Полная версия

Главная arrow Туризм

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

В настоящее время насчитывается около 3—4 тыс. этнических групп. Наибольшая их концентрация приходится на Азию, где сосредоточено около половины известных этносов. Каждому из них присущи свои уникальные черты — этнические феномены, которые можно рассматривать как важную составную часть стереотипа поведения.

Однако совершенно очевидно, что многие из них, и это совершенно естественно, не только изменяются по ходу времени, но и испытывают мощное влияние наступающей «цивилизации» в лице средств массовой информации и активной деловой жизни «золотого миллиарда». Это влияние, по всей вероятности, ускоряет естественный ход изменения стереотипа поведения, трансформируя его иногда весьма причудливо. Например, некоторые так называемые коренные жители Монголии уже сейчас предпочитают кочевать на грузовиках (если кочуют вообще), а не на лошадях в соответствии с присущим им традициям. Нечто похожее переживают и другие народы, а вместе с ними и их специфические этнические феномены.

В этой связи все больше этнических групп и их объединений балансируют на грани между попытками сохранения своей уникальности и погружением в водоворот современных «цивилизационных ценностей». Несмотря на кажущуюся возможность выбора дальнейшего пути своего существования, приходится констатировать, что выбора, собственно, нет. Изолированное существование подавляющего числа этносов сейчас практически невозможно. Принимая некоторые «цивилизационные ценности», многие этнические группы временно выживают, при этом сначала теряя свою самобытность, а затем и полностью исчезая или ассимилируясь.

Поэтому задача сохранения этнических феноменов на возможно более продолжительный срок (как глобальных, так и локальных) должна решаться совместными усилиями членов международного сообщества, государства и представителей этносов — реальных носителей этих феноменов.

Начиная с 2001 г., в рамках реализации идеи сохранения культурного наследия, стали особо выделять нематериальное (духовное) культурное наследие.

Согласно ст. 2 Конвенции об охране нематериального культурного наследия: «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.

Нематериальное культурное наследие проявляется, в частности, в следующих областях:

  • • устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
  • • исполнительские искусства;
  • • обычаи, обряды, празднества;
  • • знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
  • • знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

В данной Конвенции указывается, в частности, «что процессы глобализации и социальных преобразований создают условия для возобновления диалога между сообществами, но вместе с тем являются источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием».

Любой этнический феномен является важнейшим элементом всемирной истории и составляет нематериальное культурное наследие всего человечества. Следовательно, утрата любого звена может стать помехой для устойчивого существования общества. Иными словами, можно согласиться с мнением Л.Н. Гумилева о том, что: «Этнос обречен на вымирание, если в своем поступательном развитии он не опирается на лучшее из своего наследия».

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы основные предпосылки формирования идеи Всемирного наследия?
  • 2. Какие памятники древности послужили прообразом Всемирного наследия?
  • 3. Какую роль сыграл Н. Рерих в становлении идеи Всемирного наследия?
  • 4. В чем заключаются основные положения Конвенций об охране Всемирного наследия?
  • 5. Что понимается под природным наследием? Каковы основные критерии его выделения?
  • 6. Что понимается под культурным наследием? Каковы основные критерии его выделения?
  • 7. Что понимается под нематериальным (духовным) наследием?
  • 8. Каковы основные причины расширения трактовки понятия «наследие»?

Темы дискуссий

  • 1. Семь чудес света: первые объекты Всемирного наследия или плоды фантазии?
  • 2. Культурное и природное наследие: что важнее?
  • 3. Локальное и Всемирное наследие: взаимосвязь и противоречия.
  • 4. Бизнес и общество: нужно ли охранять наследие?
  • 5. Поколение NEXT: В чьих руках наследие?

Творческие задания

  • 1. Подготовьте сообщение об одном из чудес света древности.
  • 2. Подготовьте сообщение о первых охраняемых территориях своего региона.
  • 3. Подготовьте сообщение о личности Н. Рериха.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Всемирное культурное и природное наследие в образовании и туризме / Под ред. В.П. Соломина. — СПб.: Лениздат, 2001. — 316 с.
  • 2. Всемирное наследие в руках молодых. — М.: Московское бюро ЮНЕСКО, 2000.- 251 с.
  • 3. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия, 1972.
  • 4. Конвенция об охране Всемирного нематериального наследия, 2003.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>