Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История и теория дизайна

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Фирменный стиль

План

  • Понятие «фирменный стиль»
  • Стиль «Оливетти»
  • Стиль «Браун»
  • Малые формы полифонии в советском дизайне

Понятие «фирменный стиль»

Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий. Одним из них является «фирменный стиль», под которым понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы - от среды до продукции.

Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Единый фирменный стиль в рекламе предусматривает совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов, разработанных на базе оригинального графического дизайна. Основными элементами фирменного стиля являются: логотип, шрифт или ряд шрифтовых гарнитур, цветовая гамма, композиционные принципы.

В отличие от традиционного исторического художественного стиля, существующего длительное время на определенной и обширной территории, охватывающего различные виды искусства и культуры, фирменный стиль создается конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ (фирменный стиль «Кока-Колы» распространен по всему миру) и носит ярко выраженный субъективный характер.

Одними из первых прообразов современных фирменных стилей были художественная программа Михаэля То- нета по выпуску мебели из гнутой древесины в середине XIX века и художественный стиль электротехнического концерна «АЭГ» Петера Беренса (1907-1910).

Предметный ансамбль М. Тонета представлял собой следующее: примерно два десятка базовых образцов стульев, каждый из которых дополнялся другими изделиями (кресло, диван). Для каждого комплекта изделий из унифицированных деталей предусматривалось восемь- десять исполнений (различные породы дерева, виды отделок и покрытий). Таким образом, комплект из трех видов изделий выпускался не менее чем в 36 вариантах, учитывающих вкус потребителей. В некоторые комплекты входили и другие изделия (качалки, вешалки). В целом программа предметного ансамбля включала приблизительно 600 вариантов исполнения.

Вопрос о создании единого стиля предметной среды не снимался с повестки дня на протяжении всего исторического процесса становления дизайна. В программе Германского Веркбунда понятие стиля сблизилось с представлением о качестве дизайна массовой промышленной продукции, но реализовано было в деятельности Петера Беренса.

Петер Беренс по праву считается родоначальником фирменного стиля. Став в 1907 году художественным директором крупнейшего электротехнического концерна «АЭГ», он разработал для него концепцию фирменного стиля. Его первоэлементом стал сердечник от электромотора, от которого потом вырастала вся «кристаллическая решетка» формообразования.

Беренс не стремился создать совершенно новую красивую форму. Он как бы подгонял все выпускающиеся изделия под уже существующие, проверенные геометрией формы, допуская лишь незначительные добавления, которые воспринимались как знак мастера. Фирменный стиль «АЭГ» П. Беренс рассматривал не столько в узком смысле внешних признаков фирменной идентификации, сколько как специальную концепцию фирменной политики, как новый стиль мышления во всех аспектах организационной деятельности и прежде всего стиль поведения на рынке. Именно в этом смысле новую форму следует назвать первой концепцией и программой фирменного стиля.

Программы фирменного стиля получили широкое распространение в 50-х годах за рубежом и в настоящее время являются одним из ведущих методов дизайнерской деятельности.

Основные элементы системы фирменного стиля:

Товарный знак (знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак) является центральным элементом фирменного стиля; представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, комбинированные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются его владельцем для идентификации своих товаров (рис. 102).

Виды товарных знаков

Рис. 102. Виды товарных знаков

Фирменная шрифтовая надпись (логотип) - оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из четырех - восьми букв. Приблизительно четыре товарных знака из каждых пяти регистрируются именно в форме логотипа.

, Виды логотипов

Рис. 103, Виды логотипов

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего это изобразительный товарный знак (товарная эмблема) и логотип. Он может также содержать полное официальное название фирмы, ее почтовые реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает фирменный лозунг.

Фирменный лозунг (слоган) представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо.

Фирменный цвет (цвета) также является важнейшим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общей картины образа фирмы. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, запоминающимися, позволяющими оказывать сильное эмоциональное воздействие.

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки. Шрифт может восприниматься как «мужественный», «женственный», «легкий», «тяжелый», «элегантный», «грубый», «прочный», «деловой». Задача разработчиков фирменного стиля - найти «свой» шрифт, который «вписывался» бы в образ марки.

Другие фирменные константы. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере «коммуникаций», характеризующиеся постоянством, обязательным и долговременным характером исполнения, играют важную роль в формировании образа фирмы. Ими могут быть: визитная карточка, флеер, баннер, сувенирная продукция (например, футболка, музыкальный диск).

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>