Полная версия

Главная arrow Политология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Идейно-стилистический центр политического текста

Подобное единство идей и риторико-стилистических средств в политическом тексте образует идейно-стилистический центр текста. В политическом тексте обычно можно выделить один идейно-стилистический центр: определенный комплекс идей, который оформлен определенным риторическим, стилистическим комплексом, включающим в себя систему метафор, символов, аргументативных средств. То, что такой центр один, естественно вытекает из задач политического текста. Автор, предлагая решение политических проблем, должен представить картину действительности, увиденную с одной точки зрения, внутренне непротиворечивую. В противном случае столкновение разных идей, противоречие разных априорных посылок разрушает аргументативную базу, убеждающую силу текста. Обычно это возникает в том случае, если политик обращается одновременно к разным группам населения, обладающим разными интересами и разным видением актуальных проблем. Подобные тексты, выступления обычно оказываются неуспешными. Аудитория не узнает себя среди многих адресатов текста. Исключения редки, но показательны, например риторика Владимира Жириновского. Ему удалось найти слой людей, благодарных ему уже за то, что он их заметил. Они стремятся услышать не то, как политик решает их проблемы и решает ли, им нужно услышать сигналы того, что их заметили, что о них помнят. От выступления Жириновского они ждут не решения проблем, а слов- сигналов, слов-символов, услышав которые, они успокаиваются и уже не обращают внимания на то, что в том же тексте содержатся и другие слова-символы, обращенные к группам с прямо противоположными интересами, обещания, находящиеся в прямом противоречии с уже обещанным другому адресату того же текста.

Идейно-стилистический анализ не только дает возможность работать с неявным планом текста, с непрямым, невысказанным словом, но и помогает прояснить идеологические процессы, идущие в обществе: как именно, в какой форме идет усвоение и актуализация идей и идейных комплексов, превращение их в идеологические, мировоззренческие парадигмы, как идеи проходят путь от отдельного высказывания до усвоения их в качестве общего места, фразеологизма, который принимается как данность. Это две, так сказать, крайние точки: начало и конец, — а между ними — длительный процесс усвоения, утверждения, полемики с другими точками зрения, другими идеологическими парадигмами.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>