Полная версия

Главная arrow Психология arrow Девиантология: схемы, таблицы, комментарии

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Творчество как специфическое проявление девиантного поведения

Комментарий (прим. 21, с 144)

Термин «творчество» указывает и на деятельность; и на созданные ею ценности. Результатом творческого процесса является продукт субъекта творчества - творца (писателя, актера, ученого, музыканта и др.) - в виде созданного им текста, образа, открытия, музыкального произведения и т.п.

Творчество означает создание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении, так и порождаемые им, но и отчужденные от него продукты. Наиболее точное определение творчества дано, по нашему мнению, С.Л. Рубинштейном, согласно которому творчество - это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».

Творчество подразделяется на профессиональное и самодеятельное (непрофессиональное). И в том, и в другом виде творчества создается один и тот же продукт творческой деятельности - текст (научный, литературный, технический), рисунок, звук, образ и т.п. (Схема 26).

Схема 26

Принято считать (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг и др.), что любая творческая деятельность (активность) является специфической девиацией, отклонением от устоявшихся в общественном сознании традиционных норм.

Именно поэтому мы рассматриваем творчество с девиантологических позиций.

Mel Rhodes (1961), проанализировав 40 определений творчества и 16 определений воображения, разработал и обосновал целостную модель творчества 4 Ps, представив его в виде взаимодействия 4-х факторов: процесса, продукта, личности и среды (process, product, person, press).

С.Л. Марков добавил к этой цепочке факторов пятый - смысл (sense).

Д.Н. Морган проанализировал 25 определений творчества и выделил общую характеристику, отмечаемую всеми исследователями, - создание чего-то уникального. Наиболее полные и специфицированные классификации определений творчества принадлежат К.В. Тэйлору и Е.П. Торрансу.

Рассматривая творчество как процесс решения задач, в результате которого происходит преодоление порога трудности и появляется некий новый результат, Тэйлор при анализе научной литературы выделил несколько типов определений феномена:

  • • творчество как создание новой целостности;
  • • творчество как продуцирование чего-то нового, как создание инновационного продукта;
  • • творчество как самовыражение, как работа сознания в «чистой зоне», в неисследованной области, не ограниченной прошлым опытом;
  • • творчество как процесс взаимодействия психических структур личности, определяемых в терминах психоаналитической школы («Я», «Оно», «Сверх-Я»);
  • • творчество как мышление, ориентированное на решение, где творческим является собственно мыслительный процесс.

В классификации Торранса введены еще несколько существенных аспектов рассмотрения природы творчества: творчество как интегральная характеристика индивидуальных черт личности и творчество как культурное событие, духовно и социально оцениваемый результат жизни. В интерпретации Торранса научные подходы к теории творчества выражаются:

  • определениями новизны - той идеи, которая оказывается новой для самого творца и для современной ему культуры;
  • оригинальностью — новым взглядом на проблему или реальность, который противостоит конформному, обыденному, общепринятому;
  • характеристикой творчества как мыслительного процесса, отличающегося способностями мыслить по аналогии и взаимодействовать на осознаваемом и неосознаваемом уровне, включать в себя этапы созревания идеи, подготовку, инкубацию, озарение и пересмотр прошлого видения;
  • пониманием творчества как проявления умственных способностей, обеспечивающих творческие достижения;
  • выделением типологических черт творчества в виде экспрессивного (спонтанного, как у детей), продуктивного (научные и художественные продукты как результаты контролируемой свободной игры), инвентивного (изобретательского в материалах, методах и техниках), инновационного (стратегия улучшения имеющегося), порождающего (выдвижение совершенно нового принципа, который организует новые движения и школы).

Сходную точку зрения на природу творчества высказывают Р. Мэй и А. Ротенберг. Р Мэй, в частности, подчеркивает, что творческий процесс выступает как «сверхрациональный», объединяющий интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции. А. Ротенберг говорит о креативности как форме мышления, превосходящей обычное логическое и рациональное.

Психологические характеристики творческого мышления имеют отличительные типологические признаки, соответствующие поведенческой модели личности. Исследования творческих личностей, проведенные К. Тэйлором, К. Коксом,

Э. Роу, позволили выделить устойчивые, архетипически проявляемые поведенческие черты. Людей с ярко выраженной творческой стратегией мышления отличает толерантность к неопределенности, готовность к столкновению с препятствиями и их преодолению, мотивация самосовершенствования (интеллектуального, духовного, социального), умеренная готовность к риску, стремление к признанию и готовность трудиться ради признания. Такие люди более автономны в выстраивании своих взаимодействий с обществом; они, как правило, неконформны, их отличает четкая нравственная позиция; они могут обладать некоторой склонностью к игре, спонтанности поведения, философской иронии или юмору; они менее подвержены симптомам тревожности и менее ригидны, более уверены в себе и настойчивы в достижении целей, более устойчивы к стрессу

По мнению исследователей, творческая стратегия жизни оказывается не только стратегией саморазвития, но и стратегией выживания в жестких реалиях современности. В контексте проблем современности и опыта личности, реализующей свой индивидуальный план устройства жизни, может быть рассмотрена и концепция актуализации базовых потенциалов человека К. Роджерса с ее идеалом «полностью функционирующей личности», и концепция самоактуализации А. Маслоу с ее иерархическим принципом реализации человеческих потребностей, где вершиной становится потребность в самоактуализации - развитии и воплощении своих идей, способностей, личностной уникальности.

Психологические аспекты теории творчества, разработанные зарубежными исследователями, совпадают с общим направлением исследований в отечественной традиции (Г.С. Альтшуллер, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Е.С. Громов, Л.П. Гримак, В.Н. Дружинин, В.П. Ильин, Б. Кедров, А.Н. Лук, В.А. Моля- ко, Я.А. Пономарев, Б.Н. Теплов, В.Е. Семенов, А.А. Ухтомский, Д.Н. Ушаков, П.К. Энгельмайер, Н.М. Якобсон, М.Г. Ярошев- скийидр.).

В гуманитарной науке построен некий топологический конструкт - пентабазис, объединяющий предметный и символический, внутренний и социальный миры, а также культуру как центр их интеграции. Данный пентабазис обладает мощным объяснительным и эвристическим потенциалом и удивительным образом включает в себя основные измерения или домены творчества (процесс, продукт, личность и среду), полученные эмпирическим путем.

В предметном мире творчество проявляется как продуктивная творческая деятельность, в символическом - как творческое решение проблем, в социальном - как творческий диалог, во внутреннем - как творческая самореализация (Схема 27).

Формы проявления творчества в феноменальных мирах

  • 1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
  • 2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  • 3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  • 4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1969-1973.
  • 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  • 6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005.
  • 7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2009.
  • 8. Кривцун О.А. Психология искусства. М., 2000.
  • 9. Кузин В.С. Психология живописи. М., 2005.
  • 10. Леонтьев А.Н. Л.С. Выготский. М., 1990.
  • 11. Нагибина Н.Л. Психология искусства: типологический подход. М., 2005.
  • 12. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. М., 1994.
  • 13. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
  • 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  • 15. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб, 1995.
  • 16. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. СПб, 1988.
  • 17. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. М., 1965.
  • 18. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002.
  • 19. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>