Новый архитектурный стиль Возрождения

эпох. Примером взаимодействия и переплетения языческой и христианской культур является Флорентийский собор, здание готического стиля с античными пилястрами и гигантским куполом, символизирующим новый архитектурный стиль Возрождения.

Ф. Брунеллески (1377—1446), создавая свой знаменитый купол Флорентийского Дуомо (Кафедрального собора), обращается к античному Пантеону, тщательно и долго его изучая. Потом были возведены купол Микеланджело над Собором Святого Петра в Риме и те купола, что в последующие века увенчали соборы всей Европы. Над сооружением купола Брунеллески трудился 18 лет. Помогло изучение античных образцов и новое использование достижений готики: ренессансная четкость членений придает могучую плавность общей устремленности ввысь знаменитого купола, строгой гармоничностью своих архитектурных форм навсегда определившего облик Флоренции.

Средневековой готический собор, явившись, в конечном счете, воплощением величественной красоты, воздвигался отнюдь не во имя красоты. Красота не была его конечной целью. В эпоху Возрождения, когда начинали преодолеваться идеи Средневековья, когда их стали потеснять идеи гуманизма и красоты, зодчество обрело новое назначение.

Возрожденческая архитектура преобразила облик собора: центрическое купольное сооружение не придавливало больше человека, не отрывало его от земли, а своим величавым подъемом утверждало главенство человека на земле — антропоцентризм.

Характерной чертой архитектуры Возрождения явилось создание также светских палаццо (дворцов), как правило, трехэтажных, носящих по облику, благодаря кладке из грубо отесанных камней, крепостной характер. Таковы палаццо Питти (архитектор Л.Б. Альберти), палаццо Медичи (архитектор Микеллоцо да Барталамео), палаццо Ручелай (архитектор Л.Б. Альберти). Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, парные окна, подчеркнутые карнизы таковы их особенности. Это был новый этап в архитектуре, хотя он предполагал использование античной ордерной системы.

Леон Батиста Альберти (1404—1472), гуманист, архитектор, крупнейший теоретик искусства XV в., считал архитектуру «частью самой жизни». По его мнению, здания должны прежде всего служить «величавыми украшениями».

В эпоху Возрождения мир казался человеку прекрасным, и он захотел видеть красоту во всем, что его окружало, и прежде всего в архитектуре, задачей которой стало как можно более прекрасное обрамление человеческой жизни. Красота стала конечной целью архитектуры. Теоретики Возрождения провозгласили красоту самостоятельной ценностью, а Альберти в своем трактате «О живописи» возвеличил «безудержное желание созерцать красоту в ее бесконечности». Он же определил законы прекрасного как согласование всех частей в гармоническое целое, так, чтобы ни одна не могла быть изъята или изменена без ущерба для целого. Образцом для него в этом отношении был Брунеллески, у которого «ни одна линия... не живет самостоятельно».

Новое искусство основывалось на логике, на откровениях человеческого разума, подтвержденных математическими расчетами. Разум требовал ясности, стройности, соразмерности, которыми и характеризуется художественный стиль Возрождения.

Одна из особенностей этого стиля — так называемое «золотое сечение». Это понятие ввел Леонардо да Винчи, затем стал использоваться и другой термин «божественная пропорция», автором которого был математик Лука Пачоли (1445—1509). В своем трактате «Божественная пропорция» он изложил теорию геометрических пропорций, в частности правила золотого сечения—деления отрезка в крайнем и среднем отношении. Оно означает гармоническое деление отрезка. Примером этого считалось человеческое тело. Человеческий разум — движущая сила искусства, и человеческое тело — эталон красоты и образец пропорциональности построения. Это было кредо архитектуры Возрождения.

Соразмерность человеку явилась естественным принципом новой архитектуры эпохи гуманизма. Античная ордерная система с ее точно разработанным строением колонн определяла соотношение несущих и несомых частей, обеспечивающее устойчивость здания. Ее масштабы и пропорции соответствовали масштабам и пропорциям человеческой фигуры.

В противоположность готике, в общем нарастании взлетов как бы стремившейся к ликвидации стены, к преодолению самой массы материи, новая архитектура преследовала совсем иные задачи, чисто «земные», «человеческие» по своей масштабности, искала гармонического и устойчивого соотношения горизонталей и вертикалей.

Ордер — значит порядок. Ордерная система удовлетворяла новое эстетическое мышление; ее возрождение, сыгравшее огромную роль в дальнейшей судьбе европейской архитектуры, неразрывно связано с именем Брунеллески. Причем орден получил в новой архитектуре совершенно особое качество, выходящее за рамки чисто строительных задач.

Любимов Л.Б. Искусство Западной Европы. — М., 1982. — С. 139.

Особенностью возрожденческого художественного стиля было то, что он, в отличие от готики, где живопись и скульптура были естественно подчинены архитектуре, уровнял архитектуру с другими искусствами. Об этом в своем трактате писал Альберти.

В то же время художники Возрождения, такие, как Рафаэль (1483—1520), включали в живописные композиции ордерные мотивы, любимые ими за гармоничное сочетание размеров, линий, объемов. Ордерная архитектура была красива на картине, достаточно вспомнить такие полотна Рафаэля, как «Обручение Марии» и «Афинская школа». Она же должна была радовать человека и в реальных его окружавших зданиях: и фасады, и интерьеры домов должны были восприниматься как прекрасная живописная композиция. Красота вокруг, красота внутри и здания, и самого человека. Это цель идеального сочетания внешней и внутренней красоты достигалась особым вниманием к внутренней красоте человека: к его достоинству, его благородству, его таланту и гению, заложенным в человеке его божественным происхождением.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >