церковь XII столетия. Строгий, величественный монастырь выполнял роль укрепленной королевской резиденции и содержит усыпальницу королей Каталонии и Арагона.

17. Мерида: археологический ансамбль [год внесения: 1993; критерии: III, IV]

Руины старого города, удивительно хорошо сохранившиеся, включают в себя мост через реку, амфитеатр, театр, цирк и сложную ирригационную систему. Этот город — типичное римское провинциальное поселение.

18. Королевский монастырь Санта-Мария-де-Гуаделупе [год внесения: 1993; критерии: IV, VI]

Монастырь — замечательный памятник четырех веков испанской архитектуры — отражает важнейшие события мировой истории: покорение Иберийского полуострова католическими королями и открытие Америки Христофором Колумбом.

19. Маршрут Сантьяго-де-Компостела [год внесения: 1993; критерии: II, IV, VI]

Объявленная культурной святыней дорога святого Иакова, до сих пор используемая паломниками, начинается у французско-испанской границы. Огромный исторический интерес представляют 1800 строений религиозного назначения, стоящие вдоль дороги. В свое время этот путь сыграл большую роль в культурном обмене между Иберийским полуостровом и остальной Европой.

20. Национальный парк «Доньяна» [год внесения: 1994; критерии: VIII, IX, X]

Национальный парк Доньяна занимает берега реки Гвадалквивир в ее устье. Эта местность примечательна огромным количеством лагун, болот, неподвижных и мигрирующих дюн и лесов. На зимовку ежегодно сюда прилетает более 500 тыс. водоплавающих птиц 135 видов.

21. Куэнка: исторические укрепления [год внесения: 1986; критерии: II, VJ

Это прекрасно сохранившийся укрепленный средневековый город, построенный маврами на стратегически важном месте в сердце халифата Кордовы. Покоренный кастильцами в XII в. он стал королевским городом, застроенным зданиями огромного значения, как, например, первый в Испании готический собор, знаменитые «касос колгадос» (висячие дома), буквально свисающие со склонов скал, обращенных к реке.

22. Валенсия: Шелковая биржа [год внесения: 1996; критерии: I, IV]

Ла-Лонжа-де-ла-Седа в Валенсии — это группа зданий, построенных

между 1482 и 1533 г. и изначально использовавшихся для торговли шелком (отсюда их название — Шелковая биржа). Шедевр поздней готики, эти здания демонстрируют (особенно одно из них — грандиозный Торговый зал) силу и богатство основного торгового центра Средиземноморья XV-XVI вв.

23. Лас Медулас [год внесения: 1997; критерии: I, II, III, IV]

В I в. н.э. власти Римской империи стали разрабатывать месторождения золота в этом районе северо-западной Испании, применяя технику, основанную на использовании гидравлической силы. После двух веков эксплуатации месторождений римляне покинули их, оставив после себя опустошенную местность. С тех пор здесь не велось промышленной деятельности, и теперь драматические следы достойной внимания древней технологии повсеместно попадаются на глаза в виде голых склонов гор и обширных участков обработки, которые используются теперь под сельское хозяйство.

24. Барселона: Палау-де-ла-Музика Каталана и больница Де-Сант- Пау [год внесения: 1997; критерии: I, II, IV]

Это два прекрасных вклада в архитектуру Барселоны. Палау-де-ла-Му- зика Каталана представляет собой бьющую энергией каркасно-стальную конструкцию, полную света и пространства и декорированную многими ведущими дизайнерами современности. Больница Сант-Пау одинаково смелая как в проекте, так и в своем убранстве, но в то же время безупречно приспособлена к нуждам больных.

25. Монастыри Сан-Миллан Юсо и Сусо [год внесения: 1997; критерии: II, IV, VI]

Монастырская община, основанная ев. Милланом в середине VI в., стала местом паломничества, и в честь святого была построена церковь в романском стиле, до сих пор сохранившаяся на территории Сусо. Именно здесь появилась первая литература на кастильском наречии, от которого пошел ныне один из самых распространенных в мире языков. В начале XVI в. община переместилась во вновь построенный прекрасный монастырь Юсо, который продолжает активно действовать до сего дня.

26. Наскальное искусство средиземноморского бассейна на Иберийском полуострове [год внесения: 1998; критерий: III]

Наскальное искусство Средиземноморского бассейна на Иберийском полуострове позднего доисторического периода представляет исключительно большую группу, уникальную по стилю и сюжетам картин, ярко и детально изображающих образ жизни того периода.

27. Университет и исторический округ Алькала-де-Энарес [год внесения: 1997; критерии: II, IV, VIJ

Этот университет стал первым в мире спланированным университетским городом. Основанный в начале XVI в., он стал первоначальной моделью Города Бога, идеального городского сообщества, которое испанские миссионеры привнесли в Америку и другие университеты в Европе и за ее пределами.

28. Ибица: биоразнообразие и культура [год внесения: 1999; критерии: И, III, IV, VIII, X]

Ибица представляет собой превосходный пример взаимодействия между морскими и прибрежными экосистемами. Густые заросли водорослей морской посейдонии, редкого эндемичного вида, встречающегося только в Средиземноморском бассейне, вмещают и поддерживают разнообразие морской жизни. На Ибице сохранилось значительное число свидетельств ее долгой истории. Археологические раскопки в поселении Са-Калета и некрополь Пуиг-дес-Молине свидетельствуют о важной роли, которую играл остров в средиземноморской экономике древнего мира, особенно во время финикийско-карфагенского периода. Укрепления Верхнего города (Альта Вила) — уникальный пример военной архитектуры эпохи Возрождения, оказавший глубокое влияние на развитие фортификаций в испанских поселениях Нового Света.

29. Тарраго: археологический ансамбль [год внесения: 2000; критерии: И, III]

Археологический ансамбль Тарраго (современная Таррагона) был главным административным и торговым городом римской Испании и центром императорского культа для всех иберийских провинций. Он был застроен многими прекрасными зданиями, часть из них обнаружена в ряде необычных раскопок. Хотя большинство из останков фрагментарны, многое сохранилось под более поздними строениями, они представляют яркую картину величия этой римской провинциальной столицы.

30. Палмерал Эльче [год внесения: 2000; критерии: II, V]

Палмерал Эльче — лесной ландшафт финиковых пальм. Начиная с VIII в.

в течение арабского завоевания большей части Иберийского полуострова, он был симметрично разбит и имел усовершенствованную ирригационную систему. Имеются данные, что его происхождение гораздо древнее и восходит к финикийскому и римскому заселению региона. Палмерал — уникальный пример арабской сельскохозяйственной деятельности на европейском континенте.

31. Луго: римские укрепления [год внесения: 2000; критерий: IV]

Римские укрепления Луго были построены в конце II в., чтобы защитить

этот римский город. Вся территория сохранилась неповрежденной и является самым лучшим примером поздних римских укреплений в Западной Европе.

32. Валь-де-Бои — романские церкви Каталонии [год внесения: 2000; критерии: II, IV]

Романские церкви Валь-де-Бона Каталонии. Узкая долина Валь-де-Бои расположена в Верхних Пиренеях, в районе Альта Рибагоза и окружена очень высокими горами. Каждая деревня в долине имеет романскую церковь и окружена системой огороженных полей. На более высоких склонах находятся обширные сезонно используемые пастбища.

33. Атапуэрка: археологические памятники [год внесения: 2000; критерии: III, V]

Пещеры Сьерра де Атапуэрка содержат ценные ископаемые памятники самого раннего существования человека в Европе, с приблизительно одного миллиона лет тому назад и до сегодняшнего дня. Они представляют исключительный запас данных, научное изучение которых дает бесценную информацию о внешности и образе жизни дальних предков человека.

34. Культурный ландшафт Аранхуэс [год внесения: 2001; критерии: II, IV] '

Культурный ландшафт Аранхуэс — по существу комплекс связей между природой и человеческой деятельностью, между извилистыми потоками и причудливыми узорами ландшафта, между сельской и городской местностью, между лесными массивами и изящно созданной архитектурой его роскошных зданий. Триста лет королевского внимания к развитию и заботе об этом ландшафте наглядно выражает развитие концепций от гуманизма и политической централизации к паркам барокко французского стиля, свойственной XVIII в., до городского образа жизни, который развивался совместно с науками об акклиматизации растений и животноводством в течение эпохи Просвещения.

35. Убеда и Баеза: монументальные ансамбли эпохи Возрождения [год внесения: 2003; критерии: II, IV]

Городская морфология двух маленьких городов Убеды и Баезы, расположенных на юге Испании, относится к мавританскому стилю IX столетия и к Реконкисте XIII столетия. Важные события произошли в XVI столетии, когда эти города были реконструированы под влиянием появляющегося Ренессанса. Это вмешательство в планировку стало частью проникновения в Испанию новых гуманистических идей из Италии, которые впоследствие продолжали оказывать большое влияние на архитектуру Латинской Америки.

36. Бискайский мост [год внесения: 2006; критерии: I, II]

Бискайский мост-транспортер соединяет берега Ибайсабаля — эстуария

реки Нервион северо-западнее Бильбао. Он был спроектирован баскским архитектором Альберто де-Паласио, и его строительство было завершено в 1893 г. Мост высотой 45 м, с пролетом 160 м объединил традиции возведения металлических конструкций XIX в. с новой для того времени технологией легких конструкций из стальных витых канатов. Это был первый в мире мост, предназначенный для перемещения людей и экипажей в высоко подвешенной гондоле, который стал образцом для многих подобных мостов в Европе, Африке и Америке, лишь некоторые из которых сохранились до наших дней в очень небольшом числе. Благодаря новаторскому использованию легких витых стальных канатов, этот мост признан одной из выдающихся архитектурных металлических конструкций эпохи промышленной революции.

37. Башня Геркулеса [год внесения: 2009; критерий: III]

Башня Геркулеса — действующий маяк в северной части города Ла-Ко- рунья. Построен во времена Римской империи, считается древнейшим маяком в мире и единственным используемым древнеримским маяком. Строение имеет высоту 55 м и стоит на полуострове, скалистый берег которого возвышается на 57 м над водами залива Бетансос Атлантического океана. По одной из версий от башни, ставшей символом Ла-Коруньи, и произошло название этого города.

Италия. Дата ратификации Конвенции: 23 июня 1978 г.

1. Валъкамоника, Ломбардия: наскальные изображения [год внесения: 1979; критерии: III, VI]

В Валькамонике, на равнине Ломбардии, сосредоточено одно из величайших собраний доисторических петроглифов в мире — более 140 тыс. символов и фигур, высеченных в скалах на протяжении 8 тыс. лет, посвященных земледелию, плаваниям, войне и магии.

2. Милан: церковь и доминиканский монастырь Санта-Мария делле- Грацие с «Тайной Вечерей» Леонардо да Винчи [год внесения: 1980; критерии: I, II]

Трапезная монастыря Санта-Мария делле-Грапие является неотъемлемой частью этого архитектурного комплекса в Милане, строительство которого было начато в 1463 г. и который был перестроен Браманте в конце XV столетия. На ее северной стене изображена «Тайная Вечеря» — непревзойденный шедевр, написанный между 1495 и 1497 г. Леонардо да Винчи, работы которого положили начало новой эры в истории искусства.

3. Флоренция: исторический центр [год внесения: 1982; критерии: I, II, III, IV, VI]

Флоренция, построенная на месте этрусского поселения, является символом эпохи Возрождения. Город достиг своего экономического и культурного расцвета при Медичи в XV—XVI столетиях. 600 лет выдающейся культурной деятельности нашли свое отражение прежде всего в соборе Санта- Мария дель-Фиоре XIII столетия, церкви Санта-Кроче, дворцах Уффици и Питти, в которых находятся работы таких великих мастеров, как Джотто, Брунеллески, Боттичелли и Микеланджело.

4. Венеция и ее лагуна [год внесения: 1987; критерии: I, II, III, IV, V,VI]

Венеция, основанная в V столетии и расположенная на 118 небольших островах, к X столетию стала главной морской державой. Весь город — удивительный архитектурный шедевр, в котором даже самые маленькие здания хранят произведения всемирно известных художников, таких, как Джорд- жионе, Тициан, Тинторетто, Веронезе, и др.

5. Пиза: площадь Дуомо [год внесения: 1987, 2007; критерии: I, II, IV, VI]

На утопающей в зелени площади Дуомо расположена группа памятников, известных во всем мире. Четыре шедевра средневековой архитектуры — кафедральный собор, баптистерий, колокольня («Падающая башня») и кладбище — оказывали большое влияние на монументальное искусство Италии с XI по XIV столетия.

6. Сан-Джиминьяно: исторический центр [год внесения: 1990; критерии: I, III, IV]

Сан-Джиминьяно служил пунктом отдыха для паломников, направлявшихся в Рим. Семьи патрициев, управлявших городом, построили 72 дома башенного типа (до 50 м в высоту), призванных демонстрировать их богатство и силу. Несмотря на то что сохранилось только 14 из этих домов, Сан- Джиминьяно сберег свой феодальный дух и вид. В городе также имеются шедевры итальянского искусства XIV-XV вв.

7. Скалы Матеры [год внесения: 1993; критерии: III, IV, V]

К византийской эпохе восходят высеченные в скалах жилища Матеры, используемые также в качестве церквей. Хотя эти прибежища сырые, в них на стенах сохранились многочисленные фрески. Это самый выдающийся и хорошо сохранившийся образец поселения троглодитов в Средиземноморье, идеально слившийся с ландшафтом и местной экосистемой. Первая населенная зона принадлежит к периоду палеолита, более поздние поселения иллюстрируют последующие стадии истории человечества.

8. Виченца: город и виллы Паладио в Венето [годы внесения: 1994, 1996; критерии: I, II]

Город Виченца и виллы Палладио в Венето — творения выдающегося архитектора Андреа Палладио (1508—1580), который построил также летние виллы для аристократов, разбросанные по всему Венето. Эти загородные дома имели большое влияние на развитие архитектуры, в том числе и в Санкт- Петербурге.

9. Сиена: исторический центр [год внесения: 1995; критерии: I, II, IV]

Исторический город Сиена — город Средневековья. Окруженное городской стеной историческое ядро Сиены представляется посетителям как шедевр средневековой архитектуры. Церкви и дворцы свидетельствуют о богатстве города, который благодаря серебряным рудникам имел достаточно средств, чтобы оспаривать политическое и культурное значение с Флоренцией.

10. Неаполь: исторический центр [год внесения: 1995; критерии: II, IV]

Не считая Рима, никакой город не подвергался стольким поворотам истории, как Неаполь. Обновление и упадок здесь связаны теснее, чем где- либо. Город насчитывает 2500 лет истории развития. Историческое ядро города, уличная сеть которого, восходящая к V в. до н.э., до сих пор узнаваема, не характеризуется какой-либо определенной эпохой, а представляет архитектурную смесь веков, обогащенную важными археологическими открытиями.

11. Ломбардия: Креспи д’Адда [год внесения: 1995; критерии: IV, V]

Креспи д’Адда — наглядный пример объединенных городов XIX и начала XX столетий, когда в Европе и Северной Америке были построены жилые кварталы для рабочих. Такие кварталы были построены в Италии в 1875 г., когда текстильный фабрикант Крестофоро Креспи распорядился строить недалеко от прядильни трехэтажные дома для своих рабочих.

12. Феррара: город эпохи Возрождения и дельта реки По [годы внесения: 1995, 1999; критерии: II, III, IV, V, VI]

Феррара, город Ренессанса, выросший вокруг залива на реке По, стал интеллектуальным и художественным центром, который притягивал великие умы итальянского Ренессанса в XV-XVI столетиях. Франческо, Беллини и Мантенья украшали его дворцы.

13. Бари: Замок дель-Монте [год внесения: 1996; критерии: I, II, III]

Когда император Фридрих II строил этот замок недалеко от Бари в

XIII столетии, он наполнил его символическим значением, что отражено в особенностях местоположения, математическая и астрономическая точность которого имеет абсолютно точную форму. Замок дель-Монте — уникальный образец средневековой военной архитектуры, с великолепным сочетанием элементов классической древности, исламского Востока и пистерпианской готики Северной Европы.

14. Альберобелло: традиционные жилища «трулли» [год внесения: 1996; критерии: III, IV, V]

В Апулии на юге Италии находится один из удивительных примеров строительства в Западной Европе, перенятый у древних. Трулли — жилые здания с крышами конической формы, по сей день строятся здесь по древнему методу каменной кладки, при которой используется известняк с окрестных полей.

15. Равенна: раннехристианские памятники [год внесения: 1996; критерии: I, II, III, IV]

В Равенне находится уникальная коллекция мозаик и памятников раннего христианства Римской империи V в. Все восемь зданий ансамбля демонстрируют высокое художественное мастерство архитекторов и строителей, представляют смесь греко-римской традиции, христианской иконографии, восточного и западноевропейского стилей.

16. Пьенца: исторический центр [год внесения: 1996; критерии: I, II, IV]

Исторический центр города Пьенцы — место, где впервые были воплощены на практике градостроительные теории Возрождения. Архитектор Бернардо Росселино построил уникальную площадь Пия II, которую окружают дворцы и собор, внешне выполненный в стиле Возрождения, но с готическим интерьером.

17. Казерта: королевский дворец XVIII столетия с парком, акведук Ванвителли и комплекс Сан-Леучио [год внесения: 1997; критерии: I, II, III, IV]

Монументальный комплекс в Казерте, созданный в середине XVIII в., обладает исключительностью благодаря слитым воедино роскошному дворцу, парку и садам, а также естественному лесному массиву и охотничьим домикам.

18. Турин: резиденции королевского дома Савойи [год внесения: 1997; критерии: I, II, IV, V]

Когда в 1562 г. савойский герцог перенес свою столицу в Турин, он начал ряд строительных проектов. В этот комплекс добротных зданий, спроектированных и декорированных ведущими архитекторами и художниками того времени, входят многие пригородные и охотничьи домики.

19. Падуя: ботанический сад Орто Ботанико [год внесения: 1997; критерии: II, III]

Первый в мире ботанический сад был создан в Падуе в 1545 г. Он до сих пор сохраняет свою первоначальную планировку — центральный круглый остров, окруженный водным кольцом. Впоследствии добавились другие элементы, как архитектурного (орнаментные входы и балюстрады), так и практического свойства (наносные установки и теплицы). Сад продолжает служить своей изначальной цели как источник научных исследований.

20. Портовенере, Чинкве-Терре и острова Палмариа, Тино и Тинет- то [год внесения: 1997; критерии: II, IV, V]

Прибрежный район Лигурии между Чинкве-Терре и Портовенере представляет собой культурный ландшафт высокой эстетической и культурной значимости. Форма и расположение небольших городков, а также окружающий их ландшафт воспроизводят богатую историю поселений в этом районе за минувшее тысячелетие.

21. Модена: кафедральный собор, Торре Чивика и Пиацца Гранде [год внесения: 1997; критерии: I, II, III, IV]

Великолепный собор XII в. в Модене является высочайшим образцом раннего готического искусства. С прилегающей площадью и парящей башней он свидетельствует о силе веры своих создателей и о власти династии Каносса, которая заказала это строительство.

22. Помпеи, Геркуланум и Торре Аннунциата [год внесения: 1997; критерии: III, IV, V]

Произошедшее 24 августа 79 г. н.э. извержения Везувия поглотило два процветающих города — Помпеи и Геркуланум, — а также многие богатые деревни в этом районе. С середины XVIII в. они стали постепенно раскрываться. Широкий размах торгового города Помпеи, сохранившиеся останки Геркуланума, великолепная настенная живопись в Торре Аннунциата дают представление о стиле жизни граждан ранней Римской империи.

23. Амальфитанское побережье [год внесения: 1997; критерии: II, IV, V]

Береговая полоса Амальфи (Салернский залив) является одной из величайших материальных красот, полной природного разнообразия. Она интенсивно заселялась начиная с раннего Средневековья. На ней расположены города Амальфи (VI в.) и Равелло, имеющие произведения архитектуры и искусства огромного значения.

24. Агридженто, Сицилия: археологический район [год внесения: 1997; критерии: I, II, III, IV]

Основанный в VI в. до н.э. как греческая колония, Аргидженто (Сицилия) стал одним из ведущих городов Средиземноморья. О его превосходстве и гордости говорят развалины великолепных дорийских храмов, которые возвышаются над древним городом.

25. Сицилия: Вилла Романа дель Казале [годы внесения: 1980, 1990; критерии: I, II, III]

Символом того, как римляне использовали сельскую местность, является вилла — центр крупного поместья, бывшего основой сельского хозяйства

Западной империи. Вилла Романа дель Казале стала одним из наиболее роскошных примеров памятников такого рода благодаря богатству и качеству мозаики, которая украшает каждую комнату и считается самой прекрасной в романском мире.

26. Сардиния: «нураги» в Барумини [год внесения: 1997; критерии: I, Ш, IV]

В конце второго тысячелетия до н.э., в бронзовом веке, на острове Сардиния возводился особый тип оборонительных сооружений — нураги, аналогов которым нет нигде. Комплекс в Барумини состоит из круглых оборонительных башен в форме усеченного конуса, построенных из отшлифованного камня, с внутренними камерами в форме сводчатых ниш. Нураги — прекрасный пример совершенной формы доисторической архитектуры. На Сардинии — более 700 нураги.

27. Аквилея: археологический район и Патриаршая базилика [год внесения: 1998; критерии: III, IV, VI]

Аквилея — один из самых больших и богатых городов ранней римской империи, была разрушена Аттилой в середине V в. Большая часть города еще не подверглась раскопкам ниже первого уровня и содержит в себе огромный археологический потенциал. Его Патриаршая базилика — выдающееся здание с уникальным мозаичным полом — играла ключевую роль при обращении в христианство большого региона Центральной Европы.

28. Урбино: исторический центр [год внесения: 1998; критерии: II, IV]

Урбино испытал в XV в. ошеломляющий культурный расцвет. В него

съезжались художники и ученые со всей Италии и других стран. Его влияние сказывалось на культурном развитии Европы. С XVI в. последовал период культурного и экономического застоя, в результате чего сохранился нетронутым ренессансный облик Урбино.

29. Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Вал- ло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Веллы, монастырь Чертоза-ди-Падула [год внесения: 1998; критерии: III, IV]

Территория вокруг Чиленто представляет собой культурный ландшафт исключительного качества. Святилища и поселения вдоль его трех идущих с востока на запад горных хребтов служат ярким отображением истории развития территории как крупного торгового пути, а также места культурного и политического взаимодействия с доисторических времен до Средневековья. Сохранились руины важных классических городов — Пестума и Веллы.

30. Тиволи: Вилла Адриана [год внесения: 1999; критерии: I, II, III]

Этот исключительный комплекс классических зданий, созданных во

II в. н.э. римским императором Адрианом, воспроизводит лучшие достояния культур Египта, Греции и Рима.

31. Верона [год внесения: 2000; критерии: II, IV]

Исторический город Верона был построен в I в до н.э. Он процветал в

период правления династии Скампер в XIII и XIV в. и как часть Республики Венеции с XV по XVIII в. Верона сохранила удивительное количество памятников старины Средневековья и Ренессанса и является выдающимся примером военной цитадели.

32. Эоловые острова [год внесения: 2000; критерий: VII]

Эоловые острова являются выдающимися образцами вулканического

островного образования и разрушения, процесса жизнедеятельности вулканических явлений. Острова исследуются учеными с XVIII в. и уже обогатили вулканологию примерами двух типов извержения (вулканы и стромболи). На протяжении более двухсот лет изучению этих островов отводится важное место в образовании геологов. Острова продолжают изучаться и снабжать вулканологию новыми фактами.

33. Ассизи: базилика Сан-Франциско и другие францисканские достопримечательности [год внесения: 2000; критерии: I, II, III, IV, VI]

Ассизи, средневековый город, построенный на холме, является местом рождения св. Франциска, тесно связанного с деятельностью Францисканского ордена. Шедевры средневекового искусства, такие как базилика Сан- Франциско и фрески Чимабуэ, Лоренцетти, Мартини, Джотто, сделали Ассизи основным ориентиром развития итальянского и европейского искусства и архитектуры.

34. Тиволи: вилла д’Эсте [год внесения: 2001; критерии: I, II, III, IV, VI]

Вилла д’Эсте в Тиволи, с ее дворцом и парком, является одной из наиболее замечательных и всесторонних иллюстраций культуры Ренессанса в наиболее чистом ее виде. Ее творческое решение наряду с архитектурными изысками в парке (фонтаны, декоративные бассейны и т.д.) делает этот объект уникальным примером итальянского парка XVI в. Вилла д’Эсте является наиболее ранней моделью развития европейского садово-паркового хозяйства.

35. Валь-ди-Ното, юго-восточная Сицилия: города эпохи позднего барокко [год внесения: 2000; критерии: I, II, IV, V]

Восемь городов юго-восточной Сицилии: Калтаджирона, Милителло Валь-ди-Катания, Катания, Модика, Ното, Палаццоло, Рагуза и Сцикли, были восстановлены на месте городов, существовавших до землетрясения в 1693 г. Они представляют значительное коллективное деяние, успешно выполненное на высоком уровне архитектурного и артистического достижения. Представляя позднее барроко, они также изображают отличительные новшества городской планировки и в градостроительстве.

36. Священные горы Пьемонта и Ломбардии [год внесения: 2003; критерии: II, IV]

Девять Сакри Монти («Священных гор») этого региона Северной Италии — группы часовен и других архитектурных особенностей, созданных в конце XVI и начале XVII столетий и посвященных различным аспектам христианской веры. В дополнение к их символическому духовному значению они еще обладают необычайной красотой благодаря сочетанию архитектурных элементов, искусно вписанных в пейзажи холмов, лесов и озер. Они также содержат много важного художественного материала в форме стенных картин и скульптур.

37. Сиенна: культурный ландшафт Валь-д’Орча [год внесения: 2004; критерии: IV, VI]

Ландшафт Валь-д’Орча — это сельскохозяйственный район вблизи Сиены, сформировавшийся в XIV-XV вв., т.е. в период, когда он был присоединен и колонизирован этим городом-государством. Многих художников вдохновляла ярко выраженная эстетика ландшафта — плоская меловая равнина, из которой поднимаются почти конические холмы с укрепленными поселениями на вершинах. В работах таких художников воспевалась красота разумно организованных сельских ландшафтов эпохи Возрождения. Валь- д’Орча — это планово осваиваемый аграрный ландшафт, где практиковались новаторские методы землепользования, с городами и деревнями, фермами, древнеримской дорогой Виа-Франчиджена и связанными с ней монастырями, постоялыми дворами, святилищами, мостами и т.д.

38. Этрусские некрополи Церветери и Тарквинии [год внесения: 2004; критерии: I, III, IV]

Два больших этрусских некрополя отражают различные приемы захоронений IX—I столетий до н.э. и являются ярким примером развития этрусской культуры. Некоторые могилы монументальны, выдолблены в скале и увенчаны внушительным могильным холмом (тумули). Многие стены покрыты резьбой, другие — фресками выдающегося качества. Некрополь около Церветери, известный как Бандитаччиа, содержит тысячи могил, организованных в подобном городу плане с улицами, маленькими кварталами и окрестностями. Объект содержит различные типы захоронений: траншеи, выдолбленные в скале, тумули, некоторые же также выдолблены в скале в форме хижин или домов с богатыми структурными деталями. Они представляют единственное свидетельство существования этрусской жилой архитектуры. Некрополь Тарквинии, известный также как Монтероц- ци, содержит 6 тыс. захоронений, выдолбленных в скале. Он знаменит своими 200 расписными гробницами, самая древняя из которых датируется VII столетием до н.э.

39. Сицилия: Сиракузы и скальный некрополь Панталика [год внесения: 2005; критерии: II, III, IV, VI]

Объект состоит из двух отдельных территорий, на которых находятся выдающиеся, относящиеся к временам Древней Греции и Древнего Рима памятники археологии. В некрополе Панталика можно видеть более 5 тыс. гробниц, вырезанных в скале вблизи открытого карьера по добыче камня; большинство из них относится к периоду XIII—VII вв. до н.э. Следы византийской эпохи также присутствуют на этой территории, наиболее заметны остатки фундамента Анакторона — дворца правителя. Другая часть объекта — это Древние Сиракузы, основанные под именем Ортигия греками из Коринфа в VIII в. до н.э. и ставшие ядром современного города Сиракузы. В городе, который Цицерон характеризовал как «величайший греческий город, прекраснейший из всех», сохраняются многие объекты археологии, например, храм Афины V в. до н.э. (позднее преобразованный в кафедральный собор), руины древнегреческого театра, древнеримского амфитеатра, крепости и т.д. Многие памятники являются свидетельствами бурной истории Сицилии, от Византии до Бурбонов, а между ними — арабов-мусульман, норманнов, Фридриха II Гогенштауфена (1197—1250), арагонцев и Королевства Обеих Сицилий. Историческая часть города Сиракузы служит уникальным свидетельством развития средиземноморской цивилизации в течение более чем трех тысячелетий.

40. Генуя: Улица Ле-Страде-Нуове и комплекс дворцов Палацци-деи- Ролли [год внесения: 2006; критерии: II, IV]

Улица Ле-Страде-Нуове и комплекс дворцов Палацци-деи-Ролли в историческом центре Генуи (конец XVI — начало XVII в.) представляют собой первый в Европе образец градостроительного проекта, имеющего единую структуру. Территория была разбита органами местной власти на участки в соответствии с особой системой создания «общественных жилищ», основывающейся на законодательстве. Дворцы Ролли являлись резиденциями, построенными богатейшими и наиболее влиятельными аристократическими семьями Генуэзской республики, когда она находилась на вершине своей мощи в области финансов и мореходства. Объект включает ансамбль дворцов в стиле ренессанс и барокко вдоль так называемых «новых улиц» — Страде-Нуове (ныне — Виа-Гарибальди). Воздвигнутые здесь в конце XVI в. огромные дворцы-резиденции образовали квартал знати, которая по конституции 1528 г. составляла правительство Республики. Дворцы, в основном трех- или четырехэтажные, характерные величественными открытыми лестницами, дворами и лоджиями, выходящими в сады, расположены на нескольких уровнях в довольно стесненном пространстве. Влияние такой модели городского проектирования проявлялось, судя по итальянской и европейской литературе, в последующие десятилетия. Дворцы демонстрируют чрезвычайное разнообразие архитектурных решений, позволяющих максимально приспособиться к особым свойствам местности и учесть социально-экономические условия. Они также являются оригинальным примером сети домов, предназначенных по постановлению сената от 1576 г. для приема гостей города, прибывающих в него с государственными визитами. Владельцы дворцов были обязаны размещать у себя этих гостей, что способствовало распространению знаний о здешней архитектуре и бытовой культуре. Это привлекало сюда известных художников и путешественников, ярким свидетельством чего является собрание рисунков Питера Пауля Рубенса.

41. Мантуя и Саббионета [год внесения: 2008; критерии: II, III]

Мантуя и Саббионета в долине реки По на севере Италии свидетельствуют о двух направлениях городской планировки эпохи Возрождения. Мантуя — это обновление и развитие существующего города, в то время как расположенная в 30 км от нее Саббионета — пример претворения в жизнь существовавших в тот период представлений о планировке идеального города. Для Мантуи типичным является нерегулярная планировка с отдельными регулярными составными частями, отражающими различные этапы развития города с римских времен. Здесь много средневековых зданий, например, ротонда XI в. и театр в стиле барокко. Саббионета же была построена во второй половине XVI в. во времена правления Веспасиана Гонзага Колонны. Его можно считать городом одного периода, и его планировка отличается четкостью и прямыми углами. Оба эти города — уникальные примеры достижений в городском строительстве, архитектуре и художественном творчестве периода Возрождения, которые отражают замыслы и их воплощение правящей семьи Гонзага. Мантуя и Саббионета сыграли также важную роль в распространении культуры Возрождения. Во многом благодаря семье Гонзага идеи этой эпохи нашли свое отражение в облике и архитектуре обоих городов.

42. Доломитовые Альпы [год внесения: 2009; критерии: VII, VIII]

Название Доломитовых Альп и характерной для них породы (доломита) произошло от фамилии французского геолога XVIII в. Деода де Доломье, который провел первое научное исследование района. Горы сложены в основном доломитами и известняками, относятся к Альпийской складчатости. Массив покрывает площадь 141,9 км2 и включает в себя 18 пиков высотой более 3 тыс. м. Процессы эрозии создали ландшафты с вертикальными обрывами, голыми утесами, а также узкими и длинными долинами, включающие ледниковые и карстовые формы рельефа. Часто происходят оползни, наводнения и сходы лавин.

Македония. Дата ратификации Конвенции: 30 апреля 1997 г.

1. Охрид: культурно-историческое и природное окружение [годы внесения: 1979, 1980; критерии: I, III, IV, IX]

Расположенный на берегу Охридского озера город Охрид — одно из древнейших поселений в Европе. Большинство зданий было построено между VII и XIX столетиями, среди них особо выделяется старейший славянский монастырь Святого Пантелеймона, в котором хранится более 800 икон византийского стиля, написанных в период с XI до конца XIV столетия. Эта коллекция икон считается второй по значению в мире после собраний Третьяковской галереи в Москве.

Мальта. Дата ратификации Конвенции: 14 ноября 1978 г.

1. Валетта [год внесения: 1980; критерии: I, VI]

Столица Мальты неразрывно связана с историей военного и благотворительного ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Город последовательно управлялся финикийцами, греками, карфагенянами, римлянами, византийцами, арабами и рыцарским орденом Святого Иоанна. На территории Валлетты расположены 320 различных памятников, сосредоточенных на площади в 55 га, что делает этот город наиболее интересной исторической областью в мире.

2. Гипогеум [год внесения: 1980; критерий: III]

Гипогеум — огромная подземная структура с циклопическими конструкциями из крупных блоков кораллового известняка, была создана около 2500 лет до н.э. Возможно, в доисторические времена использовалась как святилище, а затем в качестве некрополя.

3. Мегалитические храмы Мальты [годы внесения: 1980, 1992; критерий: IV]

На островах Мальта и Гоцо расположены семь мегалитических храмов, каждый из которых отличается своим индивидуальным развитием. Два храма Джгантии на острове Гоцо получили известность благодаря гигантским структурам бронзового века. Храмы Хагар Кин, Мнайдра и Тарксен, расположенные на острове Мальта, представляют собой архитектурные шедевры, особенно если принять во внимание ограниченные ресурсы, доступные их строителям. Комплексы Та-Хаграт и Скорба демонстрируют развитие традиций храмового строительства на Мальте.

Португалия. Дата ратификации Конвенции: 30 сентября 1980 г.

1. Лиссабон: монастырь Иеронимитов и башня Белем [год внесения: 1983; критерии: III, VI]

Строительство монастыря Иеронимитов, расположенного у входа в гавань Лиссабона, было начато в 1502 г. Архитектура монастыря демонстрирует расцвет португальского искусства. Рядом находится башня Белем, построенная в честь экспедиции Васко да Гамы, которая служит напоминанием о великих морских открытиях, положивших начало современному миру.

2. Монастырь Баталья [год внесения: 1983; критерии: I, II]

Доминиканский монастырь Баталья был построен в честь победы португальцев над кастильцами в битве при Альюбарроте в 1385 г. Это основной строительный проект Португальской монархии на протяжении двух последующих столетий. Здесь, под глубоким влиянием искусства мануэлизма, зародился национальный готический стиль, представленный таким шедевром, как Королевский монастырь.

3. Томар: монастырь Христа [год внесения: 1983; критерии: I, VI]

Монастырь Рыцарей тамплиеров в Томаре был переименован в 1344 г. в

честь Реконкисты в орден Рыцарей Христа. Он символизирует противоположное течение искусству мануэлизма, в связи с открытием Португалии к другим цивилизациям.

4. Эвора: исторический центр [год внесения: 1986; критерии: II, IV]

Этот город-музей, корни которого уходят во времена Римской империи,

достиг наивысшего расцвета в XV столетии, когда здесь располагалась резиденция португальских королей. Город знаменит уникальными стеблями на побеленных зданиях, украшенных азуленом и балконами из кованого железа, построенными с XVI по XVIII столетия. Его памятники оказали глубокое влияние на португальскую архитектуру в Бразилии.

5. Лиссабон: монастырь Алкобаса [год внесения: 1989; критерии: I, IV]

Монастырь Санта-Марии Алкобаса, к северу от Лиссабона, был основан

в XII столетии королем Альфонсом I. Его размеры, безупречность архитектурного стиля, красота использованных материалов и забота, с которой он был построен, делают этот монастырь шедевром цистерцианского готического искусства.

6. Синтра: культурный ландшафт [год внесения: 1995; критерии: II, IV, V]

В XIX столетии Синтра стала первым центром европейской романтической архитектуры, Фердинанд II построил на руинах монастыря замок, где новое восприятие культур было отображено с использованием готики, египетских мотивов, элементов ренессанса. Элитные дома, построенные во все линии окрестностей, являют собой уникальную комбинацию садов и парков, которые послужили в дальнейшем развитию ландшафтики в Европе.

7. Порту: исторический центр [год внесения: 1996; критерий: IV]

Город Порту расположен на склонах, обращенных в сторону реки, и

представляет собой уникальный городской ландшафт с тысячелетней историей: разнообразные памятники, собор с римским хором, биржей в стиле неоклассицизма и типично португальской церковью Святой Клары.

8. Наскальное искусство эпохи палеолита в долине рек Коа и Сиега Верде [годы внесения: 1998, 2010; критерии: 1,111]

Достопримечательности доисторического наскального искусства в долине Коа, датирующиеся периодом верхнего палеолита, с 22 тыс. до 10 тыс. лет до н.э., являются наиболее выдающимися мировыми примерами раннего проявления данной формы художественного творчества человека.

Археологическая зона Сиега Верде, расположенная в области Касти- лья-е-Леон, дополняет этот памятник. Здесь находятся 645 гравюр, вырезанных на стенах пещер, образовавшихся под воздействием водной эрозии. Эти гравюры, в основном символические, изображают животных. Однако некоторые из них представляют собой также геометрические фигуры и схематичные изображения. Доисторический ансамбль наскального искусства долины Коа и Сиега Верде образует самый значительный объект наскальной живописи периода палеолита под открытым небом, расположенный на Пиренейском полуострове.

9. Гимарайнш: исторический центр [год внесения: 2001; критерии: II, III, IV]

Исторический город Гимарайнш — связан с появлением Португальской национальной принадлежности XII столетия. Исключительно хорошо сохраненный, является подлинным примером развития средневекового поселения в современный город, а его богатое разнообразие зданий иллюстрирует определенное развитие португальской архитектуры с XV по XIX столетие сквозь последовательное использование традиционных строительных материалов и методов.

10. Винодельческий регион Алто Дору [год внесения: 2001; критерии: III, IV, V]

Вино традиционно производилось местными землевладельцами региона Алто Дору в течение последних 2 тыс. лет. Начиная с XVI11 столетия главный продукт — портвейн — получил мировую известность благодаря своему качеству. Эта старинная традиция виноградарства создала культурный ландшафт выдающейся красоты, который отражает ее технологическое, социальное и экономическое развитие.

Сан-Марино. Дата ратификации Конвенции: 18 октября 1991 г.

Сан-Марино: исторический центр и гора Титано [год внесения: 2008; критерий: III]

Этот объект занимает площадь в 55 га, в которую входит гора Титано и исторический центр города Сан-Марино, относящийся к эпохе провозглашения республики в городе-государстве в XIII в. Сан-Марино — свидетельство стойкости независимого республиканского режима, существующего со времен Средневековья. В его центральной части сохранились оборонительные башни, крепостные стены, ворота и бастионы, а также неоклассическая базилика, возведенная в XIX в., монастыри XIV и XVI в., Палаццо Пубблико XIX в. и театр Титано XVIII в. Объект представляет собой исторический населенный центр, где продолжают действовать все городские учреждения. Благодаря месторасположению города — на самой вершине горы Титано — его не коснулись городские перестройки, развернувшиеся с наступлением индустриальной эпохи и продолжающиеся в наши дни.

Сербия. Дата ратификации Конвенции: 11 сентября 2001 г.

1. Стари Рас и Сопочани [год внесения: 1979; критерии: 1, Ш]

В предместьях Стари Рас, первой столицы Сербии, находится внушительная группа средневековых памятников, состоящих из крепостей, церквей и монастырей. Монастырь в Сопочани напоминает о контактах между западной цивилизацией и византийским миром.

2. Кралево: монастырь Студеница [год внесения: 1986; критерии: I, И, IV, VI]

Монастырь Студеница основал родоначальник средневекового Сербского государства Стефан Неманья сразу после своего отречения от власти в конце XII столетия. Это крупнейший и богатейший православный монастырь Сербии. Два его основных памятника, церковь Девы Марии и Царская церковь, построенные из белого мрамора, хранят бесценное собрание византийской живописи XIII и XIVстолетий.

3. Косово: средневековые памятники [годы внесения: 2004, 2006; критерии: II, IV]

Деканский монастырь расположен у подножия гор Проклетие на западе областей Косово и Метохии. Он был построен в середине XIV столетия специально для сербского короля Стефана Деканского. Здесь же расположен и его мавзолей. Объект является прекрасным примером последней стадии развития Византийско-Романской архитектуры в этом регионе и содержит самую большую из всех средневековых балканских церквей. В церкви сохранились великолепные византийские фрески с изображением более тысячи святых, которые практически полностью составляют ее интерьер. Здесь также находятся многочисленные романские скульптуры. Сохранился мраморный пол и внутреннее убранство и, главное, иконостас XIV столетия. Убранство монастыря, самого роскошного в Сербии, украшают 60 потрясающих икон XIV-XVII столетий. Объект демонстрирует уникальное сочетание византийских и западных традиций.

4. Заечар: дворец Галерия «Гамзиград-Ромулиана» [год внесения: 2007; критерии: III, IV]

Архитектурный ансамбль, включающий замок позднего периода Римской империи и мемориал, был внесен в Список как образец традиционной архитектуры Римской империи периода второй тетрархии. Сочетание церемониальных элементов с чертами мемориала составляют еще одну отличительную особенность этого ансамбля. Пространственная связь между двумя архитектурными группами объекта устанавливается с помощью тетрапилона, расположенного на перекрестке между дворцом с его фортификациями — символами мирского, — с одной стороны, и мавзолеями и мемориальными сооружениями — символами духовного — с другой.

Словения. Дата ратификации Конвенции: 5 ноября 1992 г.

Пещеры Скокьян [год внесения: 1986; критерии: VIII, IX]

Эта уникальная система известняковых пещер состоит из сжатых карстовых провалов, подземных галерей, протяженностью около 6 км и общей глубиной более 200 м, многочисленных водопадов и одного из крупнейших из пока обнаруженных в мире подземных залов. Этот объект расположен в регионе Крас, что буквально означает — карст, и является одним из наиболее известных в мире мест для изучения карстовых (известняковых) явлений.

Хорватия. Дата ратификации Конвенции: 6 июля 1992 г.

1. Дубровник: старинный город [годы внесения: 1979, 1994; критерии: I, III, IV]

«Жемчужина Адриатики», расположенная на Далматинском побережье, была важной Средиземноморской державой в XIII столетии. Несмотря на сильные повреждения, вызванные землетрясением в 1667 г., в Дубровнике сохранились великолепные церкви, монастыри, дворцы и фонтаны в готическом стиле, а также в традициях Возрождения и барокко. Восстановление города, разрушенного в 1990 г. в результате вооруженного конфликта, — теперь главная задача ЮНЕСКО.

2. Сплит: исторический комплекс с дворцом Диоклетиана [год внесения: 1979; критерии: II, III, IV]

Остатки дворца Диоклетиана, построенного в конце III — начале IV столетия н.э., можно увидеть во всем городе. В Средние века, при строительстве собора, многократно использовались материалы древнего мавзолея. Романские церкви XII и XIII столетий, средневековые укрепления, готические особняки XV столетия и другие роскошные здания в традиции Возрождения и барокко дополняют исторический комплекс.

3. Национальный парк «Плитвичские озера» [годы внесения: 1979, 2000; критерии: VIII, IX]

Воды, текущие по известковым и меловым породам на протяжении тысяч лет, образовали травертиновые барьеры, превращаясь в естественные дамбы, которые в свою очередь создали целый ряд красивейших озер, пещер и водопадов. Эти геологические процессы продолжаются и сейчас. В лесах парка обитают медведи, волки и множество редких видов птиц.

4. Пореч: исторический центр с епископским комплексом Ефразиан- ской базилики [год внесения: 1997; критерии: II, III, IV]

Группа памятников в Порече, где христианство установилось еще в III в., составляют наиболее полно сохранившийся комплекс такого рода. Базилика, атриум (внутренний двор), баптистерий и епископский дворец являются выдающимися примерами религиозной архитектуры.

5. Трогир: исторический город [год внесения: 1997; критерии: II, IV]

Исторический город Трогир являет собой замечательный пример городской целостности. Прямоугольный стиль улиц этого островного поселения восходит к эпохе эллинизма. Сменявшие друг друга правители приукрасили его многими прекрасными общественными и жилыми зданиями и укреплениями.

6. Шибеник: кафедральный собор Святого Якова [год внесения: 2000; критерии: I, II, IV]

Собор Святого Якова в Шибенике (1431 — 1535 гг.) в Далмации является свидетельством значительного взаимодействия в области монументального искусства между Северной Италией, Далмацией и Тасканией в XV и XVI вв. Три архитектора, сменявшие друг друга во время строительства собора (Юрай Далматинец, Никола Флорентиец, Франческо Джакомо), спроектировали здание, полностью построенное из камня, с использованием уникальной строительной техники для возведения сводов и купола собора. Облик и декоративные элементы собора иллюстрируют удачное объединение готического искусства и ренессанса.

7. Остров Хвар, Стариградская равнина [год внесения: 2008; критерии: II, III, V]

Стариградская равнина, расположенная на острове Хвар в Адриатике, представляет собой культурный ландшафт, оставшийся в практически нетронутом состоянии со времен его первой колонизации в IV в. до н.э. греками с острова Парос (в Эгейском море). Традиционным видом земледелия на его плодородной земле было и остается выращивание винограда и оливок. Объект также является природным заповедником. Его территория состоит из отдельных участков, аллей с каменными стенами, а также небольших каменных построек, что свидетельствует о системе раздела земель на равные доли (греческое название раздела — шора), использовавшейся древними греками. Эта система, не претерпевшая практически никаких изменений за последние 24 столетия, применяется здесь и в наши дни.

Черногория. Дата ратификации Конвенции: 3 июня 2006 г.

1. Котор: природный и культурно-исторический район [год внесения: 1979; критерии: I, II, III, IV]

В Средние века эта естественная гавань Адриатического побережья Черногории была важным художественным и торговым центром со знаменитыми школами каменной кладки и иконографии. Большинство памятников, среди которых четыре романские церкви и городские стены, подверглись сильному разрушению во время землетрясения 1979 г., но были восстановлены при поддержке ЮНЕСКО.

2. Национальный парк «Дурмитор» [год внесения: 1980; критерии: VIII, IX, X]

Этот удивительный национальный парк был сформирован ледниками и его многочисленными реками и подземными потоками. Вдоль каньона реки Тара, имеющей глубочайшие ущелья в Европе с сосновыми лесами и чистейшими озерами, произрастает широкий диапазон эндемичной флоры.

  • [1] Полное описание — см. при рассмотрении « Франция—Испания».
  • [2] То же для «Швейцария—Италия».
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>