Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История и теория дизайна

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Малые формы полифонии в советском дизайне

Строительство нового общества в условиях слома старой государственной машины и формирование новых политических, административных и общественных организаций не могли не затронуть всю область малых форм полифонии, включая практически все ее жанры. Гербы, эмблемы, печати, фирменные и торговые знаки, упаковка товаров и этикетки, значки, банкноты, почтовые марки и т. д. - всё необходимо было менять, и менять быстро. Никогда в прошлом за столь короткий срок не создавалось заново такое количество элементов малой графики и никогда ранее не привлекались к этому жанру такие первоклассные художественные силы.

В жанре малых форм полиграфии работали тогда художники самых различных творческих течений.

Особое место в области малых форм полиграфии занимали фирменные знаки. Они представляли собой некое связующее звено между агитационно-полиграфическим и производственным искусством (в их композицию часто включались элементы новой техники). Пионеры советского дизайна в таких полиграфических работах имели возможность отрабатывать некоторые черты стилистики своей будущей работы в области бытовой вещи и оборудования. Характерны в этом отношении работы А. Родченко (рис. 107, 108) и его учеников по металлообрабатывающему факультету ВХУТЕМАСа (рис. 109), где он ввел задания на разработку фабричных фирменных знаков.

А. Родченко Фирменная марка

Рис. 107. А. Родченко Фирменная марка.

издательство «Федерация», 1925

А. Родченко. Вариант фирменной марки Института силикатов, 1924

Рис. 108. А. Родченко. Вариант фирменной марки Института силикатов, 1924

А. Веснин. Проект значка ВХУТЕМАСа

Рис. 109. А. Веснин. Проект значка ВХУТЕМАСа

К малым формам полиграфии относятся эмблемы профсоюзов, в разработке которых принимали участие уже в первые годы советской власти такие художники, как А. Родченко, А. Шевченко, В. Фалилеев, В. Фаворский,

С. Грузенберг и др. (рис. 110, 111).

К. Мельников. Эскиз фирменной марки махорочной промышленности, 1923

Рис. 110. К. Мельников. Эскиз фирменной марки махорочной промышленности, 1923

Софронова. Эскиз фирменной марки треста «Северлес», 1920-е гг

Рис. 111.0. Софронова. Эскиз фирменной марки треста «Северлес», 1920-е гг.

Создание единого фирменного стиля - это прежде всего средство укрепления положения фирмы на рынке. Однако успех этой функции фирменного стиля зависит от настойчивых, последовательных и целенаправленных усилий всего коллектива фирмы.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое фирменный стиль?
  • 2. Перечислите основные элементы фирменного стиля.
  • 3. Кто считается родоначальником фирменного стиля?
  • 4. Каково назначение фирменного стиля?
  • 5. Каковы особенности стиля «Браун»?

Практическое задание

Задание: «Знак-индекс»

Цель: Овладение принципами и методами композиционной и художественно-образной организации графических знаковых систем.

Содержание: Создать три композиционные структуры знака-индекса в соответствии с общими требованиями к визуальной организации знаковой формы графических изображений с вариантами эскизного поиска.

Материал: Бумага, карандаш, черно-белая графика на формате АЗ.

Пример выполнения задания:

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>