Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История и теория дизайна

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Отечественный дизайнерский опыт начала XX века

План

  • Производственное искусство
  • Оформление революционных праздников
  • ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН

Производственное искусство

Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение «Производственное искусство», уходящее корнями в футуризм начала XX века и проявляющееся в интеграции искусства и техники. Его сторонники отрицали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство как «новую форму практической деятельности». Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов выходили в предметный мир, а с другой - на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому «Производственное искусство» носило ярко выраженный социальнохудожественный характер. Производственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали социальный заказ промышленности.

Один из теоретиков «Производственного искусства» Б. Арватов называл искусство «высшей квалификацией мастерства». Социально-техническая (универсальная) целесообразность - единственный закон и единственный критерий художественной деятельности. Отсюда - чем квалифицированнее, т. е. чем лучше в смысле формообразования, сделана вещь, тем она художественнее. Другой теоретик «Производственного искусства» Б. Кушнер, анализируя инженерную деятельность, приходит к выводу, что «художник должен войти в производство, заменив в нем инженера, став “художником-инженером”». Фактически это стало первым теоретическим обоснованием зарождающейся принципиально новой проектной культуры.

С «Производственным искусством» связаны имена таких художников-авангардистов, как А. Родченко, Эль Лисицкий, В. Татлин.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>