Полная версия

Главная arrow Социология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Особенности комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи как социального интегративного института общества

Социология изучает теоретико-методологические основы, предмет,

1

структуру социологии, основные области социологического исследования, принципы их проведения и организации, и т. д., но придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества.[1] Западная социология отличается, прежде всего, нормативной сущностью социальных институтов. К числу видных представителей институциализма XX столетия относят У. Гамилтона, А. Беренса, С. Кузнеца.

Согласно Гамильтону, «институты - это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев». Они означают постоянный преобладающий образ мысли или действия, который стал привычным для группы или превратился в обычай для народа.

Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов. Как видим, это определение в высшей степени созвучно с теми представлениями об институтах, которые развивал Веблен. В словаре «Современная западная социология» социальный институт определяется как «обозначающий устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп».[1]

Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.27

Социальные институты представляют собой элементы социальной структуры общества, трактуемой в самом широком смысле этого слова. Это - исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, по-другому говоря, сложившихся (или складывающихся) между ними социальных связей. К числу социальных институтов относят определенную совокупность учреждений, соответствующую социальной структуре в широком смысле слова; совокупность социальных норм культурных образцов, предопределяющих

устойчивые формы социального поведения и действия; систему поведения в

28

соответствии с этими нормами.

Социальные институты Э. Дюркгейм образно определил как «фабрику воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами он подразумевал определенные типы отношений между людьми, которые

постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и

28

ВНОВЬ.

Если говорить о системе социальных институтов, то представляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи. [3] [4]

Система профессиональной ориентации молодежи в своей деятельности постоянно культивирует ткань общественных отношений, развивает, восстанавливает, поддерживает отношения между государственными учреждениями, частными организациями и личностью, между государственными учреждениями и частными организациями. Система профессиональной ориентации в процессе своей деятельности является связующим звеном между обществом и личностью.

С точки зрения структуры общества, как отмечалось в работах таких авторов, как С.С. Фролов, М.С. Комаров, В.И. Добреньков, важно выделение в нем социальных связей как взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места

29

и времени.

Классификация этих социальных (общественных) связей позволяет более конкретно представить общество как социальную систему, рассматриваемую под этим углом зрения. Главным основанием классификации социальных институтов выступают сферы общественной жизни, виды общественных отношений. В связи с этим выделяют:

> экономические социальные институты - разделение труда, собственность, обмен, деньги, банки, разного рода хозяйственные объединения и т.д.;

> политические социальные институты - государство, партии, общественные организации и объединения, армия, суд и т.д.;

> институты родства, брака и семьи;

> социальные институт в духовной сфере - моральные нормы, массовую коммуникацию, общественное мнение и т.д.; [5]

> социальные институты в сфере культуры;

> религиозные социальные институты.

Основной, содержательной функцией каждого конкретного социального института является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций.

  • 1. Функции определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки деятельности каждого члена института, его связи и отношения с другими.
  • 2. С этой функцией связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким бы видом деятельности он ни занимался, в какой бы плоскости ни осуществлялись связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.
  • 3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интергация в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.
  • 4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему иституционализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля соблюдения норм, так и во взаимоотношениях между институтами.
  • 5. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения ценностей, норм и образцов поведения.

Наряду с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов.[6]

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

> в обществе должна возникнуть и распространиться потребность, которая, будучи осознанная многими членами общества (как общесоциальная), становится главной предпосылкой формирования нового института;

> должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;

> для выполнения институтом своей миссии, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

> для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).[7]

В обществах переходного типа, претерпевающих системный кризис, как отмечалось в работах В.Г. Афанасьева, В.Г. Белова (изменяется их структура и организация), происходит трансформация общественных потребностей, что требует изменения структуры социальных институтов и наделения существующих ранее несвойственными им функциями.

В современном российском обществе прежние потребности как бы меняют «знак»: раньше институты реализовывали, прежде всего, общественные, коллективные функции защиты, а теперь от них требуют защиты интересов индивида.

Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии, А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

Идея социального института как структурного элемента общества возникла в классических основах социологии как науки. Впервые понятие «социальный институт» описан в работе Г. Спенсера «Синтетическая философия». Он понимал под «социальным институтом» механизм самоорганизации общественной жизни, отвечающий за социальную защищенность, порядок и интеграцию.[8]

Г. Спенсер рассматривает социальные институты как формы самоорганизации и управления, предназначенные для упорядочения и улучшения общественной жизни: «Общество не может и не должно поглощать отдельную личность, а, напротив, должно «служить» составляющим его индивидам».[8]

В самой основе деятельности комплексной системы профессиональной ориентации молодежи как социального института лежит помощь и защита интересов личности, индивидуальный подход к каждому человеку в процессе выбора профессии и становления личности. Система профессиональной ориентации не только помогает личности определиться с выбором профессии, но и направляет в определенное русло действия молодых людей, побуждает идти проторенными путями, которые общество считает желательными, необходимыми «сегодня » и «завтра».

Основными структурными элементами социального института являются:

> закрепление определенной сферы деятельности и общественных отношений;

> регулирование норм, принципов, отношений между членами общества, включенных в орбиту действия данного социального института;

> системы санкций за невыполнение правил, норм и стандартов поведения;

> обеспечение устойчивости социальной структуры общества.

По мнению Бернара Ле Бовье де, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды.

Одной из основных целей комплексной системы профориентации молодежи является удовлетворение социальных человеческих потребностей, поддержка молодежи и обеспечение ее социальной защищенности, раскрытие индивидуального творчества, гармонизация отношений личности и общества, а также развитие у неё способности к адаптации к принципиально новым экономическим и политическим условиям, готовности самостоятельно действовать и принимать решения.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».[10] По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.».[11] В.Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов».

Иными словами, социальные институты - это крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей.

Сегодня становится возможным определение комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, состоящей из современных средств профориентационных услуг как социальной поддержки молодежи, способов распространения социально значимой профинформации.

Рассмотрим социальные структуры комплексной системы профессиональной ориентации молодежи. Внедрение рыночных отношений в нашей стране обострило проблему социальной незащищенности молодежи в сфере труда. Юноши и девушки вступают в самостоятельную жизнь в сложных противоречивых условиях. Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Возможно, что ключом к решению многих проблем обеспечения занятости молодежи должна стать кардинальная перестройка такого важного направления в деятельности службы занятости, как профессиональная ориентация. Заметим, что проблемы молодежи следует решать комплексно. Необходимо ориентироваться не на сиюминутное удовлетворение ее потребностей в трудоустройстве, а на формирование у молодых людей тех качеств, которые помогут им самостоятельно решать проблемы трудоустройства с высокой результативностью, адекватно реагировать на изменения конъюктуры рынка. Речь идет об освоении молодыми людьми технологии построения своего жизненного профессионального пути. Для решения этих проблем требуется исходить из необходимости анализа процесса профессионального развития, особенностей становления личности на различных этапах и развивать концепцию профессионального становления и самоопределения молодежи.

Анализ научной литературы позволяет выделить особенности системы профессиональной ориентации, определяющие ее как специфический вид социального института общества:

  • 1) система профессиональной ориентации имеет вполне определенную устойчивую социальную структуру как совокупность объектов, на которые направлено воздействие человека, малых человеческих групп, коллективов, а также крупных организованных человеческих сообществ со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения) и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами;
  • 2) существование и взаимодействие элементов данного социального института подчиняются вполне определенным социальным законам, распределяющим такие виды деятельности, как социальная защита молодежи, социальное обслуживание, социальная защита инвалидов.

В деятельности системы профессиональной ориентации молодежи наблюдается регулирование норм, принципов, отношений между членами общества, включенных в орбиту действия профессиональной ориентации данного социального института.

Проявление любого социального института связано с типизацией социальной практики, норм, действий его субъектов. Сложившийся социальный институт профессиональной ориентации приобретает для индивидов качество жизнедеятельности. Субъективность этого социального института связана с его функционированием, проявлением его структуры в человеческой деятельности. Обращает на себя внимание важность полного взаимодействия всех компонентов системы профессиональной ориентации для ее эффективности.

В рамках социального института элементы профориентационного процесса могут сохраняться, воспроизводиться и совершенствоваться. Развитие профессиональной ориентации в наше время свидетельствует о необходимости исследовать не отдельные стороны и свойства профориентационного процесса, а взаимодействие профориентации с другими социальными процессами в качестве «элемента социальной структуры общества», целостного социального «организма». Необходимо обратить внимание на стадии профессионального становления личности, где профессиональная ориентация и создание центров профориентации молодых людей может быть одним из направлений в профессиональном становлении личности (рис. 2).

Необходимость возникновения профессиональной ориентации как социального института определяется также тем, что накопившийся опыт требует концентрации, систематизации, сохранения и практического использования многообразных форм и методов профессиональной ориентации.

Комплексная система профессиональной ориентации как социальный институт в принципиально новых экономических и политических условиях, под действием изменяющихся материальных обстоятельств жизни общества и смены формации общественной жизни подвергается коренным изменениям.

Особенностью системы профессиональной ориентации, определяющей ее как социальный институт, является наличие в этой системе социальных функций, структурных элементов социального института, взаимодействие с другими социальными институтами, обеспечение комплексной и сложной структуры системы взаимодействий личности, общества и государства

Процесс профессионального становления и развития личности

Рис. 2. Процесс профессионального становления и развития личности

Таким образом, автором исследования раскрыты особые условия возникновения и развития комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, определены важность и необходимость её создания в период социальных и экономических изменений социума.

  • [1] Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. -3-е изд. - М.: Либроком, 2009. - С. 470.
  • [2] Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. -3-е изд. - М.: Либроком, 2009. - С. 470.
  • [3] Митюрникова Л.А. Харитонова Т.В.., Кривошеева Т.М., Шеменева О.В.. Социально-экономические основы формирования концепции повышения качества жизни населения в современной России. Монография. - М.: МГУЛ, 2010. - С. 141.
  • [4] Дюргейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. - М.: Терра, 2008. - С.400.
  • [5] Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, РГИУ, 1994. - С. 256; Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социология. - М: ИНФРА-М, 2009.
  • [6] Павленок П.Д. Социология. - М.: ИНФРА - М, 2002. - С. 95-97.
  • [7] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  • [8] Спенсер Г. Синтетическая философия. Пер. с англ. - М.: Ника - Центр, 1997.
  • [9] Спенсер Г. Синтетическая философия. Пер. с англ. - М.: Ника - Центр, 1997.
  • [10] Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, РГИУ, 1994. - С. 256; Добреньков В.И.,Кравченко А.И. Социология. - М.:ИНФРА-М, 2009.
  • [11] Комаров М.С. Основы социологических знаний. - М.: Наука, 1994.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>