ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Мы полагаем, что с точки зрения формирования элементов экономики знаний информационная компонента выступает ключевым фактором. В условиях глобализации, активно развивающегося единого мирового информационного пространства, переориентации ведущих экономик на концепцию инновационного типа как наиболее перспективную методологические вопросы формирования и оценки информационной инфраструктуры становятся ключевыми для национальной экономики в контексте перспективы развития и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Говоря о генезисе понятия информационной инфраструктуры, стоит отметить, что с развитием науки, технологий, транспортной системы появлялась необходимость совершенствования способов хранения, обработки и передачи знаний. Данные изменения, как правило, называют «информационными революциями». Академик А.И. Ракитов, к примеру, выделяет шесть таких революций, основывая свою классификацию на принципе качественного изменения процесса кодирования, хранения и передачи информации.

Одно из самых ранних определений изучаемого объекта относится к 1977 г. и принадлежит К. Атертону. Он определял информационную инфраструктуру как «национальные возможности сделать знания и информацию доступными, передавать знания и информацию и, следовательно, применять знания в работе».

Мы характеризуем информационную инфраструктуру как «институциональную основу эффективного обращения информации в процессе удовлетворения информационных потребностей общества, во многом определяющую потенциал генерации нового знания и, как следствие, обусловливающую уровень инновационности экономики»[1].

Вообще, учитывая кадровый, научный и технологический потенциал Санкт-Петербурга, считаем целесообразным принять концепцию (в том числе и на федеральном уровне) по созданию в городе IT-кластера, т.е. центра информационных технологий и высокотехнологичных компаний в области цифровых технологий по производству аппаратных средств (hardware) и программного обеспечения (software). На сегодняшний день в городе уже существует так называемый IT-кластер, однако суть нашего предложения заключается в том, чтобы вывести данное предложение на принципиально новый уровень, объявив о задаче создания такого кластера, как одной из ключевых инфраструктурных стратегических задач не только города, но и страны в целом.

Особенно данный вопрос актуализируется в условиях кризиса и режима экономических санкций. Согласимся с профессором Владимиром May: «Весь экономический анализ последних 30-50 лет показывает, что сейчас меньший эффект дают расходы на силовые структуры и народное хозяйство, а эффективны вложения в человеческий капитал и инфраструктуру»[2]. Сверхдоходы от нефтяной ренты 2000-х гг., к сожалению, не были использованы для структурной перестройки экономики, для реализации инфраструктурных проектов. Современный кризис 2014-2015 гг. можно использовать как возможность старта структурных реформ, чтобы снизить зависимость от цен на энергоресурсы. Для этого мы предлагаем бюджетный маневр. В случае кризисных явлений происходит просто «заливание» деньгами проблем, а не их решение. Вместе с тем мы отнюдь не предлагаем отказываться от него полностью, так как определенный объем резервов важен для смягчения экономической «турбулентности». Суть же предложения состоит в том, чтобы выводить часть нефтяной ренты и финансировать образование, науку и информационную инфраструктуру как факторы развития экономики.

Таким образом, начав активно развивать новые технологии в предложенном кластере, мы неизбежно столкнемся с проблемой качества институтов, что, в свою очередь, предопределит и необходимость институциональных реформ, а это является долгосрочной и дорогостоящей задачей. В качестве альтернативы можно прибегнуть к изменению не всего института, а его части. Такой подход к модернизации называется «проектным». Стоит заметить, однако, что попытка изъятия из институциональной среды отдельного проекта сопряжена с крайне высоким риском его провала, а в случае успеха - с проблемой масштабирования. Краткий экскурс в институциональную экономику мы оправдываем попыткой уберечь нашу программу от, скажем так, «синдрома Сколково». Мы убеждены, что этот проект не оправдался как раз из-за отсутствия реального государственного запроса на инновационную экономику в стране и по причине низкого качества институтов.

Далее, в рамках задачи создания крупного IT-кластера мы подошли ключевой идее по формированию информационной инфраструктуры города и развитию высокотехнологичного сектора экономики. Чтобы максимально привлечь международных инвесторов, запустить синергетический эффект и обеспечить приток высококвалифицированных кадров, мы предлагаем создать в Санкт-Петербурге «информационный оффшор». Под этим мы понимаем обеспечение в городе особых условий для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, занимающихся технологическими инновациями. Однако главное отличие от классического оффшора будет заключаться в том, что условие для ком- паний-участников состоит в обязательном «физическом» присутствии на территории Санкт-Петербурга и осуществлении здесь основной деятельности. Также обязательным будет принцип «открытых инноваций». На практике это будет означать, что ноу-хау новации, интеллектуальная новизна будут строго защищаться и принадлежать собственнику, однако компания в режиме реального времени будет оповещать всех заинтересованных участников рынка о старте работ над новым проектом и достигнутых результатах. Работа будет идти в тесном сотрудничестве с университетами, в том числе и зарубежными, с которыми необходимо наладить программы сотрудничества в рамках конкретных проектов.

Для компаний, зарегистрированных в оффшоре, будет применяться режим полного освобождения от налогообложения в течение определенного промежутка времени (например, 10 лет), с последующим плавным повышением ставки процента. Чтобы избежать ситуации, при которой город станет гаванью, где регистрируются лишь для того, чтобы уйти от налогов, как упоминалось выше, компании будут обязаны «переехать» в город физически. Также, чтобы повысить эффект от создания оффшора для города, будет выдвинуто условие, согласно которому определенный процент сотрудников, скажем 30%, должны быть гражданами России. Компании обязаны будут брать на практику студентов профильных специальностей местных вузов, а также периодически проводить лекции или семинары по теме собственных исследований.

Ожидаемый эффект от нашего предложения будет заключаться не только в развитии информационной инфраструктуры, но и в мультипликативном эффекте, который выражается в повышении эффективности функционирования всех отраслей промышленности вследствие внедрения информационных технологий.

Иван Андреевич Трошин

аспирант

  • [1] Разработано автором.
  • [2] http://www.vedomosti.ru/economics/video/2015/03/26/vladimir-mau-rezervnii-fond-oslablyaet-ekonomiku
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >