Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика arrow Этика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Феномен духовности

Ты, знающая дальней цели Путеводительный маяк

Александр Блок

Что такое дух?

Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Нередко пишут о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.

Но вот парадокс. Ни в одном философском словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Едва ли все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностей. В то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.

Понятие «дух» весьма многозначно. Некоторые исследователи связывают дух с феноменом запредельного, неземного, отыскивая в нем черты божественности. Светские мыслители отождествляют дух с идеалом, со стремлением человека к совершенству. Нередко с этим словом связывают различные программы нравственного обогащения человека. Разделяют, скажем, «духовность» и «потребительство», стремление к жизненным благам. «Дух» нередко ассоциируют с определенными способностями людей.

В силу такой полисемичности, естественно, необходимо вернуться к истокам, сравнить разные версии значения слова, его смысла и включенности в различные контексты. В поэтическом обороте речи и в переносном смысле Дух — это также небесные и демонические существа, даже злой, лживый или нечистый Дух. Существенно, что в Ветхом Завете Бог никогда не отождествляется с Духом. Под влиянием греческой философии понятие «дух» становится близким к психофизической проблематике.

Дух и душа стали рассматриваться как религиозно-философские понятия, олицетворяющие, выражающие невещественные начала в отличие от всего материального. Древние представления о духе (ат- мане, пневме, спиритусе, рухе) соотносились с феноменом дыхания: душа связывалась со вдохом, а дух — с выдохом. Древние считали, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них. К этому воззрению можно отнести доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.

Пневма (греч. pneuma — дыхание, дуновение, дух) — в древнегреческой философии и медицине — сила, регулирующая дыхание и пульс. У натурфилософов VI в. до н.э. пневма обозначает элемент воздуха (Ферекид из Сироса; «бесконечная пневма», вдыхаемая космосом, — в пифагореизме). Позже пневма спиритуализирова- лась: ее отождествляли с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена — Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании (пневме) движущемся в венах вместе с кровью. Это представление проникло затем в гиппократовскую школу, локализовавшую источник пневмы в мозге, и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце[1].

Через посредство сицилийского врача-натуралиста Филистиона из Локр между 370 и 360 гг. до н.э. это представление было воспринято Платоном и Аристотелем. Аристотель различал два вида пневмы: пневма как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови. Эти представления были развиты Эрасистратом в III в. до н.э. и через школу врачей-пневматиков в I в. н.э. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию — посредника между душой и телом — используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.

В стоицизме пневма — это жизненная сила, уподобленная логосу. Затем это — первоогонь, космическое дыхание, дух. Единый, конечный и шарообразный мир, как и все телесное, обречен на гибель. Его природа — огненное дыхание, движущееся в некоем созидательном порыве к дальнейшему выжиганию всего порожденного. Душа мира — теплое дыхание, которое одушевляет нас. Стоики считали, что каждая пневматическая система имеет свой центр управления.

Пневма выражает идею непосредственного вмешательства Бога в мирские дела. Филон Александрийский называет пневмой «божественный дух» — высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеческой души, а также принцип профетического познания, превосходящий человеческий дух и даруемый Богом.

Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой. В христианской теологии пневма — «Святой Дух» (pneuma hagion), третье лицо Троицы.

Кант связывал с пневмой возможность выхода в запредельное. В этом случае теология превращается в теософию, моральная телеология — в мистику, а психология — в пневматику. Все переносится в запредельное и остается недоступным разуму. Развитие понятия пневмы важно для становления категорий, относящихся к сфере духа. Русский философ В. Шмаков в работе «Основы пневма- тологии» (1922) отмечал, что энергия пневмы — это одновременно и первичное феноменальное соответствие творческой активности духа, предшествующее бытию конкретного как такового, и осуществитель бытия и процессов во всех звеньях феноменальных иерархий.

  • [1] Энциклопедия мистицизма. СПб., 1996. С. 311.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>