Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История и теория дизайна

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Фотоколлаж

Техника коллажа стала точкой отсчета для рождения целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ассамбляж, искусство объекта.

Фотомонтаж - соединение двух или ряда снимков, общих по теме, в одно фотографическое изображение. «Под понятием «фотомонтаж», - писал А. Родченко, - подразумевают использование фотоснимков в качестве изобразительного материала. Комбинацию фотографий вместо комбинации и композиции художественных элементов. Смысл замены заключается в том, что снимок не отражение факта художником в рисунке, а точно схваченный и зафиксированный факт. Точность и документальность дают такую силу впечатления, какое для живописи и графики недопустимо. Плакат с фотографиями действует сильнее, чем плакат с рисунком на ту же тему».

Зарождение фотомонтажа происходит уже в середине XIX века - почти одновременно с появлением и распространением технологии фотографии. Однако в те времена так называемая комбинированная съемка использовалась исключительно в технических целях. На то было несколько причин. Во-первых, при съемке группового портрета с длительной выдержкой кто-то из героев мог шевельнуться, рискуя испортить весь кадр; поэтому делалось несколько практически идентичных снимков, а затем из удачных изображений каждого персонажа монтировался окончательный вариант. Во-вторых, героев портрета (в первую очередь многолюдного, официального, парадного) зачастую было настолько много, что не удавалось собрать их всех в одном месте в одно время, - тогда они фотографировались по отдельности, а затем кадры складывались в единую композицию. Еще одной причиной использования метода комбинирования была невозможность одновременной качественной съемки на ортохроматический материал, который использовался в те времена фотографами, пейзажа и облаков - тогда они тоже монтировались из разных кадров.

До определенного момента существовали лишь два метода фотомонтажа:

  • • механический (вырезали из фотографий нужные по замыслу части изображения, подгоняя под необходимый масштаб, с последующей их склейкой на листе бумаги и переснимали заново);
  • • проекционный (последовательная печать на фотобумаге с разных негативов).

Затем фотомонтаж, выполненный первым и вторым способом, репродуцируют. Полученный негатив вновь ретушируют для полного уничтожения границ между изображениями и производят с него увеличение в необходимом масштабе.

Первыми мастерами, обратившимися к технологии комбинирования, были англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон, смонтировавшие в 1843 году «Заседание Свободной церкви в Шотландии» из 470 заранее подготовленных портретов.

Оскар Гюстав Рейландер оставил в истории фотографии помпезную многофигурную композицию «Два жизненных пути», приведшую в восторг королеву Викторию, которая приобрела ее в подарок принцу Георгу.

Генри Робинсон известен своими аллегорическими «фотомонтажными картинами», такими как «После дневного труда».

В России первый известный фотомонтаж - портрет императрицы Марии Федоровны - был создан петербуржцем Сергеем Левицким в начале 1870-х годов (рис. 77).

С. Левицкий. Мария Федоровна с сыном Ники, 1870 гг

Рис. 77. С. Левицкий. Мария Федоровна с сыном Ники, 1870 гг.

В подобных работах нет ничего, что противоречило бы реальной действительности, еще не проявили себя все возможности «моделирования» мира с собственными законами перспективы, построения «разномасштабной» композиции - монтаж являлся лишь методом обработки фотографии.

Свои художественные свойства фотомонтаж обретает в начале XX века. В качестве одного из прототипов некоторые специалисты называют обклеенную множеством вырезок и репродукций ширму сказочника Ганса Христиана Андерсена, служившую источником его вдохновения. Она существует по сей день и хранится в музее Андерсена в Дании. Известны также ранние монтажные театральные афиши, рекламные плакаты, в которых уже присутствует явное вторжение автора в реалистическую логику изображения.

Подлинную революцию в развитии монтажной фотографии совершает эпоха авангарда. Методы кубизма с его дроблением и «расщеплением» поверхности изображения и изобретенный им коллаж существенно влияют на формирование эстетики фотомонтажа. Особенно по вкусу она приходится дадаистам и сюрреалистам, конструировавшим в своем творчестве иную действительность, проповедовавшим иррационализм, осуществлявшим суггестивные комбинирования реальностей, отрезков времени, потусторонних и посюсторонних миров и т. д.

Основоположником дадаистского монтажа принято считать Рауля Хаусманна, в своей статье «Определение фотомонтажа» давшего подробную характеристику новому методу. В его основе - невозможность гармоничного сочетания разнородных элементов и призывы к смелому и алогичному составлению «мозаики» из «осколков реальности» (рис. 78).

Макса Эрнста, еще одного известнейшего дадаиста, привлекали непреднамеренные «игры смыслов», возникающие при комбинировании изображений, первоначально подсмотренные им в научных иллюстрированных публикациях (рис. 79).

Рауль Хаусманн. Фотоколлаж

Рис. 78. Рауль Хаусманн. Фотоколлаж

Марк Эрнст. Коллаж

Рис. 79. Марк Эрнст. Коллаж

Еще одним претендентом на изобретение художественного метода фотомонтажа был Джон Хартфилд, широко известный своими пропагандистскими плакатами- памфлетами времен Первой мировой войны и эпохи утверждения нацизма. Впервые в своих работах он использует обратную перспективу, смещенные масштабы и свойственную плакату метафоричность и емкость художественного высказывания при лаконичности изобразительных средств. Истоками своей техники он называл открытки, которые он и его друзья, художники из круга знаменитого немецкого экспрессионизма, посылали товарищам на фронт. Открытки содержали зачастую зашифрованное визуальное высказывание с политическим подтекстом, созданное при помощи газетных и рекламных вырезок, которое, выраженное словами, никогда не прошло бы строгую цензуру. Автор подвергался преследованиям по политическим мотивам - с приходом к власти Гитлера он вынужден был эмигрировать сначала в Чехословакию, а затем в Великобританию и вернулся на родину только после окончания Второй мировой войны (рис. 80).

Джон Хартфилд. Фотоколлаж

Рис. 80. Джон Хартфилд. Фотоколлаж

Параллельно плакатную фотомонтажную эстетику развивали художники конструктивизма - как в СССР (круг

А. Родченко, Эль Лисицкого, Г. Клуциса), так и в Германии («Баухауз» и в первую очередь эксперименты Мохой-Надя).

Экспериментальная (в том числе монтажная) фотография выделяется в особый жанр, оказывая сильное влияние на полиграфию и графический дизайн. В первую очередь авторов привлекал политический, агитационный потенциал фотомонтажной техники, емкие визуальные решения и сила воздействия на зрителя.

Густав Клуцис так писал в 1931 году в своей статье «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства»: «Фотомонтаж - типичный вид советского революционного искусства, но сфера его применения далеко выходит за пределы СССР. Коммунистическая печать Германии широко применяет в своих изданиях метод фотомонтажа. Необходимо всячески приветствовать и поддерживать всякого нового работника в этой области, двигающего дальше это большое дело».

Александр Родченко был одним из ведущих мастеров советского фотомонтажа. Одна из его заслуг - внедрение этой техники и эстетики в книжную иллюстрацию. В 1923 году он создал цикл иллюстраций к поэме Маяковского «Про это», вызвавший большой интерес и живой отклик публики и самого поэта, отметившего «добрые боевые заслуги» Родченко в области фотомонтажа. В работе над обложкой и иллюстрациями Родченко использовал метод монтировки печатного и фотографического материала на определенную тему: вторя гиперболической, эмоциональной или сатирической поэзии Маяковского, он буквально внедрял изображения в текст, плотно спаивал слово и визуальный образ. Еще одной широко известной, хотя даже не изданной фотомонтажной работой Родченко стал рекламный плакат «Книги» для Ленинградского отделения Госиздата (Ленгиза) с фотографией Лили Брик (рис. 81).

Произвел фурор смонтированный Сергеем Сенькиным, ассистентом Эль Лисицкого, при оформлении советского раздела международной выставки «Пресса» в Кельне гигантский фотофриз, приближающийся по своим размерам и художественным характеристикам к монументальной живописи. Сам Лисицкий также активно применял технологию фотомонтажа в своих плакатах, обложках и других композициях - например, в обложке каталога первой советской выставки в Швейцарии (Цюрих, 1929), представляющей монументальные образы советских юноши и девушки. Другая его работа - фотомонтажный плакат для советского раздела Международной выставки гигиены в Дрездене (1930), изображающий молодого рабочего, в грудь которого вмонтировано изображение двух трудящихся мастеров. Такое неожиданное соединение изображений и масштабов создает образ фантастический, футуристический, созвучный все той же поэзии Маяковского («оздоровительный ремонт человека»), с которым Лисицкий был дружен. Последняя эмблематичная работа Лазаря Лисицкого, созданная накануне смерти, - антифашистский плакат «Давайте побольше танков!» (она же - «Все для фронта! Все для победы!»), датируемый декабрем 1941 года (рис. 82).

В послевоенный период самым известным объединением, развивавшим технологии фотомонтажа, становится группа «Фотоформ», основанная О. Штайнером. Наиболее последовательным «фотомонтажником» внутри группы был Хайнц Хайек-Хальке, манифестировавший в своем творчестве соединение субъективного опыта с образами бытовых предметов, делавший акценты на повседневность и зависимость от нее человеческого сознания. Различные предметы, в зависимости от их субъективной важности, представлены в его работах в смещенных, не соответствующих реальности масштабах; они трудно узнаваемы сами по себе. Из таких, казалось бы, обыденных элементов, как сгнивший лист и кусок проволоки, автор создает совершенно фантастические, апокалиптические образы.

А. Родченко. Фотомонтаж «Книги», 1925

Рис. 81. А. Родченко. Фотомонтаж «Книги», 1925

Эль Лисицкий. Фотомонтаж «Давайте побольше танков», 1941

Рис. 82. Эль Лисицкий. Фотомонтаж «Давайте побольше танков», 1941

Комбинированием различных, прежде всего старых, архивных и «найденных» фотографий увлекается Ван Дерен Кок начиная с 1960-х годов. Глубокое знание технологии фотографирования (в том числе таких «архаических» техник, как дагеро- и амбротипия, которые обретают в его руках новую жизнь) художник сочетает с последовательным изучением фотографии как вида искусства. Отсюда происходит его «пассеистский» интерес к цитатности, соединению различных временных отрезков в одной композиции. Естественно, соответствующих знаний для понимания тонкостей своих работ он требует и от зрителя.

С развитием цифровых технологий и появлением компьютерного монтажа эта методика получила «второе дыхание» и невероятно широкое распространение. Открытки, плакаты, журналы, художественный фотоколлаж - сфера применения и варианты использования фотомонтажа сегодня невероятно расширились и доступны практически любому пользователю компьютера.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое коллаж, фотоколлаж?
  • 2. Кто из отечественных деятелей стоял у истоков создания коллажа?
  • 3. Кто впервые применил технику коллажа?
  • 4. Что такое фотомонтаж?
  • 5. Какие методы фотомонтажа вам известны?
  • 6. Для чего используют фотографии в коллаже?

Практическое задание

Задание 1: Коллаж на тему «Портрет»

Цель: Практическое овладение традиционной техникой создания коллажа.

Содержание: Создать коллаж.

Материал: Лист формата АЗ, бумага, клей, ножницы, картон, цветная бумага, старые газеты, журналы и др. Примеры выполнения задания:

Студенческие работы

Задание 2: Коллаж на тему «Город»

Цель: Практическое овладение традиционной техникой создания коллажа и техникой фотомонтажа. Содержание: Создать фотоколлаж.

Материал: Формат листа АЗ, бумага, фотографии города, клей, ножницы, старые газеты, журналы и др. Пример выполнения задания:

Красноярск

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>